На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.
В современном мире проблема человеческой личности и ее социальных ролей является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, адекватно воспринимающие свои социальные роли должны находиться в основе любого общества. Однако далеко не все люди знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.
Личность является основой для развития общества, поэтому меня очень интересует тема социальных ролей личности, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применить полученные знания на практике.
Я считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, при работе над обозначенной темой и выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть понятие ролевого конфликта, его сущность и причины.
В чем суть понятия «социальная роль»? Какими бывают социальные роли? Какие социальные роли выполняю я? В чем причина ролевых конфликтов?
Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе.
Итак, цель эссе – изучить проблему социальных ролей и ролевых конфликтов, охарактеризовать мои социальные роли.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/na-temu-sotsialnyie-roli/
1.А. А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. И дополн. — М.: Белые альвы, 1999. — 456 с.
2.М.Б. Смоленский., Л.Ю. Колюшкина. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. Издание 5-е, испр. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский , 2008. — 224 с.
3. О.А. Кудинов. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. — 3-е изд., стер. — М.: «Ось-89», 2009. — 208 с.
4.В.А. Ершов. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов — М,: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. — 144 с.
Определение понятия «социальная роль»
Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает и подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.
«Роль личности в истории»: по обществоведению
... и личности в истории, − М., 2007. – 275 с. 5. Шалеева В.М. Личность, и ее роль в обществе // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 10-16. Сочинение по истории «Роль личности в истории» — итоговое сочинение, ... важность в условиях глобализации действий отдельных личностей и сил. Судьбы (подъемы и трагедии) многих стран были тесно связаны с теми или иными личностями. Однако поскольку социальная ...
В результате получается следующее видение человека: « С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти.
Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.
Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей. Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью. Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».
Социальная роль — это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Я считаю, что роль — это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.
На мой взгляд, если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.
Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.
Я согласна с точной зрения, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает.
§4. Работа парламента
Правовое регулирование работы парламента и парламентских процедур устанавливается Конституцией, законами и регламентами парламента и его палат. Такие процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионном порядке. Сессия — это период времени, когда парламент может проводить пленарные заседания и принимать основные решения. Как правило, ежегодно проводятся две очередные сессии (весенние и осенние).
Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
... от координат и импульсов всех элементов, составляющих эту систему. Несложными математическими преобразованиями можно показать, что это приводит к тому, что полная энергия системы в процессе движения остается неизменной. Закон сохранения импульса ...
В период сессии проводятся пленарные заседания парламента и его палат, а также заседания парламентских комитетов и парламентские слушания.
Пленарные заседания — это собрания, в которых с правом решающего голоса могут принимать участие все члены парламента и его палаты и на которых парламент принимает решения. Для принятия решений необходимо присутствие большинства членов палаты. Для принятия решений применяются различные процедуры голосования: порядок создания внутренних органов; порядок и сроки проведения заседаний по выборам президента; по формированию государственных органов; процедура внесения и рассмотрения депутатских запросов; время выступлений по вопросам повестки дня; порядок ратификации и денонсации международных договоров; обсуждение и принятие бюджета и др.
Более половину времени работы парламента занимает процесс законотворчества. Законодательный процесс — это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомочных субъектов по созданию закона. Важнейшим из таких субъектов является парламент, поскольку именно он принимает законы. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий: внесение законопроектов субъектами законодательной инициативы: обсуждение законопроекта в парламентских комиссиях и на пленарном заседании палат; принятие закона; подписание закона главой государства и опубликование. Правом законодательной инициативы обладают: глава государства; палаты парламента и их постоянные комиссии; группы депутатов обычно значительной численности, а в некоторых странах бывает достаточно 10-20 депутатов; отдельные депутаты (в Египте и Польше — один депутат).
Обсуждение законопроекта — это самая объёмная стадия законодательного процесса. Она включает работу над проектом как на пленарных заседаниях палат, часто называемую чтением законопроекта, так и его обсуждение в парламентских комиссиях (комитетах).
Обе эти формы обсуждения чередуются между собой.
Принятие закона осуществляется путём голосования. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное простое или абсолютное либо квалифицированное большинство членов палаты. Если парламент двухпалатный, следующим этапом в законодательном процессе является одобрение закона второй палатой.
После принятия закона парламентом он направляется главе государства. Если глава государства согласен с ним, то своё согласие выражает подписанием текста закона. Только после этого идёт распоряжение о его опубликовании и исполнении.
У главы государства существует право вето, которое практически не используется в парламентских республиках и монархиях и активно применяется в президентских и полупрезидентских республиках.
Закон вступает в юридическую силу в день официального опубликования или спустя некоторое установленное время после этого (в разных странах от 1до 28 дней).
Республика Казахстан как правовое государство
... правового государства на примере Республики Казахстан. Задачи работы: изучить теоретические основы правового государства; рассмотреть процесс становления Республики Казахстан как правового государства; изучить основные направления развития правовой системы как основы государства Республики Казахстан. ... работа основана на использовании диалектического (законы "единства и борьбы противоположностей", " ...
Основным актом, который принимается парламентом, является закон.
Ролевые конфликты
В жизни людей нередко возникают Ролевые конфликты, которые вызывают эмоциональную напряженность.
Ролевой конфликт – это ситуация, при которой происходит «столкновение» ролей внутри ролевого набора личности, когда одна роль противоречит другой или исполнение нескольких ролей оказывается невозможным.
Приведу примеры ролевых конфликтов:
- Работающий студент должен выполнять роль сотрудника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя фирмы, выполнять его поручения и соблюдать трудовую дисциплину;
- в то же время в вузе он должен выполнять роль студента в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, обязан посещать лекции и семинары, вовремя сдавать экзамены и зачеты.
Женщина-учительница (профессиональная роль), а в ее классе учится ее собственный ребенок. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.
На мой взгляд, ролевой конфликт отцов и детей, является очень распространенным. Я вот часто задумываюсь по поводу того, что очень часто звучат жалобы как со стороны взрослых, так и со стороны детей на проблемы с взаимопониманием. Много думала над тем, почему это так. Ведь и проблема не вчера возникла. На мой взгляд, родители и подростки занимают в обществе совершенно разные социальные статусы, и выполняют различные социальные роли. И часто таких ролей на одного человека не одна, а много. У каждой социальной роли свои права и обязанности в обществе, своя мера ответственности. Как мне кажется, это и может являться причиной данного конфликта.
Способы разрешения ролевых конфликтов могут быть связаны либо с выбором приоритетной в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей.
Закрепим материал!
И, дополним примером разбора задания из демоверсии ЕГЭ на тему демократии прошлых лет. Для закрепления материала и умения применять его на практике.
Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию
Теперь политическая сфера. Проверятся понимание функций института гражданского общества — политических партий (если контекст вопроса «в демократическом обществе»), следует именно так понимать!
Партия – политический институт и группа людей, объединенных идеологией и стремлением к достижению власти или влиянию на нее.
Здесь главный критерий различия и понимания вопроса, это осознание того, что при демократии партий много, они конкурируют между собой и не замещают органы государственной власти, как при тоталитаризме и авторитаризме.
Ответ ФИПИ: 135.