Бытовое обслуживание

Контрольная работа

Исторические примеры бытового обслуживания

Бытовое обслуживание населения — одна из древнейших сфер производства, т.к. услуги (помощники по дому) появились сразу же с появлением излишков продуктов, т.е. в период дикости. Работники, занятые обслуживанием хозяина, обладали низким социальным статусом. Они были практически бесправными (рабы и слуги), обязаны всеми доступными способами угождать хозяину. И хотя их труд был легче непосредственных производителей — крестьян и рабочих, как носители низкой квалификации, легко заменимые работники, теряющие способность «радовать глаз» по мере старения — они не были защищены ни законом, ни логикой (разумом) хозяина. По мере перехода к массовому потреблению бытовых услуг происходит процесс социального выравнивания людей, так как эти услуги стали доступными каждому. Выбор профессии, связанной с бытовым обслуживанием, является результатом их доброй воли, а не проявлением желания хозяина (как при феодализме) или невозможностью получить другую работу вследствие низкого образования (капитализм).

2. Понятие бытового обслуживания

Формирование системы бытового обслуживания населения в нашей стране как самостоятельной отрасли народного хозяйства «относится к началу 60-х годов, когда в стране были созданы органы управления отраслью в виде главных управлений бытового обслуживания населения при советах министров союзных республик. Несколько позже эти управления в союзных республиках были преобразованы в республиканские министерства бытового обслуживания населения»

Бытовые услуги — платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Бытовое обслуживание населения — часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

59 стр., 29347 слов

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска

... бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами: неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением; востребованность обществом новой социальной политики; неразвитость системы социального обслуживания. ...

Услуги в сфере бытового обслуживания имеют свою специфику, которая заключается в том, что при их производстве осязаемое воздействие направлено не только на товары (т.е. на физические объекты, но и непосредственно на человека — медицинские услуги, пассажирский транспорт, парикмахерские и др.).

Бытовое обслуживание населения (БОН) — часть непроизводственной сферы, цель которой — помощь в организации быта (перепоручение домашней работы или части трудовых затрат по самообслуживанию) сторонним людям (прислуге) или фирмам.

Предприятия БОН характеризуются рядом признаков:

  • их деятельность ориентирована на помощь в самообслуживании клиентов,
  • они заняты обслуживанием, т.е.

выясняют пожелания клиента, согласовывают их с возможностями производства, демонстрируют ему конечный продукт, общение с клиентом рассматривается как способ его релаксации;

  • индивидуальный характер потребления услуг.

Бытовое обслуживание население направлено на повышение комфортности условий жизни граждан и в качестве основных видов оказываемых услуг включает: ремонт и пошив обуви и одежды; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов; техобслуживание и ремонт автотранспортных средств; изготовление мебели; химчистка; услуги прачечных, фотоателье, парикмахерских, бань и душевых; ремонт и строительство жилья; ритуальные услуги.

3. Необходимость организации бытового обслуживания населения на территории муниципального образования

Необходимость организации бытового обслуживания населения на территории муниципального образования связана с тем, что целесообразно создать условия для организации на территории города объектов по оказанию и развитию бытовых услуг. Развитие инфраструктуры и расширение видов бытовых услуг, оказываемых на территории города способствует:

  • Обеспечению жителей муниципального образования социально-значимыми бытовыми услугами.

Предприятия бытового обслуживания занимают особое место в экономике муниципального образования и непосредственно влияют на повышение качества жизни населения.

Пользуясь бытовыми услугами, население города Нижняя Тура в настоящее время отдаёт предпочтение (в порядке убывания доли оказанных услуг), следующим видам: ремонт и строительство жилья и других строек — 24%; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов — 14%; ремонт и пошив одежды — 11%; техобслуживание и ремонт автотранспортных средств — 7%; ремонт и пошив обуви, транспортно-экспедиторские, ритуальные услуги — по 4%; услуги фотоателье, парикмахерских — по 3,5%; услуги бань и душевых — 1%; прочие виды услуг — 24%.

Итак, социальная роль бытового обслуживания заключается в том, что он является способом: освобождения человека от монотонного и ручного труда по дому; повышает, таким образом, эффективности общественного труда и производства; экономит время для творчества, отдыха, общения с друзьями и семьей, саморазвития.

В этих условиях предприятия бытового обслуживания в режиме саморегулирования развиваются на основе учета спроса потребителей. Оттолкнувшись от спроса потребителей, мастерские, салоны, ателье бытового обслуживания, взятые в аренду или приватизированные, должны получить дополнительные ресурсы в обмен на собственные услуги. Потребители должны финансировать их расширение. Куда же будут направлены эти ресурсы? Туда, где недостаточен уровень удовлетворения спроса. В этом есть логика: получив деньги от населения, предприятия платного обслуживания должны израсходовать их так, как желают сами потребители, т.е. вложить деньги в те сферы, где еще есть отставание от потребительского спроса. Это означает, что важнейшей функцией хозяйственного механизма в сфере бытовых услуг должно быть выявление платежеспособного спроса на платные услуги. Такая функция обеспечивается в условиях рынка обязательной организацией изучения спроса, как на уровне отдельных предприятий, так и в рамках государственных систем платного обслуживания населения.

9 стр., 4314 слов

Структура сервисного предприятия Развитие рынка ремонтов и обслуживания ...

... подразделения. На рисунке 1 изображена структурная схема управления сер­висной фирмой по ремонту и обслуживанию бытовой и офисной тех­ники. Рис. 1. ^ Сервисным центром Остановимся подробнее на задачах, ... сети приемных пунктов (их количество может расти и достигать нескольких десятков) в крупном городе позволяет приблизить услуги по ремонту бытовой и офисной техники к потребителям, при этом решается ...

Организация системы бытового обслуживания связана с созданием правового механизма.

В условиях современной России трансформируется вся система социально-экономических функций и прерогатив государственных и муниципальных органов власти. Переход к новым экономическим отношениям настоятельным образом требует от органов муниципального управления изменения своей деятельности и создания таких условий, при которых адаптация населения к рыночным механизмам прошла бы без катастрофических потрясений и социальной напряженности. Все это предполагает создание эффективного, отвечающего современным требованиям правового механизма регулирования сферы бытовых услуг.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией системы бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и реализуется в рамках Федерального закона «Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

Действие этого Федерального закона распространяется на всю систему бытового обслуживания населения в Российской Федерации, включающую в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию услуг на основе договоров и выполнению работы для населения, в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (немедицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).

Сфера бытовых услуг также регулируется и на муниципальном уровне органами местного самоуправления, которые состоят из субъекта управления (непосредственно сами органы) и объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).

4. Организация работы с населением ООО «Фуджи»

Фотосалон ООО «Фуджи» г. Нижняя Тура создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание различным слоям населения услуг фотосалона:

  • изготовление в салоне черно-белых фотоснимков для документов;
  • изготовление в салоне черно-белых и цветных художественных, в том числе комбинированных фотоснимков;
  • изготовление вне салона черно-белых фотоснимков для документов;
  • изготовление вне салона черно-белых и цветных художественных фотоснимков;
  • художественная фотосъемка по предварительным заказам населения;
  • изготовление портретов с негатива или фотоснимка заказчика;
  • наклейка фотоснимков в альбом, на бланк, развертку и др.

Миссия фотосалона ООО «Фуджи» г. Нижняя Тура может быть сформулирована следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов путем оказания услуг фотосалона, индивидуального и чуткого подхода высококвалифицированных работников к каждому клиенту при обеспечении справедливого отношения к своим сотрудникам.

Основные обязанности и полномочия функциональных подразделений фотосалона коротко изложены в таблице 1.

Таблица 1 — Обязанности и полномочия функциональных подразделений фотосалона

Функциональное подразделение

Обязанности и полномочия

Главный бухгалтер

Обеспечение правильной постановки и достоверности учета, контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, финансовых ресурсов.

Главный специалист

Контроль обеспечения выполнения фотографами работ, организация и обучения персонала.

Отдел по работе

с заказами от населения

Обеспечение поточной организации работ, ритмичности и повышения эффективности изготовления фотографий, изготовление фотографий в установленные сроки, улучшение качества производства.

Приемщик заказов

от населения

Прием и оформление заказов от населения, выдача заказов.

бытовой обслуживание муниципальный услуга

Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной инструкции.

5. Программа по организации БО населения на территории

В целях обеспечения потребностей города Нижняя Тура в расширении производства товаров и услуг, увеличения возможностей занятости граждан путем развития предпринимательской деятельности, служба занятости г. Нижняя Тура оказывает безработным гражданам содействие в организации самозанятости. В первую очередь содействие со стороны службы занятости оказывается тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали организацию самозанятости и уверены в эффективности этой деятельности.

Программу по организации бытового обслуживания населения целесообразно предложить в виде бизнес плана:

1. Суть предлагаемого проекта

Мастер по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха, со средне-специальным образование: «Техник-технолог швейно-трикотажного производства» Челябинский техникум текстильной и лёгкой промышленности г. Челябинск.

Индивидуальные особенности: трудолюбие, терпение, высокая работоспособность, наблюдательность, ответственность, творческие способности.

Профессиональные навыки: знание ассортимента меховых изделий, конструкции и детали изделий, методы пошива, способы выполнения всех операций технологического процесса, последовательность обработки. Умение пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении работ.

Стою на учёте в службе занятости с 28.2008 год по настоящее время.

Предлагаю организовать мастерскую по пошиву, ремонту, реставрации одежды из кожи и меха, а также пошив и ремонт шапок.

Осуществлять предоставление услуг предлагается в пределах города Нижняя Тура и близлежащих городов г. Лесной, г. Кушва, г. Качканар, г. Верхняя Тура.

2. План производства

Производственный процесс пошива будет состоять из следующих этапов работы:

  • А) Подготовка производства: снятие мерок;
  • подготовка лекала;
  • приобретение материала или раскрой предоставленного;
  • комплектование всех необходимых деталей фурнитуры;
  • раскрой.

Б) Изготовление изделия: сборка (сшивка) деталей скроя; раскрой подкладки, утепляющего и прикладных материалов; пошив изделия; обработка скроя; заключительная отделка — чистка, подравнивание, расчёсывание волосяного покрова.

Оборудование и инструменты: а) Скорняжная машина (цена 18900 руб.); б) Оверлог (15300 руб.); в) Швейная машина (19800 руб.); г) Парогенератор с утюгом (12800 руб.).

3. План сбыта

Каналы сбыта. Активное сотрудничество с населением, а также с торговыми сетями по продаже кожаных и меховых изделий по предварительной договорённости, возможна доставка на машине (собственный транспорт).

Реклама продукции. Информация о предоставляемых услугах будет проходить через рекламные объявления в газетах «Время», «Резонанс», «Экономка».

4. Организационный план

Форма собственности. Индивидуально-частное предприятие.

Ведение бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт и отчётность будет осуществляться предпринимателем самостоятельно. При необходимости с получением консультаций у опытных специалистов.

5. Оценка риска

Слабая сторона проекта. Слабой стороной в первые месяцы работы может стать не налаженная система каналов распределения — в основном через индивидуальный заказ, что является следствием недостаточной информированности населения.

Конкуренция. В настоящее время на потребительском рынке конкурентов по оказанию услуг пошива, ремонта, реставрации одежды из кожи и меха почти нет. Имеющиеся мини-ателье «Надежда» ИП Кунгина и ателье «Силуэт» ИП Куськов предоставляют услуги в основном по пошиву и ремонту изделий из лёгких тканей, уровень цен на пошив изделий из кожи и меха значительно выше.

6. Финансовый план

План доходов и расходов на 2009 — 2010 год представлен в таблице 1. Формирование доходов и расходов изменяется по месяцам. Так, в ноябре планируется израсходовать на:

  • организацию индивидуального предпринимательства (регистрация, уплата пошлин);
  • оснащение рабочего места (покупка оборудования и инструментов).

В последующие месяцы структура доходов и расходов иная: в качестве источников доходов выступает реализация услуг. Основные расходы приходятся на первый месяц деятельности в качестве индивидуального — частного предпринимателя.

Таблица 1- План доходов и расходов на 2009-2010 год

Месяц

Доход

Расход

Планируемая прибыль

Рентабельность (%)

Ноябрь

58 800

58 800

Декабрь

8 000

2 950

5 050

63,1

Январь

8 000

700

7 300

91,3

Февраль

8 000

700

7 300

91,3

Март

8 000

4075

3 925

49,1

Апрель

8 000

700

7 300

91,3

Май

8 000

700

7 300

91,3

Июнь

8 000

4075

3 925

49,1

Июль

8 000

700

7 300

91,3

Август

8 000

700

7 300

91,3

Сентябрь

8 000

4075

3 925

49,1

Октябрь

8 000

700

7300

91,3

ИТОГО

156 800

88 875

67 925

43,3

Поквартальный план денежных поступлений и платежей на 2009 — 2010 год приведён в таблице 2.

Таблица 2 — План денежных поступлений и платежей на 2009 — 2010 год

Квартал

Доходы

Платежи

Прибыль в распределению

IV квартал 2009

76 800

71 750

5 050

I квартал 2010

24 000

5 475

18 525

II квартал 2010

24 000

5 475

18 525

III квартал 2010

8 000

700

7 300

ИТОГО

132 800

83 400

49 400

7. Самоокупаемость и рентабельность

Уровень доходности, обеспечивающий самоокупаемость производства, планируется достичь за второй месяц работы. Прогнозируется постепенное её повышение за счёт рекламной деятельности, за счёт расширения рыночного сегмента, упрочнении конкурирующих позиций, что сделает возможным переход к более сложным изделиям.

6. Совершенствование в организации БО

Стремление к улучшению качества жизни и высокие требования к состоянию среды обитания у населения повысили спрос на бытовые услуги, что способствовало увеличению платных услуг в сфере бытового обслуживания и расширению спектра бытовых слуг, оказываемых населению.

Таким образом, принципиальным моментом в целях совершенствования организации бытового обслуживания является необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуг и сложившимся тенденциям реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах имеющихся слоев населения. Возникающие проблемы требуют участия государства и местных органов управления в дальнейшем развитии данного сектора платных услуг населению.

В целом, для закрепления положительных тенденций в динамике и качественном развитии рынка платных услуг и бытового обслуживания населения на основе имеющегося потенциала данной сферы и выявленных факторов развития (общеэкономических; факторов, отражающих особенностей регионального экономического развития и воздействующих на состояние спроса, предложения и конкуренции в системе исследуемого рынка; факторов, определяемых специфическим характером отдельных видов услуг) следует выделить и реализовать на практике следующие направления развития рынка бытовых услуг:

1) обеспечение территориальной и ценовой доступности бытовых услуг для всех категорий населения; достижение социальной справедливости и создание равных возможностей всем гражданам для получения социально значимых бытовых услуг соответствующего объема и качества;

2) расширения ассортимента предоставляемых платных услуг; дифференциация отдельных видов услуг в целях удовлетворения потребностей различных категорий населения;

3) восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих бытовыми услугами малообеспеченные слои населения;

4) стимулирование развития сети бытового обслуживания в сельской местности;

5) переоснащение материально-технической базы, совершенствование технологических процессов сферы платных услуг и бытового обслуживания на основе нового оборудования, информационных технологий, автоматизации управления процессом производства и предоставления услуг;

6) активизация маркетинговых исследований рынка платных услуг и бытового обслуживания в целях определения и уточнения потребностей и ожиданий различных групп потребителей и обеспечение обратной связи в системе «производитель — потребитель услуг» через повышение степени информированности населения, уровня потребительских знаний об ассортименте предоставляемых услуг, территориальном расположении производителей и механизмах защиты прав потребителей услуг;

7) совершенствование методической, нормативной, правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов рынка платных услуг и бытового обслуживания населения, повышение квалификации его работников, организация контроля за качеством и безопасностью услуг;

8) формирование механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки, льготного налогообложения предприятий и предпринимателей, оказывающих бытовые, в первую очередь, социально-значимые услуги;

9) продолжение институциональных преобразований в системе рынка платных услуг и бытового обслуживания населения; создание условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица с целью поддержания и развития конкурентной среды на рынке услуг, обеспечение сочетания на нем механизмов рыночного саморегулирования, государственного регулирования и общественного контроля;

10) разработка и выделение методик определения конкурентоспособности отдельных видов услуг на основе совокупности их качественных и стоимостных характеристик, представляющих интерес для потенциальных потребителей, а также конкурентоспособности предприятий и организаций, предоставляющих данные услуги;

11) укрепление межотраслевых и межрегиональных связей анализируемого рынка с учетом степени локализации отдельных видов услуг.

12) активное внедрение сопутствующих услуг. С этой целью целесообразно создание при крупных торговых предприятиях участков по ремонту бытовой техники, мелкому ремонту и подгонке одежды.

13) принятие участия в конкурсах:

  • инвестиционных программ;
  • на получение муниципального заказа;
  • на производство услуг для малообеспеченных граждан.

14) обеспечение взаимодействия с контролирующими органами по вопросам:

  • выявления производителей услуг незарегистрированных в органах государственной регистрации;
  • упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг.

Реализация предложенных направлений развития рынка платных услуг и бытового обслуживания населения позволит повысить значимость сферы услуг как сектора экономики, масштабы и престижность занятости в нем, будет способствовать повышению качества жизни населения нашей страны.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/byitovoe-obslujivanie/

1. Белова З.Г., Корягина Т.И., Малей Н.М. Методы планирования бытового обслуживания населения. М., 1976. С. 3.

2. Закарая Г.К. Управление бытовым обслуживанием населения: Административно-правовые проблемы. М., 2004. С. 13.

3. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Под общей ред. В.К. Романович. СПб., 2006. С. 54.

4. Введение в специальность: история сервиса / Д.А. Аманжолова, В.Э. Багдасарян, В.Н. Горлов и др. М., 2007. С. 275.

5. Современное состояние потребительского рынка России. Официальный документ Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. М., 2004. С. 12-15.

6. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М., 2002. С. 60-61.

7. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2002. С. 26.

8. Христофорова И., Колгушкина А., Коровин Е. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах // Маркетинг.