О муза, будь послушна

« Можешь – так правду скажи, нет – сочини поскладней.»

Публий Овидий Назон.

Наука любви.

Начну опять же со слов моего любимого Овидия.

О муза, будь послушна 1 О муза, будь послушна 2

«Не пойму, отчего и постель мне кажется жесткой,

И одеяло мое на пол с кровати сползает?

И почему во всю долгую ночь я сном не забылся?

И отчего изнемог, кости болят почему?»

Любовные элегии. П.О.Назон.

Чего же тут непонятного? Возраст берет свое. Но музы стройной вереницей, веселый водят хоровод.

О муза, будь послушна 3

Куда же от них денешься? Так и хочется воскликнуть словами классика – о, муза, будь послушна!

Муза, вдохновение, назови, как хочешь, но мы все, каждый человек, во власти той или иной музы.О муза, будь послушна 4 Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Муза (греч. Μούσα) — лицо, пробуждающее творческое вдохновение у деятелей искусств или наук. Как правило, это женщины, находящиеся в окружении поэта (художника, композитора и т. д.)

История.

Начиная с античных времён музы рассматривались как божественный источник вдохновения для поэтов — создателя талантливого художественного произведения называли удостоившимся поцелуя Музы. Согласно представлениям древних греков, выдающиеся идеи возникали не в результате мысленного процесса человека, но даровались свыше богами (или музами).

13 стр., 6200 слов

Публий Овидий Назон

... иронии сопровождает большинство стихотворений сборника. Овидий не был лириком. В этом нет упрека его ... И от эфирных высот к нам вдохновенье летит. Saepe tacens obli semina vultus ... поэтическим кружком Мессалы. С самой ранней юности Назон вошел в круг тогдашних виднейших поэтов ... Овидий, признавая за собой большие заслуги и право на популярность в потомстве, все же прощается со своей слишком легкой музой ...

Согласно греческой мифологии, музы — это нимфы источников, девять сестёр, дочери Зевса и богини памяти и воспоминаний Мнемозины. Музы являются спутницами бога-покровителя искусств Аполлона и обитают на вершине горы Геликон.

В Новое время музами называют конкретных людей, как правило, это женщины, подруги художников (поэтов), но иногда и мужчины. Они вдохновляют художника на творчество своей личностью, харизмой, аурой, дружеским отношением или эротичностью. Однако, если женщину-музу начинают воспринимать как собственность, и пытаются удержать при себе, вместо того, чтобы черпать в ней вдохновение и творить — она уходит. Уходит к тому, кто ищет именно музу. В некоторых случаях влияние музы на поэта соединяет несколько из этих особенностей. Некоторые из этих муз и сами оставили заметный след в истории культуры: Шарлотта фон Штейн, Камилла Клодель, Дора Маар, Лу Саломе, Альма Малер-Верфель, Гала Дали, Жан-Клод, Лиля Брик, Анита Палленберг, Аманда Лир, Йоко Оно.

ХХХ

Великое множество художников посвятили им свои полотна, изображая их в образе прекрасных женщин.

«Женщина – сладкое зло» писал в своей элегии Овидий.

Помните стихи Василия Федорова?

Я не знаю сам,

Что делаю…

Красота твоя,-

Спроси ее.

Ослепили

Груди белые,

До безумия красивые.

Ослепили

Белой жаждою.

Друг от друга

С необидою

Отвернулись,

Будто каждая

Красоте другой

Завидует.

Я не знаю сам,

Что делаю…

И, быть может,

Не по праву я

То целую эту, левую.

То целую эту, правую…

Хариты греческой мифологии многим не давали покоя. Не только художникам, скульпторам, но и поэтам.

О муза, будь послушна 5 О муза, будь послушна 6О муза, будь послушна 7О муза, будь послушна 8

8 стр., 3528 слов

Образ музы в лирике некрасова

... Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […] Поэтический мир Некрасова Н. А. Некрасов создал целую ... время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также ... Музами Некрасова. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины. Но теперь здесь воспеваются женщины ...

А.С.Пушкин написал когда – то:

Ты сам (дивись, Назон, дивись судьбе превратной!)

Утешься; не увял Овидия венец!

Совсем недавно, где – то в 2000 году я впервые взял в руки кисти и прикоснулся к холсту. Пришли ко мне три грации и спросили:- «Чего тебе надобно, старче?» Тогда я не знал, что ответить…

Красота, любовь, удовольствие – все это мне было близко, знакомо с молодых лет, а в том возрасте, мне ,действительно, было трудно ответить, что мне надо.

Все известно, все старо, как мир

И горечи уже приелся вкус.

Мне тризна заменила пир

И женщины не трогает искус.

Чуть позже, когда появилось осознанное увлечение живописью, когда в каждое полотно вкладывалась частичка моего сердца, души, и картина дышала моей энергетикой, я начал получать огромное удовольствие от работы.

Мало того, чем больше я писал, чем больше общался с заказчиками, тем больше начал испытывать любви к окружающей природе, к женщинам, к жизни.

Любовных грез не в силах я прервать

И каждый раз прощения прошу.

Я струн любви не в силах разорвать,

Уже старик, а в мыслях все грущу.

Возможно, сказался многолетний запрет на «обнаженную натуру», коммунистическая мораль, атеистическое воспитание. Внутренняя энергия, хранившаяся столько лет в глубине моей души, вырвалась наружу и поглотила меня.

В 2009 году я даже пытался организовать свою выставку, впрочем, поскольку я не тщеславный человек, то выставка так и не состоялась, хотя о ней писали в нашей городской газете.О муза, будь послушна 9

Вдохновение, муза, все это очень высокие слова, я скажу проще – ЖЕЛАНИЕ. Желание выплеснуть на холст палитру внутреннего состояния, на тот момент времени, настроения, чувства, эмоции, энергии, которым стало тесно во мне. Точно так же и со стихами, да и с прозой тоже не лучше.

Хочется писать, писать, писать, выкладывать на бумагу все, что накопилось в голове, поделиться с кем либо.

Рифмами забита голова,

Разбуянился склероз.

Может быть здоровье снова,

Губит авитаминоз?

Порой нет сил, ничего не хочется делать и, вдруг, как будто маленькая, горячая искорка вонзается в сознание, мозг, лихорадочно, пытается понять, что делать? Хватать холст, кисти, краски или бумагу и карандаш? Вдруг, всплывает четверостишье, приснившееся ночью, или чей – то образ, навеянный поездкой в город, выливающийся в ассоциативный пейзаж или натюрморт. Все это спонтанно, необузданно, на одном дыхании.

Мне вчера предстало чудное виденье,

Случается такое иногда.

Сочинил во сне стихотворенье,

Его я не забуду никогда.

Мне вчера приснился, вдруг, поэт Державин,

Пушкин сам читал ему стихи.

Баратынский, Лермонтов, Есенин, Бунин.

Все их стихи изящны и легки.

Написавший «Идиота» Достоевский,

Стоящий у тюремного окна,

Декабристы Кюхельбекер и Раевский,

Которых я не видел никогда.

Они ушли, когда приблизился рассвет,

Русские, прекрасные поэты.

Там были: Вяземский, Кольцов, Тургенев, Фет.

Растолкуйте мне, к чему бы это?

Кто — то хорошо сказал: -«Художник в России больше чем поэт! Однозначно!

О муза, будь послушна 10

А.Воробьв

Хорошо написал про нас Михаил Светлов. 1960 г.

Ближе к следующему столетью,

Даже времени вопреки,

Все же ползаем по планете

Мы – Советские старики.

Возможно, следующие строки и не совсем актуальны в сегодняшнем мире, но это факт.

Как мы людям необходимы,

Как мы каждой душе близки…

Мы с рожденья непобедимы,

Мы – Советские старики!

Так и хочется поставить знак вопроса.

Вот и все, излил душу, поведал миру о красоте, любви, удовольствии – о трех грациях. Вспомнил о недремлющих музах, посещающих нас, вдыхающих в нас муки творчества, созидания, но вечно, зовущих вперед, далеко, далеко за горизонт, в неведомые дали.

Я проснулся утром рано,

Весь разбитый и чумной.

Все лежал и долго думал

Непроспатой головой.

Отчего же мне не спится,

Почему же я такой?

И на сердце грустно стало,

Опечалился душой.