Номинация:, Автор: Григорьева Надежда Эдуардовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Лукошко»
Месторасположение: г. Красноярск Гусарова 24
Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
Я просмотрела множество методик направленные на развитие творческих способностей детей через театральную деятельность, больше всего меня заинтересовала методика Н. С Карпинской организации театральной деятельности. Именно эта методика подтолкнула меня для создания программы кружковой деятельности «Мир театра».
Передо мной была поставлена цель воспитание творческой, любознательной, активной личности через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, я выделила несколько задач, которые мне предстояло решить:
- Создание соответствующих условий для полноценного развития творческой личности;
- Создание условий для более точного восприятия и впитывания информации за счет творческого подхода;
- Подтолкнуть ребенка к желанию проявить себя, показать, на, что он способен, не бояться проявлять инициативу в данном виде деятельности.
- Создание теплой и комфортной обстановки внутри коллектива.
Дети в моей группе совершенно разные, они не похожи, у каждого разный темперамент, отношение к жизни, каждый из них уже готовая личность со своими достоинствами и недостатками. И найти подход к каждому из них, создать соответствующие условия для развития полноценной личности это является основной целью моей работы. Почему я выбрала именно театрализованную деятельность? Да наверно потому, что благодаря театрализованной деятельности ребенок может раскрепоститься, может выплеснуть свои эмоции, превратиться в любого персонажа, которого он выберет сам. За то время, что я веду кружок под названием «Мир театра» дети стали дружнее, научились работать в команде, научились слушать и слышать. Так же благодаря кружку я решила проблему адаптации в течении всех двух лет к нам в группу приходили новые детки, им было тяжело в таком возрасте менять коллектив, обстановку. Через театрализованную деятельность я попыталась сделать максимально комфортными условия пребывания ребенка в группе. Благодаря кружку они быстрее вливались в коллектив, демонстрировали свои умения и навыки перед другими детьми, раскрепощались. Все они легко включались в совместную практическую деятельность.
«Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами ...
... работы по социализации младших школьников в театральной студии. Объект исследования . Социализация личности. Предмет исследования, Гипотеза исследования Социализация ребенка младшего школьного возраста будет более успешной, если при организации театрализованной деятельности ... виду деятельности снизился. И учителя не достаточно полно владеют методикой использования театрализованной деятельности как ...
Методика Н.С. Карпинской предпологает четыре этапа, которые ведут к выбранной цели:
- на первом этапе дети совместно с педагогом читают выбранную сказку
- на втором этапе ребенок пробует себя в роли всех персонажей сказки, тем самым учится демонстрировать навыки актерского мастерства;
- на третьем этапе ребенок выполняет задания, для более углубленного закрепления выбранной сказки и для полного представления о персонажах сказки;
- на четвертом этапе распределяются роли, и дети уже примеряют их на себя, выбирая для себя соответствующее амплуа.
Как мы выбираем произведение, конечно в первую очередь я опираюсь на программу дошкольного учреждения. Но иногда мы отходим от программы и вместе детьми придумываем свои сказки, своих персонажей. На каждое театрализованное представление у нас уходит более двух недель. Я предлагаю на выбор сказки, дети выбирают, после чего мы читаем сказку, разбирая каждый абзац, пересказываем. После с каждым ребенком проводится работа по выбору персонажа через прочтение всей сказки одним ребенком. Тем самым он примеряет на себе все роли из этой сказки. На каждом этапе большое внимание мы уделяем лицу автора, на то с каким выражением я или ребенок читает текст. Приветствуются жестикуляции, по лицу должно прослеживаться и радость и горе, и удивление и страх и.т.д. Потом мы все вместе выполняем ряд заданий (это может быть как рисование, лепка, аппликация, пластилинография, также мы вместе с детьми изображаем злого и доброго героя, слезы и смех, радость, печаль, и .т.д.).
Детям очень интересно создавать сказку своими руками. Таким образом учебный процесс можно соединить с кружковой деятельностью. Таким образом, вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс – в основном большая часть работы приходится на кружковую деятельность, но она присутствует и в режимных моментах, что помогает более углубленно подходить к данному виду деятельности.
Например на занятиях по художественной литературе дети более отчетливо представляют о чем написано в том или ином рассказе, сказки. Также театрализованная деятельность положительно сказывается на развитие речи, обогащается словарь, ребенок учится навыкам диалогической и монологической речи, что положительно влияет на его самооценку. Знакомство с окружающим миром проходит через театрализованную деятельность более ярко и занимательно для ребенка. Его стремление познать все больше и больше помогает ему в преодолении возникающих трудностей, что положительно влияет на все умственные и психические процессы. С помощью музыкального руководителя мы разучиваем упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние героев передавать его в мимике и жестах.
По философской сказке в начальной школе
... пониманию философского смысла; проанализировать организацию работы с художественным текстом и выявить, какие литературные философские сказки изучаются на уроках литературного чтения ; выявить уровень понимания философского смысла художественного текста (на материале констатирующего этапа педагогического ...
К каждой новой постановки я подбираю соответствующие игры так, например, для сказки «Маша и медведь» была изготовлена игра ходилка «По дороге домой», «Что лишнее», также я разучиваю с детьми скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие тембра и интонации голоса.
Главное в процессе воплощения в жизнь театрализованной постановки большое внимание уделяется не самой постановке, а детям, дети учатся импровизировать вносить что то в свое в постановку и в случае если заученный текст был забыт, ребенок может спокойно решить эту проблему путем импровизации. Эта работа была бы не так успешна без помощи родителей, они поддерживают своих детей, помогаю им преодолевать свои страхи перед выступлением. Помогают в организации спектаклей, также они могут участвовать не только в роли зрителей, но и актеров. Многие дети с моей группы совместно с родителями выступали на обще садовских утренниках. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Я уверенна, что поддержка близкого человека в лице мамы, придает ему уверенность.
Как проходит само представление, большое внимание уделяется пространству, месту проведения спектакля, драматизации и т.д. Каждый ребенок выполняет свою функцию администратора, одни дети изготавливают билеты, другие оформляют «сцену», также у нас есть свой оркестр (Синтезатор, гитара, бубны, маракасы, дудки).
Репетиция с детьми проходит под руководством музыкального руководителя и воспитателя. Состав оркестра у нас тоже меняется, как и актерский состав. Таким образом, каждый из детей принимает активное участие в подготовке и проведении театрализованного действия.
Наряду с этим, отмечена положительная динамика по всем разделам общеразвивающей программы.
В результате проведенной работы:
1. Дети стали более активно демонстрировать свои таланты, не боятся фантазировать, а главное их тайные фантазии воплощаются в жизнь.
2. Дети более четко и грамотно стали излагать свои мысли, вести беседу, стала развиваться связная речь;
3. произошло обогащение словаря, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.
4. Дети научились показывать своих героев такими какими они должны быть. Показывая это в их поведении, разговоре, движениях, мимики. Научились слышать музыку и выполнять соответствующие движения, характерны выбранному герою.
5. Микроклимат в группе стал очень комфортным для пребывания ребенка. Взаимоотношения воспитателей, родителей и детей вышел на новый уровень общения. Мы очень сблизились, стали дружны.
Занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками по программе «Мир театра» помогает развиваться ребенку не только психически, но помогает правильно вести себя в обществе, помогает адаптироваться в обществе. Учит общаться не только со сверстниками но и со взрослыми. Именно это делает детей счастливыми, ведь все, что происходит у нас в группе это все создано детьми. И мы воспитатели совместно с родителями попадаем в волшебный мир, придуманный детьми.