Интеллектуальная собственность

Нажметдинова Виктория

Эссе на тему: «Интеллектуальная собственность»

Современные требования к педагогическому работнику, в частности к учителю, в условиях социально-экономических реформ предусматривают не только владение им соответствующими педагогическими навыками и методиками, но и их применение в работе, а так же наличие у него умений распространять собственный опыт.

Например, в приказе Минобрнауки РФ от 02.04.2008 № 110 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» под обобщением и распространением собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне понимается проведение учителем мастер-классов, участие в семинарах, конференциях, круглых столах и другие.

Являясь участником инновационного процесса в образовательном учреждении, учитель по собственной инициативе или по заданию администрации образовательного учреждения разрабатывает программы по учебным дисциплинам, составляет учебно-методические пособия, создает электронный имидж образовательного учреждения через школьный сайт, проводит открытые уроки, готовит вместе с учащимися материалы для разнообразных конкурсов и фестивалей. И в этих событиях наряду с привычными делами (ведение урока, заполнение многочисленной документации, участие в разнообразных педагогических совещаниях и т.п.) учитель не осознает, что он является не просто автором продукта творческой деятельности, а ее собственником или пользователем интеллектуальной собственности другого автора. Недостаточное знание основ авторского права, а также собственных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации приводят к неправомерному заимствованию полезной информации при составлении дидактических материалов, нарушению авторских прав учителя при организации видеонаблюдения за проведением урока, присвоению образовательным учреждением практических наработок учителя без какой-либо выплаты ему вознаграждения.

Массовое не соблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных в рабочих программах, методических сборниках и иных публикациях свидетельствует о низкой информационной культуре педагогических работников общеобразовательных учреждений.

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... быть и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными. Если учитель что-то недооценит, ученики его не услышат, не поймут, не заинтересуются. И даже урок русской литературы может стать ... и др.. Н.Ф. Бунаков, разрабатывая теоретические основы дидактических идей, формулирует не только правила и принципы дидактики, но и обосновывает обучение как процесс, который подчиняется закономерностям ...

Нарушение авторских прав педагогических работников, прежде всего, касается учителей. Нарушение их прав руководителями образовательных учреждений при проведении внутреннего контроля делопроизводства в образовательном учреждении, изъятие администрацией у учителя его дидактических разработок при увольнении, передача разработанных учителем для учебного процесса электронных ресурсов по воле руководителя учреждения другим лицам имеет повсеместную практику. Большинство представителей педагогических коллективов общеобразовательных учреждениях не знают о самых элементарных принципах защиты прав интеллектуальной собственности и не догадываются, что педагогические инновации могут представлять интеллектуальную собственность как учреждения, так и конкретного лица.

Вместе с тем педагогам необходимо знать, что права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации включают в себя интеллектуальные права, авторские и смежные с ними права, патентные права, право на селекционные достижения, право на топологию интегральных схем, право на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Каждая группа таких прав имеет собственные правовые механизмы регулирования.

Учителю, который каждый день сталкивается с разнообразной информацией, на ее основе создает свой интеллектуальный продукт, претендует на новацию в методике преподавания учебной дисциплины или в усовершенствовании педагогической технологии, необходимо представлять те правовые институты, которые не только позволят идентифицировать его как автора нового интеллектуального продукта, но и будут способствовать защите его интеллектуальных прав, его интеллектуальной собственности.

Согласно положениям ст. 1226 ГК РФ термин «интеллектуальная собственность» непосредственно означает результаты интеллектуальной деятельности. Перечень результатов интеллектуальной деятельности, представленный в ст. 1225 ГК РФ является исчерпывающим. В силу этого к интеллектуальной собственности учителя можно отнести: научные, художественные произведения, произведения искусства, компьютерные программы, базы данных, полезные модели, селекционные достижения, изобретения.

Эти результаты могут быть представлены в традиционных для учителя научных и методических публикациях (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, разработки, сценарии внешкольных и внеклассных мероприятий, конспекты уроков, рабочие программы по учебной дисциплине, рабочие тетради, практикумы, статьи), электронных презентациях учебных занятий, электронных базах данных и знаний, файловых системах, автоматизированных библиотеках (картотеках), компьютерных тренажерах, в разработке сайта образовательного учреждения.

На эти результаты в силу ст. 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, личные неимущественные права и иные права, обусловленные гражданским законодательством (право следования, право доступа).

32 стр., 15904 слов

Договор о распоряжении исключительным авторским правом

... права, что невозможно без должного регулирования распоряжения исключительным авторским правом. О развитии инновационной политики, направленной на более эффективное использование создаваемых в стране результатов интеллектуальной деятельности, ... конвенция об охране литературных и художественных произведений, однако Россия осталась в стороне. В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, ...

Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности является имущественным правом и выражается в следующих возможностях:

  • использовать результат своей творческой деятельности по своему усмотрению;
  • распоряжаться полученным результатом творческой интеллектуальной деятельности самостоятельно;

— разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета на использование результата деятельности другими лицами не считается согласием. Оно должно быть оформлено в любом случае (в устной или письменной форме), например договором о разрешении пользоваться результатами интеллектуальной деятельности.