Русское искусство, которого нет

О национальном искусстве и его отсутствии

Русского актуального искусства, современного не только в смысле contemporary, но и в смысле закономерного ответа на вопросы и запросы общества, не существует. Явление русского национального искусства как будто испарилось, и последние его выплески были, возможно, в девяностые годы, на излёте советской эпохи, как своеобразный переход от пламенеющей готики к Проторенессансу. Однако ни раннего, ни позднего, ни самого что ни на есть простенького Возрождения в России не случилось.

Почему.

Почему? В принципе, ответ на этот вопрос довольно сложен: здесь сыграли сразу несколько простых, но весомых факторов, каждый из которых серьёзен и в отдельности, и вместе они создают разрушительный для национальной культуры эффект, а по отдельности — вполне решаемы и могут стать очень мощным и упругим трамплином для дальнейшего развития русской культуры.

Пожалуй, первым фактором является кризис мирового искусства и культуры вообще, вызванный как неомарксистскими философскими заблуждениями середины XX века, так и завершившимся в развитых странах переходом к постмодерну (да, это произошло относительно недавно).

Однако, несмотря на общий упадок культуры и постепенный переход к цифровому искусству, а также освоение принципиально новых форм визуальных, выразительных и зрелищных искусств (таких, как видеоигры, мемы и новые формы литературы), и на Западе, и на Востоке существуют национальные искусства. В США, например, всё, что создаётся художниками и артистами относится к американскому национальному искусству, в Японии существует японское современное искусство, в Китае и Индии существуют свои, в Европе также есть свои национальные школы и искусства. Выставки, произведения искусства и продукт, которые производятся национальными школами, во-первых, вызывают резонанс как в отечественном культурном пространстве, так и у зарубежной публики — достаточно вспомнить не только выставки зарубежных современных художников в России, которые в силу специфики больших толп не привлекают, но вызывают отклик, но и выставки американцев в Европе и наоборот. Разумеется, я не говорю о выставках маргинальных художников, которые производят узконаправленный эффект как раз в силу специфики целевой аудитории, поглощённой исключительно своими внутренними субкультурными проблемами.

Почему же так происходит? В принципе, ничего нового и удивительного не случилось. Западные и восточные школы искусств вращаются вокруг своих национальных идей и самосознания, находясь при этом в общемировом дискурсе. То есть, художник может делать всё, что угодно, но это всё равно будет связано с национальной идеей и самосознанием его народа. Американские художники могут делать абсолютно всё, что им заблагорассудится, но они, тем не менее, будут находиться в русле национальной культуры США (с реверансами в сторону глобализации, но это свойственно сейчас для любого развитого общества и культуры).

8 стр., 3870 слов

Ювелирное искусство России

... тенденций в данном виде прикладного творчества. Глава 1. Стилевое разнообразие ювелирного искусства Ювелирное искусство России имеет тысячелетнюю историю развития и мировое признание. Золотых и серебряных ... стиля лежало романтическое стремление возродить исконно русскую культуру. В ювелирном деле обращение к историческим корням - к древнерусскому искусству XVII века - порою выливалось в стилизацию ...

Но, подождите, скажете Вы, а как же музеи и галереи современного искусства? Ведь их не то, что в Москве и Санкт-Петербурге — их есть везде у нас! Да, действительно, в Российской Федерации очень много музеев и галерей современного искусства. Которые, однако, не демонстрируют публике ничего нового и ничего русского. То есть — да, там регулярно проводятся выставки и биеннале, но там экспонируются либо работы зарубежных художников, либо работы русских и советских авангардистов начала XX века, которые, надо сказать, пользуются большим успехом, либо же работы современных «российских художников», треть из которых себя к русскому искусству относит нехотя, с невероятным скрипом и треском, треть просто копирует зарубежные идеи и находится в позиции никому не нужного арьергарда западного дискурса, оставшееся же творческое общество просто безыдейно, банально и действует в эфемерных рамках такого чудного зверя, как «глобальный дискурс», закономерно, опять же, не вызывая ни малейшего интереса ни у российской, ни у зарубежной публики.

Проблема современного русского искусства, самая глубинная и простая — это отсутствие внятной и логичной национальной идеи, которая была бы адекватна современному ей времени. Это, в свою очередь, проистекает из того факта, что Российская Федерация упорно и бессмысленно продолжает отказываться от формирования политической и синтетической русской нации и ничего, кроме навязанных сверху идеологических штампов, в культурном плане создать не может. Соответственно, у искусственно ещё даже не созданной российской нации не может быть внятной национальной идеи, что и было продемонстрировано несколько дней назад нашим президентом. Следовательно, искусство не может быть национальным и просто не может быть без одной чёткой или нескольких чётких национальных идей, вокруг которых будет строиться культурная идентичность, которая, в свою очередь, будет питать эти самые идеи.

Однако всё не так-то и просто. На одной лишь национальной идее, какой бы супер-пуперской, высоко духовной и прагматичной она бы ни была, искусству и культуре не выехать. Русская идея и русская нация сейчас в каком-никаком виде, но есть, они вполне живы и здоровы, но национальной культуры всё равно не видно. Существует андерграунд, который естественно возник просто как ответ на востребованность и имеет полное право стать национальной культурой через некоторое время, существует лубок, вроде картин Павла Рыженко или ансамблей песни и пляски, который, разумеется, национальной культурой быть не может никак — как минимум потому, что с технической точки зрения это всё безнадёжно устарело ещё сильно до 1917 года. В общем, ничего нету.

Нету и потому, что в России отсутствует как национально ориентированная интеллигенция, так и столь же национальная массовая элита, которая действительно бы чувствовала связь с народом, который она призвана вести. Соответственно, вместо искусства у нас есть пропаганда, которая успешно пользуется художественными приёмами, но говорит об идеях, ныне уже неактуальных. С отсутствием национальных элит связано и отсутствие денег в культурной среде, например — институтов меценатства или культурных фондов. Отсутствие же денег провоцирует и отсутствие интереса у художников, которые хотят, чтобы за их работу платили, и платили хорошо.

12 стр., 5508 слов

Национальные школы пения. Русская школа

... формирование национальной вокальной школы тесно связано с национальной оперой - определя­ющим жанром в области вокального искусства. Национальная опера ... национальной школе пения определяется прежде всего характером музыки, которую им приходится исполнять. Русская школа пения Достижения русской вокальной школы ... особым язы­ком, имеет свою многовековую культуру. Поэтому различ­ные нации обладают ...

Для примера обратимся к двум ушедшим эпохам, имперской и советской, и сравним их. В обоих случаях национальное искусство существовало, и весьма успешно, и — более того — было значимым в мировом культурном пространстве. В Российской Империи артисты действовали в рамках национальной культуры и так или иначе вращались вокруг русских национальных идей, выступая либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Художники, писатели, поэты и все-все-все занимались ответами на вопросы, которые интересовали публику, то есть те, которые были актуальны в условиях русской классической культуры. В Советском Союзе искусство также вращалось вокруг советских национальных идей, революционных и левых. Люди по-разному относятся к советским идеям, но то, что советские искусство и культура вращались вокруг советских же идей, приветствуя, или же, как соц-арт, отрицая их — это факт. Другое дело, что в контексте мировой культуры советское социалистическое искусство (как официальное, так и диссидентское) было востребовано слабо (за исключением ранних, авангардистских работ, которые были созданы в условиях общемирового дискурса и волновали людей по всему миру; кстати сказать, всё то, что было создано до торжества соцреализма, закладывалось ещё до октябрьского переворота).

Таким образом, мы видим, что в обоих случаях национальное искусство — русское и советское — по крайней мере было, и в лучших случаях, порой становившихся практикой, волновало весь мир, не говоря уже о России.

Наконец, нельзя забывать и о том, что искусство — это вечный поиск новых форм и идей, которые просто физически не могут возникнуть из ничего. Увы, но сейчас в поле российского искусства мы видим именно ничего.

Узнав о таком чудовищном кризисе, общество непременно захочет что-нибудь предпринять. То, что русская культура является великой мировой культурой, откровением ни для кого быть не должно. Более того, русская культура, будучи культурой европейской, в силу географического и политического фактора, всегда была отличной от культуры западноевропейской, и при этом очень часто становилась в авангарде мирового искусства, создавая невероятные, уникальные, странные и бередящие сознание объекты, что удавалось (и удаётся) очень немногим культурам. Более того, русская культура, находясь в европейском культурном поле, умудрялась удивить своей интенсивностью, а не экзотикой. Сейчас, в двадцать первом веке, это по-прежнему удаётся (за счёт массовой культуры) делать Соединённым Штатам, в в двадцатом веке это удавалось делать России, Франции, Британии, Италии, Испании и США (опять же, за счёт массового искусства; впрочем, в этом нет ничего плохого и это совершенно другой разговор).

45 стр., 22157 слов

Влияние пластических видов искусства на творческие способности подростков

... воспитание, опирающееся на пластические виды искусства как свое важнейшее средство. Кроме того, современная культура как никакая другая максимально актуализировала возможности искусства, сделала его основой ... деятельность, то изучение интеллектуального развития и творческих способностей подростков является проблемой актуальной и социально-значимой. Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет ...

Так что России повезло, во-первых, с русской античностью. Во-вторых, не менее интересным фактором, который, впрочем, необходимо грамотно (sic!) использовать, является советское наследие, которое обладает мощнейшей тоталитарной эстетикой и оставило после себя не менее эстетически весомое постсоветское наследие, которое необходимо эксплуатировать, впрочем, не забывая отделять зёрна от плевел. Советская культура и искусство (по крайней мере, официальное, революционное, и эстетика упадка тоталитарной системы) являются русским Средневековьем. Так что, при условии эстетического и этического сочетания идей и объектов, у русских есть феерический, гаргантюазный шанс создать новую культуру, которая, безусловно, произведёт эффект, подобный взрыву водородной бомбы в пространстве культуры мировой.

Однако, государству российскому необходимо всё же, наверное, поменять свою культурную политику, вспомнив, что из ничего не будет ничего, и что культуры и искусства на пустом месте не возникнет.

И пусто место свято не бывает.