Великие оркестры мира на берегах Рейна

Эссе

Оркестры из Германии и США выступили в Эссене и Дюссельдорфе

Музыкальная жизнь Германии особенно богата самыми разными событиями. В регионе Северный Рейн – Вестфалия немало крупных индустриальных центров, в каждом из которых есть прекрасные концертные залы. Филармония Эссена и Тонхалле в Дюссельдорфе – одни из них и соответствуют самым лучшим требованиям современной музыкальной акустики. Каждую неделю там проходят интересные концерты с участием лучших музыкантов современности. Ежегодный проект Эссенской филармонии «Великие оркестры мира» продолжило выступление Симфонического оркестра Баварского радио под управлением британского дирижёра Дэниела Хардинга. Концерт прославленного мюнхенского коллектива стал частью масштабного турне по Европе и США. К сожалению, в некоторых из концертов не смог принять участие главный дирижер оркестра маэстро Марис Янсонс. Он сделал вынужденную паузу по состоянию здоровья. Поэтому, программа концерта в Эссене несколько изменилась. Вместо увертюры к опере «Эврианта» Карла Марии фон Вебера и Четырех симфонических фрагментов из оперы «Интермеццо» Рихарда Штрауса прозвучали произведения Эдуарда Элгара и Густава Малера. Эта музыка духовно близка Дэниелу Хардингу, охотно включающему в программы своих выступлений произведения этих композиторов. Второе отделение программы концерта осталось неизменным – Четвёртая симфония Иоганнеса Брамса.

Итак, сначала оркестр Баварского радио исполнил Прелюдию из оратории “Сон Геронтия” Эдуарда Элгара. Это одно из знаковых сочинений композитора, созданное в начале прошлого столетия по мотивам поэмы кардинала Джона Генри Ньюмена, религиозного деятеля Англиканской церкви, мыслителя и поэта. Оно повествует о странствиях души после смерти. Духовное начало оратории, изумительные живописные оркестровые и хоровые эпизоды, виртуозное владение оркестром, относят это произведение к лучшим страницам английской музыки XX века. Творческая манера Дэниела Хардинга исполнена глубины, благородства и необъятной воли. Все эти дирижерские качества особенно проявились в исполненной затем «Тризне» (1-й части Второй симфонии) Густава Малера. Композитор хоронит в ней героя своей Первой симфонии… В то же время эта часть задает великий вопрос: «Почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?»

6 стр., 2996 слов

Рабочая программа 57

... Курс «Методика преподавания психологии» является дисциплиной, изучаемой в рамках профессиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 030301 — «Психология». Цель курса — получение ... методы обучения Особенности и характер применения программированного метода обучения. Виды программ. Проблемное обучение. Проблемная ситуация, проблемная задача. Приемы создания проблемной ...

В устрашающем тремоло контрабасов постепенно формируется скорбная тема марша, звучащая сначала у скрипок и альтов, а затем подхватываемая оглушительным тутти оркестра. Ее сменяет лирический мотив у деревянных духовых, а затем хоральный напев заупокойной секвенции Dies irae. Еще в начале осени Дэниел Хардинг открывал сезон симфонического оркестра и хора Баварского радио Второй симфонией «Воскресение» Густава Малера, проделав большую репетиционную работу над этой титанической партитурой. Глубокое проникновение в проблематику сочинения, захватывающие жесты и волнующие кульминации, не оставили слушателей равнодушными.

Концерт завершила Четвертая симфония ми минор Иоганнеса Брамса. Романтически окрашенная музыка этого сочинения обрела цельное художественное звучание в трактовке Дэниела Хардинга. Оркестр Баварского радио звучал превосходно. Хардинг действительно поднял коллектив к сверкающим вершинам, достигнув впечатляющих результатов в грандиозном исполнении.

Символично было услышать на бис от британского маэстро и музыкантов оркестра Баварского радио одну из Вариаций «Энигма» («Загадка») Эдуарда Элгара – протяжная величественная мелодия, постепенно достигающая своего развития и затем растворяемая в оркестре. Это стало смысловой аркой удивительной программы вечера баварцев в Эссене.

Немецкие гастроли Питтсбургского симфонического оркестра, одного из лучших коллективов Нового Света, продолжило выступление его главного дирижера Манфреда Хонека на сцене Тонхалле Дюссельдорфа.

Отношения Манфреда Хонека с Питсбургским симфоническим оркестром стабильно развиваются с 2008 года. Особенностью совместных программ дирижера с оркестром являются новые произведения, часто духовного содержания. Манфред Хонек глубоко верующий человек, и это раскрывается в его интерпретациях большинства произведений. Одна из таких партитур – «Resurrexit» молодого американского композитора Мейсона Бейтса, которую он специально посвятил Питтсбургскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру по случаю 60-летия Манфреда Хонека в сентябре прошлого года.

Первое отделение вечера открыло сочинение “Resurrexit” современного американского композитора Мейсона Бейтса, полное экспрессивных звучаний и спектральных нюансов.

Мейсон Бейтс:

«Обращение к теме «Воскресения» заставило меня рассмотреть ее шире в контексте звукового мира, который я никогда не исследовал в музыкальном плане. Это некое библейское повествование, полное тайн и сверхъестественного».

«Работа имеет новые звуки и в течение нескольких минут выражает самое необходимое, путь от тьмы к свету. Он точно продуман и ритмичен»,

  • с энтузиазмом вспоминает Манфред Хонек. Среди прочего, Бейтс использует необычный самозвучащий ударный инструмент – семантрон: два деревянных молотка бьют по доске, подвешенной на специальных проволочных канатах.

Игорь Левит уже давно стал желанным гостем музыкальных сцен Дюссельдорфа. Пресса и публика его здесь уважают и любят за его необычные программы, экзистенциальный и исследовательский подход к выбору произведений. Вместе с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека он безукоризненно исполнил 22-й фортепианный концерт ми бемоль мажор, KV 482 Вольфганга Амадея Моцарта. Это гениальное исполнение стало идеальным антиподом прозвучавшей затем официозной Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича.

17 стр., 8038 слов

Виды оркестров. Какие бывают оркестры по составу инструментов? ...

... стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов. Виды оркестров: Симфонический. Струнный. Духовой. Джазовый. Эстрадный. Оркестр народных инструментов. Военный. Школьный. Состав инструментов ... ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса). Малый смешанный духовой оркестр Решающим отличием между малым медным ...

«Через ночь к свету» – тема, сквозняком проходящая через Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, сочетающую в себе танец смерти и триумфа. Пожалуй, именно так воспринималась интерпретация Манфреда Хонека, покоряющая властной силой. Дирижер выделил несколько аспектов в контексте этого произведения, в частности: политический и личный фон, а также отношение к Густаву Малеру. Питтсбургский симфонический оркестр под управлением Манфреда Хонека звучал яростно и экспрессивно: драматический накал страстей сочетался со стройной соразмерностью. Горячий прием у немецкой публики вызвало это выступление Питтсбургского оркестра в Дюссельдорфе. Манфреда Хонека несколько раз вызывали на сцену, на бис коллектив исполнил просветлённую Гимнопедию № 1 Эрика Сати и трагическую сцену «Смерть Тибальда» из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Эссен – Дюссельдорф (Германия)