Коллеги — педагогический журнал Казахстана (7)

Преподаватель вокала Левкина Юлия Леонидовна

Ещё в начале педагогической деятельности, 14 лет назад, меня впечатлило высказывание, принадлежащее Р.Шуману «Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его. Рассматривай это, как прекрасный дар, которым тебя наградило небо».

С тех пор для меня основополагающим в работе с детьми стал креативный подход к обучению и использование новых технологий. На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а распрямлять.

Если вы хотите, чтобы дети были активны, будьте активны сами, если вы хотите, чтобы они проявляли интерес к музыке, ощущайте этот интерес всегда в самом себе; если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, — любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное или ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильно и красиво петь, развивать их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус. Очень важно дать начинающему вокалисту навыки работы над произведениями, над поиском и содержанием своего вокально – музыкального образа. Развитие воображения, творческого видения – это необходимая часть работы при воспитании голоса.

Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, развитие его природных данных, творческого мышления и эмоций, создание возможности реализовать свои способности на концертах и конкурсах.

К своей работе стараюсь подойти креативно и с любовью. Профессия преподавателя вокала мне нравится тем, что дает возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. Цель моей педагогической деятельности выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка детей. В течение последних пяти лет я работаю над темой самообразования «Использование новых технологий в обучении с целью выявления одаренных детей для достижения высоких результатов в конкурсах». Выбор темы не случаен, так как использование новых технологий активизирует детей и способствует самореализации учеников. Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, которые улучшают усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, следствием чего является высокая активность учащихся на уроке.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. ...

С помощью компьютера можно смотреть видео мастер –класса современных вокалистов, транспонировать музыкальные произведения в любую тональность, менять темп.

Основной метод, который я применяю в работе с детьми – это создание ситуации успеха. Нужно, чтоб ребенок почувствовал себя раскрепощенно, перестал бояться неудач и проявил свои творческие возможности. В этом помогает регулярное участие детей в концертах и конкурсах. Применение новых технологий на уроке развивает у ученика критическое мышление, активизирует творческую активность, заставляет его анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественных навыков, мотивирует к обучению, делает урок более интересным и творческим.

Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц лица и шеи:

  • Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены
  • Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 секунд, обращая внимание на напряжение в губах.
  • Вытягивание губ вперед трубочкой и чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • Прижать язык к передним зубам, обращать внимание на напряжение в языке.
  • Оттянуть язык назад, напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
  • Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
  • Расслабление нижней челюсти.

Чтобы ощутить естественно расслабленную нижнюю челюсть Ю.А.Ковнев, например, советует «представить себя спящим с открытым ртом, при этом челюсть как бы «отваливается».»

  • Птка-бдга?! Птко-бдго?! Птку-бдгу?! Пткы-бдгы?! Птки-бдги?!

Психогимнастика: Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее – и вы улыбаетесь, плохое – и лицо ваше стало грустным.

  • Сильно зажмурьтесь
  • Широко раскройте глаза
  • Поднимите брови вверх
  • Нахмурьтесь, как «король»
  • Нахмурьтесь, как ребёнок, у которого отняли игрушку
  • Улыбнитесь, как вежливый японец
  • Улыбнитесь, как мама ребеночку
  • Улыбнитесь, как кот на солнышке.

«Ёлочки сосеночки зеленые, колючие» -произносить с различной интонацией: радостно, удивленно, сердито, расстроено, скучно, испуганно.

Дыхательныйкомплекс:

Главное назначение дыхательных упражнений – улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.

  • «Дети, а правильно ли мы дышали во время пения? Как нужно дышать?». Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой фразой песни.

Тренировать дыхание можно с помощью упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

« Вот как шарик надуваем,

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем,

3 стр., 1466 слов

Анатомические особенности носа

... и носо-лобного участка лобной кости(глабеллы) определяют рельеф надпереносья и частично спинки носа. Мышца собственно носа тонка, не выпукла и не играет большой роли в пластике. форма ... на его форму некоторых мимических мышц. здесь в первую очередь надо упомянуть о пирамидальной мышцей носа, или «мышце гордецов».стелена развития и рельеф этой мышцы напряду с рельефом и величиной ...

Наши мышцы расслабляем» (выдох)

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть.

  • « Что сначала нужно сделать? Как правильно надуть «шарик», покажите». Под музыку дети надувают свои животики – шарики. Сильная доля – вдох, слабая – выдох. Сначала вдохи короткие, так как шарик маленький, затем – длинные.

Теперь проверим, правильно ли движется наше тело во время дыхания? Руки на рёбра, если рёбра расширились в стороны – правильно, плечи вверх – не правильно.

  • Формирование правильной воздушной струи.

Вдох и выдох носом

Вдох — носом, выдох — ртом.

Вдох и выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

  • Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается.

Тренируя ровный выдох мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ_Ц_Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

  • «Свеча»- дуть на полоску бумаги очень нежно, следить за ровностью выдоха, чтоб бумага колебалась не сильно.

При выполнении этого упражнения воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в

  • П – а, п – о, п – у, п — ы, п – и. Произносим каждый звук на выдохе, контролируем процесс выдоха рукой. (живот при выдохе двигается во внутрь)
  • Ф, х, с произносим на выдохе.
  • «С» движение головы вверх, вниз, вправо, в лево.

Следим чтоб звук не «свистел».

— Сидя на стуле, упираясь ступнями в пол,а руками в колени. На выдохе произносим сочетание «КШ» очень активно, представляя перед собой кошку, которую вы хотите прогнать. При область диафрагмы расширяется, но не в коем случае не сжимается. На первых порах можно контролировать дыхание рукой.

  • Выдыхать, произнося звук «Х» в определенном ритме.

123, 123, 1.

123, 123, 123, 1.

1234, 1234, 1.

  • «Буратино»- плавный вдох носом, при этом поднять руки вверх и выдохи при каждом движении (кисти, локти, голова, плечи и.т.д).

Ритмопластические упражнения:

Использование ритмопластических игр развивает двигательные

способности, пластическую выразительность, способность к импровизации, способствует мышечной свободе. Основная цель – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела, как выразительного «инструмента».

Упражнение «Снеговик»: руки согнуты вперед, ноги на ширине плеч. Представить, что стало пригревать солнце, снеговик под теплыми лучами стал таять. (ребенок постепенно ослабляет мышцы)

3 стр., 1016 слов

Носик. Заболевания носа и околоносовых пазух клиническая анатомия ...

... вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха , а также частичной диффузии его в обонятельную область. При выдохе основная масса воздуха ... НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ дыхательную, обонятельную, защитную ирезонаторную Дыхательная функция. давлением в грудной полости, воздух устремляется в обе половины носа. Основной поток воздуха ...

Звучащие жесты:

“Дождик накрапывает”

(игра с использованием звучащих жестов”

Мелкий дождик моросит

Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)

В листьях сада шелестит

Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)

Мокнет мячик у ворот,

Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород, кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)

Артикуляционный комплекс:

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию.

Скороговорка – инструмент совершенствования произношения ребенка. Обращение к скороговорочным играм продиктовано необходимостью улучшения дикционных навыков ребенка, как одного из важнейших составляющих вокальной работы с детьми.

Произнесение скороговорок, прыгая на скакалке: «Тридцать три корабля», «Шла Саша по шоссе» (активизирует работу дыхательного аппарата).

«От топота копыт пыль по полю летит» — произносить с ударением на каждое слово по очереди. (возможно использовать скакалку )

« Добры бобры идут в боры» для тренировки губ и кончика языка используется скороговорка. Все произносить твёрдыми губами. Сделали колечки из пальчиков и на каждое слово колечки из разных пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец).

Проговаривать с постепенным ускорением темпа.

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок» — пальчики – колечки.

«Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, да перевышахматит»- произнося эту скороговорку, нужно стараться переспорить своего собеседника, используя различные интонации.

В результате работы с использованием новых технологий на уроке вокала:

  • Повысилась положительная мотивация к занятиям вокалом.
  • Успеваемость учащихся, качество успеваемости, сохраняемость контингента составляет 100%.
  • Учащиеся класса успешно учавствуют в школьных, городских, областных концертных программах.
  • Учащиеся являются лауреатами городских, областных, Республиканских и Международных конкурсов (более 40 призовых мест с 2014-2017 г)

Профессионализм учителя и Вера в способности детей, поддержка и внимательное отнощение к ребенку, способны привести его к очень высоким достижениям в искусстве!

«Дарить себя всю без остатка,

Забыв про сон и про покой

И хоть порой совсем не сладко –

Я не хочу судьбы иной!»