Справедливость: как мы ее понимаем и что она для нас значит

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён — возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость — всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям — одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

14 стр., 6974 слов

Пример из жизни тему справедливость. Примеры справедливости из ...

... Сочинение «Что такое справедливость» для старшеклассников может быть следующего содержания: "В жизни каждый человек ... несправедливость. Хотелось бы пореже сталкиваться с такими ситуациями. Очень больно и обидно, когда происходит такое". Такое сочинение ... от других людей. Вот пример того, как вершится данная справедливость: Человек увел у ... задание. Один из одноклассников переписал у меня из тетради всё ...

(20)Справедливость поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, литературный критик, публицист.

Зачем нужно договариваться?

по-честному

Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом… Когда большая семья, то так хорошо: договоришься — и работаешь одной «командой». Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама — тоже может отлично сработаться.

Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое… Вместо этого можно просто договориться.

Когда честно договариваются, то и спорить не нужно

приходится договариваться дома,

Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)

Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)

Договаривался с другом, с ребятами

Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.

Реклама

ВЕЧНЫЙ ПОИСК ВИНОВАТЫХ

Римляне и греки постоянно искали, кого бы обвинить во всех бедах и несчастьях общества. Зачастую они указывали пальцем на преступников – так называемые отбросы общества, – обвиняя их во всех неудачах, чуме, войне, голоде и других бедствиях. Эти «нежелательные лица» представлялись в глазах общественности предвестниками зла и бед, поэтому их следовало истребить. Они полагали, что, очистив общество от этих отбросов, они положат конец всем своим несчастьям. Так эти оклеветанные, опороченные люди часто становились козлами отпущения, на которых взваливали вину за беды всего мира. В них тыкали пальцем и заявляли: «Избавимся от них – и наши несчастья прекратятся!»

Вот такие слова подобрал Павел, чтобы поведать нам, что о нём и его помощниках говорил неверующий мир и как к ним относился. Павел проповедовал, служил и творил дела Иисуса, а мир считал его со спутниками отбросами, преступниками, которых нужно уничтожить.

Неверующие люди всем сердцем верили, что мир станет намного лучше, если истребить этих носителей света.

2 стр., 598 слов

Примерное «Проблема неприятия человека обществом»

... сделать. Он готов преодолевать километры, только бы вернуть людям забытое. Вот тот момент истины, когда должно измениться отношение к Селивану, ведь «у него прекрасное, доброе лицо», оказывается, ... тем более изменений в репутации, в своей жизни. Так вот теперь к нему идут люди без страха, а позже и вовсе о н «для всех сделался ...

ПОПЫТКА ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ

Привычка перекладывать вину на других зародилась ещё в Едемском саду, когда Адам указал пальцем на Еву и обвинил её в непослушании Богу. Когда грех вошёл в род человеческий, одним из первых проявлений греховной природы стал отказ Адама взять на себя ответственность за свой поступок и попытка обвинить в содеянном жену.

Люди не желают пожинать последствия собственных неудач и ошибок, поэтому всегда ищут виноватых. Они показывают пальцем на других и говорят: «Во всём, что со мной случилось, виноваты ОНИ!» Перекладывая вину с себя на невиновного человека (или людей), они стремятся избежать наказания и порицания, которого действительно заслужили.

ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ

Также этим Павел сообщил, что их обвиняли во многом, к чему они не имели никакого отношения. Каждый раз, когда случалось что-то плохое, всегда находились те, кто кричал: «Во всём виноват вот этот проповедник!» Вместо того чтобы быть благодарными ему и его помощникам за многочисленные жертвы, на которые им пришлось пойти, эти люди относились к ним, как к грязи, которую надо счистить с поверхности во что бы то ни стало! Так, помимо того что неверующие люди выкрикивали им ужасные оскорбления, они были убеждены: если избавиться от Павла и его спутников, удача к ним снова вернётся.

ОПАСНОСТЬ

По сути дела, если какой-то языческий город постигала череда несчастий, представители власти отдавали приказ, чтобы сор мира, или же отбросы общества, как называли тогда отъявленных преступников, схватили и публично принесли в жертву! Язычники считали, что если истребить отбросы общества, принеся их в жертву разгневанным богам, то беды в городе прекратятся.

Таким образом, Павел, сказав, что к нему с помощниками относились, как к сору для мира, подразумевал не только то, что им приходилось сносить тяжкие оскорбления, боль, разочарование, терпеть всяческие затруднения, но и то, что они не раз находились в очень опасной ситуации.

ЖАЖДА РАСПРАВЫ

Но даже этим плохое отношение к Павлу и его помощникам не ограничилось. Далее апостол говорит, что они были для этих людей как «прах, всеми попираемый» (1 Коринфянам 4:13).

peripsema

– «прах» – описывает процесс интенсивного, беспощадного удаления грязи и налёта. Вряд ли кому-то нравится жить в грязи и так же маловероятно, что кто-то захочет принять ванну, если на её стенках грязный налёт. Когда уже не станет сил терпеть эту грязь, кто-то в конце концов наверняка скажет: «Давайте уже избавимся от этой отвратительной грязи! Давайте вычистим тут всё!» Так, слово «прах» указывает на тот самый момент, когда неверующие кричали: «Всё, хватит с нас этих проповедников Евангелия! Они принесли нам столько бед. Давайте наконец избавимся от этой грязи!»

Карать или прощатьТема справедливости в литературе — от Платона и до Агаты Кристи

Агата Кристи. Десять негритят (1939)

Некий таинственный господин А. Н. Оним приобретает небольшой скалистый остров у берегов Девоншира, который почему-то называется Негритянским. Оним приглашает на остров десять незнакомых между собой людей. Среди них чета Роджерсов, которая приезжает в качестве слуг, мисс Вера Клейторн приглашается в качестве гувернантки, полицейскому Блору предлагается следить за всеми. Остальные — госпожа Эмили Брент, судья Уоргрейв, мистер Марстон, доктор Армстронг, генерал Макартур и мистер Ломбард — приглашаются в качестве гостей. Оказавшись на острове, приехавшие выясняют, что хозяин задерживается и им придется несколько дней провести без него. После обеда слуга Роджерс, выполняя распоряжение хозяина, включает проигрыватель. С пластинки, заранее заготовленной таинственным Онимом, слышится голос, обвиняющий каждого из десяти присутствующих в некогда совершенном преступлении. У всех гостей есть свой «скелет в шкафу». Каждый из них совершил убийство, но так, что их вину не сможет доказать ни один суд. Авантюрист Ломбард погубил в джунглях целую толпу туземцев. Генерал во время войны послал на верную смерть любовника своей жены. Мисс Клейторн позволила утонуть своему воспитаннику, маленькому мальчику, наследнику огромного состояния. Госпожа Брент выгнала из дома забеременевшую горничную, после чего девушка утопилась. Доктор Армстронг пришел на операцию пьяным, и пациентка умерла под его ножом. Чета Роджерсов ради наследства погубила свою престарелую хозяйку, не дав ей вовремя лекарство. Судья отправил на виселицу невиновного. Мистер Марстон сбил на автомобиле двоих детей и остался безнаказанным. Полицейский Блор лжесвидетельствовал в суде и погубил честного человека.

1 стр., 414 слов

Людям нужен мир сочинение рассуждение

... куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. Человек оставит миру то, что создал при жизни. Художник - картины, писатель - книги, строитель – дома. ... многие его последователи. Наша жизнь не останавливается, в мире всё находится в движении. Об этом писал Шопенгауер. Человек умирает, а на его могиле вырастают цветы – живой ...

Голос с пластинки объявляет, что каждому из преступников придется ответить за содеянное. Дальше начинается тот знаменитый образец саспенса Агаты Кристи, который превратил «Десять негритят» в ее самое читаемое произведение. Гости господина Онима начинают умирать один за другим. Кто-то отравлен, кто-то сброшен со скалы в море, кто-то получает смертельный удар в голову. После каждой смерти со стола в гостиной исчезает одна из десяти фигурок негритят в полном соответствии с детской считалкой. Кроме десяти гостей на крошечном островке никого нет. Это значит, что убийца один из присутствующих.

Оставшиеся в живых начинают подозревать друг друга, постепенно теряя самообладание и невольно разоблачая собственные пороки. Перед читателем стремительно и страшно разворачивается картина предательств и взаимных обманов. Наконец на острове оказываются только Вера Клейторн и Филипп Ломбард. Вера стреляет в Ломбарда, убежденная в том, что он убийца. Она возвращается в свою комнату и обнаруживает там свешивающуюся с потолка петлю. Она послушно надевает ее себе на шею и вешается.

Когда после шторма на остров приезжают люди, они обнаруживают там десять трупов. Полиция оказывается в полном тупике. Загадка раскрывается только благодаря тому, что безвестный капитан рыболовецкого судна передает полиции бутылку с запечатанным в ней посланием. Это предсмертное письмо судьи Уоргрейва, маниакального поборника справедливости, для которого страсть к убийству естественным образом соединилась со страстью судить других. «Жажда убийств была ведома мне с детских лет, — признается судья. — Вместе с ней во мне жило глубоко противоположное, но мощное стремление к справедливости. Одна мысль о том, что по моей вине может погибнуть не только невинный человек, но даже животное, преисполняла меня ужасом. Я всегда жаждал торжества справедливости. Я думаю, что это объяснит человеку, разбирающемуся в психологии, во всяком случае, почему я решил стать юристом, — при моем складе характера это был закономерный выбор. Профессия юриста отвечала чуть не всем моим стремлениям. Преступление и наказание всегда привлекали меня. Я с неизменным интересом читаю всевозможные детективы и криминальные романы. Я нередко изобретал сложнейшие способы убийства — просто, чтобы провести время» (Перевод Ларисы Беспаловой).

3 стр., 1475 слов

Вера в человека (9 класс рассуждение 15.3)

... Вера в своих истоках разумна. Она не может утверждать ложные истины. Верующий человек, почитающий Бога, никогда не причинит зла. Напротив, он будет следовать законам милосердия и справедливости. Вера ... изначально заложены в душе каждого человека, хоть верующего, хоть атеиста. Большинство людей не будут воровать или убивать, даже не зная десяти Божьих заповедей. По своей природе человек отличается ...

Судья, тайно организовавший всю эту кровавую бойню, демонстрирует тот вариант судьбы, который неизбежно постигает каждого, кто берет в свои руки право карать и вершить справедливость. Не человеческое это дело, считает Агата Кристи.

ОТНОШЕНИЕ МИРА

На апостола Павла и его помощников тоже часто клеветали, обвиняя их в том, чего они не делали. Об этом Павел рассказывает нам в Первом послании к Коринфянам 4:13:

«…мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Многоговорящий стих! Но чтобы понять его ещё лучше, нужно изучить этот отрывок в оригинале, поэтому давайте рассмотрим значения некоторых употреблённых здесь греческих слов. Это поможет нам понять не только то, с чем сталкивался Павел и его помощники, но и что они ощущали перед лицом выпавших им несчастий.

perikatharma

  • «сор» – состоит из слов

peri

, что значит вокруг, и

kathairo

– чистить, очищать. Оно описывает процесс удаления неприятной грязи, такой, например, которая остаётся на стенках ванны, после того как сливается грязная вода. Если этот грязный налёт оставить на долгое время, он засохнет, затвердеет, въестся в эмаль и его будет трудно удалить. Чтобы избавиться от высохшего и затвердевшего на стенках ванны слоя грязи, придётся приложить немало усилий. Кому-то нужно будет встать на колени и долго и упорно тереть, чтобы счистить этот малопривлекательный налёт. В результате настойчивого и продолжительного скобления и оттирания налёт будет наконец удалён.