Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры

Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе

“Джакомо Джойс”: “На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного “…” дня “…”, который растянулся до размеров вечности”. Об объединении “мига” и “вечности”, драматизма и иронии, новую поэтику в эссе “Джакомо Джойс” и будет идти на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.

2. Высказывание учениками впечатлений

от прочитанного эссе “Джакомо Джойс”.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Произведение “Джакомо Джойс” считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.

Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он – зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она – молодая девушка; он – учитель, она – ученица; его отношение к своим чувствам – лирично-ироническое, ее – немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой.

6 стр., 2632 слов

Джеймс Джойс, «Джакомо Джойс»: краткое содержание

... произведения, ирландский учитель, в то время зарабатывал, давая частные уроки английского в богатых итальянских домах. Он приступил к написанию своего шедевра “Улисс”, кстати, упомянутого в эссе “Джакомо Джойс ... желал автор публиковать “Джакомо Джойс”. Джойс описывал глубоко личные обстоятельства с целью обозначить определенную веху в своей жизни. Поэтому ключевой фразой эссе является следующая: “ ...

Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства (впечатление, “остановленный миг” и т. п.), элементы “потока сознания”.

2. Наблюдение над текстом.

Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя.

Назовите их, обозначьте схематично.

  • Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как “молодое благородное лицо”;
  • кокетливую женщину;
  • полувзрослую-полуребенка;
  • влюбленную.
  • произведение начинается вопросом “Кто?”. Почему?
  • Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки? (“Жеребенок”, “холеная в неволе птица”, “чернявый цыпленок”, “одалиска”, “звездная гадюка”)
  • Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. (“Чернявый цыпленок напуган: неожиданно врывает; короткие поникшие крики: она плачет за своей мамой, опытной наседкой”).

  • Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? (Фиолетовый, розовый, серый, темный, черный и др.

– в зависимости от настроения).

  • Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. (Короткий смешок, прохладный разговор, подборы выстукивают пустошь и т. п.).

  • Найдите описания гаммы чувств лирического героя. (Возможно, появление “ее” – зарождение чувств – нерешительность – переживание ее болезни – укоры совести из-за жены – взаимность – разлука – угасание чувств).

  • Найдите примеры использования “потока сознания”, элементов пародийности, интертекстуальность.

3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.

V. Домашняя задача

Подготовиться к контрольной работе по теме “Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса”.

VI. Итоги урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

  • Необыкновенное впечатление оказало на меня…

Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры 1Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры 2Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры 3Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры 4Комплексный анализ рассказа дж джойса сестры 5 1

14 стр., 6657 слов

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

... лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др. Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе ... мы чем-то лирическим; выражение таких чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме - лирической поэзией» (5,10). Г.Л. Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое ...

votes, average:

5.00

out of 5)