Сочинение для оркестра

Основные жанры творчества — симфоническая поэма и опера .

Одночастные поэмы Штрауса, отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематическим развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого , введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразительных приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза.

В основе ряда симфонических поэм Штрауса лежат образы мировой литературы. Первая из них — поэма « Макбет » по У. Шекспиру (1-я редакция, 1887) отличается суровым, мрачным колоритом.

Широко известна поэма «» по Н. Ленау (1889), ведущая идея которой — непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, музыкальное развитие захватывает стремительностью.

В поэме «» (1896) композитор взял за основу немецкий вариант легенды (отсутствует тема освободительной борьбы Нидерландов с Испанией).

Это самое популярное оркестровое произведение Штрауса; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер.

Поэму «» по М. Сервантесу (1897) композитор назвал «фантастическими вариациями на тему рыцарского характера». Сочинение завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью.

Смерть и просветление

Поэма «» (1898) имеет автобиографический характер, о чём свидетельствует введение тем из других сочинений композитора.

Автобиографическая тема разработана также в одночастной «» (1903), где героический характер мужчины и капризный чарующий женский образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д’амур), законченная в 1915 « Альпийская симфония » по существу тоже является программной симфонической поэмой. Она продолжает линию 6-й, «Пасторальной», симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира.

Метаморфозы

О. Т. Леонтьева


Сочинения для оркестра:

симфонии

d-moll, 1880

f-moll, 1884

(Sinfonia domestica, 1903)

, для большого оркестра и органа (1915; нов. ред. без органа, 1934)

9 стр., 4422 слов

Твардовский A.T. Василий Теркин — кто же он такой? (по поэме А

... поэмы «Василий Теркин». Информация, представленная в предлагаемом библиографическом указателе, не претендует на исчерпывающий характер. Тем не менее уникальность задачи пособия – как можно полнее представить образ Теркина ... солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах ... Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: "Не горюй, у немца этот Теркин ...

симфонические поэмы

Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890)

(по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948)

Смерть и просветление (1889)

(1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916)

Так говорил Заратустра (1896)

(фантастические вариации, 1897)

(1898)

симфоническая фантазия «Из Италии» (1887)

Торжественная музыка для большого оркестра (1892)

Торжественная прелюдия (для большого оркестра и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913)

Японская торжественная музыка (1940)

Легенда об Иосифе (симфонический фрагмент для оркестра, 1947)

сюиты

Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944)

Танцевальная сюита из фортепианных пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. «Отзвучавшие празднества»)

Сбитые сливки (1932)

Кавалер розы (1945)

Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струнных солирующих инструментов, 1945)

Концертная увертюра (1883) и другие

реклама

Словарные статьи