Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий — ручного рубила и колуна, которые крупнее орудий олдувайской эпохи. Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см) , полученное из куска камня или отщепа двусторонней оббивкой. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия. Общая форма овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило — первое орудие, имеющее выдержанную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было уникальным орудием. Рубило, «являясь ударным орудием, в то же время служило и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости».
Колуном или кливером называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.
Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки, негативы сколов короткие и глубокие, края неровные.
Экспериментально доказано, что подобные сколы снимались при ударах по камню каменным отбойником. В среднем ашеле эта техника обработки каменным отбойником сменяется более совершенной — используется отбойник из более мягких материалов — кости, рога, дерева. Он позволяет выравнивать поверхность орудия тонкими снятиями. Сами орудия становятся тоньше, изящней и симметричней, продольные края — ровными и тонкими, скорее режущими, чем рубящими.
В ашельских комплексах сохраняются чопперы, скребла, орудия с зубчатыми и выемчатыми краями, характерные еще для олдувайской эпохи. Значительно возрастает число орудий, изготовленных на отщепах, разнообразятся скребла, скребки, острия. Да и сами отщепы становятся тоньше и правильнее.
В конце ашеля возникает так называемая техника леваллуа, для которой характерна тщательная подготовка нуклеуса. В результате форма заготовки становится более удлиненной, тонкой и правильной.
Ашельские стоянки представляют собой охотничьи стойбища. Они имеют мощный культурный слой с костями крупных животных.
В ашеле уже удается выделять памятники, разные по хозяйственной деятельности,— охотничьи кратковременные лагеря, мастерские по добыче кремневого сырья и долговременные базовые стоянки с довольно сложным хозяйством. Ашельский человек селился как на открытом воздухе, так и в пещерах. И там и здесь сохранились следы его искусственных жилищ. Особенно интересные данные получены при раскопках Люмлея в Ницце на стоянках Терра- Амата и в гроте Лазаре.
Археологические памятники Мустьерской эпохи
... шкур. В мустьерскую эпоху возникают составные орудия (в частности, деревянные копья с кремневыми наконечниками). Из костей животных изготовляли ретушеры, ... Мустьерская эпоха совпала с концом риссс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского оледенения. Мустьерская культура распространена не ... рубил ища разных форм (служившие ударным орудием) и др. Все это говорит о специализации орудий труда в эпоху ...
Первое из них ранне-ашельское открытое поселение с рядом культурных слоев, свидетельствующих о том, что человек неоднократно возвращался на это место. Здесь были обнаружены овальные скопления культурных остатков, по границам которых были прослежены ямки от столбов и каменные блоки. Внутри скопления располагались очаги. В гроте Лазаре была обнаружена овальная жилая площадка, примыкающая к одной из стен грота. Площадка была отгорожена от остальной части грота кладкой из камней. Внутри площадки группировались культурные остатки и два очага. Видимо, это была пристройка к стене грота с вертикальными стенками и наклонной кровлей, сооруженной из жердей и шкур. Остатки очагов свидетельствуют о широком использовании огня.
На нескольких ашельских памятниках были найдены остатки деревянных орудий: в Клектоне (Англия), в Лерингене (ГДР), в Торральбе (Испания) и в Каламбо (Африка).
Чаще это обломки деревянных копий. Предполагают, что они были не метательными орудиями, а ударными.
Ашельские стоянки распространены значительно шире, чем олдувайские. Ашельские памятники известны в Африке. Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Много их в Западной Европе (Франция, Англия, Бельгия, Италия, Испания).
В Средней и Восточной Европе их значительно меньше. На территории СССР ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам (Кавказ, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан).
Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. Природа и древний человек. — М.: Издательство «Мысль», 1981. — с.65
Ашельские стоянки встречаются чаще шелльских. На территории Закавказья ашельские культурные остатки имеются в Сатани-Дар. Здесь человек, вероятно, был потомком и преемником шелльских людей.
В Армении к ашелю относится также местонахождение Джрабер, где люди изготовляли орудия у мест выхода обсидиана. Следует упомянуть также поселение, соответствующее нижнему слою Азыхской пещеры (Азербайджан).
В этом слое найден зуб древнего человека, но вид этого человека пока точно не установлен. На основании этой находки можно сказать, что Закавказье входило в область антропогенеза. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — с.24
Наиболее известные стоянки ашельской эпохи: в Африке Олоргесейлие, где найдено еще в 1942 г. огромное скопление рубил, там же обнаружены кости 65 вымерших симопитеков — предков современных бабуинов, которые были убиты и съедены еректусами. В Терра Амате (у г. Ниццы во Франции) сохранились остатки шалашевидных жилищ еректуса, а на стоянке Лазаре, там же на ю. берегу Франции, в пещере — следы своеобразной палатки, покрытой шкурами. Возраст стоянок ок. 400 тыс. лет. В Торальба и Амброне (Испания) обнаружены, остатки жилищ, выложенных камнем.
В Абхазии обнаружено несколько ашельских стоянок, из которых наиболее известна Яштух. В Южной Осетии в пещере Кударо-I, расположенной на высоте 1500 м, также открыта стоянка с непотревоженным ашельским слоем. Здесь найдено 30 000 обломков костей животных, несколько сот каменных орудий и следы огня. Полагают, что Кударо-1 свидетельствует об оседлости человеческих коллективов, а этот вывод влечет за собой другие, еще более важные выводы. Ведь оседлость должна была сопровождаться существенными изменениями быта: она, видимо, ограничивала участие женщин в охоте, приводила к первоначальному половозрастному разделению труда. На долю женщин теперь выпала охрана жилища, поддержание огня, забота о детях и стариках, хозяйственные обязанности по дому и др. Мужчины охотились, доставляли добычу на стоянку, изготовляли оружие и орудия.
Происхождение человека
... происхождение человека в прошлом, нельзя не отметить, что существовали и продолжают существовать и другие взгляды. Противники материалистической философии всегда приписывают человеку сверхъестественное происхождение. ... и не привели к образованию научной теории происхождения человека. Подлинно научная теория происхождения человека стала формулироваться тогда, когда появилось эволюционное учение ...
Большую роль в эту эпоху играл очаг. Люди группировались вокруг очага, сносили туда продукты охоты и собирательства. Здесь готовилась пища. Очаг отпугивал хищников. Люди следили за огнем, защищали его навесом или заслоном. Очаг оказывал организующее влияние на человеческий инстинкт, способствовал сплочению коллектива.
Высокогорная пещера Цона (Южная Осетия) служила временным (сезонным) лагерем охотников. Судя по находкам, люди брали с собой только строго необходимые, отобранные орудия, что свидетельствует о высокой организации человеческого коллектива уже во второй половине ашельской эпохи. Ряд археологов полагают, что для этого времени следует говорить уже не о первобытном стаде, а о более высокой ступени социального развития — о социально сплоченных коллективах — общинах. Человек ашельской эпохи был вооружен общественным опытом, совершенствовалась социальная организация человеческих коллективов, и это позволило людям успешно бороться с изменившимися и ухудшившимися природными условиями.
Перейти Кавказский хребет люди в то время еще не могли, они его обходили: по Черноморскому побережью и на Кубани отмечено несколько ашельских стоянок, близких закавказским. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — с.25
Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий — ручного рубила и колуна. Колуном или кливером называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.
Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки, негативы сколов короткие и глубокие, края неровные.
В ашельских комплексах сохраняются чопперы, скребла, орудия с зубчатыми и выемчатыми краями.
Ашельские стоянки представляют собой охотничьи стойбища. Они имеют мощный культурный слой с костями крупных животных. Памятники ашеля — охотничьи кратковременные лагеря, мастерские по добыче кремневого сырья и долговременные базовые стоянки с довольно сложным хозяйством. Замечательным примером таких поселений могут служить раннеашельские находки в Торральбе (Испания).
Женщины охраняли жилища, поддерживали огонь, заботились о детях и стариках, вели хозяйство и др. Мужчины охотились, доставляли добычу на стоянку, изготовляли оружие и орудия. Развитие труда находит своё отражение в усовершенствовании каменных орудий: улучшаются формы орудий, изготовленных из отщепов, устойчиво повторяются серии определённых изделий: остроконечников, скрёбел и так называемых свёрл.
Большую роль в ашельскую эпоху играл очаг. Люди группировались вокруг очага, сносили туда продукты охоты и собирательства. Здесь готовилась пища. Человек ашельского времени использовал огонь не только в качестве источника живительного тепла для согревания своего тела в холодное время года, но и как средство борьбы с постоянно угрожавшими ему хищниками.
Быт и нравы эпохи Возрождения
... что проблемы, характерные для эпохи Возрождения, возникают и в современном обществе: падение нравственности, преступность, стремление к роскоши и т.д. Главной целью этой работы является изучение быта и нравов людей эпохи Ренессанса. Для достижения ...
1. Авдусин Д.А. Археология СССР. — М.: Высшая школа, 1977. — 272 с.
2. Всемирная история. Том 1. Электронный учебник. http://www.bibliotekar.ru/hist1-1/7.htm
3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — 671 с.
4. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. Природа и древний человек. — М.: Издательство «Мысль», 1981. — 223 с.
5. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М.: Просвещение, 1996. — 304 с.
6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 496 с.