Уроки доброты
(внеклассное чтение)
Тема:
Цель:
Задачи:
— показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие»;
— подвести ребят к тому, что природа и человек едины;
— включить эмоциональную сферу учащихся, обратиться к их чувствам, пробудить заинтересованность в изучении данного произведения.
Вид урока:
Технология
Форма урока:
Используемые стратегии:
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологическая подготовка к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний.
Прочитайте слово.
ЕИДРЕСОЛИМ
— Задумывались ли вы когда-нибудь над словом «милосердие»
( кайырымдылык)?
милосердие
— Милосердны ли вы по отношению к другим? В чем проявляется ваше милосердие?
Целеполагание
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
4. Осмысление
— К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово.
1 группа. В милосердии я чувствую…
2 группа. В слове милосердие я слышу…
3 группа. Услышав слово милосердие, я представляю…
4 группа. Быть милосердным – значит…
— Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.
Милосердие-
— Мы не раз говорили о том, что писатели, поэты (впрочем, как и все творческие люди) часто обращают наше внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар- умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Урок развития речи.Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...
... не дает. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Милосердие! Сердец доброта! Тема нашего урока Милосердие – это… Слайд 8 2. Лексическая работа милосердие Запишите это слово, подберите ассоциации, ... человека Человеком Могут ли эти слова стать тезисом о милосердии в сочинении - размышлении? Тезис Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. Тезис Милосердие – это одно из самых ...
— Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом В. Астафьева « И милосердия…». Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
— После прослушивания подумайте над вопросами:
1 группа. Почему рассказ так назван?
2 группа. Какова позиция автора?
3 группа. Выразите свое отношение к рассказу.
4 группа. Какова тема этого рассказа?
Прослушивание рассказа (последний абзац не зачитывается)
(После работы в группах выслушиваются мнения учащихся.)
-Отношение человека к природе может быть милосердным и немилосердным. И у меня, и у вас, я думаю, возникли вопросы к героям этого рассказа.
Работая в группе, учащиеся составляют вопросы.
1 группа. Вопрос к девочке.
2 группа Вопрос к отцу.
3 группа. Вопрос к автору.
4 группа. Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать для оценки поступка отца? Объясните, как вы понимаете выбранный афоризм.
« Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев» (Чарльз Бакстон, английский писатель).
« Мы есть плод наших собственных деяний» (Мигель Сервантес де Сааведра, испанский писатель).
« Смерть – зло для всех» (Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель).
— Как вы считаете, закончено ли произведение? ( Текст зачитывается еще раз).
-Придумайте концовку. Это, скорее всего, будут мысли автора о случившемся, его чувства, а, может быть, обращение к людям. ( Озвучивание работ )
Прослушивание концовки рассказа.
Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким- то полузабытым отрывком из старой молитвы себя, детей своих, таких беззаботных и жестоких: « Боже, дай мне милосердия… Боже, дай мне милосердия… Научи меня быть милосердным… Милосердным…»
4. Рефлексия
Написать синквейн «Милосердие». (Работы заслушиваются)
-В.Астафьев, поднимая тему милосердия, обращается к своим современникам с призывом защитить природу, а значит и человека, потому что тот губит природу, губит самого себя. Экология природы, экология души человека — вот о чем пишет писатель. Быть милосердным — это значит быть, быть всегда.
«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в ...
... В рассказе "Мальчик с ручкой", сопряженном с рассказом "Мальчик у Христа на елке" писатель заострил внимание на проблеме ... и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно ... милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. В святочном рассказе ... рассказами, прямо отсылающими читателей к фольклорному источнику, существовала и другая группа рассказов, ...
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание
1.Написать эссе (на выбор): « Я — девочка», « Я – отец девочки», «Я — голубь».
2.Привести примеры милосердия из своей жизни и жизни близких вам людей.