С.П. Залыгин. «Мой поэт» (глава из эссе об А.П. Чехове).
1
Особенности литературно- критического эссе
Коммуникативная и языковая деятельность в ходе выполнения заданий
Рассказ о любимом писателе (на основе речевой ситуации)
14. Анализ тем сочинений
Работа с таблицей 1
1
Признаки жанра эссе
Предположение и формулирование выводов
15. Анализ сочинений-эссе
Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведениях Бунина»
или «Устарел ли Горький?» Пример школьного сочинения-эссе «Гений и злодейство — две вещи несовместные «Вечный Достоевский»
1
Композиция сочинения- эссе и
традиционного сочинения
Рецензирование по вопросам и как дополнение комментария tHaHc сочинению
Написание комментария к сочинению
16. Анализ сочинения — эссе
План анализа. Пример эссе «Компьютерная болезнь»
1
Сочинение на
свободную тему, эссеистический стиль
Рецензирование на основе плана
Устная и письменная рецензия
17. Тематика
творческих заданий
Комментарий учителя
Напиши эссе сочинение или философскую сказку
... это произведение имеет глубокий философский смысл и подтекст. ... на отношения между людьми, на яркую природу, которая окружает человека. Они думали только о собственных проблемах, которые полностью лишены глобального смысла. Как мне думается, философский ... смысл данного произведения заключается в том, что человек должен уделять меньше внимания проходящему, чему-то, что мало влияет на ...
1
Обсуждение
Творческая работа учащихся
МОУ Нижнебузулинская СОШ, Программа элективного курса для 10 класса, Автор: Пушкарева Н.С., Составлена на основе программы Н.Л. Карнаух «
с. Нижние — Бузули
2015г
Пояснительная записка элективного курса.
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»
(17 час.)
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.
В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.
творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным
В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.
Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.
Эссе — жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.
Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.
Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира — научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.
Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 36 часов и предназначен в первую очередь для учащихся старших классов, обучающихся в гимназиях и лицеях. Он также может найти применение в классах гуманитарной направленности общеобразовательных школ.
Эссе жанр википедия
... автора правильно определить свою аудиторию. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация. Процесс создания эссе в общем состоит из следующих этапов: ... определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. д.). Аргументация Аргументационное эссе, опираясь на логически выстроенные факты, стремится ...
цель
задачи:
-
актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
-
осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;
-
развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
-
формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
-
формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
-
демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
этапы
-
знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;
-
узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
-
анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.
разделы
таблица «Планирование работы…»,
Отбор
учебно-методическим комплектом,
Содержание элективного курса
-
Введение. Теоретические сведения (1ч.)
Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.
-
Работа с текстом (7ч.)
В. Набоков.
К. Победин.
Г. Гессе.
Различные формы жанра.
В. Набоков.
И. С. Шмелев.
Жанр письма и эссе в форме письма (например, письмо И. С. Тургенева к Полине Виардо и эссе Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице»).
Ф. Искандер.
Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Анализ данных работы предприятия
... положения. Статистикой также называют статистические данные представленные в отчетности предприятий, организаций, ... стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных ... где V - объем выпуска продукции. Для анализа использования ОФ применяется также показатель, обратный ... труда и вызывают изменение их формы или качественных параметров. Пассивная часть ...
Д. Симонова.
-
Анализ сочинений-эссе (9ч.)
Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.
П. Вайль, А. Генис.
Анализ литературно-критического эссе (на примере главы из эссе С. П. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).
От этюда, зарисовки — к эссе (на примере текста В. П. Астафьева «Свеча над Енисеем»),
Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений — эссе: «Грамматика любви в произведениях Бунина» и «Устарел ли Горький?» Дарьи С.
Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь» Лейлы А.
Дополнение к комментариям к сочинению. «…Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) Дмитрия Б. или «Вечный Достоевский» Анны Ф.
Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У. Шекспир).
Примеры ученических эссе.
Анализ отрывка из научно-исследовательской работы.
Ожидаемые результаты.
-
знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
-
определять «решающую идею» эссе;
-
анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
-
находить средства художественной выразительности, используемые автором;
-
видеть эстетическую функцию языка;
-
рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
-
создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Виды творческой деятельности обучающихся:
-
Написание сочинения в различных формах эссе.
-
Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.
-
Эссе или сочинение в форме письма.
-
Эссе или сочинение в жанре слова.
6 стр., 2784 словКомпозиция и колористическое средства в портретной живописи на ...
... одушевленный идеал. Глава 2. Творчество и анализ картины З.Е Серебряковой «За туалетом», (1909г.) 2.1 Портретная живопись начала XX века в работах З. Серебряковой: стилистика, композиция, цвет Не ... мире природа, искусство, обязанности матери и жены, сливаясь, обретали масштабность, становились источником творческого вдохновения. Черпая из него, Зинаида Евгеньевна передавала, творя, ту «радующую ее ...
-
Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.
-
Развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов.
-
Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.
-
Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся.
-
Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах по выбору учащихся).
Определение жанра творческой работы.
Ресурсы программы:, Литература для обучающихся
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/yaponskie-danyi-kak-drevnyaya-forma/
Александров
Алексеева
Антонова
Калганова
Карнаух
Карнаух
Карнаух
Карнаух
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И.Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.
Литература для учителя
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/yaponskie-danyi-kak-drevnyaya-forma/
Карнаух
Котельникова
Мещеряков
Озеров
Романичева
Никитина
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И.Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.
Черноземов
Эпштейн, Михаил Наумович
... контуры новой синкретической религии, возникающей на основе массового атеизма советской эпохи. Работа "Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной ... библиотека М. Эпштейна (на русском) http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html Виртуальная библиотека М. Эпштейна (на английском) http://www.emory.edu/INTELNET/virt_libr.html Список новых публикаций М. Эпштейна, в том числе ...
Эп штейн
Эпштейн
Эпштейн