Монументы возвышают дух народа . Н.М

о не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет… Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.

В науках мы стоим еще позади других для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-на-десять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам (Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.).

6 стр., 2785 слов

Русская душа как предмет самопознания в русской философии

... понятийного ряда: русская душа, душа России, душа русского народа, национальное русское самосознание, русский национальный тип и т.д. – все это можно назвать одним словом – русская душа. Итак, русская душа - это ... феномен «русской души», через призму исследований этой темы русскими мыслителями. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем ...

Кому не будет обидно походить на Далам-бертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и seduisant, expansion и vapeurs(Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.}. — Ред,) не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что «язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому». Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

10 стр., 4850 слов

По учебной дисциплине Стилистика русского языка и культура речи ...

... языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), ... вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и проч. Приведу пример научного стиля речи: Исходя из ...

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году пас более уважает, — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда/ — Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ».

общий род

Часто встречаются и определения-метафоры, определения образные, построенные на сходстве предметов («Жизнь есть сон» — название пьесы испанского драматурга 17 в. Кальдерона); определения-метонимии, построенные на смежности предметов («Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами». -Ю.Шевчук).

Прекрасные примеры творческих, хороших, подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов, крылатых слов, в художественных текстах.

Такие определения отличаются следующим: 1) они всегда содержат элемент неожиданности, смысловой игры, нередко парадоксальны; 2) они часто образны (метафоричны); 3) они подаются говорящим уверенно, подчеркнуто смело.

Искусство острого слова, афоризма, как и искусство беседы вообще, во многом зависит от умения давать четкие и риторически совершенные определения, отражающие в краткой и законченной форме проницательную мысль.

Искусством парадокса, принимающего нередко форму определения, прославились знаменитые европейские острословы. Таким был английский писатель Оскар Уайльд. Его лорд Генри («Портрет Дориана Грея») говорит: Я обожаю простые удовольствия, они — последнее прибежище для сложных натур.

А вот фрагмент из книги французского писателя Андре Моруа. Этот текст как целое организован образом (метафорой), данной в форме определения: «Разговор — это здание, возводимое сообща. Выстраивая фразы, собеседники не должны терять из виду общую конфигурацию здания; так опытный каменщик ведет свою кладку. Умам, склонным к придирчивой методичности, лучше держаться от строительства в стороне, если они не в состоянии украсить фасад парадоксом».

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ЦЕЛОЕ — ЧАСТИ».

Это значит, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. (Если говорим о Москве — естественно сказать и о России; если предмет речи — беседка, можно говорить также и о саде.); б) рассмотреть элементы , части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности

от целого к частям предмета и снова к целому

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «СВОЙСТВА»

Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи.

существенные, характерные

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «СОПОСТАВЛЕНИЕ»

Она является одной из важнейших моделей организации мышления и речи, «размножение идей». «Все познается в сравнении» — крылатое выражение, отражающее универсальность этой модели для познания мира и речи о нем.

5 стр., 2209 слов

Как избавиться от лени – определение, причины и эффективные рекомендации

... загладить все недочёты своей работы над сочинением, поэтому необходимо уверенно ответить на все вопросы. Как избавиться от лени – бежим за наслаждением Чаще всего лень проявляется, когда мы идем против ... ленивый? Человек ленивый не понимает, почему ему ничего не хочется делать. А причина лени кроется в бессознательном. Разобраться поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Все жизненные ...

Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытие отличного и противоположного , позволяет человеку структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, а таким образом — овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.

Сравнение, Противопоставление —

Пример: фрагмент из речи Цицерона в защиту Секста Росция Америйца:

«Остается нам, судьям, размыслить, который же из двоих скорей, можно думать, убил Секста Росция: тот ли к кому пришло с этой смертью богатство, или тот — к кому скудность? Тот ли, кто прежде был небогат, или тот, кто после стал нищим? Тот ли, кто, распаляемый алчностью, бросается на своих, или тот, кто всю жизнь был стяжательства чужд, зная только доход, приносимый трудом? Тот ли, кто наиболее дерзок из всех в своем промысле, или тот, кто, непривычный к форуму и судам, страшиться здесь не только скамей, но самого города?» (В этом тексте противопоставление используется для изобретения содержания в целях доказательства).

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ»

Причинно-следственные отношения особенно важны в аргументирующей речи при рассуждении и при доказательстве. Умение обнаружить причинно- следственные отношения между явлениями, четко показать их в речи, использовав как живой и благодатный источник изобретения содержания, составляет одно из главных достоинств хорошего оратора.

Пример: первая речь Цицерона против Катилины (патриция и сенатора, организовавшего в 63 г. до н.э. заговор против республики).

Смысловой каркас (основа) этой речи образован анализом причин и следствий: Цицерон показывает причины необходимости изгнать Катилину; причины, по которым он заслуживает даже смертной казни; причины, по которым лучше изгнать, чем казнить этого заговорщика; следствия, которые могут наступить в результате его казни или изгнания. Вот как, обращаясь к Катилине, Цицерон демонстрирует причины того, что он должен покинуть город: «Только подумай, Катилина, какая тебе радость в городе, где нет никого, кто бы тебя не страшился ( причина 1)? Никого, кто бы не испытывал к тебе ненависть, кроме, может быть, тех несчастных, которые вступили в этот ваш заговор вместе с тобой (причина 2)? Каким позорным клеймом еще не отмечена твоя семейная жизнь (причина 3)?

Далее следует еще 8 (!) риторических вопросов, аналогичных приведенным выше, в которых названы еще восемь причин; потом Цицерон высказывает три утверждения — указывает еще три (!) причины. Невозможно даже перечислить общее количество причин необходимости осуждения и отвержения Катилины, которые в этой речи находит оратор.

причины и следствия

Блестящий пример использования цепи причинно-следственных отношений в научной речи находим в фрагменте текста «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Ученый строит свой текст с помощью модели «причина — следствие», изящно получая великолепный вывод: чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Вот как действует эта модель: старые девы любят и держат кошек, кошки истребляют мышей; мыши разоряют гнезда полевых шмелей; полевые шмели опыляют посевы клевера на полях; клевер урождается, если нет мышей и есть шмели; коровы получают в достатке корм; удои молока увеличиваются. Итак, эта модель «причина — следствие» используется здесь несколько парадоксально, но убедительно.

26 стр., 12749 слов

Культура устной речи

... а также метафоры, основанные на ложном подобии. Аристотель видел одну из причин выспренности, холодности речи оратора в употреблении неподходящих метафор. Он считал, что нельзя употреблять три ... синтагматической, на которой происходит комбинация выбранных элементов. Во-вторых, возникновение новой, или общей, риторики (неориторики), в первую очередь во Франции и франкоязычной части Бельгии (Льежский ...

Рассмотрим, как же практически используется топ «причина — следствие» для изобретения содержания речи. Возьмем для примера тему «Монументы возвышают дух народа» (Н.М.Карамзин).

Основное содержание возможной речи сформируем так:

1. Причины (почему справедлив афоризм, вынесенный в название темы):

1) — памятники напоминают о славных деяниях предков;

2) — воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому;

3) — рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных;

4) — ободряют дух в годины народных бедствий.

Следствия

1) — обязанность каждого патриота — посильное приношение на увековечение памяти предков;

2) — обязанность всего общества — заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

Конечно, основное содержание такой речи должно быть обрамлено соответствующим введением и заключением.

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

где? когда? как? каким образом?

Совершенно необходимы топы «место», «время», «условия» («мотивы») в судебной речи. Именно на основании топа «обстоятельства» строят свои речи прокурор и адвокат.

СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ «ПРИМЕР» И «СВИДЕТЕЛЬСТВА»

«Примеры»

Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, фольклорных источников (чаще всего сказок), из художественной литературы (басни, другие известные произведения мировой литературы), из Священного Писания.

принципе близости

от недостатка примеров.

Если приходится говорить без подготовки, импровизировать — используйте все те несколько минут, которые всегда остаются перед выступлением или началом разговора, чтобы найти в памяти подтверждающие ваше мнение исторические параллели, случаи из жизни или ситуации, описанные в художественной литературе.

Свидетельства»

И » свидетельства» и «примеры» нередко используются не только и не столько как доказательства, сколько просто чтобы оживить внимание аудитории, дать ей отдохнуть, позабавиться, отвлечься, чтобы потом с удвоенным вниманием обратиться к продолжению мыслительной работы — слежению за речью оратора и собственным размышлениям по поводу предмета речи.

авторитетными

на границе структурных частей

примеров»

СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ИМЯ»

происхождению

Топ «имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам. Проанализируйте их значение (пользуясь толковым словарем) и происхождение (здесь поможет этимологический словарь).

6 стр., 2900 слов

Развитие речи учащихся

... речи Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития ...

Петербург — град Петра

В сфере художественного творчества топ «имя» получает самоценность, достигает высочайшего статуса. Звучание слова — имени, значения его становятся уже не просто средством изобретения смыслов, не только одним из способов речевого воздействия, но приобретают качество живого материала поэзии. Сравните, как использован выше топ «имя» в речи о городах и следующий текст:

Пусти меня, отдай меня, Воронеж, —

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь —

Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож!

(О. Мандельштам. Воронежские тетради)

Теория риторики

Вопрос №1.

Определение риторики.

Риторика

Начинающим ораторам риторика позволяет сознательно и эффективно программировать своё общение. Риторика, используя мировой культурный опыт языка и его использование при общении, раздвигает узкие границы +-стихийного построения речи и позволяет использовать каждому оратору образцы наиболее эффективной формы речи. От владения навыками влиятельной речи во многом зависит наш жизненный и профессиональный статус.

«Риторика, — по глубокому убеждению Аристотеля, — это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия». «Риторика – искусство, соответствующее диалектике» — вот фраза, которой открывается трактат Аристотеля.

доказательства.

аристотелевская риторика

современной риторики.

Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Вопрос №2 ., Риторический канон и его структура.

изобретение содержания, расположение изобретённого и словесное выражение.

Классический риторический канон отмечает на пути от мысли к речи пять этапов:, Инвенция –, Диспозиция –, Элокуция –, Запоминание –, Произнесение –, Вопрос №3, Что такое «топ»? Охарактеризовать 10 видов топов.

Топ

Топ (смысловая модель) — «род-вид» («разновидности»).

Ведя речь о машине, мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат (также механическое устройство).

Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина, стиральная машина, легковая машина.

Принцип действия топа — разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме. Например:

животное

собака

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Топ «разновидности» является частным случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие

животное

кошка собака лошадь

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Вывод: топ «род-вид» (в том числе и топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли и речи — от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция).

24 стр., 11622 слов

Развитие навыков монологической речи

... высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь, предполагает ответственность за ... существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой. Совершенно иным строением обладает устная монологическая речь ...

Топ (смысловая модель) — «определение».

Топ «определение»- определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи — значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое, специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето — самое теплое время года в нашем полушарии).

Топ (смысловая модель) – «целое — части».

Суть модели «целое – части» состоит в том, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора — море, мангал — шашлыки), б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Топ «целое — части» отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует соблюдения определенного алгоритма:

— описываются вещи-предметы, имеющие строго определенные функции, выделяются именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными.

— в описаниях вычленяются самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части).

Топ (смысловая модель) – «свойства»., Топ (смысловая модель) – «сопоставление».

Смысловая модель «сопоставление» является одной из моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.

Существуют две разновидности топа «сопоставления»:

Не столь различны меж собой…»

Описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями (между словами и отдельными фрагментами в речи).

Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и обнаруживает в речи его следствие: — Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи _ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы возвышают дух народа».

1.Причины: а) памятники напоминают о славных деяниях предков; б) воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных.

2.Следствия: а) обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

4 стр., 1961 слов

Тезис Протагора «Человек — есть мера всех вещей»

... человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: ... тех времен это очень почтенный возраст. Протагор был первым, кто обратил внимание на речь человека, разделил ее по категориям намерений говорящего: пожелание, ...

Топ (смысловая модель) «Обстоятельства»

Топы «Как?», «Где?», «Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия — Где? Когда? Как? Каким образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать «историю», не использовав эти риторические общие места: « Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» — всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных руках Грея…»

Топ (смысловая модель) «Пример» и «Свидетельства»

«Примеры» к отдельным положениям речи или ко всей речи необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы…: — Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять».

Язык мой – враг мой»; «Что написано пером, того не вырубишь и топором»…, Топ (смысловая модель) «Имя»

Смысловая модель «Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам:

Россия! Сердцу милый край!, Душа сжимается от боли…, Вопрос № 4., Законы общей риторики.

Законы риторики

закон гармонизирующего диалога –

закон продвижения и ориентации адресата.

эмоциональности речи

– закон удовольствия.

2 3 4

Закон Закон Закон

продвижения удовольствия эмоциональности

и ориентации речи

адресата

Вопрос № 5.

Понятие «тропа» и «фигуры». Виды.

Топ

Риторические тропы

Переносы значений

(метонимия):

Метафора – этот вид тропа состоит в переносе названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Метафора – основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека. (Сладкая, страстная мелодия…всё сияла…росла, таяла…)

На пушистых ветках, Снежно ю каймой, Распус тились кисти, Белой бахромой…

Метонимия – этот троп состоит в переносе именования предмета на другой предмет, но по иному признаку – не по сходству, а по смежности (близости).

С помощью метонимии часто называют:

: Янтарь в устах его дымился

радость моя, любовь моя, счастье моё

читал Аристотеля, купил Цицерона;

чайник кипит

учится до седых волос, любить до гроба.

Ирония – этот троп одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое и переносное.«О, она плачет, я виноват, как видите!». «Похвальное слово глупости». «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Ирония может переходить в едкую издёвку, в сарказм, но никогда не должна превращаться в грубость. Простейший вид иронии – «антифраз», когда в противоположном смысле употребляется одно слово. «Доходяга» Геркулес, «безобразный» Аполлон.

12 стр., 5561 слов

Происхождение человека: дискуссионные вопросы

... вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты. Происхождение человека (краткое описание) Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. ... речи. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на ... тем самым начал активно воздействовать на природу. С этого момента «вместе с человеком мы вступаем в область истории»: на ...

Парадокс — утверждение, изречение, противоречащие на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Ничего не делать – очень тяжёлый труд.

Намёк – средство непрямого (косвенного) информирования. Категория намёка подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего. «Вы, судьи, уже давно догадались, о чём я хочу сказать, верней, умолчать».

«Риторические фигуры речи»

Первая группа

Вторая группа

Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной,-, Мне вас не жаль, о таинства ночей,, Воспетые цевницей сладострастной…

Периодическая речь

Временной период, Условный период:, Определительный:

В третью группу

Риторическое восклицание, Риторический вопрос, Риторическое обращение, Введение чужой речи, Одобрение –, Умаление –, Фигура уступки –, Вопрос № 6., Особенности информирующей речи.

Информирующая речь

1)сделать речь интересной для слушателя;

2)сделать передачу информации как можно более эффективной: речь должна быть ясной.

1. С первых слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого нужно: а) подобрать интересное, неожиданное названия сообщения; б) найти в своей теме какую-нибудь «изюминку». Во введении желательно объяснить слушателям, зачем им понадобиться эта информация, что они смогут с ней сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно « подогревать» постоянно, до самого конца речи.

2. Готовясь к сообщению, нужно тщательно составить план. Информацию разбить по пунктам, не более семи (идеально 3-5).

Если информация сложная, можно пункты выделить в подпункты, но тоже не более 5.

К каждому пункту подобрать факты, цифры и примеры. Также подобрать чем «подогревать» интерес слушателя, здесь нам помогут пословицы, афоризмы, парадоксы. Обязательно аудитории надо дать передохнуть. В информирующей речи говорящий должен следить за тем, чтобы слушатели постоянно были «в курсе» того, в каком месте речи они сейчас находятся.

Если доклад сложен, можно использовать доску и на ней записать план и переходить от пункта к пункту вместе с аудиторией. План на доске должен расти на глазах слушателей.

3. В заключении, обязательно кратко «пробежаться» по основным пунктам речи, как бы пролистать доклад снова. Это должно оживить интерес аудитории к докладу и настроить слушателей узнать об этой теме побольше. Необходимы также итоговые выводы.

Вопрос № 7., Особенности аргументирующей речи.

Убеждающая и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием « аргументирующая речь».

Аргумент

Определяя свою цель, оратор должен обдумать, какую речь он собирается предложить – убеждающую или агитирующую. Также оратор должен чётко сформулировать свой тезис . Тезис – «ответ на спорный вопрос», должен быть сформулирован ясно и, главное конкретно.

При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить внимание на ряд приёмов и средств.

Основная часть аргументирующей речи содержит тезис и необходимые доводы: а) начальный этап состоит из подготовки перечня доводов; б) приведение этих хаотических доводов к нашему тезису в более или менее стройный порядок, чтобы каждый довод получил своё место; в) работа с доводами – их проверка; нет ли ошибок, удачность примеров и сравнений, логичность доводов, нельзя ли ваши доводы обратить против вас.

и т.д……………..

Задание 1.

Прочитайте пример. Какой вывод можно сделать на его основании?

Тема: «Монументы возвышают дух народа» (Н.М. Карамзин).

Тезис: «Обязанность общества — заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников; обязанность каждого патриота — посильное приношение на увековечение памяти предков».

Почему это так?

1) Потому что памятники напоминают о славных деяниях предков;

2) потому что они воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому;

3) потому что они рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных;

4) потому что они ободряют дух в годины народных бедствий.

Каждое из этих суждений становится основной мыслью в своей части.

Задание 2.

Составьте подтезисы, если определено:

Тема: «О пользе разведения комнатных цветов».

Аудитория

Задача : убедить аудиторию в том, что комнатное цветоводство — полезное и приятное занятие.

Сверхзадача

Тезис : Жителям городов, оторванным от природы, необходимо разводить комнатные цветы, так как это украшает жизнь и благотворно влияет на человека.

Задание 3.

Проведите деление тезиса по образцу.

В речи, обращенной к старшеклассникам и призывающей поступать именно в наш институт будем утверждать, что он дает самое лучшее образование.

Почему это так?

  • Важно следить, чтобы каждая формулировка плана-конспекта была именно суждением, а не заголовком (назывным предложением) или вопросом.

Все формулировки должны быть соразмерны, находиться в правильном соподчинении.

Задание № 4.

Администрация Центрального района проводит совещание с приглашением представителей общественности на тему: «Экологические проблемы Центрального района». Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.

1. О необходимости ликвидации автостоянки у Центрального рынка.

2. О загрязненности Волги в районе Центральной набережной.

3. О необходимости улучшения работы фонтанов на Центральной набережной и на проспекте Ленина.

4. О необходимости организации своевременной уборки мусора из дворов южной части района.

5. Об улучшении озеленения района.

6. О борьбе с загазованностью автотранспортом в районе.

7. О влиянии вредных выбросов предприятий соседних районов на экологическую ситуацию в Центральном районе.

8. О реконструкции Центральной набережной.

9. О недопустимости строительства моста через Волгу в Центральном районе.

10. О необходимости внесения изменений в экологическое законодательство России.

11. О необходимости увеличения финансирования экологических программ из госбюджета.

12. О необходимости организации своевременной уборки и полива улиц и дорог в районе.

Задание № 5.

Прочитайте предлагаемые риторические тексты. Определите задачу каждого текста. Выделите тезис в каждом случае.

1. Есть язык народа как показатель его культуры и есть язык отдельного человека как показатель личных качеств — качеств человека, который пользуется языком народа. Обычно мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно. Но язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке; не будьте самовлюбленным болтуном. Язык человека — это его мировоззрение, его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)

2. Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота — движениям. Если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем лучшее, — доброту. Простота, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». (Д.С. Лихачев)

Задание № 6.

Прочитайте текст, вычлените тезис. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите выступающему отредактировать текст. Что вы можете сказать о его типе мышления.

Ученику в школе задали по биологии описать герань.

– Что можно сказать об этой герани? Герань — это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растет в горшке на окне. Считается, что герань — символ мещанства. Потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ — это условный знак, выражающий какую-то идею. Считается, что герань символизирует идею мещанства. Мещанство! Это отвратительная штука. Это мерзость! Мещанин — это человек с мелкими, куцыми интересами собственника. М. Горький изобличал мещан! Вспомним его «Песню о Соколе»! Уж — это символ мещанства. «Рожденный ползать — летать не может!»

Контрольные вопросы:

1. Какие две стадии выделяются в составе этапа изобретения содержания речи?

2. 2. Из каких операций складывается формирование замысла предстоящего выступления?

3. 3. Назовите критерии, которые следует учитывать при выборе темы для будущей речи.

4. 4. Какие приемы помогут оратору сформулировать интересное название выступления?

5. Что такое тезис, подтезис?

6. Сколько частей необходимо иметь в речи, чтобы можно было утверждать, что тезис полностью раскрыт?

7. Какие требования к подготовке речи поэтически описал Н.Буало:, Пока неясно вам, что вы сказать хотите,, Простых и точных слов напрасно не ищите., Но только замысел у вас в уме готов -, Все нужные слова придут на первый зов., Выполнение домашнего самостоятельного задания п

3..Продумать и представить тезис, определить подтезисы.

4..Продумать и записать аргументы и контраргументы., В зависимости от выбранной темы, подобрать аргументы к логосу, пафосу, этосу.

4..Продемонстрировать умение выразить собственное отношение к теме высказывания.

5..Сформулировать вывод., Темы для подготовки:

1. Опасности купания в озерах.

3. Как выбирать профессию.

4. Как следует изучать историю (математику, физику…)

5. Новая система выпускных экзаменов.

6. Образованный человек — полезный человек.

7. Импортные лекарства на нашем прилавке.

8. Собака — мой друг.

9. О пользе восьмичасового сна.

10. Курсы секретарей-референтов для старшеклассников.

Занятие 3.2. Диспозиция

Выполните задания., Вопросы для подготовки:

1. Понятие композиции и деятельность оратора при построении речи. Требования к речи.

2. Общие правила построения выступления.

3. Задачи вступления и заключения, приемы их конструирования. Разновидности вступлений и заключений. Прямое и косвенное вступление.

4. Способы развертывания основной части высказывания.

4.Специальные средства выразительности речи: тропы и фигуры.

5. Уместность речи: функциональный, официально-деловой, научный, художественный, разговорный стиль.

6. «Фактор края».

7. Меморио и акцио – как запомнить и как произнести.

Литература для подготовки:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/monumentyi-vozvyishayut-duh-naroda/

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М, 2006.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Как построить свою речь: Что такое композиция речи; Составные элементы композиции; Недостатки композиции // Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н / Д., 1995. С. 268-270, 273-289.

2.2. Хазагеров Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика. М., 1999.

2. 3. Как знаменитые ораторы готовились к выступлению// Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…: Пер. с англ. Мн., 1990. С. 294-311, 373-404.

4…Львов М. Р. Расположение материала // Львов М. Р. Риторика. М., 1995. С.35-45.

Домашнее задание.

Задание 1., Охарактеризуйте приемы построения вступления:

В учебнике Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой приводится следующая литературная иллюстрация: герой романа Александра Крона «Бессонница», ученый-биолог, готовит выступление экологической проблематики на международном научном симпозиуме в Париже. Идея о том, как построить не дававшееся ему начало речи, приходит в голову героя в небольшом кафе при разглядывании туристического путеводителя по Парижу, где содержатся сведения о гербе города — изображении кораблика c латинской надписью, обозначающей «колеблется, но не тонет», посреди бушующих волн. И ученый начинает свое выступление со слов: «Есть что-то знаменательное в том, что одна из первых международных встреч, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите «fluctuat nec merqitur» — гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…»

Задание 2. Заполните таблицу:

Ясность

Простота

Краткость

Какие еще требования к качеству речи существуют?, Учебно-методическое пособие для учителя и учащихся

А. А. Сабанаева, учитель русского языка и литературы ГОУ СШ № 655 Приморского района, Санкт-Петербург

ЗАНЯТИЕ 4. ТЕЗИС. АНТИТЕЗИС. ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Тезис – кратко сформулированная идея, суждение, основная мысль текста. Сформулировать тезис – значит нужно задать вопрос, дать на него прямой ответ и на основании этого ответа вывести суждение. Вопросов может быть несколько. Чем больше вопросов, тем больше подходов к теме.

Пример: Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». 1. Кто главный герой комедии «Горе от ума»? – Чацкий – главный герой комедии. 2. Почему Чацкий вступает в конфликт с фамусовским обществом? – Общество консервативно, а Чацкий – выразитель передовых взглядов, поэтому конфликт неизбежен. 3. Какие передовые идеи выражает образ Чацкого? – Чацкий – выразитель идей декабристов.

Ответ на последний вопрос является тезисом.

Тезис представляет собой утвердительное предложение, в котором заложен один ответ на вопросы текста. (Можно переделать в вопросительное предложение со словом почему. Почему Чацкий – выразитель идей декабристов?) Тезис должен быть сформулирован четко и ясно в виде простого двусоставного . Подлежащее в нем называет тему текста, а сказуемое то «новое», что по этой теме будет говориться. Без сказуемого сформулировать тезис невозможно ! Желательно не использовать в формулировке тезиса слова в переносном значении.

Задание 1. Сформулируйте тезис, задав не менее трех вопросов к теме: «Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Задание 2. Сформулируйте тезис на тему «Сон и явь в жизни Обломова».

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли (тезиса).

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Аргументы «сильные» должны быть правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными и простыми; соответствовать здравому смыслу, отражать объективную реальность.

Пример рассуждения «Монументы возвышают дух народа».

Тезис : Монументы возвышают дух народа.

Доводы : (почему истинен тезис) – Памятники напоминают о славных деяниях предков + пример. – Памятники воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому прошлому + пример. – Памятники ободряют дух в тяжелые годы бедствий + пример.

Вывод : Обязанность каждого патриота – посильное участие в увековечении памяти предков. Обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

Задание 3. Аналогично данной схеме раскройте тезис «Музыка – могучее средство духовного обогащения». Используйте следующие доводы: музыка делает людей лучше; музыка приносит утешение; музыка пробуждает добрые чувства. Самостоятельно сделайте вывод. Сформулируйте проблему.

Задание 4. Аналогично данной схеме раскройте тезис «Человек имеет право на ошибку». Аргументы «против» должны быть корректными!

Задание 5. Частично согласитесь с приведенным ниже тезисом, частично возразите, приведя аргументы «за» и «против»: Смотреть телевизор – бесполезное занятие.

Задание 6. Найдите в романе Тургенева «Отцы и дети» высказывания Базарова, с которыми вы хотели бы поспорить. Опровергните их. Например: – «романтизм, чепуха, гниль, художество»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» и др.

Задание 7. Раскройте тезис «Явь в жизни Обломова – это воплощение сна».

Работа с антитезисом и проблемой

Антитезис – противоположная тезису мысль. Например, если тезис: «Человек – существо духовное», то антитезис будет: «Человек не является существом духовным».

Говорят еще: глуп, как гусь… (антитезис).

А гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам? Так что умнее этой птицы нет на свете! (тезис)».

В тексте мы доводим антитезис до логического конца и убеждаемся в его неправильности.

Задание 8. Сформулируйте антитезис к тезису «Музыка – могучее средство духовного обогащения».

Задание 9. Попытайтесь опровергнуть тезис Печорина о дружбе, выдвинув антитезис. (Дневниковая запись Печорина от 13 мая: «Из двух друзей всегда один раб другого»)