Эссе |
|
Дата: Пятница, 30.03.2018, 15:05 | Сообщение # |
Эссе мы с вами уже проходили, друзья. ))
Об этом жанре мы говорили, когда писали свои работы на тему: «200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова» , по результатам проекта вышел сборник.
Из той темы и беру то, что писала раньше.
Самое общее об эссе.
Можно добавлять, что считаете нужным.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Пятница, 30.03.2018, 15:07 | Сообщение # |
ЭССЕ
Тот, кто знаком с этим удивительным литературным жанром, кто любит его, и кто хоть однажды пробовал написать эссе, наверное, согласится с тем, что он идеально подходит для автора, желающего высказаться по актуальной теме и жаждущего донести до читателя свою точку зрения на неё. В том и состоит отличительная особенность эссе, что он является глубоко личностным литературно-публицистическим жанром, и главное в нём – это индивидуальное мышления автора, своеобразие и неповторимость его художественного стиля. Взгляды автора могут не совпадать с общепринятыми взглядами, они могут не нравиться читателю и даже вызывать неприязнь, но в том и суть. Сочинения, написанные в данном жанре, весьма ярко, в компактном виде отражают личность автора, его взгляды, впечатления, его раздумья, его сомнения и т.д.
Эссе не претендует на исчерпывающий ответ по поднятому вопросу и не предполагает всеобъемлющую трактовку предмета. Всё направлено на то, чтобы передать индивидуальные впечатления и мысли автора относительно поднятой им темы. Субъективизм и эмоционально — экспрессивное содержание отличают эссе от остальных жанров. Некоторые считают, что главное здесь не описание факта, а отражение впечатлений, мыслей автора.
Жанр хорош тем, что позволяет, отбросив условности, характерные для иного жанра, увлечься свободной композицией и наполнить произведение непредсказуемостью и даже парадоксами, что придаёт его атмосфере непринуждённость и доверительность, моменты — необходимые для эссе. Правда, это иногда приводит к совершенно неожиданному, зачастую противоположному от первоначального замысла выводу. Но это только кажется. Всё в эссе подчинено внутреннему смысловому единству, и ничто не противоречит согласованности утверждений автора.
Приступая к эссе, автор предполагает, что читателям уже знакома (в общих чертах) поднятая им тема, поэтому он может с первых же строк переходить к главному в своих рассуждениях, чтобы с ходу заинтересовать аудиторию, да и самому не тратить время на второстепенное. Попробовать себя в эссе может каждый желающий. Это очень открытый жанр, приветствующий любого, кто готов поделиться своим мнением по тому или иному вопросу. Тесный контакт с читателем, предельная искренность в разговоре с ним – вот что делает эссе привлекательным жанром и для авторов и для читателей. Объектом эссе могут быть люди, события или простое чьё-то высказывание, затронувшее автора.
К эссеистам относятся: М. Монтень, Ф. Бекон, Дидро, Вольтер, Г. Честертон, Б Шоу, Р. Роллан, Г. Уэлс, Дж. Оруэл, А. Моруа и многие другие в зарубежной литературе. В русской литературе к жанру эссе обращались И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К Паустовский, И. Бродский.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Пятница, 30.03.2018, 16:10 | Сообщение # |
Чем мне особенно привлекателен этот жанр — свободной композицией, полным подчинением изложению и логике автора. Эссе могут быть: литературно-критическими, философскими, историко-биографическими, публицистическими, научно-популярными и т.д. То есть — полная свобода — в пределах разумного, конечно)))
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 00:21 | Сообщение # |
В том и состоит отличительная особенность эссе, что он является глубоко личностным литературно-публицистическим жанром, и главное в нём – это индивидуальное мышления автора, своеобразие и неповторимость его художественного стиля.
Мне вот это более всего нравится…))
- Эссе могут быть: литературно-критическими, философскими, историко-биографическими, публицистическими, научно-популярными и т.д.
вот тут у меня затык…
Люди, подскажите, ЧЕМ ЭССЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОЧЕРКА, СТАТЬИ И Т.П.?
ДАЙТЕ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ!!!
А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча…
и этим последним прыжком
покажет — свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.
Долгих Елена
авторская библиотека:
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 00:52 | Сообщение # |
Люди, подскажите, ЧЕМ ЭССЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОЧЕРКА, СТАТЬИ И Т.П.?
ДАЙТЕ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ!!!
Очерк — основан на фактах, документах, личных впечатлениях, то есть начисто лишён вымысла. Может быть документально-публицистическим и художественно-публицистическим. К художественным относят очерки-биографии, путевые (пейзажные картинки), сатирические. Построение сюжета тоже свободное, как и в эссе, но очерк более наполнен содержанием.
Статья — глубже по смысловому наполнению. Ставится какая-то задача (обычно социальной направленности) или выявляется какая-то проблема , анализируются причины её возникновения и рассматриваются способы её решения.
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 01:38 | Сообщение # |
Люди, подскажите, ЧЕМ ЭССЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОЧЕРКА, СТАТЬИ И Т.П.?
ДАЙТЕ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ!!!
Даём:
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 01:40 | Сообщение # |
ОЧЕРК
Очерк – это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются приёмы журналистики и беллетристики.
Публицистическая составляющая очерка заключается в его тяге к изображению социально важных фактов и явлений жизни, а также в стремлении описать представителей той или иной общественно-социальной группы людей. Очерк направлен на изучение общественных проблем, на изучение сторон личности того или иного человека, интересного нам своими качествами, своими поступками. Очерк документален по своей природе, он опирается на факты, на реальные события и лица, позиция автора – всегда предельно ясна. Именно авторские размышления придают очерку глубину и особую выразительность.
Но, являясь документальным отражением действительности, очерк вместе с тем несёт в себе художественно-эстетическое освоение мира, что приближает его к художественной литературе. Художественная составляющая очерка проявляется в стремлении автора не просто осмыслить реальность, но осмыслить её «художественно», образно.
Очеркист может использовать противопоставление, портрет, пейзаж, диалог, описания, сравнения и другие художественно-изобразительные средства для того, чтобы отразить какую-либо общественную проблему или чтобы рассказать о конкретном человеке. Как правило, очеркист выбирает в качестве объекта типичный случай, характеризующий конкретный отрезок времени, или героя, который являет собой обобщённый образ этого времени. Герой очерка оригинален и типичен одновременно.
Ценность очерка заключается в его оперативности (он одним из первых реагирует на изменения в общественной жизни, исследуя характер современной ему эпохи и характеры её героев), в информативности (очерк содержит познавательный материал), в злободневности (обозначает общественно-политическую проблему) и всё это он преподносит как художественное освоение действительности.
К основным видам очерка относятся: путевой, проблемный, портретный. В какой степени очерк должен быть документальным, и в какой степени художественным, это решать самому автору. Пусть будет больше того или другого. Главное, чтобы в нём прослеживалась связь между описываемыми событиями (героями) и позицией автора. Почему автор обратился именно к данной теме? Чем она его заинтересовала? И какой он делает вывод, завершая работу? Вот, что не должно забываться. Очерк – это творческая лаборатория автора, его экспериментальный центр, в котором можно говорить «на злобу дня». Предметом описания для очерка может служить событие, показавшееся вам важным, или человек, чем-то заслуживший ваше внимание. Нужно только сказать, что это за событие, чем оно важно для вас, для общества, и чем именно заслужил ваше внимание ваш герой.
Очерки писали А.Н. Радищев, А.П. Чехов, Ильф и Петров, И. Эренбург, К. Симонов, М. Горький. Непревзойдённым мастером очерка был А. Аграновский, который говорил: «Мысль – корень публицистики. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает».
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 01:42 | Сообщение # |
Если есть такая необходимость, а, главное, желание, можно устроить следующий проект по трём этим жанрам. Тоже интересно. )
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 02:21 | Сообщение # |
Статья относится к АНАЛИТИЧЕСКИМ жанрам журналистики и ставит перед собой задачу проанализировать то или иное социальное явление, общественное, литературное, культурное и пр., и пр.
Это самый распространённый жанр в журналистике. Статья позволяет автору высказать своё собственное мнение по интересующему его вопросу (проблеме), позволяет вскрыть существующие проблемы (в обществе или в той или иной области деятельности человека), указать на пути их решения, спрогнозировать ситуацию и т.д. В статье обязательно должна содержатся, прослеживаться (и весьма чётко) позиция автора. То есть автор должен изложить СВОЮ точку зрения, своё видение проблемы. Это главное для статьи. По объёму статья может быть большой и очень большой. Тот вопрос (проблема), о котором пишет автор, должен быть им тщательно изучен. Статья — информативный жанр, так как может содержать в себе новые, ранее никому неизвестные факты.
при кажущейся простоте это весьма сложный жанр, видов статей — множество и все они отличаются друг от друга своими задачами и способами их решения, способами подачи материала.
Вот. Это — очень коротко.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 03:18 | Сообщение # |
Построение сюжета тоже свободное, как и в эссе, но очерк более наполнен содержанием.
Для тупых(как я) ещё подробнее, плиз. Что означает — очерк более наполнен содержанием?
***
и меня сейчас более волнует ЭССЕ. В чём его ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ?? Как я могу с разбегу сказать — это эссе!
***
У меня создаётся впечатление, что ЭССЕ — ЭТО СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ( ПРИМЕР== ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ТУРГЕНЕВА? ИЛИ = ПРИДУМАТЬ СВОЁ)
Это так? Или это далеко от правды??
А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча…
и этим последним прыжком
покажет — свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.
Долгих Елена
авторская библиотека:
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 05:05 | Сообщение # |
У меня создаётся впечатление, что ЭССЕ — ЭТО СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ( ПРИМЕР== ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ТУРГЕНЕВА? ИЛИ = ПРИДУМАТЬ СВОЁ)
Это недалеко от правды.
В том и состоит отличительная особенность эссе, что он является глубоко личностным литературно-публицистическим жанром, и главное в нём – это индивидуальное мышления автора, своеобразие и неповторимость его художественного стиля. Взгляды автора могут не совпадать с общепринятыми взглядами, они могут не нравиться читателю и даже вызывать неприязнь, но в том и суть. Сочинения, написанные в данном жанре, весьма ярко, в компактном виде отражают личность автора, его взгляды, впечатления, его раздумья, его сомнения и т.д.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 05:08 | Сообщение # |
К. Паустовский
Радость творчества (пример эссе)
Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось, вместе с ветром и шумом листвы, в вашу комнату.
Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.
Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам кажется, что золотые обильные ливни льются над всей страной, и шум дождевых капель в лесах, в траве, в чащах садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой земли.
Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные, затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.
Или внезапно в памяти выплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-детски раскрывается облик недалекой весны.
Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство приближающегося неизбежного счастья.
Еще все неясно. Еще все смешалось вокруг в дождевой пыли, в разноголосых криках птиц и людей, в шуме деревьев, в громыхании грома. Еще сознание заполнено перекличкой отдельных слов, мыслей, образов, сравнений, но сквозь все это уже возникает даль свободного повествования.
В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть.
Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не открытых и не рассказанных стран.
Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути. Тревога – обычный спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли ясные и веские слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему народу, – а его наш советский писатель всегда ощущает как друга. Хватит ли воли, свежести чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой этого взыскательного друга?
Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», – и синие дни поднимаются вереницами над берегами морей.
Радость подлинного писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу туда, в то будущее, куда стремится народ всей силой своих надежд.
Это – сложное чувство. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от размышлений, от той особой внутренней напряженности и тишины, которая предшествует рождению книги, от множества как будто бы случайных вещей, дающих толчок для работы.
Год назад я ехал в Севастополь. Где-то за Синельниковом поезд внезапно остановился в степи. После гула и грохота в вагоны вошла мягкая тишина. Пассажиры сразу притихли. Только ветер шелестел газетами, забытыми на столиках.
Я вышел. Стоял туманный мартовский день. Весенний разлив голубел вдали, в степях над ним голубело неяркое и просторное небо. Тишина хлынула на нас. Она шла со всех сторон, из степей, из безмолвной деревни на косогоре. Она обступила и сжала остановившийся поезд.
Я пошел по полотну. Около переезда стоял старик в соломенной шляпе. Он опирался на посох и смотрел на меня ласково и спокойно. Косматый застенчивый пес стоял рядом со стариком и тоже смотрел на меня желтыми ласковыми глазами.
– Вот и вам незабаром (случайно) привелось побывать в степу, – сказал старик. Пес тихо махнул хвостом. – Место наше широкое, чистое, – тем местом шли большевики на Чонгар. Великая была битва на Чонгаре. Дуже великая!
Пес снова робко махнул хвостом.
Через несколько минут поезд снова гремел на стрелках, рвал, звенел, грохотал, и старик с застенчивым псом остались далеко позади, в иной, более сосредоточенной и уже неповторимой жизни.
Мне показалось, что вот такая же встреча была, должно быть, у Малышкина и после нее он написал «Падение Даира». Очень хотелось писать.
Так вот бродишь в жизни и то тут, то там наталкиваешься на встречи, на какие-то часы тишины и сосредоточенности, на «закономерные случайности», и в это-то время и возникает обычно замысел книг. В этом есть особая радость – очень ощутимая, но трудно поддающаяся рассказу. Очевидно, это и есть то состояние, какое мы называем «радостью творчества».
Все отдают своей стране, своему народу знания, опыт, навыки, наконец, самую жизнь, если этого требует существование страны. Но у писателей есть одно невольное преимущество – они отдают своему народу еще и великолепное чувство счастья. Поэтому так радостен писательский труд – тяжелый и многолетний.
10 марта 1939
Источник:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/pisateley/
(пример эссе)
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 05:19 | Сообщение # |
Александр Любинский
«С этой точки зрения революция и есть самое свободное и опасное поведение, а эссе — самый безрассудный жанр. Эссе — взрывоопасно. Оно возникает как некое новое пространство свободы вне признанных жанровых границ; более того, оно разрушает эти границы. Как воронка, оно втягивает в себя старые жанры. Оно устанавливает новые демаркационные линии и самим своим существованием отвергает и преодолевает их.»
очень красивое и принципиальное высказывание.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 05:22 | Сообщение # |
А вот здесь (было дело) мы, грешные, упражнялись в рассказе, эссе, очерке.
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 11:18 | Сообщение # |
Спасибо. Стало понятнее))
А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча…
и этим последним прыжком
покажет — свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.
Долгих Елена
авторская библиотека:
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 13:06 | Сообщение # |
Спасибо. Стало понятнее))
Как все основательно, вы зря время не теряете: и Николай, и Татьяна с Еленой. Это все легко можно найти в Википедии, но тот, кто не стремится себя утруждать такими «мелочами», как знание теории, прежде, чем садиться за выполнение задания, как в нашем случае, тот сначала выставляет свои вещи, потом «дообразовывается». Это тоже положительный момент, обучающий конкурс тем и хорош, что все мы учимся друг у друга, у более опытных авторов. И спасибо организаторам за такую возможность!
|
|
|
|
|
|
Дата: Суббота, 31.03.2018, 14:52 | Сообщение # |
Это все легко можно найти в Википедии
Википедия даёт очень скудные знания, даже не знания, а первоначальную информацию.
Разбираемся — по ходу.
И спасибо организаторам за такую возможность!
Спасибо всем, кто поддерживает проект!
Кто мобилен и открыт для нового.
Спасибо, Александр!
«Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков»
Лао-Цзы.
Ведущий проекта
Редактор газеты
|
|
|
|
|
|
Дата: Воскресенье, 01.04.2018, 00:18 | Сообщение # |
Как все основательно, вы зря время не теряете: и Николай, и Татьяна с Еленой. Это все легко можно найти в Википедии,
я читала, Александр! И не только Википедию))
но тот, кто не стремится себя утруждать такими «мелочами», как знание теории, прежде, чем садиться за выполнение задания, как в нашем случае, тот сначала выставляет свои вещи, потом «дообразовывается».
дорабатывать никогда не поздно, Александр! Даже если вы уже выпустили книгу!! А уж здесь, на конкурсе, по любому стоит покрутить произведение так и этак.
А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча…
и этим последним прыжком
покажет — свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.
Долгих Елена
авторская библиотека:
|
|
|
|