Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий
Это первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К.Ясперса), основными характеристиками которого были становление личности, резкое, скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденций рационализации.
Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию… по-видимому, добился сам Сократ». Апофеоз философии – в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры.
Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно казать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому решению.
Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет касаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал».
Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел сделать этого. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.
В добровольной, по сути, смерти Сократа появилось его понимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры.
Формирование культуры делового общения
... культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения ... оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины. Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет ... зный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона ...
Сократ — «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губительная борьба народов.
Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам.
Философия – вдохновляемая любовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные
Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.
Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
3. Сущность философских проблем.
Вследствие неразвитости наук философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее стали выделяться математика, астрономия, медицина, механика, юриспруденция, химия и другие специальные науки. Философия превращается в систему общих знаний о мире. Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия. В современной философской литературе формируются такие проблемы: как дух соотносится с материей? Существуют ли сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается вселенная? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? И др. Проблема философии – есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации.
Философские проблемы выражают и представляют специфический предмет философии, они его отражают и его спецификой обусловлены.
Проблемы философского мировоззрения охватывают в целом весь мир, жизнь человека, отношение человека к миру.
Проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы ХХ века: М Хайдеггер, В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др.
Проблема бытия – проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Еще одна важная проблема – проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону. Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.
Сочинение по проблеме нравственная прочность человека
... герое сочетаются остроумие, скромность, патриотизм, способность рисковать собственной жизнью, ответственность. Проблема нравственной прочности человека Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Любимая героиня А.С.Пушкина Татьяна ... что самое важное – жизнь, способность делать добро. Истинное предназначение женщины, по мнению Л.Н.Толстого, - быть хорошей женой и матерью. Наташа Ростова ...
В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Происходит переоценка таких ценностей, как добро, истина, польза, гуманизм, свобода и др. Проблема ценности считается областью всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.
Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых ценностей и др.
Немаловажное значение в философии имеет обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. Данная проблема в некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале ХХ века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе, и заставила отказаться от субстанционной концепции.
Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, что не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. Для того, чтобы решать философские проблемы, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработеи проблемы, на обширные философские знания.
С течением времени сущность проблем меняется, классические проблемы утрачивают облик неизменных и лишь умозрительно решаемых проблем. Меняетсвой характер, в частности, одна из важнейших проблем философии – проблема свободы , решавшаяся прежде всего в сугубо абстрактной форме. Ныне обретение свободы осмысливается как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории особые, нестандартные черты.
Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла очень важное место в философии. Это отразилось и в тематике философских сочинений (например: Аристотель «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Т. Гоббс «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии» и т.д.) Человеческие проблемы имеют для философии принципиальное значение. Наибольшее внимание им уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.
Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ Аристотель. С тех пор многие мыслители задумывались над вопросом «что такое философия?» и вносили свою лепту в его уяснение, постепенно осознавая, что это, может быть, один из самых трудных философских вопросов.
Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?
... (эстетическое). 2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира. 3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности - аппарат анализа эстетического ... человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком действительностью. 18. Проблема ...
- Философия как мировоззренческая форма со
знания.
Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение является необходимой составляющей человеческого сознания, сложным взаимодействием его элементов – знаний, мыслей, чувств, убеждений, мыслей, надежд, стремлений и т.п. Соединение всех этих элементов в мировоззрении образует более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы и их взаимосвязи.
Со временем жизнь людей изменяется, меняются и её составляющие: технические средства, характер труда, отношения людей, мысли, интересы. Соответственно меняется и взгляд людей на мир. Мировоззрение зависит от эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Философия рассматривает взгляды отдельных личностей, а не массовые убеждения и предположения. Ведь если философия не находит своего отражения в формировании мировоззрения конкретной личности, то она теряет весь смысл своего существования.
В мировоззрение входят обобщенные знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной и зависит от запаса знаний у того или иного человека или народа в ту или иную эпоху. Но знания, при всей их важности, не заполняют собой всего поля мировоззрения. В мировоззрении формируются системы ценностей, выстраиваются программы действия. Знания и ценности противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют отношение людей ко всему происходящему(цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни).
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей – чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением, познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/filosofiya-kak-ratsionalnaya-otrasl-duhovnoy-kulturyi/
1. Якушев А. В., ред. Буланова А.Г.
2. Введение в философию: учебное пособие для вузов/авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е издание переработанное и дополненное – М.: Республика 2006.
3. Основы современной философии.
4. Алексеев П.В. Философия: учебник. – М.: ТЕИС, 2005.
5. Философия. Данильян О.Г., Тараненко В.М. – М.: Эксмо, 2005.
Роль философии в жизни человека
... Философия, как и наука, является одной ... к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. ...
6. Философия. Спиркин А.Г., 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006.
7. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова 2009.
8. История философии для студентов вузов.
9. Мотрошилова Н.В. — История философии: Запад—
10. Философия: Учебное пособие для высших учебных завед., 4-е изд. – РнД: «Феникс», 2002 – под ред. Кохановского.
11. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
12.
13. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. / под ред. М.С. Уварова — СПб.: Санкт-Петербургское отделение Института человека РАН, 1997.