В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев (3)

, Помощь в написании эссе, сочинений, организации проведения литературных вечеров

| О чем вещает набат экологического колокола »

| 03 Янв 2010

В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев 1

Вот и пришло это время, я вышла уже на финишную прямую – последний год в школе, выпускной класс, впереди экзамены. Невольно задумалась. Прикрыв глаза, испытующе спрашиваю себя: «Какая я?»

Какая я? Какая?

Хорошая, плохая?

Быть может, гениальна,

Но в чем же мои талант.

Хожу, ищу себя:

«Какая я, какая?

А вдруг удел мой – кухня,

Хозяйство, провиант?»

Но мне покой не нужен.

Нет. Мне нужна работа,

Так, чтобы для полета,

Так, чтобы для дерзанья

Была моя рука.

Итак, я уже на школьной финишной прямой и передо мной XXI век. Век трагедий и катастроф, парадоксов и открытий, чрезвычайной жестокости и небывалого самопожертвования, век массовой культуры. Этот век не ушел еще полностью в историю. Осмысление всего происходящего впереди предстоит и мне. Но как трудно разобраться в сложной путанице всего происходящего вокруг нас, в постоянных дискуссиях, альтернативных оценках и подходах.

Я надеюсь, что мои удел будет счастливым, потому что понимаю — счастья « в каемочке, на блюдечке» не бывает. Оно – в борьбе, в падениях, взлетах, в достижении поставленной цели. Уходя в самостоятельную жизнь, я обязательно возьму с собой в качестве своего жизненного девиза вот эти слова великого классика русской литературы Л.Н.Толстого: «Мне смешно вспоминать, как думал я и, наверняка, думаете вы, что можно построить себе особый уютный мирок и жить в нем потихоньку, делая только хорошее. Нет, чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. Спокойствие – душевная подлость».

Молодости свойственно исканье.

Но у каждого из нас свои взгляды, свои пристрастия. С ними можно спорить, можно не соглашаться. Я в таких случаях всегда обращаюсь к помощи литературы. Для меня мир литературы – это и мои мир. Ведь недаром же ее называют мастерской Гуманности, миром активного Добра, это вся жизнь, а не часы в школьном расписании. Для меня школьные уроки литературы – это уроки жизни. И этот учебник жизни играет великую роль в нравственном становлении личности, потому что в нем, как в зеркале, отражен весь путь, пройденный человечеством от простых форм нравственности до высших форм человеческого общежития.

2 стр., 542 слов

«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)

... может быть очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со ... Есенин, что «оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». В поэзии Есенина отразилась не только вся его жизнь, не только его помыслы, но и ...

Мыслью вперед улетая, я думаю о том, что стою уже на пороге большой жизни. Страшновато…

Потому что понимаю: на моей жизненной дороге встретятся ухабы и ямы, ложь и обман. И хочется надеяться, что мой нравственный багаж, почерпнутый из уроков литературы, мое единение с миром литературы не позволят мне сбиться на легкую дорогу лжи и обмана. А в моем литературном багаже немало примеров, которые возвышают, облагораживают человека. Я помню, с каким интересом я читала воспоминания Л.Толстого о тетеньке Татьяне Александровне Ергольской, духовной наставнице Толстого и его братьев, женщине, которая отказалась стать женой любимого ею всю жизнь человека во имя счастья детей. «Еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью.

Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и сам понял счастье любви»,- так благодарно писал о ней 80 – летний Толстой. Путешествуя в мире литературы, я и сама начинала по-толстовски понимать, что « спокойствие – душевная подлость», что любовь – это тоже нравственная ценность и на встречу с ней нужно придти духовно подготовленными.

Мир литературы…Кого я вижу в нем? Я вижу трогательные, правдивые глаза Татьяны Лариной, которая сначала сама призналась в любви холодному и гордому Онегину, а потом отвергла его любовь. Я слышу признания Печорина, наблюдаю его связь с Верой, обольщение княжны Мери…

Я сочувствую Катерине, ушедшей из жизни, потому что в « темном царстве» нет места ни для чистой души, ни для настоящей любви. Я осуждаю циничные слова Базарова об Одинцовой: «На остальных баб не похожа». Пытаюсь разобраться: кто лучше, справедливее, у кого красивее душа – у князя Андрея, который не смог простить ошибку Наташи, или у Пьера, который в самую трудную для девушки минуту принес ей в дар свою любовь.

Мир литературы подарил мне мудрые и нежные пушкинские стихи о любви, которые учили меня понимать, что настоящая любовь всегда благодарна.

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем

……………………………………

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как, дай вам бог, любимой быть другим.

Любовь не состоялась. Поэт любит, но он нелюбим. Но поэт не желает любимой женщине зла. Как человечен и заботлив он. «Как, дай вам бог, любимой быть другим…»

И вот тот нравственный урок, который я возьму с собой в большую жизнь из мира литературы : даже в самых сложных жизненных ситуациях, может быть, сугубо личных ситуациях надо быть и оставаться человеком. Не всегда счастье общения с любимым человеком заканчивается свадьбой. Это может быть только улыбкой, единственной прогулкой по дождливым, осенним улицам, единственным вальсом в школьном зале, единственной запиской – полупризнанием или SMS – кой. Из мира литературы мы обретаем умение ценить эти мгновения, беречь их в себе, как величайший подарок судьбы и от этого самим становиться богаче. И как эти нравственные уроки важны нам, юным, потому что она, юность, всегда категорична в своих действиях, она ни в чем не признает нюансов: рвать – так рвать, дружить – так дружить, но если не со мной – твои достоинства весьма сомнительны.

9 стр., 4297 слов

По литературе: Любовь покоряет обманно (особенности любовной ...

... внимание на музыкальности стихотворений; отобразить метаморфозы внутреннего мира Ахматовой. Для достижений данных целей необходимо: изучить дополнительную литературу о жизни и творчестве Анны Андреевны; сделать ... белые, изящно изданные томики ее стихов. 9 10 4. "ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ" Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских ...

« Мир литературы – это и мой мир», — не устаю повторять я это, потому что он заставляет меня волноваться, а волнение – это лучшее лекарство от нравственной глухоты, сердечной близорукости.

Шесть лет вместе с учителем мы путешествовали в мире литературы, остался последний – седьмой год. И вспомнилось мне, что бывали у нас и такие уроки, во время которых мы ничего не писали, не выполняли никакой самостоятельной работы, не применялось никаких технических средств, в классном журнале не появлялось ни одной оценки. А урок по – настоящему запомнился. Запомнился потому, что заставлял нас задуматься.

Учитель просто заставлял нас осмыслить такой факт из детства:

  • Во что играют мальчишки 5 – 7 лет? – спрашивал нас учитель.
  • В войнушку, — как правило, без заминки отвечали наши мальчишки.

А вот мальчики Толстого играли в « муравейное братство». Они мечтали о стране, где все будет по справедливости, никто не станет лгать, а только делать друг другу добро.

Мы вместе с учителем размышляли над вопросом:

  • Какими словами, как правило, мы взываем друг друга к совести?
  • Как ты можешь? Как тебе не стыдно?

Совесть у тебя есть?- дружно отвечали мы.

— А кто хоть однажды подумал: можно ли словами «как тебе не стыдно?» пробудить эту совесть и в конечном итоге заставить себя жить по закону совести? (ведь истоки – то совести где – то вот здесь, никем не контролируемом, кроме тебя самого).

И чтобы понять, что значит жить по совести, мы слушали дневниковую запись Л.Н.Толстого о самом себе: « Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди, я не храбр, я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти непреодолимой привычкой». И, конечно же начинаешь понимать, что такие слова может сказать только человек с повышенной требовательностью к себе, к своим недостаткам.

Прошло время. Но и сегодня я вспоминаю тот урок без оценок и говорю « спасибо» учителю литературы за этот нравственный урок, давший мне понятие, что значит жить по совести. Чтобы иметь ее, надо обрести толстовскую способность на тайный суд себя призвать. И не однажды, а как Лев Толстой — всегда, всю жизнь.

Мир литературы формирует наши убеждения, глубокие чувства, серьезные мысли, сложные мировоззренческие понятия. Вот потому, я считаю, что это и мой мир. Мир, заставляющий работать не только мозг, но и притрагивается к сердцу, очеловечивает душу.