« Можешь – так правду скажи, нет – сочини поскладней.»
Публий Овидий Назон.
Наука любви.
Начну опять же со слов моего любимого Овидия.
«Не пойму, отчего и постель мне кажется жесткой,
И одеяло мое на пол с кровати сползает?
И почему во всю долгую ночь я сном не забылся?
И отчего изнемог, кости болят почему?»
Любовные элегии. П.О.Назон.
Чего же тут непонятного? Возраст берет свое. Но музы стройной вереницей, веселый водят хоровод.
Куда же от них денешься? Так и хочется воскликнуть словами классика – о, муза, будь послушна!
Муза, вдохновение, назови, как хочешь, но мы все, каждый человек, во власти той или иной музы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Муза (греч. Μούσα) — лицо, пробуждающее творческое вдохновение у деятелей искусств или наук. Как правило, это женщины, находящиеся в окружении поэта (художника, композитора и т. д.)
История.
Начиная с античных времён музы рассматривались как божественный источник вдохновения для поэтов — создателя талантливого художественного произведения называли удостоившимся поцелуя Музы. Согласно представлениям древних греков, выдающиеся идеи возникали не в результате мысленного процесса человека, но даровались свыше богами (или музами).
Публий Овидий Назон
... иронии сопровождает большинство стихотворений сборника. Овидий не был лириком. В этом нет упрека его ... И от эфирных высот к нам вдохновенье летит. Saepe tacens obli semina vultus ... поэтическим кружком Мессалы. С самой ранней юности Назон вошел в круг тогдашних виднейших поэтов ... Овидий, признавая за собой большие заслуги и право на популярность в потомстве, все же прощается со своей слишком легкой музой ...
Согласно греческой мифологии, музы — это нимфы источников, девять сестёр, дочери Зевса и богини памяти и воспоминаний Мнемозины. Музы являются спутницами бога-покровителя искусств Аполлона и обитают на вершине горы Геликон.
В Новое время музами называют конкретных людей, как правило, это женщины, подруги художников (поэтов), но иногда и мужчины. Они вдохновляют художника на творчество своей личностью, харизмой, аурой, дружеским отношением или эротичностью. Однако, если женщину-музу начинают воспринимать как собственность, и пытаются удержать при себе, вместо того, чтобы черпать в ней вдохновение и творить — она уходит. Уходит к тому, кто ищет именно музу. В некоторых случаях влияние музы на поэта соединяет несколько из этих особенностей. Некоторые из этих муз и сами оставили заметный след в истории культуры: Шарлотта фон Штейн, Камилла Клодель, Дора Маар, Лу Саломе, Альма Малер-Верфель, Гала Дали, Жан-Клод, Лиля Брик, Анита Палленберг, Аманда Лир, Йоко Оно.
ХХХ
Великое множество художников посвятили им свои полотна, изображая их в образе прекрасных женщин.
«Женщина – сладкое зло» писал в своей элегии Овидий.
Помните стихи Василия Федорова?
Я не знаю сам,
Что делаю…
Красота твоя,-
Спроси ее.
Ослепили
Груди белые,
До безумия красивые.
Ослепили
Белой жаждою.
Друг от друга
С необидою
Отвернулись,
Будто каждая
Красоте другой
Завидует.
Я не знаю сам,
Что делаю…
И, быть может,
Не по праву я
То целую эту, левую.
То целую эту, правую…
Хариты греческой мифологии многим не давали покоя. Не только художникам, скульпторам, но и поэтам.
Образ музы в лирике некрасова
... Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […] Поэтический мир Некрасова Н. А. Некрасов создал целую ... время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также ... Музами Некрасова. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины. Но теперь здесь воспеваются женщины ...
А.С.Пушкин написал когда – то:
Ты сам (дивись, Назон, дивись судьбе превратной!)
Утешься; не увял Овидия венец!
Совсем недавно, где – то в 2000 году я впервые взял в руки кисти и прикоснулся к холсту. Пришли ко мне три грации и спросили:- «Чего тебе надобно, старче?» Тогда я не знал, что ответить…
Красота, любовь, удовольствие – все это мне было близко, знакомо с молодых лет, а в том возрасте, мне ,действительно, было трудно ответить, что мне надо.
Все известно, все старо, как мир
И горечи уже приелся вкус.
Мне тризна заменила пир
И женщины не трогает искус.
Чуть позже, когда появилось осознанное увлечение живописью, когда в каждое полотно вкладывалась частичка моего сердца, души, и картина дышала моей энергетикой, я начал получать огромное удовольствие от работы.
Мало того, чем больше я писал, чем больше общался с заказчиками, тем больше начал испытывать любви к окружающей природе, к женщинам, к жизни.
Любовных грез не в силах я прервать
И каждый раз прощения прошу.
Я струн любви не в силах разорвать,
Уже старик, а в мыслях все грущу.
Возможно, сказался многолетний запрет на «обнаженную натуру», коммунистическая мораль, атеистическое воспитание. Внутренняя энергия, хранившаяся столько лет в глубине моей души, вырвалась наружу и поглотила меня.
В 2009 году я даже пытался организовать свою выставку, впрочем, поскольку я не тщеславный человек, то выставка так и не состоялась, хотя о ней писали в нашей городской газете.
Вдохновение, муза, все это очень высокие слова, я скажу проще – ЖЕЛАНИЕ. Желание выплеснуть на холст палитру внутреннего состояния, на тот момент времени, настроения, чувства, эмоции, энергии, которым стало тесно во мне. Точно так же и со стихами, да и с прозой тоже не лучше.
Хочется писать, писать, писать, выкладывать на бумагу все, что накопилось в голове, поделиться с кем либо.
Рифмами забита голова,
Разбуянился склероз.
Может быть здоровье снова,
Губит авитаминоз?
Порой нет сил, ничего не хочется делать и, вдруг, как будто маленькая, горячая искорка вонзается в сознание, мозг, лихорадочно, пытается понять, что делать? Хватать холст, кисти, краски или бумагу и карандаш? Вдруг, всплывает четверостишье, приснившееся ночью, или чей – то образ, навеянный поездкой в город, выливающийся в ассоциативный пейзаж или натюрморт. Все это спонтанно, необузданно, на одном дыхании.
Мне вчера предстало чудное виденье,
Случается такое иногда.
Сочинил во сне стихотворенье,
Его я не забуду никогда.
Мне вчера приснился, вдруг, поэт Державин,
Пушкин сам читал ему стихи.
Баратынский, Лермонтов, Есенин, Бунин.
Все их стихи изящны и легки.
Написавший «Идиота» Достоевский,
Стоящий у тюремного окна,
Декабристы Кюхельбекер и Раевский,
Которых я не видел никогда.
Они ушли, когда приблизился рассвет,
Русские, прекрасные поэты.
Там были: Вяземский, Кольцов, Тургенев, Фет.
Растолкуйте мне, к чему бы это?
Кто — то хорошо сказал: -«Художник в России больше чем поэт! Однозначно!
А.Воробьв
Хорошо написал про нас Михаил Светлов. 1960 г.
Ближе к следующему столетью,
Даже времени вопреки,
Все же ползаем по планете
Мы – Советские старики.
Возможно, следующие строки и не совсем актуальны в сегодняшнем мире, но это факт.
Как мы людям необходимы,
Как мы каждой душе близки…
Мы с рожденья непобедимы,
Мы – Советские старики!
Так и хочется поставить знак вопроса.
Вот и все, излил душу, поведал миру о красоте, любви, удовольствии – о трех грациях. Вспомнил о недремлющих музах, посещающих нас, вдыхающих в нас муки творчества, созидания, но вечно, зовущих вперед, далеко, далеко за горизонт, в неведомые дали.
Я проснулся утром рано,
Весь разбитый и чумной.
Все лежал и долго думал
Непроспатой головой.
Отчего же мне не спится,
Почему же я такой?
И на сердце грустно стало,
Опечалился душой.