Этапы подготовки публичного выступления (2)

Изучение искусство речи, правила построения художественной речи и ораторское искусство необходимо в наши дни, для достижения успеха, так как человек большую часть жизни проводит на публике.

В наше время находить общий язык с людьми, устанавливать деловые контакты и отношения является главным условием большинства востребованных в наше время профессий.

Публичное выступление представляет собой общение с аудиторией, основной целью которого является убеждение своего материала таким образом, чтобы вызвать интерес и облегчить понимание информации.

К публичным выступлениям принято относить сообщение, доклад, семинары, выступление, лекция, беседа, тренинги и конференции.

При публичном выступлении не следует жалеть энергию, а нужно выплеснуть ее на аудиторию.

Готовясь к публичному выступлению необходимо в первую очередь определить задачи и цели, которые помогут выступающему хорошо выступить и заинтересовать публик. Главным условие хорошего выступления является — речь, голос, мимики и жесты выступающего.

Этапы подготовки к публичному выступлению

1Первый этап – подготовка

Чтоб публичное выступление прошло успешным необходимо не только знать риторику, но и нужно заранее подготовиться.

Прежде всего, следует разобрать три вопроса, которые необходимы для публичной речи – что сказать, как сказать и где сказать.

Тему для выступления лучше определить заранее, чтобы можно было продумать свое выступление к аудитории.

Информация так же должна быть актуальной, полезной, интересной, доступной, хорошо сформулированной и не перегруженной.

Цель публичного выступления – донести аудитории необходимую информацию, то есть научить и дать им какие либо сведений формулирующие у них убеждения и представления, которые будут мотивами поведения.

Так же важна обстановка и состав аудитории, потому что новая атмосфера может создать дискомфортное ощущение чтобы этого избежать следует себя подготовить заранее.

Если аудитория большая, то выступать нужно с микрофоном, но для этого нужны определенные навыки, иначе по непривычки микрофон будет вас стеснять. Если аудитория небольшая, то преимущественно выступать за трибуной или столом, таким образом вы сольетесь с аудиторией и создадите атмосферу произвольности.

Необходимо знать, что выступать вечером сложно, чем днем или утром, так как люди будут уставшими.

2 Второй этап – учет аудитории

При подготовке речи нужно знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке, один из них – оценить аудиторию по параметрам. Прежде всего, учитывается ее состав рабочие, учителя, инженеры и т. и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование).

28 стр., 13879 слов

Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной ...

... ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. ...

Здесь принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности и учитывается также возраст, пол. Практика показывает, что весьма сложная аудитория — молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой — крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения, так как у взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление (интеллектуальные, эстетические, моральные).

Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже — чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и их знакомство с данным вопросом.

3 Третий этап – оформление речи

Оформление речи — работа над теоретическим и фактическим материалом и, составление самой речи, то есть ее стилистико-композиционное оформление. Текст речи можно написан или же рассказан по памяти на основе изученный материалов. При подготовке публичного выступления можно написать полный конспект, текст, тезисы, развернутый или краткий план, это зависит от привычки выступающего, его опыта, знаний.

Следует остерегаться импровизации, так как, отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее или можете выставить неверное положение и дать козырь противнику.

Люди, знающие и требовательные, и в древности, и теперь утверждают, что речь должна быть написана от начала до конца, но если это не всегда бывает, возможно, то, во всяком случае, речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения. Вы должны достигнуть надежности, иначе вы не исполнили своего долга.

Конечно, можно ограничиться и подробным логическим пониманиям, то есть чем-то вроде конспекта. Известно, что многие пишут именно конспекты, а не полный текст. Составление схемы, плана зависит от длительности речи, ее рода и вида.

Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей. При подготовке к выступлению необходимо работать с разными источниками.

3 стр., 1440 слов

Способы преодоления страха выступления перед аудиторией

... специальные методы и способы. Если Вы испытываете настоящую панику перед предстоящим публичным выступлением, воспользуйтесь приведёнными ниже советами, которые расскажут как преодолеть страх перед аудиторией. 3.1 Основные способы преодоления Перебояться заранее Если ...

Язык выступления должен быть, грамотным с литературной точки зрения, эмоциональным (нарушение литературной нормы и ее сухость снижают действенность речи).

4 Четвертый этап – репетиция речи

Очень важно до публичного выступления подготовить речь, то есть провести репетицию. Нужно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на темп речи. Лучше всего речь производить вслух и перед зеркалом, чтобы видеть свои жесты и выражение своего лица, которые будут сопровождать речь.

Так же важно обратить внимание на технику произношения и на соблюдения правил произношения, ведь неверное произношение и особенно неправильное ударение может снизить доверие аудитории, подрывая его авторитет, вынуждая скептически относиться к словам, которые произносятся с трибуны.

Следует обратить внимание и на дикцию — четкое и ясное произношение звуков, на интенсивность, то есть силу или слабость произнесения, связанную с усилением или ослаблением выдыхания. И естественно, имеет большое значение интонация, то есть мелодико-ритмическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе предложения. К интонации относится темп – это скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание текста, а слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы, потому что они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, выделить ее подчеркнуть. Ударения служит средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе, и также повышают выразительность речи.

Литературному произношению нужно учиться, важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность поправлять и усовершенствовать ее.

Есть три способа выступления:

Текст читают в следующих случаях:

В общих чертах чтение текста не производит такого впечатления, как произношение живой речи, потому что во время выступления живо речи следует смотреть на аудиторию, а не на бумажку и следить за их реакцией. После завершения выступления аудитория может, заданы вопросы – это наиболее трудная часть выступления, потому что требует быстрой реакции. Вопросы могут быть связаны с уточнением или теоретическим положением, с желанием получить дополнительную информацию. Если задают много вопрос, это значит что, у аудитории интерес к выступлению.

Заключение

Подготовка публичного выступления предполагает определенную последовательность:

Подготовка выступления важна, так как аудитория составляет первое впечатление о вас, и это впечатление будет сопровождать на протяжении всего выступления. Очень важно на начальном этапе заинтересовать аудиторию.

Учет состава аудитории лучше всего постараться узнать заранее (численность аудитории, интересы и взгляды ее, какую реакцию вы получите от нее).

6 стр., 2642 слов

Подготовка публичного выступления

... деятельности оратора. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит ...

При выступлении следует находиться на одном культурном уровне с аудиторией и общаться на одном языке.

Заранее проведенная репетиция публичного выступления позволит почувствовать себя уверенно перед аудиторией.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/etapyi-podgotovki-publichnogo-vyistupleniya-ego-struktura/

1. Граудина Л.К. Культура русской речи учебное пособие для вузов 2003.

2. Башев И.Л. Принципы риторики 2007.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие.

4. Орлов, О.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Новое знание, 2005. – 368 с.