Работа » . Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты»

«Работа «Эссе. Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты» »

Эссе

Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты, Если учитель имеет только любовь к делу, он

будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, —

он будет лучше того учителя, который прочел

все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет

в себе любовь к делу и к ученикам, он –

совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой

Когда-то, очень давно, будучи еще ученицей, я спросила у своей матери: «Куда пойти учиться, какую профессию выбрать?» И мама ответила: « Иди в педагогический институт, будешь учителем, как твоя сестра, будете друг друга дополнять!» Эти слова, пожалуй, стали самыми главными при выборе моей профессии. Я, действительно, стала учителем математики и ни сколько об этом не жалею, считаю себя счастливым человеком. Разве это не счастье, осознавать себя нужной кому-то, идти на урок, зная, что на тебя смотрят множество глаз и ждут от тебя что-то нового, интересного. Кто если не ты раскроет детям красоту и многогранность математики, научит находить ответы на вопросы, которые диктует жизнь и находить пути решения, казалось бы из безысходных ситуаций.

Что же такое самореализация личности? Самореализация — это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности. Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности — самые счастливые люди на свете. Самореализация личности — воплощение потенциала. ( Википедия) Это значит быть нужным и востребованным.

Критерии того насколько полно и гармонично происходит реализация себя самого, могут быть определены только самим человеком. И эти критерии определяются не умом, а сердцем. Насколько человек удовлетворен своей жизнью? Насколько гармонично он себя ощущает? С радостью ли встречает новый день? Спокойно ли засыпает? Чувствует ли он, что тот жизненный путь, который он выбрал – его? Чувствует ли он, что весь свой потенциал использует на сто процентов, не оставляя в тени никакие из аспектов своей жизни. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о значимости и роли учителя, в формировании личности ученика не только как успешно самореализованной в обществе, но и просто человека, с высокими нравственными принципами.

2 стр., 980 слов

«Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии ...

... Англии, Франции… Истинное уважение к профессии учителя истории пришло ко ... людях. Сейчас, как учитель, пытаюсь донести до детских сердец значимость истории российского государства, родного края на уроках и внеурочной деятельности. Хочу привить такую же любовь и трепет к ... этапом стало формирование любви и понимания личности ребенка. Вопреки ... зарождения любви к предмету. Мой интерес к делу формировался ...

Размышляя над этой проблемой, вспоминаю притчу:

Родители выбрали для сына хорошую школу и лучшего учителя. Утром дед повёл внука в школу.

Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

  • Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
  • Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

  • Я что, не пойду в школу? — спросил мальчик.
  • Пойдёшь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

Дед отвёл внука к бабушке, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

  • Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.
  • У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
  • Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

Вечером мама мальчика спросила деда:

  • Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
  • По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

По-моему, учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Я говорю об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые: свободный, непредубежденный, открытый.

Известно, что каждый ребёнок талантлив. Недаром говорил Сократ: « В каждом ребенке солнце, только дай ему светить».

Но возникает вопрос: как учителю выявить личную одарённость? Как развить способности ребенка ? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Как развить в ребенке его талант? Ведь обделённых и неталантливых детей не бывает. Бывают те, которые прошли мимо клада, спрятанного в себе самом. Те, которым не помогли вовремя посмотреть в глубину. Те, которым не показали широту. Чтобы развить в ребенке его природные способности, необходимо показать ему богатство и широту мира, его многомерность и многогранность. В душе ребенка обязательно что-то отзовется и потянется к нужному, важному, родному, по-настоящему жизненно необходимому.

Выявление и развитие способностей учащихся зависит от множества факторов. Я думаю, что на первый план выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

31 стр., 15004 слов

«Художественная роспись ткани в рамках внеурочной деятельности ...

... по курсу «роспись ткани» во внеурочной деятельности. Основные задачи курса занятий по росписи тканей направлены на развитие творческих способностей обучаемых. У детей развивается воображение и фантазия. Учащиеся приобретают практические навыки работы росписи по ткани. ... специализированные курсы, издаются пособия по росписи тканей. Художественная роспись тканей, как жанр декоративно-прикладного ...

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. По-моему, одна из целей работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

В работе с детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный.

При реализации исследовательского метода у обучающихся формирую такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Овладение учебным материалом осуществляю в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ.

При частично-поисковом методе обучения определенные элементы знаний сообщаю детям, а часть учащиеся открывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

Метод проблемного изложения — метод обучения, предполагает постановку перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий.

Его применяю преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями.

В своей работе использую разные формы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности детей. Для этого использую создание на уроке проблемной ситуации. Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемой «знаю -не знаю», сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи. Я считаю, что для успешной и плодотворной деятельности необходимо создание условий для работы учителя. В моем кабинете есть все необходимое: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, которая становится необходима для проведения практически каждого урока и внеклассного мероприятия. Интерактивную доску я использую на любом этапе урока. Она является незаменимым средством при решении задач по готовым чертежам, заполнении пропусков, проверке домашнего задания. Работа с интерактивной доской повышает у детей мотивацию, стремление решать, смело выходить к доске.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение ...

В кабинете имеется свободный выход в Интернет, что позволяет продуктивно использовать ИКТ – технологии.

Организую на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.

Формы и приёмы работы с детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала, на уроках стараюсь использовать материал по истории математики, не являющийся программным материалом. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение).

На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Стимулирую и побуждаю детей к участию в олимпиадах, конкурсах, интернет — проектах.

Я помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении учебных проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую деятельность, изучают различные источники информации, выступая со своими работами, как на уроках, так и вне. Например, при изучении темы по геометрии 8 класса «Теорема Пифагора» учащиеся самостоятельно освоили биографию Пифагора, создав презентацию и выступив с ней на уроке. Другие учащиеся самостоятельно разобрали разные способы доказательства теоремы и познакомили с ними своих одноклассников. На научно-практических конференциях учащиеся становятся лучшими в районе: Немчунович А., 9 «б» класс «Новый способ умножения чисел», Гусева Е., 10 класс «Купола — геометрическое воплощение красоты», Бердников И., 11 класс «Математика в нашей жизни», Приказчикова К. 10 «а» класс «Диофантовые уравнения». В работе с учащимися обращаю внимание на их достижения, так как оценка взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Формирую у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление.

В последнее время работаю в таком направлении, как создание индивидуального образовательного маршрута для ученика. Пока этим вопросом занимаюсь с учениками с высокой мотивацией.

Не трудно понять, какими способностями должен обладать современный учитель. Роль учителя – «стоять не «над», а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель находится наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик — это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Говоря о современном учителе, хочется напомнить, что с каждым годом меняются требования, предъявляемые к учителю, но всегда останутся незыблемо, вне зависимости от времени и эпохи, следующие профессиональные заповеди учителя:

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными. Если учитель что-то недооценит, ученики его не услышат, не поймут, не заинтересуются. И даже урок русской литературы может стать ... групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока. Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так ...

  • Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель;
  • Всякое дело- в интересах учащихся и ничего — во вред;
  • Не приписывай успех себе, а вину учащимся;
  • Рассердись,… но на себя!
  • Проживи одну свою и 1000 жизней своих учеников — и ты проживешь вечность.

И в заключении хочется вспомнить индийскую притчу об истинном богатстве человека:

Как-то саньясин дошел до окраины деревни и примостился для ночлега под деревом. Вдруг к нему подбежал крестьянин и крикнул:

  • Камень! Камень! Отдай мне драгоценный камень!
  • Какой камень? — не понял саньясин.
  • Вчера ночью бог Шива пришел ко мне во сне и сказал, чтобы я вышел на окраину деревни, когда начнет смеркаться, и что саньясин даст мне камень, который обогатит меня на всю жизнь.

Саньясин порылся у себя в сумке и вытащил оттуда камень.

  • Наверное, Шива имел в виду вот этот, — сказал он. — Я нашёл его в лесу вчера вечером. Хочешь, бери его.

Крестьянин стал с любопытством рассматривать камень. Это был самый большой алмаз в мире, размером с голову человека.

Всю ночь крестьянин проворочался в постели, не сомкнув глаз. На рассвете он разбудил саньясина и сказал:

  • Отдай мне богатство, благодаря которому ты так легко расстался с алмазом.

Посредственный учитель излагает., Хороший учитель объясняет., Выдающийся учитель показывает., Великий учитель вдохновляет.