Цитаты [ править]
В нашей литературе разбросанно и неполно отражена чрезвычайно важная в воспитательном плане , рассказывающая в доступной и художественно полноценной форме о детстве и отрочестве знаменитых русских людей. <…>
— Это происходит в силу пренебрежения к важной стороне дела, ибо нельзя думать, что биографических материалов детства мало. Их достаточно. Просто автор никогда не ставит себе этой задачи. Торопясь к изображению взрослой деятельности, мало доступной, конечно, ребятам. — заявка в издательство «Детская литература» о написании книжной серии наподобие ЖЗЛ по совместной с идее, которая не реализована и поныне[1] |
|
— «Замечательные мальчики», 1957 |
Годами, десятилетиями в журналах , а просто слова, соединённые в строчки, имеющие рифмы и размеры, но не имеющие в себе ни грана поэзии. Об этих «произведениях» пишутся статьи, даже книги, и бедный читатель не видит для себя другого выхода, как вовсе прекратить читать стихи, читатель объявил стихотворную голодовку. Читательское доверие к поэзии, к стиху утрачено, и никто не знает, как его завоевать вновь. |
|
— «Заметки о стихах», 1959 |
Появляется такой чувствительный и тонкий поэтический инструмент, как — чуть не единственный настоящий лирический репортёр нашего времени из молодых поэтов. |
|
— там же |
Подумать страшно, как много сил и материальных средств расходуется на т. н. социалистический реализм, на то, чтобы убедить читателей в том, в чем убедить писателя нельзя. Забывается, что писатель — это прежде всего читатель, преодолевший чужое зрение и научившийся видеть сам. Если он видит сам — рано или поздно он найдет средства изображения свои, т. е. убедит читателя в своём мире или в кусочке мира, расширит арсенал познания жизни (в прошлом ли, в настоящем ли).
|
|
— «О книжности и прочем», конец 1950-х — начало 1960-х |
Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно… <…>
Нужно ли прозаику писать стихи? Я думаю, нужно, да почти все прозаики и пишут. <…> Но име[ют] достаточно вкуса, чтобы не публиковать этих стихотворений. |
|
— «Поэт и проза», тогда же |
Я хочу считать себя поэтом, единственным русским поэтом, показавшим душу человека на лагерном Крайнем Севере, — вот единственная моя претензия. Разумеется, никаких тайн искусства Дальний Север мне не открыл. <…> Мои стихи — пример душевного сопротивления, которое оказано растлевающей силе лагерей. |
|
— «Свободная отдача», тогда же |
1960-е [ править]
Есть книги-доносчицы. Неискушённые в тонкостях писательского ремесла следователи ставят знак равенства между вымыслом и действительностью, между художественным правдоподобием и жизнью. Удивительным образом за литературного героя отвечает не писатель, а сам герой — или прототип героя. |
|
— «Вторжение писателя в жизнь», начало 1960-х |
Антропоморфизм — без которого не обходится ни один поэт — это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта. <…> — Что самое главное в лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, — это ещё не пейзаж и вряд ли годится для стиха. |
|
— «Пейзажная лирика», 1961 |
В искусстве существует закон «всё или ничего», столь сейчас популярный в кибернетике. Иными словами, нет стихов менее квалифицированных и более квалифицированных. Есть стихи и не стихи . Это деление более правильное, чем деление на поэтов и не поэтов. Всё нехудожественное в искусстве — антихудожественно, враждебно истинному искусству. |
|
— «Всё или ничего» |
Рассказ «Мышкина дудочка» <…> — грусть необычайная. Вера в призвание, героизм, сила. Урок мужества, героической жизни, нищей жизни без скидок. (вместе с Белым ) — бесспорный учитель русской прозы ХХ века. Но в отличие от Белого в Ремизове очень мало игры, а все всерьёз, никакой формальности музыки и словотворчества. |
|
— <Об А. М. Ремизове>, начало 1964 |
Поэзия — это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» — непременные условия поэтической работы. <…> — Стихи не рождаются от стихов. Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один — жизнь. |
|
— «Таблица умножения для молодых поэтов», 1964 |
Ярчайшая, потрясающая переписка эта «игра в приказы» — всю чудовищность которой не очень чувствует, передавая всё это с лирической непосредственностью. (Письма отца — самое страшное, пожалуй, по тупости, по бедности интеллектуальной.) <…>
|
|
— <О воспоминаниях С. И. Аллилуевой>, 1964 или 65 |
У было необычайно чистое поэтическое горло, лирический голос удивительной чистоты. Трудно сказать, кого из русских поэтов можно поставить рядом с Есениным по непосредственности, безыскусственности, искренности, правдивости лирического тона. Песенность была даром Есенина. Его стихотворные строфы всегда делятся на отдельные строки по смыслу, как в песне — то самое качество, от которого уходила Цветаева. У Есенина было два учителя: Блок и Клюев , все остальные влияния были легко преодолены. <…> — Пейзажные образы Есенина — это не очеловеченная природа, а просто поэтические сравнения без символики. — повторено в «Есенине» |
|
— ответ на анкету о С. Есенине, 1965 |
Замечательный русский поэт относится к числу тех, кто ещё ждет «реабилитации». |
|
— «Во власти чужой интонации» |
Вся история русской поэзии — есть история ввода в поэтический язык житейской прозы, разговорного языка. |
|
— «Опасения Бориса Слуцкого» |
был поэтом «божьей милостью». По чистоте «поэтического горла» он не уступает Есенину. Только словарь его ужасен. |
|
— «Поход эпигонов» |
не просто подражатель и продолжатель Ремизова и Замятина , но и показывает многое своё. Его проза — особым образом поэтизированная проза, где технические элементы стиха — рифма, звуковой повтор, аллитерация заменены имеющими то же значение прозаическими фигурами. |
|
— «Стихи и стимулирующее чтение» |
пытается зачеркнуть двадцатый век русской поэзии, и от того-то поэтический отдел «Нового мира» так беден и бледен. |
|
— <Твардовский. «Новый мир»> |
Рифма — чисто глазная. Основу «слуховой» рифмы положил Алексей Константинович Толстой — он истинный отец неточной рифмы в нашей поэзии. |
|
— «Чего не должно быть» |
1970-е [ править]
«Синие гусары» были эстетической уступкой, лирическим отступлением на главном направлении стиха. Это едва ли не единственное стихотворение Асеева , где он использует тактовик — чужой размер, оружие конструктивистов, которым лефовцы не пользовались. Сам по себе весёлый ритм «Синих гусар» барабанил о лефовском провале и свидетельствовал о распаде «Нового Лефа». |
|
— «Асеев» |
Многие блоковские стихи использовались в качестве стимулирующего средства, испытанной инъекции тестостерона в художественной жизни российской интеллигенции. |
|
— «Блок и » |
Девяносто процентов русских лирических стихотворений написано ради последней строфы. |
|
— там же |
Есенин был высококвалифицированейшим, образованным профессионалом, выступающим во всеоружии современной поэтической техники, сам один из её создателей в период его подъёма — времён . <…>
|
|
— «Есенин» |
Суть новаторства Маяковского заключается отнюдь не в своей стихотворной практике, не в особенности своей рифмы, не в гениальной своей драматургии. Суть новаторства заключается в том, что Маяковский дышит будущим и поддерживает всё новое, всё передовое, что возникает на литературном пути тогдашней советской России. |
|
— « мой и всеобщий» |
оставил после себя огромное литературное наследство. Паралитик, прикованный к телевизору, умерший в Москве в возрасте 77 лет, до последнего часа жизни возводил всё новые и новые здания в своём городе литературы, проводил всё новые и новые литературные пробы, ставил новые заявочные столбы. Огромное наследство опубликовано <…>. Целый Монблан — неопубликованный, всё это ещё ждёт лопаты исследователя. Каменский не то, чтобы забыт, а слишком недостаточно оценён. |
|
— «Поэт Василий Каменский» |
У стихов есть тёмная власть, с которой надо бороться самым энергичным образом или ей следовать. Третьего не дано. |
|
— , 1973 |
202 раза повторяется слово «холод» в 144 стихотворениях, составляющих книгу «Полынный ветер». Это не оплошность не безвкусица, не бедность, а тончайшее мастерство и богатство поэтического словаря . Слово «холодная» автор разумеет не в какой-то сверхмодной, ультрасовременной аллегории, в роде «холодная война», а в самом реальном, климатическом, физическом смысле <…>. Жигулин — уроженец и «запрограммирован» на воспевание среднерусской природы. Среднерусская природа вошла в его стихи, но заняла там очень скромное место, далеко уступающее совсем другим географическим меридианам. <…> — Жигулину ещё не поздно избавиться от заимствований и чужих влияний при тех больших рубежах, которые взял в новом цикле стихотворений молодой поэт. — рецензия на поэтический сборник А. Жигулина «Полынный ветер», 1975 |
|
— «Путь в большую поэзию», [1975] |
Начиная первую строку, строфу, поэт никогда не знает, чем он кончит стихотворение. Но звуковой каркас будущего стихотворения, его очень приблизительная идея — при полной силе эмоционального напора — существует. Стихи всегда — эмоциональная разрядка и в этом их важнейшая особенность и повелительность. |
|
— «Звуковой повтор — поиск смысла», 1976 |
«Рифма» (1959-61) [ править]
Поэзия к началу деятельности напоминала положение в современной науке, когда открытия буквально ждут вас на каждом углу, стерегут на каждом шагу. |
Окраска слова зависит от согласных звуков и ими определяется. Звуковой повтор может быть построен на гласных — это укрепление в памяти формы слова или другое всегда присутствует в стихах большого поэта. Это — элемент творчества. Вершина русской поэзии пушкинский «» — непревзойдённый образец подобного рода. Пушкин в поэзии знал всё. <…> — Пушкинской рифмой (глаголы с глаголами, существительные с существительными) очерчены языковые рубежи русской поэзии, намечены её границы. Поэты пушкинской и послепушкинской поры следуют за этой рифмой. — подробнее в статьях и «Природа русского стиха» |
Возможности русской рифмы неисчерпаемы, и браться за разрушение «краесловия» — неблагодарное дело. Современная русская рифма есть скрепление, соединение различных частей речи, есть конструктивный элемент языка в борьбе с пустословием, со словесной неряшливостью за лаконизм, за точность поэтической речи. |
Творческий процесс состоит больше в отбрасывании ненужного, недостаточно верного, ненадежного, мало яркого, чем в поисках. Для создания каждой строфы мир подставляет поэту мгновенно, или почти мгновенно, десятки, сотни картин прошлого, настоящего, будущего, и из этого великого множества, приведенного в создание поэта рифмой, отбрасывается или записывается некоторая часть наблюдений, знаний, иллюстраций… свободно доверяясь рифме, звуковому повтору, поэт, ещё не закрепляя на бумагу, встречается с десятками направлений. Где-то глубоко в сознании затаено настроение определенной силы и тона, затаена какая-то главная мысль, тема, которая ищет своего выражения в ещё не написанных стихах. Подчас эта звуковая работа подсказывает новые мысли, уводит в сторону от предполагаемого задуманного. |
Человеческое чувство ищет выражение и находит его в стихах поэта, оставшихся в его памяти, происходит как бы разрядка настроения, чувства в чужие стихи. Эти чужие стихи вспоминаются или перечитываются, твердятся по многу раз и дают выход настроению. А когда никаких «подходящих» стихов не вспоминается, когда чувство не находит выхода в знакомых текстах, не находя в них соответствия, успокоения — тогда пишутся свои стихи. И в этом случае магнитный поисковый инструмент — рифма двигает пласты событий, впечатлений . |
«Заметки рецензента» (начало 1960-х) [ править]
Поход против «канцелярита» — за чистоту русского языка — донкихотский поход. За «канцеляритом» стоит огромная сила. Не косность, не неграмотность, не лень, а сила самых грамотных, самых «интеллигентных» — дипломатический протокол . Это — традиция великой силы, где содержание открыто выступает в виде формы. Вековая традиция, где вопрос, как загибать визитную карточку, приобретает драматический характер, где ссылаются на , где юридическая формула ровно восходит к временам Венского конгресса . Это перед этими «условностями» — которые отнюдь не условности, ибо они — живое оружие сегодняшних отношений — какая-то «дана сия» и «предъявитель сего». |
Может быть, перед нами — новый ? «Дробясь в волнении парили горизонты». «Ослепительная алость грациозной зари журчала дымящей поэтичностью уходящего лета». «Ассоциация неприятных дуновений». «Жемчужный бархат мягких лучей». «Изумрудная загадочность незнакомки». «Жёлтая эмоциональная шептала небесные слова, полные задушевных импульсов». <…> Автор подписывает своё письмо: C уважением граф Назаров. Что это — шутовство? Сокращение слова «»? Или свидетельство некоторого психического ущерба? |
Музыкальная, объёмная фраза , до сих пор составляющая непобеждённую вершину русской прозы, стояла в начале славного пути, который прошла русская проза. |
«Русская фраза — это лопата, всаженная глубоко в землю, и ею писатель поднимает глубокие пласты чувств и мыслей» — говорил один мой знакомый,.. |
будущего будет прозой знающих людей, которые, подобно Сент-Экзюпери , открывшему нам воздух, вернее, чувства людей воздуха — откроют нам душу другой профессии. Писатели будущего будут знать и им будут верить, как учёным, как специалистам не по написанию романа, а по знанию Человека в этом материале. |
Отдельные статьи [ править]
Примечания [ править]
- С. Ю. Агишев, В. В. Есипов. Примечания // Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. + т. 7, доп. Т. 7. — М.: Книжный клуб «Книговек», 2013. — С. 432.
- О магните — ранее в 24 декабря 1952.
Ссылка [ править]