Особенности симфонического творчества А.К. Глазунова

Глазунов вошел в историю русской музыки как виднейший русский симфонист. Глазунов — представитель прогрессивного реалистического направления, верный последователь своих великих учителей — Римского-Корсакова и Балакирева.

Соратник композиторов «Могучей кучки», друг А. Бородина, дописавший по памяти его незавершенные сочинения, — и педагог, который в годы послереволюционной разрухи поддержал юного Д. Шостаковича… В судьбе А. Глазунова зримо воплотилась преемственность русской и советской музыки. Прочное душевное здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное благородство — эти черты личности композитора привлекали к нему музыкантов-единомышленников, слушателей, многочисленных учеников. Сложившись еще в юношеские годы, они определили основной строй его творчества.

Наиболее существенными чертами творчества Глазунова являются народность и национальная характерность. Его произведения навеяны русской природой, славным прошлым русского народа, что роднит Глазунова с композиторами «могучей кучки». Но, в отличие от них, его не привлекал оперный жанр. Основную часть наследия Глазунова составляют симфонические произведения. В области музыкального театра Глазунов проявил себя только как автор балетов («Раймонда», «Барышня-служанка» и «Времена года»).

В области инструментальной музыки Глазунову принадлежит одно из первых мест в истории русской музыки. Он написал 8 симфоний, много программных симфонических произведений и других сочинений для оркестра, несколько концертов и концертных пьес для различных инструментов, 7 квартетов, квинтет и другие пьесы для камерного ансамбля, 2 сонаты, вариации, фуги для фортепиано и многие другие сочинения.

Жизненный и творческий путь композитора

Александр Константинович Глазунов родился в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей.

Музыкальное развитие Глазунова было стремительным. Мать композитора была неплохой пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга. Отец играл на скрипке. Будущий композитор с детства воспитывался в атмосфере увлеченного музицирования, поражая родных необыкновенными способностями — тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать в деталях однажды слышанную музыку. Позднее Глазунов вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше…»

3 стр., 1423 слов

Композиторы могучей кучки

... Могучей кучки» и близких ей по направлению русских и зарубежных композиторов. 1.Могучая кучка или же Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) -- творческое содружество русских композиторов, ... традициям «Могучей кучки». Постепенно Глазунов, Лядов и ... русской национальной идеи в музыке. Организация «Могучая кучка» ...

Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. Впоследствии это увлечение уступило место горячей любви к творениям Глинки и других создателей русской оперной классики.

Тринадцати лет Глазунов познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, который был приглашен для занятий с матерью композитора. Балакирев увидел в по-детски написанных сочинениях признаки несомненного таланта и направил Сашу для систематических занятий к Римскому-Корсакову.

У Римского-Корсакова он брал уроки в течение полутора лет, с конца 1879 по 1881 год. Юный композитор развивался очень быстро, поощряемый советами Балакирева и Римского-Корсакова, постепенно ставших его друзьями.

Параллельно с занятиями музыкой он посещал реальное училище. Необычайная организованность, пожалуй, даже деловитость в занятиях музыкой позволили ему уже в ранние годы достигнуть высокого мастерства. Список его сочинений детских и отроческих лет немал и разнообразен: романсы, оркестровые пьесы, наброски оперы. К 1881 году Глазунов закончил свою Первую симфонию.

Она была исполнена в Петербурге 29 марта 1882 года. Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех петербургских музыкантов. «Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме, симфония имела большой успех», — писал он.

Когда на вызовы публики на сцену вышел шестнадцатилетний автор, юноша в гимназической форме, публика была поражена.

После исполнения Первой симфонии возникли новые знакомства, сыгравшие значительную роль не только в жизни композитора, но и в истории русской музыки вообще. На этом концерте Глазунов встретился с М.П. Беляевым, богатым лесопромышленником и страстным любителем музыки. Беляев был восхищен талантом молодого композитора и решил пропагандировать его творчество. Увлечение творчеством Глазунова побудило Беляева заинтересоваться судьбой и других русских музыкантов. Он познакомился с группой современных композиторов и сумел оказать большое влияние на дальнейшее развитие музыки в России, поощряя творческий труд русских мастеров.

Сочинения Глазунова исполнялись сразу же, как только он успевал их окончить. Одно сочинение следовало за другим. В августе 1882 года Первая симфония была исполнена в Москве.

В 1883 году Глазунов окончил реальное училище. Затем начал посещать филологический факультет университета, но вскоре бросил его. Однако круг его интересов оставался широким.

Летом 1884 года Глазунов вместе с Беляевым совершил путешествие по Германии, Франции и Испании, познакомился с культурными центрами Германии, Швейцарии, Франции, записывал народные напевы в Испании и Марокко (1884).

Во время этого путешествия произошло памятное событие: Глазунов посетил в Веймаре Ф. Листа. Там же, на фестивале, посвященном творчеству Листа, с успехом прозвучала Первая симфония русского автора.

В октябре 1884 года Чайковский приехал в Петербург, чтобы участвовать в постановке «Евгения Онегина» в Мариинском театре. На вечере у Балакирева он встретился с Глазуновым. С этих пор между Глазуновым и Чайковским, который был вдвое старше его, завязались дружеские отношения, сохранявшиеся до последних дней жизни Чайковского. Чайковский интересовался всеми новыми сочинениями Глазунова.

4 стр., 1939 слов

Александр Глазунов

... музыку Саша впервые попробовал в 1878 году в популярном жанре оперы. Но гораздо больше Глазунов любил инструментальную музыку. Естественно, первые произведения Александра Глазунова ... из студентов. Глазунов играл на фортепиано, виолончели ... о Глазунове. В октябре 1884 года два композитора — ... произведений Глазунова и выкупил то, что Глазунов уже продал другим издателям. Для издания произведений Глазунова ...

Влияние Чайковского было благотворным для молодого композитора. Отчасти благодаря творческому общению с Чайковским музыка Глазунова приобрела драматизм и патетическую взволнованность, те черты, которые Глазунов определил как «элементы оперы», внесенные, по его мнению, Петром Ильичом в симфонию.

В ноябре 1884 года Беляев учредил премии за новые сочинения русских композиторов. Глазунов получил премию в 1885 году за свой первый струнный квартет и пожертвовал ее на памятник Мусоргскому. Затем он продолжал получать премии ежегодно. Исключением был лишь 1887 год, когда все премии были выделены на сооружение памятника только что умершему Бородину.

В начале 1880-х годов появилось очень много новых русских произведений для оркестра. Беляев решил организовать постоянные концерты, в которых ежегодно исполняли бы несколько программ исключительно из сочинений русских композиторов.

Эти «Русские симфонические концерты» устраивались с декабря 1885 года в течение тридцати лет. На каждом концерте исполнялось новое оркестровое произведение Глазунова, который сочинял так быстро и много, что никогда не давал повода нарушить это правило.

На первом «Русском симфоническом концерте», в декабре 1885 года, была исполнена симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин».

Вторая симфоническая фантазия «Море» написана в 1889 году. Вслед за «Морем» не замедлили появиться симфонические картины: «Кремль», «Весна» и другие. При всем значении этих произведений в творчестве Глазунова преобладали все же инструментальные произведения, основанные на чисто музыкальных законах и не подчиненные какому-либо сюжету.

Глазунов охотно оркестровал и чужие произведения и считался авторитетом в этой области. Даже композиторы старшего поколения охотно использовали его советы.

К концу 1880-х годов беляевский кружок вырос настолько, что воплотил все наиболее передовые стремления русской музыки того времени. Глазунов вошел в беляевский кружок в момент его образования, и авторитет его как композитора рос вместе с расширением деятельности кружка. В июне 1889 года Глазунов вместе с группой других музыкантов отправился за границу. На очередной Всемирной выставке в Париже Беляев организовал два концерта русской музыки, на которых Глазунов выступал как дирижер своих сочинений.

Популярность Глазунова за границей быстро росла. Произведения его все чаще встречались в программах концертов, а в прессе начали появляться разборы его сочинений и биографические справки о самом композиторе. Особенной известностью Глазунов пользовался в Англии, в 1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов. Он не раз посещал Лондон и дирижировал там своими произведениями.

К 1890-м годам он достиг вершин своего таланта, полного расцвета своих творческих сил и блестящего совершенства техники. Те индивидуальные свойства музыки, которые Глазунов обнаруживал еще в своих ранних произведениях, теперь вылились в мастерство вполне определившегося стиля. В эти два десятилетия на рубеже старого и нового века Глазунов создал свои лучшие произведения.

10 стр., 4775 слов

Анализ финала симфонии 1 В.С. Калинникова

... Калиникова не покинуло. И 18 марта 1895 года Калинников сообщает Кругликову, что "симфонию кончил вчистую". 3. Это поистине гениальное произведение, ... таких корифеев русского музыкального искусства, как Танеев, Римский-Корсаков, Глазунов не травмировало его психику, а наоборот стимулировало к ... черт в творческом облике композитора. А если сравнивать образно, то 1-я - это залитый солнцем пейзаж, а 2-я ...

К числу наиболее значительных произведений Глазунова прежде всего относятся его последние симфонии, начиная с Четвертой и включая последнюю, Восьмую. Каждая симфония совершенна в своем роде, и ни одна из них не похожа на другую.

К этим же годам относятся превосходные произведения Глазунова в области балета. «Раймонда» (балет в трех действиях, либретто М. Петипа) написана в 1896-1897 годах, а поставлена впервые в Петербурге в 1898 году. Исторически она продолжает направление, намеченное балетами Чайковского, — симфонизацию балета. Музыка уже не играет вспомогательной роли, как это было в балетах Пуни и других композиторов, писавших музыку, под которую удобно было бы танцевать.

Балет «Раймонда» бесспорно принадлежит к числу лучших сочинений Глазунова. Однако второй балет — «Времена года» (1899) — более интересен по своим чисто музыкальным качествам. Весь балет представляет собой четыре картины: зиму, весну, лето и осень. Партитура этого балета — образец блестящего оркестрового искусства Глазунова.

В 1899 году Глазунов был назначен профессором класса оркестровки и чтения партитур в Петербургской консерватории. Вся его тридцатилетняя педагогическая деятельность и административная работа прошла в этом учебном заведении. Общественно-музыкальная деятельность Глазунова стала особенно интенсивной после смерти М.П. Беляева в начале 1904 года, когда вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым он стал во главе музыкальной жизни Петербурга.

Для творчества Глазунова наступил менее плодотворный период. Педагогическая работа и дирижирование поглощали все его силы. К 1909 году относятся эскизы новой симфонии, из которой написана была первая часть (клавир).

После Восьмой симфонии прошло тридцать лет, когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, но смерть помешала ему закончить ее. Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового столетия музыка начала развиваться в ином, новом направлении.

Октябрьская революция застала Глазунова всецело поглощенным педагогической и общественной деятельностью. Несмотря на трудности первых революционных лет, он отдавал всю энергию делу музыкального просвещения. Глазунов привлек к работе в консерватории новые силы, стремясь обновить и пополнить состав профессуры. Вместе с ними он боролся против охватившего консерваторию в 1920-х годах пагубного увлечения формалистической западноевропейской музыкой.

В 1922 году в связи с празднованием сорокалетия творческой деятельности Глазунова ему было присвоено звание народного артиста Республики. Юбилей был отмечен рядом авторских концертов и постановкой балета «Раймонда». Осенью 1928 года Глазунов выехал за границу лечиться. Там, в Париже, он провел свои последние годы. В письмах тех лет он часто жаловался на усталость, много говорил о болезнях. Все же и тогда Глазунов продолжал композиторскую и дирижерскую деятельность, хотя условия для творчества были, по его словам, «далеко не благоприятны», а концертные турне очень утомительны.

Он дирижировал концертами из своих произведений в Париже, Мадриде, Лиссабоне и Валенсии. В ноябре 1929 года он впервые посетил Америку, где дал семь концертов: в Детройте, Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. В 1930 году он дирижировал своими сочинениями в Лодзи, Варшаве и Праге, а в 1931-м — в Амстердаме и Истборне.

2 стр., 756 слов

Времена года в творчестве пушкина

... время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, , зима , весна. Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года. ...

Умер Глазунов в Париже, на семьдесят первом году жизни 21 марта 1936 года. В 1972 г. его прах перевезен в Ленинград и захоронен в Александро-Невской лавре.

Особенности симфонического творчества

Когда Балакиреву впервые показали юного Глазунова, тот был поражен его талантом. «Да это юный Глинка!» — воскликнул он услышав отрывки из его оперы. Стремление к инструментализму было так сильно в юном композиторе. Летом 1879 года, во время отдыха в Германии, в Киссингене он подробно познакомился с симфоническим оркестром… с тех пор сердце его было отдана оркестру навсегда.

Летом 1880 года Глазуновы поехали на знаменитый курорт Прибалтики — Друскеники. Под впечатлением от богатой природы и «Пасторальной» симфонии Бетховена и родилась та самая Первая симфония, сделавшая композитора популярным и любимым в 16 летнем возрасте. Изначально симфония планировалась как «Славянская» — в скерцо и в финале использованы цитаты польских народных песен. Работа молодого музыканта шла под присмотром Балакирева и Римского-Корсакова. Ведь для него это сочинение было своеобразным аттестатом зрелости, экзаменом по дороге в большое творчество. И выдержал он этот экзамен превосходно. В ходе сочинения и репетиций наставники помогали Глазунову, но основной тематизм покорил их сразу. «Пожалуй, больше мне учить вас нечему» — сказал Римский-Корсаков познакомившись с этой музыкой. Премьера состоялась 17 марта 1882 года.

Симфония начинается мягкой и радостной темой у струнных, как легкий танец, сменяется темой, как бы рисующей манящего, праздничного леса. Симфония богата образами, в ней и радости, и грусть воспоминаний, и юношеская чистота, непосредственность и искренность, и мастерство во владении композицией. Какого было удивление публики когда под бурные аплодисменты на поклон вышел робкий ученик училища… Даже критика с восторгом приняла симфонию — Стасов, Беляев лишь восхищались силой таланта. С той самой премьеры известность всю жизнь сопровождала композитора.

В 1883 году Глазунов записывается вольнослушателем на историко-филологический факультет Петербургского университета. Эта событие повлияло на его дальнейшее творчество следующим образом — в нем проводились регулярные концерты симфонического оркестра, и композитор, конечно же, вступил в этот оркестр, ибо довольно хорошо владел скрипкой и виолончелью. В оркестре он освоил валторну, трубу и кларнет. Симфонист по природе своей он еще ближе сросся с симфоническим оркестром.

Зрелые, совершенные сочинения стали появляться в начале 90х годов. Десятилетие, прошедшее после исполнения Первой симфонии, стало периодом закрепления и совершенствования композиторских навыков. Большинство сочинений 80х годов несут на себе отпечаток школы «Могучей кучки». Метка этой школы — дань учителям и традициям русской музыки, но в тот период воздействие ощущалось слишком явно, творчески не осмыслено. Две увертюры на греческие темы, «Характеристическая сюита», «Лирическая поэма», симфоническая поэма «Стенька Разин», элегия «Памяти героя», Вторая симфония — вот наиболее значительные оркестровые сочинения 80х годов. Увертюры на греческие темы — наиболее так сказать «кучкистские» произведения тех лет. Здесь на основе народных мелодий средствами оркестра создаются характерные жанровые картинки, сцены народной жизни. Картинность, конкретность, программность музыки — типичные черты творчества Глазунова. Программность — одна из характернейших черт творчества кучкистов — привлекала и Глазунова. Некоторым произведениям он даже предпосылает литературный текст. Особо нужно отметить проявившуюся уже в эти годы любовь к величаво-эпическим образам, к музыке, воплощающей богатырскую силу и спокойствие, мощь и уверенность. Характерна и лирика Глазунова — мягкие и красочные темы, задевающие все струнки русской души.

45 стр., 22104 слов

Музыка как средство воспитания школьника

... музыковедческую, методологическую литературу по теме дипломного исследования «Музыка как средство эмоционального воспитания личности»; 2) провести опытно-поисковую работу по исследованию «Музыка как средство эмоционального ... в отечественной и зарубежной науке, в контексте новой парадигмы педагогики вопросу эмоционального развития школьников, а также качественному улучшению эмоционального ...

Вот что пишут о нем критики и исследователи. Стасов: «Главный характер всех сочинений Глазунова — неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы». Келдыш: « С Первой симфонии определяется он как симфонист монументального плана, склонный к мышлению крупными синтетическими образами, к широким масштабам музыкального письма при ясности соотношений и стройной логической завершенности целого».

Выходящие из-под пера композитора все новые и новые произведения сразу же становились известными публике. Широкое исполнение сочинений помогало автору проверить правильность выбора инструментов, сопоставить задуманное и полученное. Это способствовало быстрому композиторскому развитию и раннему наступлению его композиторской зрелости.

Глазунов был в хороших отношениях со всей музыкальной элитой того времени, его музыка получила признание и в Европе — известно, что Лист одобрил его симфонии и был восхищен его творчеством. Благодаря своему феноменальному таланту он завершает оперу «Князь Игорь» Бородина, и так же продолжает писать для оркестра. Фантазии для оркестра — «Лес», «Море», симфоническая картина «Кремль» и Третья симфония — произведения «смутного периода» Глазунова. Они не являются лучшими сочинениями, однако нельзя не отметить мастерскую передачу образов в любом из этих произведений. Мы отчетливо можем услышать русский лес, живое море, монументальный кремль и русскую лирику в третьей симфонии. Фантазия «Море» — произведение, наиболее сильно отразившее увлечение композитором музыкой Вагнера. Третья симфония написана в дань творчеству Петра Ильича Чайковского. Композитор пытается перенять его лирику, и ему во многом удается, хотя, конечно же, симфония не лишена недостатков.

Середина и конец 90х годов — время яркого расцвета творчества Глазунова. Из-под его пера выходят новые произведения, поражающие зрелостью мысли, полнотой чувств, совершенством мастерства. Стройностью формы. В 1893 завершена Четвертая симфония, в 1895 — Пятая и в 1896 — Шестая. В 1897 году в свет выходит всемирно известный балет «Раймонда», о который мы рассмотрим позднее. В 1898 закончен балет «Испытания Дамиса», в 1899 — балет «Времена года».

Наиболее рельефны симфонии. В них композитор раскрывает внутренний мир своего лирического героя, создает красочные разнохарактерные картины. Очень трудно говорить о музыке. Не существует таких слов, чтобы расшифровать звучание симфоний Глазунова. Они не поддаются конкретизации, в них мы можем найти взаимоисключающие начала, тематизм их так изменчив и так богат!

9 стр., 4362 слов

Музыка Англии конца XIX – первой половины XX в; творчество Бенджамина Бриттена

... ирландским акцентом… музыка Элгара говорила по-английски с немецким акцентом». На рубеже веков в Великобритании, как и по ... в столицу империи континентальных музыкантов: Шопена, Берлиоза, Чайковского, Глазунова… Свежий ветер современности несли с собой и ... участвовала в интенсивном процессе формирования предклассической и классической симфонии, однако собственно творческого вклада в него не внесла. ...

Четвертая симфония начинается с лирической темы, которая заключает в себе черты русской народной песни и восточную изворотливость музыки. За вступлением идет основная быстрая часть, но большого констраста не возникает — тема оживляется за счет трепетного аккомпанемента. Следующие после музыкальные образы звучат то эпически повествовательно, то лирически задушевно, то с героическим подъемом, то с оттенком шутливости. Нет границ у великого таланта! Середина второй части — замечательной красоты вальс, прямой «потомок» вальсов Глинки и Чайковского. Следует отметить что Глазунов отклонился от классической формы симфонии — первые две части неторопливы, последние две части наоборот задорны и танцевальны. Финал грандиозен, монументален. Словно картина всенародного торжества он поражает зрителей богатым звучанием.

Пятая симфония так же входит в число лучших русских симфоний. Открывается она медленным торжественным вступлением, музыка которого чередуется с моментами тихой звучности, как бы недоумением. Главная тема плавна и мелодична. Волнообразное развитие показывает блестящую оркестровку. Побочная партия нежна и певуча, привлекательна и трепетна. Вторая часть — один из блестящих примеров скерцозной музыки. В ней слышится незамысловатый наигрыш крестьянского рожка плясового характера. Третья часть отражает то прекрасное, восторженное состояние человека от встречи с истинной красотой, она принадлежит к лучшим страницам русской музыки. Финал симфонии многогранен — в нем и удаль, и героика, и массовая праздничность и лиричность.

Шестая симфония воплотила в себе самые драматические оттенки музыки Глазунова, никогда прежде не писал он таких страстных и трагичных произведений. Драматическими коллизиями наполнена вся симфония, борются между собой светлые лирические и напряженные трагические мотивы. Финал симфонии — торжество мощи и силы, победа добра над злом.

Естественно, каждая из трех симфоний своеобразна, но есть и черты, присущие всем. Эпические образы музыки — мощь, благородство, величавость, уверенность — вот что отличает неповторимый стиль композитора. Не менее типична и светлая лирика Глазунова — плавно струящаяся мелодия, казалось бы, может литься бесконечно. Народно-жанровые образы так же являются характерными чертами творчества — как близка его музыка к исконно русской культуре. Взаимовлияние разных, подчас противоречивых начал — еще один пункт стиля Глазунова. Очень трудно разгадать содержание его симфоний, образы его не так контрастны, но как монументальны и содержательны! И наша страна не обеднеет до тех пор, пока в ней хранятся такие образцы культурного наследия. Такая русская музыка.

7 января 1898 года состоялась премьера балета «Раймонда». Проходила она в Мариинском театре. Произведение сразу же полюбилось зрителям.

Фантазия композитора, издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие нарядных картин — празднество в средневековом замке, темпераментные испано-арабские и венгерские танцы… Музыкальное воплощение замысла чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита. «Раймонда» обрела долгую жизнь и в театре (начиная с первой постановки знаменитым балетмейстером М. Петипа), и на концертной эстраде (в виде сюиты).

13 стр., 6231 слов

Золотой век русской культуры

... начало золотого века в литературе. Пушкин являлся родоначальником новой литературы. Откликнувшись на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую действительность ... Гоголь (1809-1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам-повести ... неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрении он принят не только XIX веке, не только в ...

Секрет ее популярности — в благородной красоте мелодий, в точном соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца.

Появление в творчестве композитора произведения нового жанра неслучайно — в его творчестве достаточно много танцевальных мотивов, пьес, интонаций. Композитор едва ли не с первых шагов своего творчества шёл к балету. Много впечатлений помогало Глазунову работать над «Раймондой» — это и балеты Чайковского, путешествие по Германии, увлечённость музыкой Востока.

Действие балета происходит во Франции, в эпоху крестовых походов. В средневековом замке празднуют день рождения юной Раймонды. На следующий день должен был вернуться из похода её любимый жених — Жан де Бриен. Ночью она видит недобрый вещий сон. С утра в замке готовятся к встрече жениха, съезжаются знатные гости. Красота девушки пробуждает страсть в вожде сарацинов Абдерахмане, он уговаривает Раймонду уехать с ним и даже пытается её похитить. Но тут появляется доблестный Жан де Бриен, убивает в поединке Абдерахмана, спасает Раймонду и все счастливы и великое торжество завершает балет.

Хоть сюжет и незамысловат, но балет монументален и представляет собой масштабное трехактное произведение. Глазунов идет путем симфонизации балета, следуя за Чайковским. Ряд лучших сцен посвящен главной героине балета. Ее образ так жив, так полнокровен — это и радостные чувства, и восторженная любовь и драматическое отчаяние. Из сцен первого типа особенно выделяется Большое адажио из первого действия. Исполняемое солирующей скрипкой оно потрясает той самой глазуновской лирикой — бесконечно льющаяся, словно песнь счастливой любви. Контрастны подобным лирическим моментам напряженные моменты столкновения Раймонды с Абдерахманом. Музыка здесь отдает тревогой и отчаянием. И все же в балете доминирует лирико-эпическое начало. Массовые сцены в балете разнообразны, каждый танец имеет свои отличительные черты. Как все же богата фантазия композитора. В драматургии важную роль имеют танцы свиты Абдерахмана. Они подчёркивают контрастность между Раймондой и вождем, и динамическое крещендо мастерски накаляет обстановку. Испано-арабская сюита во втором действии и венгерская сюита в третьем как нельзя лучше показывают, как профессионально Глазунов подошел к сочинению. Неповторимый колорит национальной музыки передан им в совершенстве. Многие из пьес этих сюит исполняются как отдельные номера симфонического оркестра. Красота и благородство музыки, певучая пластичная мелодия, поэтичность выраженного в нем настроения принесла балету широкую известность.

«Испытания Дамиса» так же имеет незамысловатый сюжет — это изящная пастораль в духе французской культуры 18ого века. Герцогиня Изабелла устраивает испытание претендующему на ее руку бедному маркизу Дамису. Он с честью проходит все испытания, и свадьба завершает балет. «Времена года» балет без такового сюжета. Он аллегоричен и представляет собой четыре музыкально-хореографические картины. Музыка этих балетов гибко передает все образы и сюжеты, она помогает с полной силой ощутить задуманное автором.

14 стр., 6640 слов

Музыка как культурное явление и её роль в современном обществе

... музыки, выявить природу и функции музыки для общества, показать историю музыки в контексте Европейской и Белоруской культур, определить роль музыкальной культуры ... Таким образом, данная ... с тем, он ... искусства, проявляющаяся на уровне ... музыкального искусства. В результате процесса потребления музыки у них ещё в ранние годы жизни бессознательно вырабатывается определённый стереотип музыкального ...

20 век Глазунов встретил почитаемым и значимым лицом в русской музыке. И творчество его оставалось в том же русле — в нем воплощались высокие гуманистические идеалы, оно было глубоко человечным, отражало цельное, здоровое миросозерцание, духовную чистоту. В 1911 и 1917 годах возникают два концерта для фортепиано с оркестром, в 1902 году — Седьмая симфония, в том же году создана оркестровая сюита «Из древних веков». Новым для композитора жанром явился концерт для скрипки с оркестром, написанный в 1904 году. В 1906 году сочинены Восьмая симфония и русская фантазия. Фантазия предназначена для оркестра народных инструментов — это первое сочинение для народного оркестра. Финская фантазия и Финские эскизы написаны в 1909 и в 1912 году под впечатлением природы и культуры Финляндии. В 1912-1913 написана музыка к драме Лермонтова «Маскарад». В творчестве этого периода получила свое новое развитие сфера глазуновских лирических образов. Прекрасные задушевные мелодии, бурность их и трепетность, романтическая порывистость поражали современников.

И так, обратившись к симфоническому творчеству Глазунова, мы можем увидеть в них нечто неповторимое, характерное лишь для его творчества, порой неописуемое обычными словами. Неповторима его лирика, его масштабность — если драматический образ, то навзрыд, если торжество, то потрясающее своими размерами.

Заключение

глазунов русский композитор

«Разлада в музыке Глазунова нет. Она — уравновешенное воплощение жизненных настроений и ощущений, отраженных в звуке…» (Б. Асафьев).

Характер всех сочинений Глазунова — широкий размах, сила, вдохновение. Музыке его не свойственен драматизм и острота конфликтного развития, бурное столкновение контрастных образов. Для него более характерен созерцательный лиризм, национальная жанровость образов, эпичность, повествовательность.

Глазунов был мастером крупных форм, он создавал большие симфонические циклы и развернутые одночастные симфонические произведения. Глазунов-симфонист ближе всего стоит к Бородину — создателю русской героико-эпической симфонии. Некоторые черты роднят его с Чайковским. В гармоническом языке Глазунова сказывается влияние Римского-Корсакова. Однако все эти черты переплавляются в зрелом периоде творчества Глазунова в индивидуальный симфонический стиль. Сонатная форма в симфониях Глазунова построена не на контрасте, а на родстве образов главной и побочной партий, и все развития музыкально-тематического материала в разработках направляется не к кульминации конфликта, а к сближению, соединению образов.

Огромна роль полифонических методов развития. Глазунов — мастер одновременного сочетания самых различных тем, различных мелодических линий и ритмических рисунков. Он также тяготел к принципу монотематизма.

Цикл у Глазунова отличается симфоническим единством и большой самостоятельностью каждой отдельной части. Общей чертой всех циклов Глазунова является устремленность развития к развернутому, грандиозному, мощно звучащему финалу, нередко тематически-обобщающему все предыдущее содержание. Глазунов создает собственный стиль оркестровки. Звучность его оркестра отличается большой полнотой и мягкостью.

Значительное место в творчестве Глазунова занимают камерные инструментальные произведения. Здесь главное место занимают лирические образы.

Основу камерно-инструментального творчества Глазунова составляют струнные квартеты, над которыми он работал в течении всей своей творческой деятельности.

Глазунов внес ценный вклад в русскую балетную музыку, продолжив и развив реформу Чайковского в этой области. Он также симфонизировал танцевальный жанр, развив музыкально-симфоническое действие балета. Балетная музыка Глазунова отразила все характерные черты его симфонического стиля: выпуклость образов, богатое фактурное развитие, совершенство формы, богатство языка.

Созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще Глазунову во всех жанрах. Логическая точность и рациональность конструкции, активное использование полифонии — без этих качеств невозможно представить себе облик Глазунова-симфониста. Эти же черты в разных стилистических вариантах стали важнейшими признаками музыки XX в. И хотя Глазунов оставался в русле классических традиций, многие его находки исподволь готовили художественные открытия XX в. В. Стасов назвал Глазунова «русским Самсоном». Действительно, только богатырю под силу утвердить неразрывную связь русской классики и нарождающейся советской музыки, так как это сделал Глазунов.

Список использованных источников, Учебная литература:

1. Ю.В. Келдыш, М.П. Рахманова, Л.З. Корабельникова, А.М. Соколова История русской музыки Том девятый Конец XIX — начало XX века. Часть вторая. “Музыка”, 1994г.

2. А. Курцман «Глазунов» «Музыка» 1977 г.

3. А. Крюков «Глазунов» М.: Музыка, 1982. Серия: Русские и советские композиторы.

Web-Сайты:

1.www.classic-music.ru