Культура самовыражения воспитателя

«Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»

Вид работы (эссе)

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно — исторического развития. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкается на конкретном исполнителе – преподавателе. Именно он является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма и высокой педагогической культурой.

В наше нелегкое время нравственные ценности уходят на второй план. ФГОС направлен на духовно – нравственное развитие, воспитание обучающих, ориентирован на становление личностных характеристик.

По моему мнению, одной из главных задач дошкольного возраста является становление нравственных основ личности.

Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, способный продемонстрировать в доступной для воспитанника форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гармонии личного и общественного.

Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог обязан направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в ребенке.

Я считаю что, обретение этих ценных качеств невозможно, если у педагога отсутствует культура самовыражения, которая, формируется под действием индивидуальной культуры воспитателя.

С психолого-педагогических позиций феномен самовыражения можно рассматривать как стремление каждого человека продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.

Что же означает культура самовыражение воспитателя? И почему это понятие связывают с индивидуальной культурой?

Приведём некоторые высказывания.

«Самовыражение – «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует ля передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себе».

4 стр., 1924 слов

Воспитателя : «Миссия педагога»

... сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь. В моем понимании, в основе понятия « миссия воспитателя » лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Педагог дошкольной образовательной ... меняется со скоростью светового дня! И мне как воспитателю важно успевать за этими изменениями. И тут я опять ловлю себя на том что, Обучая – учусь сама. Я ...

И. П. Шкуратова

«Самовыражение – это поведенческие, эмоциональные и вербальные проявления, которые личность совершенствуют интуитивно. Самовыражение личности как самопроизвольный акт возможно лишь при условии свободного, естественного, гармоничного человека». А. Ф. Яфальян

Из выше сказанного можно сделать вывод, что самовыражение имеет педагогический смысл в рамках культуры, в рамках норм жизни общества. Культура самовыражения очень важна в профессии любого педагога. Именно благодаря культуре самовыражения личность включается в социальное взаимодействие, выполняет в нём свои роли, регулировать межличностные отношения.

Ведь самовыражение важно не само по себе, а в контексте того, что происходит с человеком и вокруг него. В процессе самовыражения поведение человека во многом определяется внутренними особенностями, представлениями, убеждениями.

При необходимости, культура самовыражения позволяет человеку оказывать влияние на других людей или изменять собственное поведение с целью успешного поведения своих целей.

Я хотела бы передать другим что ценно и значимо для меня, пронести это через всю свою жизнь.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров и поэтому процессу воспитания необходим поворот к жизненно – важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет воспитатель. Именно он должен быть в первую быть гармонически сформирован, как личность.

Считаю, что воспитатель должен помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у детей конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Сформировать внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он в свою очередь будет руководствоваться в своих поступках.

Воспитатели, обладающие высокой культурой самовыражения как правило, широко эрудированные люди, они хорошо ориентируются в специальной литературе, по праву слывут знатоками педагогической теории и практики.

«Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

А. В. Луначарский

Из высказывания прихожу к выводу о необходимости создании условий для непрерывного образования и самообразования педагогов.

У воспитателя обязательно должна быть душевная чуткость, любовь к детям, неотъемлемое качество – справедливость, он обязан быть требовательным и иметь чувство юмора, доброжелательным и тактичным.

Все эти компоненты, а также характер, нравы, обычаи, привычки, сознание и самопознания, знания, умения и навыки, интеллект и чувства человека – называется его индивидуальной культурой.

5 стр., 2216 слов

Язык как выразитель духовной культуры человека

... как основу духовности народа, как крепкую и надежную опору самосознания личности, видение себя в социальном и культурном контексте, как импульс к творческому самовыражению человека не только в национальной культуре, ... что родной язык-органический произведение народной мысли и чувства, в котором проявляются результаты духовной жизни народа". Хорошо понимал, какой тонкий резец в руках педагога слово, ...

Все это помогает создать психологически комфортный климат каждому ребенку. Ведь на каждом возрастном этапе ребенок ждет от воспитателя проявление разных качеств. В годы раннего и дошкольного детства от воспитателя требуется ласка, внимание, эмоциональное общение. Младшие дошкольники мотивируют положительное отношение добротой, ценят как организатора. Для старших детей воспитатель выступает с новой стороны. Они ценят его за справедливость и хорошее отношение ко всем детям, за деловые качества: «много знает», «интересно рассказывает».

Но особенно дети ценят доверие воспитателя к ним, предоставление им самостоятельности, инициативы в выполнении ответственных и трудовых поручении.

Существование у педагога культуры самовыражения, играет основополагающую роль в индивидуальной культуре любого человека.

Каждый человек занимающейся педагогической деятельностью, может считаться его носителем, демонстрирующим и передающим представителям подрастающего поколения в силу своих профессиональных обязанностей, способов поведения, деятельности, общения, отношения к жизни.

Поведение педагога должно соответствовать нормам культуры общества.

Педагог даже не осознавая этого всегда находится в ситуации самовыражения, поэтому у него должна быть правильно сформирована индивидуальная культура с преобладанием нравственных качеств.

Без самовыражения личность лишена возможности реализовать свою значимость, ценность.

На основе требований ФГОС ДО в ДОУ большое внимание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Что бы научить всему этому ребенка в наставнике должны быть сформированы характер, нравственные черты.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С феноменом самопрезентации педагог сталкивается постоянно и часто неосознан-но. В нашем подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведе-ния, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопре-зентация». Существует и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием. «Самопрезентация» происходит от английского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявлен зарубежными исследователями («own presentation») довольно недавно, в 70-х го-дах прошлого столетия. «Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попытка представить себя в выгодном свете для вашего окружения.

Существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусствен-ная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причѐм она приобретается человеком с рождения. С малых лет человек имеет определѐнный образ в глазах окружающих: «какой контактный ребѐнок!», «какая спокойная девочка», «очень сообразительный малыш».

22 стр., 10619 слов

Профессиональная позиция педагога-воспитателя

... людей на их достижение. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. ... темы работы, цель, задачи исследования. В первой главе рассматривается профессиональный статус педагога-воспитателя, ... рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии.Наряду с ... определив уровень его творческого отношения к своей ...

Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет зна-чение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциаль-ной аудиторией».

Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Внешний образ — это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действи-тельности, владение умением самопрезентации, выведение учащихся на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Рассмотрим наиболее важные из них. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо чело-века может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, кото-рая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его под-сознании и проявляет себя лишь в чувствах.

В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоми-нании вашего имени.

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздейст-вовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собствен-ное, так как не очевиден источник его возникновения.

2