Всероссийский конкурс сочинений 2018 год консультация по литературе

В рамках этого тематического направления вы можете размышлять о роли языка в жизни человека и общества; о возможностях, которые предоставляет человеку владение языком; о силе слова, о радости и наслаждении, которые оно доставляет человеку; о могуществе человека, владеющего словом; о необходимости бережного отношения к слову и языку;об экологии языка. Можно писать не только о русском языке, но и о своем родном, одном из национальных языков России. В своих сочинениях вы можете рассуждать, фантазировать, использовать научный или литературный материал, делиться собственным опытом, рассказывать истории о себе, своих земляках, языковой культуре и литературе своего народа или края.

2.О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе.

Нравственным мы называем то, что соответствует нравственным принципам –

принципам чести, долга, справедливости, любви и доброты. Значит, сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены размышлениям и рассказам о том, как в истории страны и в жизни конкретных людей нравственное начало оказывается сильнее безнравственности; о том, как исторические события влияют на становление нравственных качеств человека. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого материала.

3.Тематическое направление «Хотел бы я знать, какая давность придает

сочинению ценность»(Квинт Гораций Флакк)

предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей, поэтов, драматургов, чьи юбилеи отмечаются в 2018 году:

А.А. Дельвиг(220 лет),

И.С. Тургенев(200 лет),

Л.Н. Толстой(190 лет),

Н.Г. Чернышевский(190 лет),

М. Горький(150 лет),

Н. Носов(110 лет),

Б. Заходер(100 лет),

А. Галич(100 лет),

Ч. Айтматов(90 лет),

Ю. Коваль(80 лет),

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на ... Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные. Требования к ... а человек друзьями. Человек без ... рнышко. Спи, моя родная, Рыбка ...

В. Крапивин(80 лет),

Л. Петрушевская(80 лет),

В. Высоцкий(80 лет).

Сочинения могут быть написаны также с опорой на творчество и биографию региональных писателей-юбиляров, тогда в них обязательно должно быть указание на это. В основу сочиненияможет быть положен литературный, мемуарный, биографический и краеведческий материал;работа может содержать оценку и истолкование произведений данных авторов, представлять собою историю вашего знакомства с творчеством писателя или поэта, воображаемый диалог с ним, творческую интерпретацию фактов его биографии. При обращении к художественным произведениям их следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству

российских писателей и поэтов, которые не являются юбилярами в 20

18 году, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.

4.Тематическое направление «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году» предполагает написание сочинений, посвященных книгам-юбилярам 2018 года(за отсчет берется дата публикации прозаическихпроизведений или сборников, публикации или постановки на сцене для драматических произведений, дата написания –для поэтических произведений):

180 лет –«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова;

170 лет –«Белые ночи» Ф.М. Достоевского;

160 лет –«Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова (публикация единой книгой);

150 лет –«На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского;

140 лет –«Бесприданница» А.Н. Островского;

120 лет –«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» А.П. Чехова;

110 лет –«Романтические цветы» Н. Гумилева, «Суламифь» А.И. Куприна, «На поле Куликовом» А. Блока;

100 лет –«Двенадцать» А.А. Блока, «Фарфоровый павильон» Н. Гумилева,

«Инония» С. Есенина;

90 лет –«Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Лесная газета» В. Бианки (публикация единой книгой), «Тритолстяка» Ю. Олеши;

80 лет –«Старик Хоттабыч» Л. Лагина;

70 лет –«Кортик» А. Рыбакова.

Предлагаемый список может быть дополнен другими произведениями, в том числе произведениями региональных писателей. Работы могут быть написаны с использованием мемуарного, биографического,

7 стр., 3398 слов

Контрольная работа : «Этапы работы над художественным произведением. ...

... анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала. Однако, совпадая в основном, в специальной (коррекционной) ... и др.). Для понимания читаемого важна и словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. В противном случае дети не усваивают их ...

литературного и краеведческого материала;содержать оценку и истолкование произведений;рассказ или размышления о роли той или иной книги в вашей жизни. Художественные произведения, которым посвящено сочинение, не

следует пересказывать.

Постарайтесь увидеть в них то, что интересно и важно именно вам, и показать это тем, кто будет читать ваше сочинение.

5.Тематическое направление «Он хороший писатель. И прежде всего —гражданин» (А. Тарковский) посвящено 100-летиюсо дня рождения А.И. Солженицына.

Если вы выбираете это направление, то можете писатьсочинения, посвященные

как литературному творчеству, так и общественной деятельности, фактам из

биографии писателя. Работы могут быть написаны с использованием исторического, мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала;содержать оценку и истолкование произведений А.И. Солженицына.

6.«Хоровод муз» (А. Блок): 2018 –Год театра и балета.

Это тематическое направление посвящено театру и балету, связи этих искусств с другими, прежде всего –с литературой. Сочинения могут быть также посвящены истории русского театра и балета, известным деятелям театрального искусства, значению театра в жизни человека и общества вообще и конкретно в вашей жизни. Работы могут быть написаны с использованием литературного, искусствоведческого, биографического и краеведческого материала. Если вы выбираете это тематическое направление, следует

избегать в работе общих рассуждений без конкретного содержания.

7. Тематическое направление

«Россия, устремлённая в будущее»предполагает написание сочинений, посвященных вашим представлениям об эффективных технологиях будущего в области науки и образования, промышленности, энергетики, транспорта, медицины, экологии, градостроительства, энергетики, космонавтики. Работы могут быть написаны с использованием научного или документального материала. В рамках данного тематического направления на общих основаниях принимаются работы участников Конкурса «Вместе ярче».

8. Тематическое направление «Имен в России славных много»

предполагает написание работ, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие России в целом и своей малой Родины; достижениям уроженцев региона, приобретших общероссийскую и мировую известность в различных областях;людям, чьи жизнь и деятельность являются примером для молодого поколения. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала.

9. Тематическое направление «Настоящая ответственность бывает только

личной»(Ф. Искандер): 2018 –Год добровольца (волонтера )предполагает написание сочинений о проявлении гражданской активности в различных областях жизни;об участии молодежи в социально значимых, культурно-просветительских, экологических добровольческих движениях;о стремлении помогать людям, приносить пользу России, малой Родине. Желательно, чтобы работа была написана с опорой на ваш личный, реальный опыт участия в социально значимой деятельности.

66 стр., 32893 слов

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами ...

... 3. Раскрыть особенности работы по созданию тематической композиции. 4. Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Организация учебной деятельности ...

10. Тематическое направление «Вместе –целая страна»: 2018 –Год единства народов России» предполагает написание сочинений, посвященных укреплению мирных, дружеских межнациональных отношений народов, проживающих в Российской Федерации. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого ма

териала.

11. Тематическое направление «Деньгами надо управлять, а не служить им»(Луций Анней Сенека) предполагает написание работ, посвященных вопросам финансовой грамотности. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала.

12. Тематическое направление «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;не уважать оной есть постыдное малодушие»(А.С. Пушкин) предполагает написание работ, раскрывающих осмысление вами понятия «цивилизационное наследие России»: того, что является вкладом России в мировую историю, культуру, науку и собственной ответственности за сохранение и приумножение этого наследия. За основу работы желательно взять конкретный историко-культурный или краеведческий материал.

Жанры конкурсных работ:

рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.

Напоминаем вам главные признаки этих жанров:

рассказ –небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни

героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеетодну сюжетную линию;

сказка–э пическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные,

социальные проблемы;

письмо –эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению

действительности;

дневник– форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного).

Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке.

Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события.

Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора;

11 стр., 5151 слов

Языковые особенности произведений жанра фэнтези на примере романа ...

... дракона, из которых позднее появляются новые драконы. Драконы являются мифологическими существами и присутствуют во многих произведениях жанра фэнтези. «Игра Престолов» не стала исключением. Примечательно скорее обратное - драконы ... автора к своим персонажам. То есть клички животных помогают читателю глубже понять характер и особенности каждого из детей лорда Старка. Лютоволки как символ дома Старк ...

заочная экскурсия–

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;

очерк –в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении

прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка —писание с натуры;

репортаж– жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части:

1) экспозиция(краткое описание места, времени,участников события); 2)информационный блок

(характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж);

интервью –жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики;

слово– литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе –название произведений поучительного

характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением;

эссе –жанр критики,литературоведения,характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;

рецензия– критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения- художественного, научного, публицистического характера и т. п., —дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являютсяинформационные явления –

9 стр., 4362 слов

Языковые и стилистические особенности жанра «очерк»

... документальность, достовер-ность фактов, событий, Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр , построен по за- ... из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность ... соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и ... Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для ...

книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии –выразить

отношение рецензента к исследуемому произведению.