Джейн Остин. Первая леди английского романа

Эссе

Джейн Остин. Первая леди английского романа.

День рождения: 16.12.1775 года

Место рождения: Стивентон (графство Гэмпшир), Великобритания

Дата смерти: 18.07.1817 года

Место смерти: Уинчестер, Великобритания

Джейн Остин. Первая леди английского романа 2

Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, «дамского романа» Ее книги «Чувства и чувствительность» (1811),»Гордость и предубеждение» (1813) , «Менсфильд — парк»(1814) «Эмма» (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву «Первой леди» английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа «взгляд со стороны»,» голос автора». Скончалась в возрасте 42 — х лет. Последний ее роман «Сендитон» (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: «несравненная Джейн», на ее романах — воспитывались и проверяли, оттачивали литературный вкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует даже сайт в Интернете, который ежедневно — еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству «мисс английский роман»!

Но, боюсь, что жизнь ее для нас до сих пор представляет такую же загадку, как и прежде, как и двести с лишним лет назад!

Джейн Остин. Первая леди английского романа 3

Известно о ней не очень много, хотя семья Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сохранила ее сочинения: все, включая и незаконченные отрывки!

Но вот беда, дневников она почти не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на русский язык документов почти трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не сказать никчемным. Я постараюсь рассказать Вам то, немногое, что мне удалось узнать, собрать, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось сделать выводы. Вам судить — получилось ли:

15 стр., 7386 слов

Стилистические средства раскрытия внутреннего мира героя, на ...

... и творчество Джейн Остин. 2. Проанализировать структуру и язык романа «Гордость и предубеждение». 3. Показать лингвостилистические способы описания характеров в романе. 1.1 Творчество Джейн Остин Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года, пятью годами ... дар, который благодаря верности чувства и описания делает увлекательными даже самые заурядные и обычные события и характеры. Какая жалость, что ...

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье еще шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из — за недостатка средств получить не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, много занималась самообразованием, читала и вместе с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали — шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и внимательно прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух — трех словах ухватить суть прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти несколько сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию — шутку под названием «Любовь и дружба» — на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что — романы! Она сочинила еще и большую пародию — памфлет и на «Историю Англии» О.Голдсмита — фундаментальный труд историка — политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась изучить его, дотошно и внимательно. Пришедший в гости к отцу местный доктор, долго и с интересом слушал чтение Джейн , похвалил ее за то, что она читает интересные , серьезные книги, а узнав, что девочка представила его вниманию свой собственный шутливый труд, изумившись, смеялся, удивленно качал седой головой, а потом долго рассказывал соседям — пациентам о том, какая умница маленькая Джейн — дочь пастора, не только букеты может составлять и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Джейн Остин. Первая леди английского романа 4

Впрочем, хлопоты по хозяйству тоже доставляли Джейн удовольствие. Сохранились свидетельства о том, что живя довольно замкнуто и уединенно, редко выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла ровный и любезный нрав, улыбка почти никогда не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью — сколько можно судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) — она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности ,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж выйти не довелось. Сыграло ли тут роль мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость — внешняя, — или большая степень независимости и ума, которая была в ней заметна почти сразу — судить трудно.

Джейн Остин. Первая леди английского романа 5

О том, питала ли сама Джейн к кому — либо искренние чувства — неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, откровенно, в полной мере, высказываясь лишь в своих книгах, ставших знаменитыми еще при ее жизни. Кстати, публиковала она их абсолютно все под псевдонимом: «некая Леди Д» и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа «Эмма» самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу почти сразу по ее выходе, в 1816 году — автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

2 стр., 760 слов

Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву

... пишем непре­рывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них ... Читая его, я погру­жался то в реалии Римской империи, то в бюрократическую Москву, то в запредельность, то в мир человеческих чувств. Роман учит всему: быть честным, не ...

Вальтер Скотт, рецензируя этот последний роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин — «тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств». Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она лишь слегка подтрунивает над ними. В «Эмме» нет совершенно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная жена. Столь благодушное отношение к героям исходит, вероятно, из склада характера самого автора — она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но всегда ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония редко могла перейти в сарказм.

Джейн Остин. Первая леди английского романа 6

Отмечается иногда некое пристрастие Джейн к теме «охоты за женихами» которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина столь навязчивой фабулы произведений, упоминается «стародевичество» самой Джейн Остин!

Но, думается, последний факт не имел здесь никакого значения.

Джейн Остен — мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц через призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью «незатейливой летописи жизни двух — трех семейств» историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где — то быть может и историю национального типа, историю страны через кусочек жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, резко очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа «Гордость и предубеждение»: мисс Элизабет Беннет, ее отец, всегда погруженный в размышления и книги; встрепанная и вечно кудахчущая, как курица, мать, озабоченная лишь светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа «Нортенгерское аббатство», которая была помешана на готических романах ужасов и всерьез считала, что реальная жизнь тоже полна мистических призраков !

Джейн постоянно совершенствовала свое мастерство. Она испробовала несколько форм романа и все они были закончены , даже если оставались волшебно — несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла держать его долго!

Она перепробовала все формы романной прозы, ею был написан даже небольшой роман — новелла в письмах «Леди Сюзанна» — яркий и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман — эпопея (в малой форме) «Менсфильд — парк», с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная дама, дарящая читателям каждый год по новой книге — одна интереснее другой! Романы одалживали друг у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини «Леди Д» , а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихо угасала, несмотря на все попытки родных помочь ей. Внешне ее жизнь была бедна событиями. Она прожила сотни других ж

5 стр., 2021 слов

Смысл сатиры в романе «История одного города» М.Е. Салты-кова-Щедрина

... актуальность данного исследования. 1. Смысл сатиры в романе «История одного города». «История одного города» — это, наверное, самое известное произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Здесь сатира направлена против тех пороков ... определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений, то есть исследовать поэтику Щедрина в целом. Но, изучая самый широкий спектр ...

изней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою любовь до конца.

Была ли по — своему счастлива «леди английского романа»? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она просто создавала свой собственный мир, в котором жила не только «по праву автора», но и » по праву чувства и сердечного влечения». И продолжает жить до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман «Сендитон».

Не дописала лишь нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени :»Джейн Остен». Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного ровно через сто лет после её смерти!