«Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.Москва, «Просвещение», 2019 г
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент цель этапа: пробуждение интереса к уроку, повышение мотивации учащихся, формирование позитивного отношения к теме урока |
Создает положительный мотивационный настрой. Наш урок начнем с ассоциативной разминки. Я называю слово, а вы – ассоциацию. Что бы вы представили, услышав слова «война», «Германия», «память», «9 Мая», «Великая Победа», «1941-1945 года», «проблема», «аргументы», «рассуждение», «свое мнение», «вывод» |
Обсуждают, уточняют, предлагают |
Личностные: самоопределение, внимание, уважение к окружающим Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Предметные: целеполагание |
Актуализация знаний цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Как вы думаете, какова тема урока? — Какова цель нашего урока? — как вы думаете, чему она будет посвящена? — А для чего нужны знания о написании эссе? В 2020 году наша страна будет отмечать 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной стране. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта ужасная война. — Что вы знаете о тех страшных днях? -Кто из вашей семьи воевал в те ужасные годы? |
Формулируют цели, задачи. Записывают тему урока. Делятся своими мыслями по поводу Великой Отечественной войны |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений; Предметные: целеполагание; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие. Регулятивные: саморегулирование в ситуации затруднения |
Подготовительный |
Работа с эпиграфом. Раскройте смысл этого четверостишия. О чем оно? Найдите ключевые слова в каждой строчке. Как вы думаете, что отражают они? Найдите грамматические основы каждого предложения(Задание 2 ОГЭ) Какое это предложение? Дайте характеристику предложению — Какие типы речи вы знаете? В чем их особенность? Беседа по написанию сочинения — рассуждения |
Работают с эпиграфом, находят грамматические основы |
Личностные: Какое значение и какой смысл имеют для ученика полученные знания Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний познавательные: поиск и выделение необходимой информации коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Изучение новых знаний и освоение новых способов действий |
Усвоение теоретических сведений по теме урока. Алгоритм написания эссе (приложение 1) Учитель раздает эссе, совместно анализируют их, находят ошибки в составлении эссе (Любые эссе о Великой Отечественной войне, взятые из сети Интернет, здесь важно, чтобы дети поняли алгоритм написания эссе и могли находить неточности в его составлении) |
Читают, думают, спорят. Самостоятельно анализируют тексты |
Регулятивные: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Закрепление знаний и способов действий |
Задание 1. Пунктуационный тренинг (Задание 3 ОГЭ) Время эти понятия не стерло, Нужно только поднять верхний пласт, И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут из нас…. (В. Высоцкий) — Записываем четверостишие, расставляем знаки препинания, находим грамматические основы С помощью алгоритма написания эссе давайте попробуем устно нарисовать сочинение в жанре эссе — Ваша позиция — Какие аргументы вы приведете ,опираясь на свой жизненный опыт? — Какой сделаем вывод? Задание 2 Работа с текстом А Фадеев говорил: «Ничто так не сближает детей, как пережитые вместе трудности» — Как вы понимаете эти слова? В чем их смысл? Отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» — текст демонстрируется на слайде. (Прежде чем начнется работа с текстом нужно рассказать о писателе и о его романе), заинтересовать детей на самостоятельное прочтение романа. Текс (приложение 2) …Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением. Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил: — Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд… Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!.. Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме. …. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии». — Как вы думаете, какова основная мысль текста? — Обозначьте проблему. Какие доказательства приведете? — Запишите это в тетради |
Выполняют задания, упражнения, находят проблему в тексте и пути ее решения, анализируют текст С помощью алгоритма делают наброски на написание эссе Делятся результатом своей работы |
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Личностные: оценивание усваиваемого содержания |
Обобщение и систематизация знаний и способов Деятельности (подведение итогов) |
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт, и ничто не забыто. Так можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе? Что значит помнить? Как надо помнить? Зачем нам, живущим через много лет после Великой Победы, помнить о тех годах? Составить синквейн по теме эссе «Без срока давности» |
Высказывают свое мнение, делятся впечатлением Вспоминают понятие «синквейн» и составляют его Взаимопроверка |
|
Рефлексия цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
— Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Где можно применить полученные знания? Оцените свою работу на уроке , работу класса. На экране незаконченные предложения. Ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.
|
Дают ответы на вопросы учителя. Анализируют работу на уроке через самооценку. |
Предметные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха; Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет чужих мнений |
Домашнее задание Учащимся дается инструкция по ее выполнению |
Выучить алгоритм написания эссе. Написать сочинение в жанре эссе на тему «Без срока давности» |
Записывают задание в дневник. Если инструкция непонятна, задают вопросы |
Приложение 1
Алгоритм написания эссе:
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
Приложение 1
Алгоритм написания эссе:
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
Приложение 1
Алгоритм написания эссе:
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
Приложение 1
Алгоритм написания эссе:
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
Приложение 2.
…Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением.
Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:
— Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд…
Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!..
Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.
…. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии».
Приложение 1.
…Олег стоял перед фельдкомендантом Клером, стоял с перебитыми руками, с запавшими щеками, отчего резче обозначались его скулы. Виски у него были совершенно седые. Но большие глаза из-под золотистых ресниц смотрели с ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением.
Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:
— Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труд…
Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!..
Олег Кошевой был расстрелян тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.
…. Над могилой павших молодогвардейцев их товарищи, оставшиеся в живых, дали клятву отомстить за своих друзей. На могиле был сооружен временный памятник — простой деревянный обелиск, на гранях которого были написаны имена всех погибших за родину бойцов «Молодой гвардии».