Подборка по базе: , метод рекомендации по основам философии (1).docx , эссе место юриста в современной жизни.doc , выпишите то место в фз о техническом регулировании где фз нацели , растворы и их роль в жизнедеятельности.pdf , 2 модуль по философии.docx , №7.Традиции и инновации в казахской философии.docx , АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ЮРИСТА дюр — 13 Кучер и Белоусо , Все тесты по философии с ответами[1].doc , Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприя
10философия и наука эпохи Возрождения: николай кузанский , коперник
Философия эпохи Возрождения.
Термин “Возрождение” появляется как отражение особой ценностной установки мыслителей новой эпохи. Это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя средневековью, где господствовала теология и схоластическая философия, а с другой — возвращение к ценностям античной культуры, с ее культом Разума и Гармонии. Все это происходит на фоне огромного количества изобретений, научно-технических достижений, изменений в ценностях культуры, которые происходят в Западной Европе буквально во всех сферах жизни людей и позволяют говорить о наступлении новой эпохи — эпохи Возрождения. Это не было временем создания великих философских систем; ее значение заключается в том, что возникает новая ориентация в культуре, которая ищет собственного теоретического выражения в философии.
Таким образом, во всей культуре эпохи Возрождения происходит смена мировоззренческой ориентации на всех уровнях сознания и мышления — от религиозной к художественно-эстетической. В центре философских проблем оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а Человек (антропоцентризм).
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, он господин природы. В свою очередь, такая позиция приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе — принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.
Отношение к человеку как к творцу самого себя порождает иное отношение к искусству, которое и рассматривается как выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит.
Образ человека в философии Эпохи Возрождения
... реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. изучить философию Эпохи Возрождения; 2. выявить проблемы философии Эпохи Возрождения; 3. рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения; 4. проанализировать концепцию человека ...
Николай Кузанский
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении «О согласии католиков» он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара», а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления реформы.
Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений , прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.
КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543) — польский мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Избранный каноником Вармийской коллегии священников, К. много лет не исполнял церковных обязанностей, повышая образование (философия, право, медицина, астрономия) в университетах Кракова, Болоньи, Падуи (К. слушал лекции Помпонацци) и Феррары. Оборудовав во Фром-борке (Фрауэнбурге) обсерваторию, прожил в ней почти 30 лет. В результате попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрическую систему мира Птолемея, изложенную в «Альмагесте», К. не только вновь открыл давно и прочно забытую древнюю идею гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н.э.), но и убедительно обосновал ее как научную систему. (К. писал: «В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой»).
Вопреки Птолемею (начав опровергать его уже в ранней работе «Очерк нового механизма мира», 1505-1507), К. утверждал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. К. первым установил, что Луна вращается вокруг Земли и является спутником последней. Эта система взглядов, согласно К., способна «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим». Оценивая в духе времени собственнную астрономическую концепцию как философскую по статусу, К. не скрывал, что именно рассуждения античных пифагорейцев , Лукреция Кара, Вергилия, а также «физиологов» (согласно К., мыслители от Анаксимандра до Демокрита) способствовали вызреванию его идей. Понимая, что его открытие противоречит учению церкви, К. решился опубликовать свой главный труд «О обращении небесных сфер» только накануне смерти (1543).
Тест: Ответы на итоговый тест по философии
... и их подхода к пониманию цели философского познания: Подходы к пониманию цели философского познания: 1) Цель философии - обеспечение безмятежности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы. 2) Философия - познание ... принципами и названиями этих философских систем: Принципы философских систем: 1. Знаю и соответствующим образом поступаю. 2. Знаю и уклоняюсь. 3. Знаю и ...
Пытаясь обезвредить теорию К., помимо его воли и желания, редактор его труда лютеранский теолог А. Оссиандер в предисловии определил ее как совершенно нереальную, хотя и «удивительную» гипотезу. Когда же теория К. была подтверждена Бруно и Галилеем, церковь открыто выступила против нее. Папа Павел V в 1615 объявил учение К. еретическим, а через год его труд был внесен в «Индекс запрещенных книг» и числился под запретом до 1828.
11философия нового времени. Проблема метода: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт)
Философское направление — эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Родоначальником эмпиризма был английский философ Бэкон (1561-1626) , который был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание — сила». «Мы столько можем, сколько знаем».
Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Главное затруднение в познании природы – в уме человека. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание):
1. «призраки рода». Является следствием несовершенства органов чувств, которые обманывают, но сами же указывают на свои ошибки.
2. «призраки пещеры». Происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими.
3. «призраки рынка». От особенностей соц жизни человека, от ложной мудрости. Наиболее тяжкие из всех.
4. «призраки театра». Связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории, философские учения.
Очистив разум от призраков , нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.
рационализма
У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650) . Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Это положение представляет собой соединение двух идей: «я мыслю» и «я существую». Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением).
Философия эпохи просвящения
... философии XVIII века, изучить методологию эпохи Просвещения, а также рассмотреть философию ... принцип равенства как требование здравого смысла. Одной из главных задач эпохи Просвещения ... Парадоксальным образом культура для ... философии Просвещения. Среди них были те, кому суждено было стать философской славой Германии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. критическую философию – Рене Декарта (1596-1650) В XVIII ...
В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, кот нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного , так и познаваемого.
Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.
12. механистический материализм и проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм (Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц)
Механистический материализм
Движение он рассматривает не как изменение вообще, а как механическое перемещение тел в пространстве, являющееся результатом внешнего воздействия — удара тела о тело. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Зачатки механистического материализма имелись ещё в философии Демокрита (см.).
Расцвет механистического материализма падает на XVII— xviii вв. (Роббс— см., Декарт— см., Спиноза—см., английские и французские материалисты XVIII в.).
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции.
Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и нереалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза , который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма — является философия Гегеля. Противоположность монизма— дуализм. ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — философское учение, считающее в противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — множественный) — концепция, противоположная монизму, по который все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейбница. Лейбниц — подлинный энциклопедист в точном смысле этого слова. Но философия по самому своему содержанию энциклопедична. Поэтому вершин в философии достигают именно энциклопедисты.
« «Философская система нашего времени: основные черты»», Философия. ...
... веков (с конца XVI в. по конец 70-х гг. XVIII в.), остановившись на характеристике основных философских концепций этого периода. 2.Ф.Бэкон и Р. Декарт. ... все эти обстоятельства, можно понять, почему философия Гегеля, утверждавшая разумность мира, оказалась под огнём критики мыслителей, ... голоса самой природы, созданной Творцом. Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению ...
Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он существенно углубил многие принципы рационалистической философии, благо его детальная осведомленность относительно тонкостей логики, математики, физики позволяла ему это сделать.
Прежде всего Лейбниц постарался уяснить себе и другим вопрос о началах философии, равно как и любого другого знания. Он стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции, о которых писал Декарт и о которых всегда столь пространно рассуждают рационалисты. Лейбниц имеет в виду: принцип противоречия или тождества (А есть А и не может быть не равно А); принцип необходимости достаточного основания (все случается согласно определенному основанию); принцип тождества неразличимых (нет и не может быть даже двух тождественных вещей); принцип идеальности монад (сущностей); принцип предустановленной гармонии; принцип непрерывности и т. д.
13.эпоха просвящения, ее видные представители.
XVII и XVIII века — это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание — сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Культура Просвещения во Франции
... XVIII век», Кузнецовой И.А. «Французская живопись XVI-XVIII вв.» и др.2 В отечественной и зарубежной историографии очень мало присутствует работ, показывающих взаимосвязь идей Просвещения и культуры. ... некоторым аспектам мироощущения эпохи Просвещения, эстетических принципов и творческих приёмов теоретической мысли и изобразительного искусства этого периода. Цель курсовой работы Задачи: - изучить ...
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием , которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником — Д.Аламбер. В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Философия для Х.Вольфа — это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант).
Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма , что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.
Наука в техногенном мире
... в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков , канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность. Техногенная цивилизация ... социокультурного характера. Наука в человеческой ... в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического взгляда на мир, ибо познание мира ...
Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира — вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс