Мысль изречённая есть ложь?

Эссе

Строку «Мысль изречённая есть ложь» — из строфы стихотворения Фёдора Тютчева SILENTIUM! (Молчание):

  • ..Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими — и молчи…

  • почему-то практически все считают совершенно справедливой.

Устраиваются дискуссии и пишутся эссе по обоснованию её правильности и глубины смысла.

А вот если взглянуть не предвзято, не зная, что это сказал сам Тютчев, то самой естественной реакцией на такое заявление будет — «чушь какая-то…». Я произношу слова так как могу, почему же это сразу называют «ложью»? То, что ты меня не понял, вовсе не означает, что то, что я произношу, обязательно является чем-то ошибочным, квалифицируем как ложь.

Моя твоя не понимает… Нет, это твоя моя не понимает…

Непонимание — одна из самых распространённых причин конфликтов. А ложь — это активный способ достижения каких-либо целей.

А если у человека заведомо имеются готовые, ранее воспринятые и освоенные и сформированные установки по оценке слов и событий? То всегда заведомо «очевидно» кто прав, а кто виноват! Я-то знаю на «самом деле», а мне всякую чушь втюхивают! Любая изречённая мысль для другого человека, который имеет по любому обстоятельству своё готовое мнение — есть ложь, если она не вписывается в заранее сложившиеся схемы, штампы и клише понимания и объяснения, усвоенные человеком в своё время. Это факт! И норма.

Люди будут слышать, воспринимать только то, что им хочется, необходимо, выгодно слышать, что они могут услышать, в силу имеющегося у них «слухового приёмника». Факты вторичны! Из любой массы фактов человек всегда выбирает «нужные» ему факты и не слышит, не видит те, которые ему не нужны.

Непонимание между людьми возникает по трём главным причинам.

1. Неспособность воспринять слышимое и видимое по причинам особенностей своих физико-химических и психических качеств.

2. Неумение, невозможность понять воспринятое. Человек видит и слышит только то, что понимает. Всё остальное трактуется как хаос.

9 стр., 4367 слов

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века (2)

... статьи воспринимались как оригинальные произведения, пользующиеся успехом наравне с литературой. Русская критика второй половины XIX века развивается более драматично. Общественная жизнь страны в это ... взором литературное движение в целом. Во второй половине XIX века критический универсализм Белинского оказался неповторимым. Критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. ...

3. Нежелание услышать, увидеть то, что невыгодно слышать и видеть.

Вера в собственную правоту изолирует глаза и уши от реальности лучше любых повязок и кляпов. Вера заставляет ум фильтровать и выстраивать в нужный ряд и укладывать в нужную схему и картину всё услышанное и увиденное. Тому есть масса экспериментальных доказательств.

Какой смысл спорить с человеком абсолютно уверенным в своей правоте? Или корыстно заинтересованном только в одном мнении? Посмотрите на «политические» споры…

Какие там соломинки и соринки в глазах? Если надо, мы у вас молекулу нехорошую разглядим и устроим из этого целое событие и процесс по защите прав и всяческих «свобод» и «демократий», например…

Мысль изречённая есть мысль. В форме звуков или рисунков. Почему же поэт звуки-слова или рисунки-тексты сразу определяет как ложь? Поэтическая метафора и гипербола. Не более.

Слова и различные виды их представления сами по себе не являются ни правдой ни ложью. Они таковыми становятся в зависимости от выполняемой функции и последствий их восприятия. Если слова произносятся с целью обмануть слушающего, то, конечно, это ложь. А если не с целью обмануть? А по недостатку умения ими пользоваться и выражать свои мысли? То тогда слова могут быть и правдой или не правдой (ошибкой, заблуждением) в зависимости от уровня умений выражающего их.

Вполне возможно, что уже изначальная «мысль», сформировавшаяся в мозге головы ещё до своего «изречения» сама по себе была ложной? При изречении всё равно мы будем слышать только слова, а не «ложь» или «правду».

Как я уже писал: нет ни правды ни лжи самих по себе ().

Слова и мысли обретают конкретный смысл только в зависимости от отношения к ним говорящего и слушающего!

Не только слово «искажает» мысль. Чужое слово, воспринятое нами в форме звуков или картинок (текст), в нашей голове должно пройти довольно длинный путь, прежде чем стать смыслом, мыслью для нас.

Этапы понимания: восприятие колебаний воздуха (звук) или визуальных, тактильных знаков (чтение) соответствующими органами чувств, преобразование этих физических воздействия в наших рецепторах в электрические сигналы, передача этих сигналов по нервной системе в определённые участки мозга, возбуждение этих участков мозга, преобразование возникших возбуждений в этих участках мозга в какой-то биоэлектрохимический процесс, преобразование этого процесса в образ и мысль, подбор для этого образа и мысли подходящих слов для мышления, посредством сопоставления этих сигналов с теми, что хранятся в памяти, осознание смысла услышанного и увиденного.

Это этапы восприятия чужой мысли. Изречение своей мысли проходит через эти же стадии в обратном порядке…

Очевидно, что на каждом этапе прохождения сигнала от датчика до декодера возможны различные искажения входящих и перемещающихся физико-химических параметров.

2 стр., 554 слов

«Как я понимаю слова Беранже: «Если к правде святой/Мир ...

... всем, что имели и чем дорожили. Но как нужны человечеству эти «безумцы»! Лишь они ведут людей к правде, истине, такой необходимой, но так жестоко потерянной или забытой. ... передачами и сериалами. Они перестали быть людьми, они лишь тени, маски, под которыми пустота. Монтэг разочаровывается в идеалах этого общества, становится изгоем и присоединяется к ...

Так рождается непроизвольная «ложь». В этом смысле поэт совершенно прав!

Но «ложь» может быть и преднамеренной…

«Концепция сознания, мышления, языка, общения…»