На экзамене по обществознанию

М.Ю.Брандт, кандидат исторических наук

Анализ показывает, что неправильный ответ нередко является результатом непонимания сути вопроса, нарушения последовательности необходимых познавательных операций, пропуском в этой цепи важных действий, неумением в сложных заданиях части С выявить проблему, соотнести ее с нужным содержательным контекстом, распознать вид логической связи, проверить истинность полученного результата.

Акцент поэтому сделан именно на деятельностной составляющей выполнения заданий различных типов. В полном виде материалы вошли в книгу, которая готовится к печати в издательстве «Просвещение».

Последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию относится к числу наиболее сложных. Выпускникам и абитуриентам предлагается следующее (приводится формулировка, принятая при проведении экзамена в 2003 г.):

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы (свою точку зрения, отношение к ней).

В ответе используйте соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Обратим внимание, в условии четко сформулирована задача — высказать собственную точку зрения по проблеме и обосновать ее; сказано, какие элементы ответа являются обязательными (обществоведческие понятия, факты из общественной жизни и собственного опыта в качестве аргументов).

Жанр работы при этом никак не определен.

Между тем и экзаменаторы, и экзаменуемые нередко характеризуют это задание как эссе по обществознанию (иногда говорят о кратком письменном сочинении, мини-сочинении, микросочинении по обществознанию).

Данная характеристика нуждается в обстоятельном рассмотрении

Что такое эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинского слову exagium (взвешивание).

Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Заметим, что самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра — трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) — русскоязычным читателям известно под названием «Опыты» (во французском оригинале «Les Essais»).

9 стр., 4428 слов

Экзаменационное по обществознанию. Рекомендации по подготовке

... 5 Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, ... теме эссе) ; сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции. Проанализируем с этих позиций приведенные темы. В чем его смысл? ...

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л. Л. Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

«Большой, энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему

( представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».)

Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальной литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

1. Наличие конкретной темы или опроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер (таковы, например, темы эссе, М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки»и др.).

2. Личностный, характер восприятия проблемы и ее осмысления.

Как пишет В. Шубинский, «в эссе автор сохраняется как непосредственный объект высказывания, причем высказывание это, в отличие от научного трактата, полемической статьи или политической листовки, — не имеет никакой прагматической цели». Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».

5. Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин, или Правда и правдоподобие» или «Похвала скуке» Иосифа Бродского).

3 стр., 1221 слов

План русского языка в 10 классе. как жанр сочинения. Классификация

... обществознанию давайте сравним композицию нашего сочинения - рассуждения по русскому языку и композицию эссе по обществознанию. Рассуждение по русскому языку. Алгоритм эссе по обществознанию. ... эссе? •Эссе призвано удивить читателя (слушателя). Это, по мнению многих исследователей, ... Композиция эссе свободная •Свободная композиция - важная особенность эссе. Непринужденность повествования. Автору эссе ...

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Таковы некоторые особенности, которые свойственны эссе как литературному жанру.

Нужно иметь в виду, что исследователи выделяют различные разновидности эссе.

А) С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

Б) По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

В) Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Г) Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.

Завершая первоначальное знакомство с эссе, отметим: ученые многое знают о нем и могут детально характеризовать его признаки и свойства. Вместе с тем они признаются: «Что такое эссе, никогда в точности не было определено », «эссе не может быть приведено к какой-либо дефиниции».

Эссе по обществознанию как творческая работа ученика

Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся (выпускник, абитуриент) должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курса на высоком уровне, а с другой — позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный учащийся:

4 стр., 1576 слов

Сайт учителя истории и обществознания МОУ «Лицей г. Вольска ...

... точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) ...

  • знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;
  • умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными;
  • способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;
  • объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
  • приводит, собственные примеры, поясняет и аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
  • дает оценку социальных объектов и процессов; высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.

Можно сказать короче: успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.

Понятно, что систематическая работа по формированию навыков написания эссе ведется на уроках литературы, выясняются его жанровые особенности, анализируются эссе разных видов направлений, оттачиваются стилистические приемы, наиболее точным образом отвечающие его специфике. Встает вопрос о том, чем эссе в собственном смысле этого слова (как литературный жанр, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители) отличается от школьного эссе, авторами которого выступают учащиеся, осваивающие ту или иную учебную дисциплину (в нашем случае — обществознание)?

Можно сформулировать этот вопрос иначе: в какой мере творческое сочинение (эссе) по обществознанию должно соответствовать жанровым особенностям эссе в целом?

Эти вопросы отнюдь не теоретические, тем более не риторические. От ответа на них зависит определение критериев, в соответствии с которыми учителя и эксперты оценивают конкретную ученическую работу, в том числе экзаменационную.

И опыт работы учителей-практиков, первые итоги эксперимента по переводу к единому государственному экзамену показывают, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием.

Форма, как уже было сказано, дает простор субъективности, формальной определенности, парадоксальности, завершенности, открытости, образности, художественной изобретательности, Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса. Как же решить эту проблему? Предлаются различные подходы.

С точки зрения формы «объектом оценки является не правильность, а красота мысли — и изящество ее изложения» (В. Шубинский).

Применительно к оценке экзаменационного эссе такой расплывчатый и в высшей степени субъективный критерий, естественно, не срабатывает.

По мнению разработчиков заданий всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть: самостоятельность, проявление индивидуальности; дискуссионность и диалогичность; композиционная свобода, способствующая раскрытию темы; образность и (или) глубина раскрытия проблемы; внутреннее смысловое единство; оригинальность решения проблемы, аргументации. Они полагают, что большинство требований, предъявляемых к эссе как к таковому, распространяется и на эссе по обществознанию.

15 стр., 7079 слов

Эссе смысл моей жизни рекомендации в презентации

... своим принципам http://mus10-1962.blogspot.com/2014/01/blog-post.html Сочинение: В чем смысл жизни? В чем смысл жизни? смысл жизни Мы не можем говорить, что кто-то не прав в выборе цели своего существования. Возможно, ... родителей. смысл жизни Общество потеряло нравственные ценности, люди начали заботиться только своими проблемами, их интересуют только сами они, их будущее. В определенном смысле, ...

Разделяя этот подход в принципе, отметим, что предложенные критерии устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиад, но едва ли применимо в практике проведения единого государственного экзамена. Здесь необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.

Подход, который в настоящее время является руководящим при подготовке к написанию эссе, воплощен в критериях, которые применялись на едином государственном экзамене по обществознанию в 2003 г. Приводим их полностью),и содержатся в инструкции, предназначенной для экспертов, проверяющих задания части С).

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты, общественной жизни или собственный опыт. Максимальный балл за полный ответ: 4.

4 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1 балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения .

О баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

18 стр., 8792 слов

Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману ...

... для Толстого, по-моему, важно не достижение цели, а именно ее поиск — поиск «настоящей жизни». Предварительный просмотр: Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры. “Настоящая жизнь” в понимании Л.Н. Толстого. Известнейший роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863 ...

2) проблема не раскрыта или

3) дана информация (факты общественной или личного опыта) не в контексте задания.

Обратим внимание, решающее значение придается содержательной стороне — владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в соответствующем контексте и др.

Однако — подчеркнем это особо — целый ряд требований, предъявляемых к данному заданию на государственном экзамене по обществознанию, вытекает из жанровых особенностей эссе как такового.

Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, индивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме!).

Темы сформулированы в виде афоризмов; ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей. Они обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на композиционную свободу, открытость, непринужденность повествования.

Наконец, высокая оценка может быть выставлена только за эссе, в котором проблема раскрывается на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях; говоря иначе, за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью, заявленной в нем позиции.

Выбор темы

Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой ока должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, культурология, философия.

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той обрасти знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического познания.

Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:

1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер.)

2.Социология. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р. Эмерсон.) З.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями; а чтобы избежать тирании». (К. Поппер)

4.Правоведение. «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, заборы». (Д. Фонвизин)

5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.)

6.Философия. «Без общества человек был бы жалок, испытывая, недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У. Годвин)

Выбор темы эссе — ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

2 стр., 816 слов

Про жизнь. Студент 220 группы курбаниязов бегенч Надо любить ...

... одно высказывание , которое заставило задуматься над своей жизнью уже ни одно поколение человечества. «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». Что же такое жизнь? Каждый спрашивал себя об этом еще в детстве. ... интересует многих и причем давно. Каждый человек – индивид. Можно сделать вывод , что смысл жизни уникален для каждого из нас. Люди ищут смысл жизни, а он зачастую оказывается совсем рядом ...

3) может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4) владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом уровне обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Проанализируем с этих позиций приведенные темы.

По экономике предложено высказывание Л Питера: «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если выпускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распределения ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, каковыми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись едва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности; наверное, автор, эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, — все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствующими ее контексту.

Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы социологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р. Эмерсона: «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качествам, материальным и духовным потребностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж; социальный авторитет и др.), найти примеры, подтверждающие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», — утверждал К.Поппер. Трудности с пониманием этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме политического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, каким именно образом демократия позволяет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано, на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм.

Свою компетентность в области права выпускник сумеет продемонстрировать, обратившись к словам Д.Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что называется, не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.

2 стр., 565 слов

Эссе человек становится вполне человеком в процессе культуры

... изобретения и поступки. Как писал Г.П.Федотов : «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его ... художника Альбрехта Дюрера, где были представены 23 работы художника, выполненные в технике ксилографии. Я, конечно, не являюсь явным ... Ведь понятие свобода всегда ограничена свободой другого человека. Но в детстве мы этого не ...

По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, философского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мнению французского писателя, духовная жизнь человека-явление куда более широкое, чем та ее составляющая, которая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтением, которое стоит на ее пороге. Наверное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эссе будут примеры и аргументы, почерпнутые из его личного социального опыта, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпускник, довольно широки: человек как существо биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духовные ценности, идеалы и др.

Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).

Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений, человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «индивид», «личность», обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности. Итак, выбор темы эссе — ответственный этап работы, в ходе которого выпускник:

1) знакомится с предложенными темами;

2) определяет, к какой базовой науке относится каждая тема;

3) определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос: «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?);

4) осмысливает проблему в контексте базовых наук (отвечает на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»);

5) формулирует свое отношение к высказыванию {отвечает на вопросы: « Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»);

6) определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

2 стр., 812 слов

Защита эссе творческой работы

... по желанию можно использовать веб-камеру Подготовка к защите ФОРМАТ ЗАЩИТЫ Защита Эссе проводится всеми Финалистами в формате онлайн конференции — ... на вопросы членов Жюри и других участников Защиты. ФАЙЛ ЗАЩИТЫ Для защиты Эссе Вам будет предоставлен план с вопросами для ... и всеми участниками без исключения. Участвовать в трансляции Защиты Эссе в качестве зрителей могут все желающие (при наличии ...

7) отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию {отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

От черновика — к окончательному тексту

Нужен ли черновик? Времени в распоряжении выпускника остается немного (напомним, он выполняет последнее задание экзаменационной работы).

Понятно, что писать полный текст едва ли целесообразно. А вот сделать предварительные записи полезно. Ценные рекомендации дает педагог из Челябинска Е.В.Киприянова (см. ее статью в списке рекомендованной литературы).

К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере, их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно — наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К.Г.Митрофанов, В. Ж Шаповал.)

Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно; очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1. В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт науки?»

2. Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир).

Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Прогресс — отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами, сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Что значит быть в контексте задания?

Рассмотрим эссе, за которое эксперты выставили оценку 0 баллов.

Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И.Стобей.)

Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем, и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие — наоборот.

Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко, что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.

Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать.

Эксперты сочли (и справедливо), что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? О каком эссе говорят, что оно не соответствует контексту, «выпадает» из него?

Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («не подсунули ли мне дешевую подделку»?); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты: из личного опыта («что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку? меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее») и общественной жизни не все люди считают, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются) — не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание о том, что «искусство расходовать во мне не преобладает над искусством покупать» — оказывается, можно покупать, не расходуя!).

Основная причина состоит в том, что он не сумел осмыслить тему, в верном контексте, не увидел смысла проблемы, потому не раскрыл ее, не смог сформулировать своего мнения о ней.

Между тем широкий контекст темы определяется в задании — в нем четко указывается базовая наука, в рамках которой следует рассматривать проблему. Более точный (узкий) контекст должен увидеть выпускник. В рассматриваемом примере речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребителя. Соответственно, обществоведческие термины и понятия, которые помогали бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, доходы и расходы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и др.)

Итак, эссе по обществознанию находится в контексте задания, если:

1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;

2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3) ясно выражено и аргументировано ответственное понимание проблемы и отношение к ней;

4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», « великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);

2) имен его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Анализ экзаменационных эссе

Сравним два эссе, написанные выпускниками на тему «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» (И.Кант).

1. Я согласен с высказыванием И.Канта. Конечно, человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. В нашем мире воспитание присуще только человеку, реализоваться он может только благодаря воспитанию и способностям своего человеческого разума, которым обладает любой индивид в обществе. Но этими способностями не обладают другие существа. Также я согласен с тем, что человек может стать человеком только благодаря воспитанию. И воспитываться он должен в обществе, в первую очередь в семье. Он должен проходить через человеческие отношения так, чтобы они не влияли на него с отрицательной стороны. Чтобы правильно воспитываться, он должен постичь, все признаки семейных отношений: духовно-эмоциональную, хозяйственно-экономическую, досуговую, репродуктивную и, конечно, воспитательную. Конечно, он должен правильно воспитываться еще и для того, чтобы в его деятельности не проявлялись негативные формы отклоняющегося поведения. Ведь следствие неправильного воспитания и развития — это одно из причин негативных форм отклоняющегося поведения. Я думаю, если индивид не будет зависеть от кризисных явлений в обществе, влияние круга людей, с которыми человек общается, будет положительным, стрессовых ситуаций в жизни индивида будет мало, то человек будет воспитываться правильно, и этот путь приведет его к становлению настоящего человека — любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям способностями.

2. Философия — одна из общественных наук. Наверное, понятие «человек» — одно из самых сложных и интереснейших вопросов этой науки. Человек? А что же, он значит, в чем его суть? Просто до конца, как мне кажется, познать человека невозможно. Например, почему в той или иной ситуации он поступает так, а не иначе? Вообще, интересен сам процесс развития человека. Ведь человек рождается маленьким, глупеньким, крохотным существом, а вскоре становится ученым! С раннего детства его воспитывают, и нужно отметить, что воспитывает тот же человек. Значит, с детства человек познает моральные корни общества, приобщается к нему. Как сказал И.Кант, «человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию». Хотя можно отметить, что животных тоже воспитывают, но ведь оно все равно остается животным. К примеру, оно не сможет вежливо здороваться, так как животные имеют способность только передавать информацию, а человек имеет речь. Его научили, воспитали этому. Мы знаем, что отличием деятельности человека от поведения других живых существ является идеальное целеполагание. Человека воспитывают так, чтобы он приносил пользу обществу, а не вред. Человек — он и есть человек. Ибо, как говорил великий поэт, «человек — это звучит гордо!»

Обе работы были заслуженно оценены невысоким баллом. Оставим в стороне погрешности стиля (хотя стилистические ошибки, невнятные формулировки, повторы, безусловно, затрудняют понимание смысла).

Не будем «придираться» к фактическим неточностям и ошибкам. Попробуем оценить работу в соответствии с теми требованиями, которые мы изложили выше.

Имеют ли данные эссе непосредственное отношение к философии? Что касается первой работы, то отрицательный ответ очевиден. Автор перевел свои рассуждения в плоскость социологических понятий и сюжетов (функции семьи, негативные формы отклоняющегося поведения) — и поступил неправильно, «не заметив» философских аспектов проблемы (сущность человека, социальное и биологическое в человеке, соотношение понятий «индивид» и «личность»).

Во второй работе слово «философия» употребляется неоднократно, говорится о такой существенной философской проблеме, как познание феномена человека. Но простое жонглирование правильными словами не дает экспертам оснований для высокой оценки эссе. Создается впечатление, что автор попросту видит название соответствующего раздела и излагает содержание «домашней заготовки» на тему, что такое философия. Лишь, ближе к концу работы он «вспоминает» высказывание И.Канта и пытается конкретизировать предельно общие рассуждения первой части эссе.

Понимают ли авторы смысл высказывания Канта? Ответ экспертов в обоих случаях был скорее утвердительным. Однако качество раскрытия собственного понимания темы оставляет желать лучшего. Выпускники фактически ограничились дословным повторением мысли немецкого философа XVIII в. Выражено ли собственное отношение к утверждению Канта? С этой точки зрения выигрывает первая работа, которая начинается; четким заявлением: «Я согласен с высказыванием И.Канта» (другой вопрос, насколько убедительно это отношение аргументировано).

Позицию автора второго эссе приходится «додумывать», от ясного выражения своего

отношения он по каким-то причинам воздержался.

Владеют ли авторы обществоведческими терминами? Помогают ли использованные ими термины в раскрытии темы? В первой работе говорится о духовно-эмоциональной, хозяйственно-экономической, досуговой, репродуктивной (не вполне только понятно, что имеет ввиду автор, говоря о необходимости для каждого воспитуемого постичь этот признак семейных отношений), воспитательной функциях семьи (почему-то они названы признаками); приводятся термины «негативное отклоняющееся поведение», «индивид». Отметим, что последнее предложение заставляет усомниться, правильно ли автор работы понимает значение термина «индивид». Во втором эссе терминов меньше — «деятельность человека», «поведение животного», «идеальное целеполагание». Удовлетворенными ли остались эксперты? В целом нет, ибо в обеих работах не нашлось места для ключевого понятия, без которого, проблема не может быть признана рассмотренной глубоко и полно. Авторы воздержались от употребления термина «личность», раскрытия его смысла и содержания. Именно поэтому правильные в общем слова об отличии человека от других живых существ остались без теоретического обоснования.

Приведены ли примеры из общественной Жизни и Личного опыта? Авроры попытались подтвердить свои рассуждения примерами, но, к сожалению, большого успеха на этом пути не добились. Эксперты с сожалением констатировали: проблема, раскрыта на бытовом уровне, аргументация дана с привлечением примеров, но без солидного теоретического обоснования.

В заключение предлагаем выполнить задание.

Перед вами эссе на тему «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади).

Проанализируйте работу, определите ее сильные стороны, отметьте недостатки, выскажите предположения о путях исправления недочетов.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют»- так можно сказать про тоталитарный политический режим. Основой такого режима является идеология. Другой особенностью является подавление индивидуального. Но наиболее опасной чертой тоталитарного режима является отношение к праву: правом считается все то, что издано правительством, что им оговорено, право подчиняется правителю, зависит от него. Здесь действует только один закон — тирана. Конкретным и наиболее ярким примером такого режима можно считать социализм в СССР. Многие наслышаны об этом, а многим пришлось испытать весь ужас этой системы: сталинские репрессии, ГУЛАГ, ссылки. Сталин — эта фамилия навевала и трепет, и страх. Как бы жестоко он ни поступал, его всегда встречали аплодисментами, любое его, пусть и негуманное, решение принималось как единственно правильное. Почему? Так требовала идеология, проповедовавшая светлое будущее. Так требовал страх. Именно страх заставлял людей молчать и мириться с тем, что законы естественного права не действовали, а все права и свободы человека нарушались. Сильная личность, да еще и агрессивная, способна подавить всю справедливость законов и создать свои законы, удобные только самому тирану.

Вместо заключения

Написание эссе — самое сложное задание единого государственного экзамена по обществознанию, Этим утверждением открывался данный материал, им же хотелось бы его завершить.

Анализ первых результатов эксперимента показывает: уровень выполнения этого задания, к сожалению, относительно невысок (впрочем, было бы неправильно утверждать, что отсутствуют работы, соответствующие предъявляемым к ним требованиям).

Это с одной стороны.

Но есть и другая сторона: именно в эссе выпускник, выражая свое мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы, имеет возможность высказать собственную личностную позицию, проявить творческие способности, продемонстрировать уверенное знание курса и владение ключевыми социальными компетентностями. Задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.

Эксперимент показал также и то, что система работы по формированию умений и навыков написания эссе в целом еще не сложилась. Для учителей и учащихся эта форма работы является новой. Нередки случаи, когда выпускники на государственном экзамене впервые пишут эссе по обществознанию. Между тем эссе — это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/pravu-potrebnyi-dostoinstva-darovaniya-dobrodeteli/

Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет! // История и обществознание для школьников. 2002. №2.

Зимин Ю. Сочинение-эссе по обществознанию: первый опыт // История и обществознание для школьников. 2003. № 3.

Корноух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9—11 классы. М., 2002. (Раздел «Эссе как вид творческой работы».)

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №9.|

Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как написать реферат по истории на «отлично». М., 2003. (Раздел «Эссе как жанр письменной творческой работы»).

Смелкова З.С., Ассуирова Л.Б., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002. (Глава «Эссе».)

Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и

обществознания в школе. 2003. № 7.

Шубинский В. Взгляд и нечто // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Еd. СПб.; Париж, 1994. № 1

19