Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе
“Джакомо Джойс”: “На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного “…” дня “…”, который растянулся до размеров вечности”. Об объединении “мига” и “вечности”, драматизма и иронии, новую поэтику в эссе “Джакомо Джойс” и будет идти на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.
2. Высказывание учениками впечатлений
от прочитанного эссе “Джакомо Джойс”.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
Произведение “Джакомо Джойс” считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.
Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он – зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она – молодая девушка; он – учитель, она – ученица; его отношение к своим чувствам – лирично-ироническое, ее – немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой.
Джеймс Джойс, «Джакомо Джойс»: краткое содержание
... произведения, ирландский учитель, в то время зарабатывал, давая частные уроки английского в богатых итальянских домах. Он приступил к написанию своего шедевра “Улисс”, кстати, упомянутого в эссе “Джакомо Джойс ... желал автор публиковать “Джакомо Джойс”. Джойс описывал глубоко личные обстоятельства с целью обозначить определенную веху в своей жизни. Поэтому ключевой фразой эссе является следующая: “ ...
Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства (впечатление, “остановленный миг” и т. п.), элементы “потока сознания”.
2. Наблюдение над текстом.
Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя.
Назовите их, обозначьте схематично.
- Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как “молодое благородное лицо”;
- кокетливую женщину;
- полувзрослую-полуребенка;
- влюбленную.
- произведение начинается вопросом “Кто?”. Почему?
- Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки? (“Жеребенок”, “холеная в неволе птица”, “чернявый цыпленок”, “одалиска”, “звездная гадюка”)
- Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. (“Чернявый цыпленок напуган: неожиданно врывает; короткие поникшие крики: она плачет за своей мамой, опытной наседкой”).
- Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? (Фиолетовый, розовый, серый, темный, черный и др.
– в зависимости от настроения).
- Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. (Короткий смешок, прохладный разговор, подборы выстукивают пустошь и т. п.).
- Найдите описания гаммы чувств лирического героя. (Возможно, появление “ее” – зарождение чувств – нерешительность – переживание ее болезни – укоры совести из-за жены – взаимность – разлука – угасание чувств).
- Найдите примеры использования “потока сознания”, элементов пародийности, интертекстуальность.
3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.
V. Домашняя задача
Подготовиться к контрольной работе по теме “Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса”.
VI. Итоги урока.
Интерактивное упражнение “Микрофон”.
Продолжите предложение:
- Необыкновенное впечатление оказало на меня…
1
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
... лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др. Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе ... мы чем-то лирическим; выражение таких чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме - лирической поэзией» (5,10). Г.Л. Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое ...
votes, average:
5.00
out of 5)