Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от эссеиста поисков формы высказывания — художественных и языковых средств ее воплощения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий облик — выражение. Исследователи говорят на примере эссе о едином сплаве мысли и речевого образа. Может быть, не случайно поэтому многие эссеисты — и прозаики, и поэты. Например, крупнейший англоязычный поэт Уистон Хью Оден (1907—1973) на одну и ту же тему создал эссе («Общество против покойного господина Уильяма Батлера Йейтса») и стихотворение («Памяти Уильяма Батлера Йейтса (умершего в январе 1939 года)»).
Фазиль Искандер тоже пробует себя в разных жанрах, его перу принадлежат эссе «Моцарт и Сальери» и одноименное стихотворение.
1. Сравните небольшое эссе писателя «Душа и ум» со стихотворением такого же названия.
2. Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?
3. Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для подобного эссе?
4. Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?
5. Попытайтесь поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.
Душа и ум
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум, прежде всего, развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.
Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его
... Душа, испорченная светом, сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» ← Предыдущая запись Следующая запись → Афоризмы и цитаты , Высказывания и цитаты про добро известных философов и мыслителей. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. ... к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. автор: Никколо Макиавелли Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное ...
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.
Когда теченье наших дум, Душа на истину нацелит,
Тогда велик и малый ум,
Он только медленнее мелет., Душа есть голова ума,
А ум — его живая ветка.
Но ум порой, сходя с ума,
- Я сам! — кричит, как малолетка.
Своей гордынею объят,
Грозит:
- Я мир перелопачу!
- И, как безумный автомат,
Он ставит сам себе задачу., И постепенно некий крен, Уже довлеет над умами,, Уже с трибун или со стен, Толпа толпе долбит:
— Мы сами!