Реферат экономическая характеристика затрат в сфере культуры

Классификация затрат имеет важное значение при анализе и учете производственных процессов. Поэтому международные стандарты в странах с развитой рыночной экономикой предусматривают различные варианты классификации затрат (издержек) в зависимости от целевой установки и направления управленческого учета.

  1. Общее понятие о затратах и их классификация.

В сфере культуры, как и в отраслях материального производства, используются разнородные ресурсы с различной технологией потребления. Их называют производственными затратами. С экономической точки зрения затраты (или издержки производства) представляют собой стоимость всех затрачиваемых в процессе производства материалов и услуг.

Между затратами в производственной и непроизводственной сферах имеются существенные различия. в первом случае затраты связаны с выпуском продукции, во втором – они не дают материального результата, что, однако, не снимает проблемы их рационального использования.

Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации.

Классификации затрат дает возможность более рационально организавать планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Классификацию затрат производят по различным признакам. в действующих нормативных документах и специальной отечественной литературе рассматриваются следующие критерии классификации затрат:

  • оп составу элементов и статьям затрат;

  • по экономическому содержанию и целевому назначению;

  • по способу отнесения на себестоимость продукции;

  • по отношению к объему производства;

  • по степени охвата планом;

  • по времени;

  • по месту (сфере) возникновения.

В практике хозяйственной деятельности наиболее распространены группировки по экономическим элементам и статьям затрат. На основе именно этих группировок разрабатываются такие важнейшие документы, как смета затрат на производство и калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции (работ, услуг).

10 стр., 4923 слов

Моя профессия — технолог расширенного производства

... ждем от своей профессии, что важно именно для нас. Моя профессия - технолог расширенного производства. В детстве я ... и продукции растениеводства. Производство и первичная обработка продукции животноводства. 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции ... будущей «Докторской» колбасы привезли мясо не того сорта или жирности - объясняться с поставщиком отправляется технолог. ...

  1. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с их экономическим содержанием (т.е. что и в каком объеме вошло в себестоимость), группируются по следующим экономическим элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

В «материальных затратах» отражается стоимость сырья, материалов, упаковочных средств, комплектующих изделий и полуфабрикатов, всех видов топлива и энергии. При этом из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов.

Элемент «затраты на оплату труда» включает затраты на оплату труда персонала с учетом сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, а также премий, компенсационных выплат и т.п.

«Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам:

  • в органы государственного страхования (5,4%);

  • в пенсионный фонд (28%);

  • на обязательное медицинское страхование (3,6%);

  • в фонд занятости (2% от оплаты труда).

В элементе «амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов предприятия (износ).

К «прочим затратам» относятся налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам, по обязательному страхованию имущества; оплата услуг связи, вычислительных центров; плата за аренду, расходы на рекламу и др.

  1. Классификация затрат по статьям расходов включает в себя следующие пункты:

  1. сырье и материалы;

  2. возвратные отходы (вычитаются);

  3. покупные изделия, полуфабрикаты, услуги промышленных предприятий и организаций;

  4. топливо и энергия на технологические нужды;

  5. расходы на оплату труда работников;

  6. отчисления на социальные нужды;

  7. расходы на освоение и подготовку производства;

  8. расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

  9. цеховые (общепроизводственные) расходы;

  10. общезаводские (общехозяйственные) расходы;

  11. прочие производственные расходы;

  12. коммерческие (внепроизводственные расходы).

  1. По экономическому содержанию затраты можно подразделить на:

    43 стр., 21453 слов

    Процесс формирования производственных затрат на предприятиях полиграфии

    ... производство и реализацию продукции. Себестоимость полиграфической продукции складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии, труда и других затрат на производство и реализацию продукции. В себестоимость продукции (работ, ...

  1. затраты общественного труда (материалы, износ основных средств и др.);

  2. затраты живого труда.

  1. По отношению к технологическому процессу они делятся на основные и накладные.

Основные затраты непосредственно связаны с изготовлением продукции (сырье, основные материалы, технологическое топливо, заработная плата рабочих).

Накладные расходы – это расходы, связанные с обслуживанием процесса производства (общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие).

  1. С точки зрения классификации по способу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты возникают непосредственно в процессе производственной деятельности и относятся сразу (прямо) на соответствующую группу в полном объеме (сумме).

Косвенные затраты (распределяемые) формируются в подразделениях и распределяются между объектами калькуляции пропорционально по какому-либо признаку на основании согласованного метода распределения.

  1. По отношению к объему производства затраты делятся на переменные и постоянные.

Постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства продукции (амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит, расходы на управление производством и т.д.).

Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции (сырье, основные и вспомогательные материалы, заработная плата производственных рабочих).

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

  1. По степени охвата планом затраты делятся на планируемые и непланируемые.

  2. По времени затраты можно разделить на затраты текущего периода и затраты будущих отчетных периодов.

  3. По месту (сфере) возникновения затрат они делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные затраты связаны с производством продукции, непроизводственные – со сбытом продукции. 1

  1. Характеристика и структура творческо-производственных затрат.

Общепринятая классификация производственных затрат предусматривает следующие элементы однородных по своему содержанию денежных затрат.

  1. «Заработная плата», которая начисляется работникам в соответствии с действующими положениями и подлежит выплате за выполненную работу или работу установленного качества и количества. Вся исчисленная сумма образует экономический элемент «заработная плата».

  2. «Начисления на заработную плату» — сюда входят отчисления на государственное социальное страхование, отчисления по обязательному медицинскому страхованию. их сумма устанавливается в виде заданного процента от начисленной заработной платы. величина процента установлена законом.

  3. «Амортизационные отчисления». Его сумма определяется величиной балансовой стоимости основных фондов и процентом отчислений. Методика формирования и распределения амортизационных отчислений определяется государством.

  4. «Отчисление на ремонт основных фондов»

  5. «Материалы» складываются стоимости всех материальных ресурсов, потребляемых в производстве за определенный период времени.

Структурой производственных затрат принято называть соотношение отдельных видов затрат в процессном отношении к общей их сумме.

В зависимости от принятых методов калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) ее можно подразделить на «постатейную» и «поэлементную» калькуляцию. 2

В сфере культуры в настоящее время не применяется единая структура затрат, поэтому, исходя из общих положений по составу затрат, рекомендуемых законодательством, каждое учреждение культуры с учетом своих специфических условий может применять наиболее оптимальную для него структуру. в первую очередь эта специфика касается хозрасчетных учреждений – театров, цирков, парков, залов игровых автоматов и т.п.

Примерное представление о структуре затрат в разных учреждениях культуры дает следующая таблица:

Таблица 1.

Структура себестоимости социально-культурных услуг (%)

Виды затрат

Театры

Цирки

Концертные орагнизации

Парки

1. Материальные затраты, включая амортизацию основных фондов

13,3

17,4

3,5

20,3

2. Заработная плата основных работников

63,8

37

41,2

32,5

3. Прочие эксплуатационные расходы

14,5

40,1

51,6

45,1

4. Внеэксплуатационные расходы

8,4

5,5

3,7

2,1

Итого:

100

100

100

100

Из таблицы видно, что наиболее высокий процент материальных затрат характерен для деятельности парков культуры и отдыха; наиболее высокий процент в структуре затрат у театров составляет заработная плата.

Следует отметить, что в сфере культуры статьи затрат и их структура в различных учреждениях не совпадают. Например, самый высокий удельный вес затрат на материалы – у театров оперы и балета. Именно они являются самыми крупными потребителями материальных ресурсов.

Экономисту-менеджеру CКС финансовому менеджеру при расчетах общей величины и структуры затрат необходимо учитывать специфику конкретного учреждения, учитывать где, на каких этапах культурно-производственного процесса и какие виды затрат возникают. в этом плане можно выделить группы затрат по следующим параметрам:

  • по месту (сфере) возникновения затрат;

  • по видам творческой продукции (работ, услуг);

  • по видам деятельности (основная, вспомогательная или обслуживающая);

  • по этапности творческо-производственного процесса.

Необходимо учесть, что в условиях производства в некоторых случаях выпускается несколько видов продукции, которые по их значимости можно подразделить на :

  • основную продукцию (ради которой организовано производство);

  • сопряженную (второй вид основной продукции);

  • побочную (второстепенную продукцию, возвратные отходы).

В сфере культуры в многофункциональном культурно-досуговом центре также наряду с основной программой могут возникать сопутствующие. Например, в антракте детского новогоднего представления в фойе клуба или Дворца культуры организуется детские игровые конкурсы, показ мультфильмов и т.д. 3

  1. Болезнь издержек

Отцом-основателем экономики культуры принято считать нобелевского лауреата Уильяма Баумоля, который в 1966 году совместно с Уильямом Боуэном опубликовал работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». Эта сравнительно небольшая по объему книга оказала весьма серьезное влияние на дальнейшее развитие дискуссии.

Баумоль и Боуэн попытались описать различные вопросы деятельности и финансового состояния организаций, связанных с исполнительскими искусствами: от посещаемости концертов до цен в Метрополитен Опера. Авторы показали, что зачастую издержки организаций, связанных с искусством, значительно превышают их доходы; этот разрыв может быть компенсирован только за счет частных и общественных пожертвований. Кроме того, было указано, что ситуация является не случайной, а фундаментальной для большинства творческих отраслей.

Отрасли исполнительского искусства, утверждали Баумоль и Боуэн, будут неизбежно страдать от «болезни издержек». В «обычных» отраслях (производящих товары для промышленности и конечного потребления) производительность труда постоянно возрастает — за счет технологических нововведений, обучения персонала, экономии от масштаба. В исполнительском искусстве она возрастать не может: для того, чтобы исполнить концерт для струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта. Следовательно, издержки отраслей исполнительского искусства будут расти быстрее, чем цены в среднем в экономике.

Работа Баумоля и Боуэна привлекла внимание множества исследователей, связанных с разработкой государственной политики в социальной сфере, поскольку она предоставляла весомые аргументы сторонникам государственной поддержки искусства и культуры. Во многом на ее основании правительства ряда развитых стран (США, Франция, Голландия, Великобритания, Япония и других) приняли решение о расширении масштабов и форм субсидирования творческой деятельности. Как утверждает один из американских экономистов культуры Грегори Бешаров, успех этой работы был обеспечен теми условиями, в которых она появилась: общественная и частная поддержка сферы искусства в развитых капиталистических странах набирала силу, попечительские советы связанных с искусством организаций морально были готовы принимать помощь от государства, да и сама книга была выпущена как ключевой момент кампании по увеличению расходов крупнейшего благотворительного фонда Twentieth Century.

Теория «болезни издержек» получила множество сторонников, но, вероятно, и не меньше противников. Ее критика началась сразу же после выхода работы и продолжается до сих пор. Одни утверждают, что «болезнь издержек» не является специфичной для сферы искусства, а наблюдается практически во всех сферах услуг (например, услуги массажиста или парикмахера также могут быть подвержены «болезни издержек»).

Другие — говорят о том, что производители культурных благ готовы нести дополнительные издержки, поскольку получают дополнительное неденежное вознаграждение (признание, почет, моральное удовлетворение от самореализации).

Третьи замечают, что авторы рассмотрели только издержки производителей, но не рассматривали эволюцию самих рынков и возможные изменения предпочтений потребителей (а, следовательно, возможность производителей извлекать «монопольную» ренту за счет создания и распространения новых продуктов).

Несмотря на справедливость этих критических замечаний, работа Баумоля и Боуэна продолжает оставаться одной из наиболее влиятельных в сфере грантовой поддержки искусства.

Очевидно, что, если бы познание сферы искусства с точки зрения экономики ограничилось рамками традиционной экономической теории (опирающейся на представления о рациональных и максимизирующих личную выгоду индивидах), а развитие рынков искусства осталось на уровне 1960-х годов, то, вполне возможно, вся «экономика культуры» свелась бы к обсуждению различных аспектов «болезни издержек». К счастью, как экономическая наука, так и предметы ее исследования претерпели немалые изменения.

Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке второй половины XX века, поставили под вопрос истинность большинства предпосылок неоклассической экономической теории. Человек не всегда поступает рационально (в частности, потому, что человеческое сознание не может охватить все многообразие выборов, открывающихся в каждый момент); человек изменяется, а не следует одним и тем же шаблонам поведения; человек живет в обществе, то есть учитывает поведение других людей (и потому не может постоянно совершать выборы, максимизирующие его эгоистичную выгоду).

Два наиболее значимых течения современной экономической теории, следующие этим гораздо более «человечным» предпосылкам, — институционализм и эволюционная экономика, — нашли свое применение и в исследованиях рынков культуры. 4

  1. Характеристика и структура затрат в сфере культуры на примере Государственного автономного учреждения культуры «Рязанская областная филармония»

Полное название:, Сокращенно:

Статус: Государственное автономное учреждение культуры

Финансирование:, Учредитель:, Год основания:, Директор:, Основной инструментарий:

Финансовая деятельность за 2011 год.

Доходы

руб.

Вид доходов

2011 г

2010 г

Внебюджетные средства

15 970 404,71

13 091 073,54

Доходы от концертной деятельности

10 584 190,80

10 018 281,85

Доходы от аренды и эксплуатации оборудования

1 329 027,32

333 103,00

Прочие доходы

4 957 186,59

2 739 688,69

Средства бюджета

Финансирование на выполнение государственного задания

48 533 022,52

40 934 800,00

Субсидии из бюджета на иные цели

13 298 395,65

3 037 898,00

из них в рамках областных долгосрочных программ

5 290 028,65

775 717,00

Расходы

руб.

Вид расходов

Заработная плата

37 434 435,93

Начисление на заработную плату

12 329 580,06

Содержание имущества

5 313 903,94

Коммунальные платежи

2 042 698,95

Прочие услуги

15 469 543,37

Приобретение основных средств

2 537 960,96

Приобретение материалов

2 440 725,69

Итого

77 568 848,90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рыночный, а затем и капиталистический характер отношений в сфере культуры посеял иллюзию возможности рыночного регулирования этих видов деятельности, идентифицирования их с другими товарными производствами, признания действия рыночных отношений в сфере культуры в полном объеме.

Возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности организаций культуры на рыночных принципах для большинства учреждений СКС оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию возвращения их под опеку государства или стремления к получению государственных субсидий.

СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ

  1. Воронова Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие для менеджеров и экономистов, 2-е изд., доп. – Рязань: Узорочье, 2004. – 304с.

  2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: Учеб. пособие/РУМК Мин-ва культуры РСФСР.- М., 1991. – 208 с.

  3. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 184 с.

  4. Годовой отчет за 2011 г Государственного автономного учреждения культуры «Рязанская областная филармония» — 15с.

  5. Павел Лукша. «Экономика культуры — штрихи к науке нового века» 10.11.2006