Педагогическое эссе: «, Стреж Ольга Семёновна, социальный педагог,, МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» Кежемского района, Красноярского края
«Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим» Рассел Бертран
Аннотация
Решив взять эту тему для написания эссе, я, прежде всего, обратилась к словарям. Что же означает слово – зависть?
Словарь русского языка С.И. Ожегова: «зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
концепт
«Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость (представление индивида о собственной исключительности и достойности большего), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом или в настоящем» (Ильясов Ф. Н.).
смирение
Что же вызывает зависть, что является ее причинами? Наверное, у одного это – лень, у другого – комплекс неполноценности, у третьего – это непонимание или даже, отрицание себя в этом мире. На что направлено это чувство, чему завидуют люди? Зачастую завидуют – положению в обществе, известности, таланту человека, способностям, материальным благам. Как бороться с этим чувством? Может следует повышать свою самооценку, стремиться познать что-то новое, бороться со всей ленью. Каждый человек сам для себя решает, как ему жить в этом мире. Мы охотно можем давать другим умные советы, а самим себе давать советы — сложнее.
Зависть – это всегда сравнение себя с другими, или других с собой. Тот, кто завидует приходит к мысли, что он в чем-то хуже другого человека. Постоянное сопоставление угнетает человека, снижает его возможности и самооценку. И приходится завистнику расходовать свои энергию и силы на наблюдение за успехами и достижениями другого более успешного человека. Зависть мешает жить человеку полноценной жизнью, радоваться своему счастью. Когда человек завидует другому, он много времени, душевных сил и энергии тратит на зависть, хотя это время можно было бы использовать в свою пользу – заниматься собой, повышать уровень образования, больше времени уделять близким людям, можно оказывать посильную помощь людям, нуждающимся в ней (соседям, престарелым, одиноким, многодетным и т.д.).
Подготовка к итоговому сочинению. Направление «Разум и чувство»
... облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих 6. (Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Разум и чувство С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем ... то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение. 9. (Примеры, мысли, советы сверстников) Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и ...
То есть, делая добрые дела, мы не только повышаем свою самооценку, и тем самым меньше завидуем другим.
Чувством зависти больше страдают молодые люди. Им в силу своей неопытности, незрелости кажется, что кому-то все дается в жизни легко, что этот человек особых усилий не прилагает, а имеет многое. Люди постарше понимают, что успех достается тому, кто много трудится, прилагает много усилий, рискует, может даже чем-то жертвует. Как важно, когда возле молодого человека есть опытный умный друг, наставник, который подскажет ему, что надо самому совершенствоваться, а не тратить время на ненужное чувство — зависть. А еще очень важно, когда человек любит себя таким, какой он есть на самом деле, воспринимает достойно, понимая, что нет идеальных людей, у всех нас есть свои минусы и плюсы.
Да, я считаю, что есть люди, для которых зависть является разрушительной. И у меня есть такие примеры среди бывших знакомых. При общении с ними я чувствую, что от них идет один только негатив. Заметно со стороны, что они от этого чувства буквально «болеют», страдают. С такими людьми стараюсь общаться как можно реже, либо не общаться совсем.
Я тоже иногда завидую. Завидую своим коллегам, подругам, соседям. Чаще всего я завидую «белой» завистью», иногда «темной». Я могу восхищаться, как красиво выгладит моя подруга в новом костюме, я могу радоваться ее победой на конкурсе. Но не всегда я так поступаю. Иногда мне думается, а почему у меня так, почему подруге удается жить (как мне кажется) легче и многое ей дается «на халяву»? Это чувства зависти не дают мне покоя.
Мне очень хорошо помогает бороться с завистью осознание того, что все в этом мире относительно (видимо так я успокаиваю себя).
Я думаю — если сегодняшний день не задался, то это не значит, что завтрашний день будет таким же неудачным. Стараюсь думать больше о хорошем, говорят, что мысли материальны, поэтому плохие мысли надо просто гнать от себя! И стараюсь ценить то, что у меня есть – здоровье, работа, муж, дети, внуки, родные и друзья.
Зависть не всегда бывает разрушительной. Благодаря зависти можно добиться больших успехов. Зависть является стимулом для развития, она помогает ставить определенные цели и достигать их. Мне зависть помогает зачастую быть более решительной, активной. Глядя на своих подруг, анализирую и думаю, вот она поступила так-то, а почему бы и мне не попробовать тоже, может и у меня получится?! Может и я смогу? И начинаю пробовать, и, как правило – у меня тоже все удается! Но для этого всегда надо приложить усилия, надо «захотеть»!
Понимаю, что успех в нынешней взрослой жизни во многом зависит от воспитания в семье. Если ребенок растет в нормальной полной семье, где есть взаимопонимание, уважение друг к другу, где есть положительный пример родителей, то и ребенок, вырастая, будет адекватно воспринимать окружающих его людей. У него будут силы для достойной жизни в обществе.
Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной ...
... как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми. Музыкальный опыт детей ... называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. ...
Мы с братом выросли в неполной семье, где не было отца, а значит и мужского воспитания. Мама с утра до вечера работала, а мы учились и управлялись по дому. Я, будучи ребенком, всегда ждала, что папа приедет, я возьму его за руку, и мы пойдем по центральной улице села, и все будут видеть, что у меня тоже есть отец! Но папа так и не приехал… Брат старше меня, я немного младше. Теперь, уже взрослая, смотрю на него, его жизнь, и вижу, что он рано стал самостоятельным. Ответственный сам, он требует от своих рабочих того же. И если они сделали что-то неправильно, он обязательно заставит их переделать. За что они ропщуть на него и называют «миллиметровщиком».
В те годы воспитывали нас запретами – это нельзя, туда нельзя, старшим против говорить нельзя, учитель – это святое! Всегда чего-то мы боялись, осторожничали. Я не считаю, что мы выросли плохими людьми. Имеем свои семьи, детей и внуков, работаем. В этом году, когда я оформлялась на пенсию, то выяснилось, что ни одного месяца я не была безработной (не состояла на учете в ЦЗН).
Все годы работа, работа и работа. И никак иначе! Сравнивая себя с одноклассниками, делаю выводы, что детям из полных благополучных семей было легче «встать на ноги», они всегда чувствовали поддержку своих родителей. Когда анализирую свои поступки, то прихожу к выводу, что часто я долго сомневаюсь, прежде чем на что-то решиться. Не хватает какой-то уверенности, решительности. Я думаю, что все эти страхи и тревожность идут из детства.
Зависть формируется у ребенка с малых лет. Обычно это происходит в детском коллективе, когда воспитатель или учитель начинает сравнивать детей между собой. Например, учитель говорит: вот посмотрите – у Маши буквы все ровные, а у тебя — то вверх, то вниз скачут! Как курица лапой написал! Вот для чего учитель это делает, что он хочет достичь такими методами? Как можно сравнивать двух разных людей? Они изначально друг на друга не похожи и похожи не могут быть просто никогда! У каждого ребенка свои природные способности, свои – характер, темперамент, память, мышление, восприятие и т.д. У всех разные условия для развития и социализации! Ведь каждый ребенок, это, прежде всего личность! И педагог должен эту личность видеть, учить и воспитывать! А не сравнивать! Вот отсюда может пойти неуверенность у этого ребенка, которого сравнивают, а уже потом сформироваться чувство зависти к другому.
И родители в силу своей педагогической неграмотности тоже зачастую сравнивают своего ребенка с другими детьми, думая, что стимулируют его для дальнейших успехов. Что не следует делать ни в коем случае! Они вместо здоровой конкуренции вызывают у ребенка чувство раздражения и озлобленности, и формируют различные комплексы и неуверенность в собственных силах. Эти первые негативные чувства искривляют реальную картину мира у ребенка. Со временем эта картинка закрепляется. Ребенок страдает от этого чувства, не понимает — почему он оказался хуже других, за что все это ему? Многое зависит от нас, педагогов, мы должны вовремя подсказать родителям, вовремя дать совет – не сравнивать свое дитя ни с каким другим, а любить его таким, какой он есть. Родителям необходимо донести до ребенка, что он один такой, не похож на других детей, и что для своих родителей он просто уникальный. И помогать ему всячески в развитии и становлении. Например, своей внучке я говорю: да, по итогам 1 четверти не удалось тебе быть хорошисткой, но зато ты победила в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам, у тебя самые лучшие спортивные достижения в классе! Таким образом у ребенка появляется вера в свои силы и поддерживается интерес к дальнейшему развитию.
Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...
... Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. ... стертые трафаретные фразы, выведенные под руководством учителей и учительниц трогательно-неумелыми детскими пальцами. Горько ... зло, может привести – и приводит! – наш язык к худосочию и хилости. «… канцеляризация речи ...
Наше общество сейчас как раз то основание, на котором может формироваться зависть. Часто по телевизору мы слышим, сколько зарабатывают учителя в той же Москве (мы здесь на севере, со всеми накрутками, в разы меньше).
Но я, взрослый человек и понимаю, что все мы в Москве жить не можем, да может быть, и не хотим. И что, живя в таком крупном мегаполисе людям требуется больше расходов, чем в небольшом городе. И я не считаю, что мы, живя в своем сибирском городе менее счастливы, чем москвичи. Наоборот, мы дышим чистым воздухом, любуемся белым снегом, ходим на работу пешком (а не сидим в «пробках»)! Жизнь всегда отвечает нам тем, что мы о ней сами думаем. Проявляя зависть к другому, мы обижаемся на свою судьбу и копим дурное настроение. В результате начинаем делать ошибки, и еще больше осложняем свою жизнь. Чтобы вырваться из этой ситуации, надо не наблюдать, как «везет некоторым», а развивать в себе чувство благодарности за то, что у нас есть: здоровье, свобода, работа, близкие люди и друзья.
Зависть может помочь нам принять свою уникальность и неповторимость, может стать тем толчком, который направит нас к новым возможностям, заставит нас изменить свою жизнь, достичь желаемого. Хочется пожелать всем людям — относитесь к успехам других людей, с вниманием и доброжелательностью, верьте в себя, в свои силы, способности, и успех не заставит вас ждать, он к вам непременно придет!
-
С.И. Ожегов. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 917 с.
-
Универсальный словарь русского языка: Начальная школа/ Под общей ред. О.Л.Соболевой – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 752 с.
-
Шёк Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с. (Серия «Социология»).
-
Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007.
-
Кляйн М . Зависть и благодарность. СПб., 1997.
-
-
-
-
-