«Здоровьесберегающие технологии»

Эссе

Эссе: «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»

Казинов Анатолий Васильевич

Мастер п/о ГАПОУ МО «ЕПЭТ»

Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье — это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается « фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.

К сожалению, здоровье студентов с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в техникум, большинство обучающихся имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изучения современных методик по укреплению и сохранению здоровья студентов.

В последнее время мы все чаще слышим термин « здоровьесберегающие образовательные технологии». Что же это такое? Вот одно из определений этого понятия:

«Это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Схематично это можно представить как взаимодействие «студент– родители», «студент – педагоги», «студент – доктор». Значимые взрослые – родители, педагоги, медики, психологи – также общаются между собой в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка».

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в техникуме: студентов, педагогов, родителей.

Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенная на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. (Н.К.Смирнов)

Приоритет заботы о здоровье – это непрерывность и приемственность. Можно здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии разделить на группы:

1. Гигиенические технологии оптимальных условий.

2. Оптимальные технологии — организация учебного процесса и физической активности.

3. Психолого – педагогические технологии.

7 стр., 3028 слов

Сохранение и укрепление здоровья детей в педагогическом процессе.о материал

... «культура здоровья детей» и «здоровьесберегающая компетентность ребёнка ?» Валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. (№ 1 ...

Факторы, влияющие на здоровье молодежи: 1 гр. – не поддающаяся нашему управлению (экологию, мед.помощь, традиции); 2 гр.- это управляемые факторы.

Условно можно выделить два вида технологий:

1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):

Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.

Компоненты ФОТ:

  • утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студента)
  • подвижные игры
  • физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз) .
  • двигательный режим ( с учетом возрастных особенностей)
  • оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
  • закаливание (занятия, прогулки на свежем воздухе)
  • спортивные праздники ( в том числе и на улице, «Дни здоровья»- ежемесячно, « День призывника»)
  • Физическая подготовка по расписанию техникума
  • квалифицированная работа персонала техникума в процессе физического воспитания
  • создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами , спортивный зал)
  • консультации для родителей (требования к развитию движений обучающихся в домашних условиях)

Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи : профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры , формирующие здоровый образ жизни.

2.Медико-профилактические технологии (МПТ)

Компоненты МПТ:

  • рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
  • режим дня ( перерывы, проветривание классов и мастерских)
  • соблюдение длительности занятий, на уроках теории и практического обучения (с учетом возрастных особенностей)
  • чередование практических и теоретических занятий, смена видов деятельности студентов
  • мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами)
  • контроль в обеспечении норм СанПина
  • здоровьесберегающая среда в техникуме
  • массаж, самомассаж
  • создание атмосферы психологического комфорта ( игровая терапия,арт-терапия)
  • работа с родителями по совместной заботе о здоровье студентов (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни, лекции по профилактике проф.заболеваний и здоровому образу жизни)

-просветительская и методическая работа с мастерами и преподавателями, направления на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)

12 стр., 5578 слов

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

... общества, их гармония. Российский педагог и публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является актуальной, ведь для любого ... всегда помочь и поддержать своего ребенка, независимо от его возраста. Самые популярные материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? Начнем с очевидного. Слово “ ...

Как уже говорилось выше, техникум – это особо важная пора в жизни человека, когда закладываются основы гармоничного развития личности, закладывается фундамент для службы в В.С.. Личностное развитие основывается на крепком физическом здоровье и психологическом комфорте студента. Именно это единство побуждает формировать целостную систему работы по улучшению и сохранению физического состояния и здоровья в целом.

Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению студентов и укреплению их организма.

Итак, детально рассмотрев эту проблему, хочется обратиться ко всем педагогам : наша профессия очень ответственная, мастер п/о играет немаловажную роль в воспитании студентов. От нас зависит очень многое, и, даже здоровье обучающихся — в наших руках! Мы должны, и просто обязаны использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в процессе оздоровления студентов.