Весь этот мир — шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром).
Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Если еще 5 — 6 лет назад в шахматы из класса играл один в лучшем случае два ученика, то сегодня шахматные турниры и поединки это уже обычное явление для образовательных учреждений. А сколько было вопросов при введении шахматного всеобуча: Зачем нужны шахматы в школах? Готовы ли педагоги к этому введению? Как отнесутся дети к новому предмету в школе? Любые новые веяния – это всегда стресс. И далеко не каждый готов с ним справиться.
В нашей школе первыми вошли в проект «Интеллектуал Зауралья» в 2011-2012 учебном году 1 «А» класс и 1 «Б» класс под руководством Улановой С.Н. и Аликовой Л.А. Сначало проект охватывал 42 учащихся, постепенно вовлекались новые классы и в этом году 144 учащихся начальных классов посещают кружок «Шахматы», а 91выпускник начальной школы успешно завершили четырёхгодичный курс обучения технологии действовать «в уме» на основе рекомендованного Министерством образования Российской Федерации Федерального курса «Шахматы — школе» Игоря Сухина и получили свидетельства выпускников шахматного всеобуча.
Педагогами была разработана программа кружка. Главная цель кружка «Шахматы»:
- поэтапное развитие способности детей действовать «в уме». Максимально используя потенциал шахмат, содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей и подростков
Задачи:
- позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей и подростков, их ценностно-мотивационную сферу;
- сохранение и развитие семейных ценностей, укрепление семьи;
- повышение роли шахмат, как формы организации здорового досуга;
- увеличение численности детей и подростков, владеющих основами игры в шахматы.
В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Чем полезны занятия шахматами? Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме).
Влияние развода на развитие ребенка (подростки)
... развития детей в подростковом возрасте и влияния развода на подростков. Актуальность работы. Цель: выявить влияние развода на детей подросткового возраста Объект: конфликтная семья Предмет : подросток в ситуации разводящихся родителей и семейных конфликтов Гипотеза: развитие индивидуализации и автономии у подростка, ...
Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Постепенно, год за годом учителями пополняется дидактический материал, вводятся новые приёмы и методы преподавания шахмат. Чтобы увлечь детей,
занятия проходят в необычной форме: занятие-сказка, занятие-театр, занятие-игра, занятие-смех, занятие-тайна, занятие без проигравших, занятие – погружение. В решение занимательных задач, конечно, не обходится без творчества, каждый год проходят конкурс рисунков и поделок на шахматную тему. Чтобы узнать эффективность проекта проводятся викторины
и шахматные турниры, мониторинги, результаты обрабатываются и заносятся в таблицу и размещаются в шахматном уголке, который есть в каждом классе.
В 2019 году произошло открытие Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». На базе этого центра открыт кружок Шахматы, который посещают 18 учеников 5-9 классов.
За 8 лет достигнуты неплохие результаты, учителя начальных классов добиваются положительного результата у всего класса, а не только у мотивированных детей, как в спортивной секции. Дети стараются не пропускать кружок, активно принимают участие во всех конкурсах, играх, турнирах. Выпускники «Шахматного всеобуча продолжают приходить на кружок по собственному желанию.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.