Информатика» «Альберт Швейцер, нобелевский лауреат

Альберт Швейцер – удивительная личность. Его отношение к живой природе потрясает и тем более служит примером для всех окружающих. Например, он требовал включить в сферу морального все живые существа: «Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям потребовалось так много времени, чтобы признать несовместимость с этикой бессмысленное причинение вреда жизни».

Швейцер отмечал, что универсальная этика имеет древние корни — индийская и китайская философии на заре своего существования рассматривали этику как учение о доброжелательном отношении ко всем существам. В китайской книге XI в. «О наградах и наказаниях» выдвигаются требования человечного обращения с животными и растениями, запрещается «дразнить людей и животных, прогонять насекомых из разных щелей, пугать птиц, сидящих на дереве и т. п.». Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в при роде, как о норме сосуществования в мире, сегодня мы бы сказали, — в .

Почему Благоговение перед Жизнью, а не сострадание, не любовь? Швейцер считает, что сострадание (идеал философии) всегда созерцательно; более действенна всеобъемлющая любовь, так как она одновременно и сострадание, и радость, и взаимное устремление. Но она раскрывает этическое содержание только в сопоставлении с человеческими отношениями и очень часто воспринимается как аффект , эмоция. Благоговение же требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т. е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви к человеку до вселенских масштабов.

Одной из причин упадка европейской культуры Швейцер считает бессилие современной философии в обосновании смысла и целей человеческой жизни, в обозначении целей развития общества. Как и Сократ, основатель европейской этики, Швейцер выдвигает в качестве принципиальную невыводимость морального закона из закономерностей развития материального мира. Бытие предстает перед нами как бесконечное столкновение, хаос отдельных воль к жизни, причем одна жизнь живет за счет другой. Смысл и цель жизни можно понять, исходя из духовной природы человека, путем самопознания и мистического откровения, и эти цели оказываются очень далеки от идеалов современного потребительского общества.

8 стр., 3963 слов

Возможна ли человеческая жизнь без любви бунин

... ждать от этой жизни? Кто поможет, кто поддержит их? Никто. Они сами по себе. Жить без любви возможно, но очень ... человек, который способен на главные чувства: дружбу, сострадание, уважение, верность и, конечно же, любовь. Без умения и стремления испытывать эти чувства ... обращались к вечной теме любви. Вспомним рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник”, который сам автор считал “лучшим из всего того, ...

Информатика» «Альберт Швейцер, нобелевский лауреат 1 (), «доктора из Ламбарене», лауреата Нобелевской премии, известно всему миру.

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне — территория Франции), в семье бедного протестанского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В 1884—1885 гг. Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885—1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки. В 1894—1895 годах отбывает солдатскую службу в германской армии, во время которой продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 гг. Альберт Швейцер живет в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берет уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года защищает в Страсбурге диссертацию и получает степень доктора философии, а в 1900 г. ещё и звание лиценциата теологии. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 г. он начинает преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей знакомится со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году выходит его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые едет на гастроли в Испанию. В 1908 году выходит его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принимает активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году сдает экзамены на медицинском факультете и выпускает в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году женится на Елене Бреслау. В 1913 году заканчивает диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получает степень доктора медицины.

1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестер, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных отправляют во французские лагеря. В 1918 — освобожден по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения сорокачетырехлетний Швейцер становится отцом — Елена родила ему дочь Рену. В 1919—1921 годы работает в городской больнице в Страсбурге, выступает с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920—1924 годах он читает лекции в Швеции и других европейских странах, становится почетным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году выходит его главное философское сочинение «Философия культуры» в 2-х томах.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 новая больница была построена и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций. В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работает в Африке и периодически посещает Европу для чтения лекций, органных концертов, издательства своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почетные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1953году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором Швейцером существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Для того, чтобы лучше понять Альберта Швейцера, необходимо познакомиться с его творчеством, его высказываниями и цитатами.

Итак, цитаты:

  • «Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить.»
  • «Цель человеческой жизни — служение, проявление сострадания и готовность помогать людям.»
  • «Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь — это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.»
  • «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный.»
  • «Судьба всякой истины — сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.»
  • «У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.»
  • «Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.»
  • «Любовь нельзя ограничить системой правил и предписаний: приказы любви абсолютны».
  • «Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична.»
  • «Знать друг друга — не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.»
  • «Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.»
  • «Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление.»
  • «Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь.»
  • «Нет более высокой религии, чем служение человечеству.

    11 стр., 5183 слов

    «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…»: ...

    ... нок-инвалид – рука слева), лишь на основе взаимной притягательности могут помочь друг другу жить лучше. Этот приём положительного воздействия друг на друга ... всём друг другу потакая, Там более, что жизнь короткая такая…" Вот и наши соседки начали говорить друг другу самые ласковые ... процесс незаметно влияет на морально-нравственное состояние и человека, и общества. Вместе с тем выбор ориентиров для ...

    Величайшее кредо — труд ради общего блага.»

  • «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.»
  • «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.»
  • «То, что обычно считается оптимизмом, — не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете.»
  • «Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.»
  • «Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.»
  • «Этическое — это нечто большее, чем не-эгоистическое!»
  • «Мы рождаемся из жизней других людей. Мы обладаем способностью вызвать к существованию другие жизни.»
  • «Единственный выход из убогого существования для человека заключается в том, чтобы стать достойным доверия другого человека.»
  • «Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной.

Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»

Ссылки:

Я родился в период духовного упадка человечества. Культура и этика. Гуманность. Проблема этики в ходе развития человеческой мысли. Проблема мира в современном мире. Нобелевская речь. Жизнь и мысли. Христианство и мировые религии. Мистика апостола Павла. Религия в современной культуре.

Скачать книги Швейцера

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/tsel-chelovecheskoy-jizni-slujenie-proyavlenie-sostradaniya/

http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Naum_AlSchv. php

http://www. /science/philosophy/schweitzer/

http://ru. wikipedia. org/wiki/

http:///nl/mr/schweitzer. htm

http:///CULTURE/SHWEJCER/kultura. txt