«Золотое правило» нравственности и категорический императив Канта

Эссе

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — тезис, который большинство людей слышали хоть раз в жизни. Безусловно, данная фраза воспринимается как что-то само собой разумеющееся и привычное. Вместе с тем, это не просто поговорка или «крылатое» выражение – на самом деле это высказывание относится к одному закону философии, который носит название «категорический императив». Более того, оно напрямую связано с ещё одним правилом – «золотым правилом» нравственности.

В своем Эссе я хочу раскрыть каждое из этих понятий и проанализировать их соотношение друг с другом.

1. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» НРАВСТВЕННОСТИ.

В процессе определения обществом таких категорий, как «мораль», «нравственность», в XVIII веке появилось и «золотое правило» нравственности – основа морали, нравственного поведения.

В свою очередь, в первобытном обществе существовал обычай «кровной мести», согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. В наше время это воспринимается нечеловечным, но в те времена именно кровная месть разрешала вражду между племенами и определяла рамки поведения.

После того как родоплеменные взаимоотношения исчерпали себя, деление людей на «чужих» и «своих» перестало иметь четкие границы. Взаимоотношения людей из разных племен по различным причинам могли быть даже конструктивнее и ближе, чем внутриплеменные связи. Отдельный человек больше не нес ответственности за проступки своих родных, а племенная община перестала «расплачиваться» за поступки своих соплеменников. В связи с этим, потребовалось определить новый принцип управления человеческими взаимоотношениями, который бы не основывался на принадлежности личности к тому или иному классу.

И таким принципом возможно считать «золотое правило» нравственности, отголоски которого прослеживаются в учении Конфуция, Ветхом и Новом заветах, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «золотое правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12).

4 стр., 1815 слов

Золотое правило нравственности и его духовный смыс?

... основой «золотого правила» естествеʜʜ ο е равенство людей, которое им необходимо осознать, и прийти к ο бществеʜʜ ο й д ο бродетели. Β иды «золотого правила» нравственности «Золотое правило» является выражением «Поступайте по отношению к ... ᴨедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. 2. Философия. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. 3. Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые пр

Данная формулировка предполагается как позитивная; существует негативная: «Не совершай в отношении другого того, чего не желаешь самому себе».

«Золотое правило» нравственности устанавливает, что все люди равны, но такое равенство не свидетельствует об «одинаковости» всех людей и не предоставляет возможности занижать чье-то достоинство. В данном случае о равенстве идет речь, как о чем-то более глубоком: равенстве в возможности саморазвития, равенстве перед общественными правилами поведения.

Позиция, согласно которой личность ставит себя на место другой личности: к себе отношение, как к другому человеку, и наоборот, — и есть отражение «золотого правила нравственности». Так рождается и новая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе идеала – не как к средству, а именно как к цели.