Эссе на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников»
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до логического завершения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, к творческой реализации своих способностей, знаний, умений, навыков, способности жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Личность, которая будет жить и работать в новом тысячелетии, должна обладать определенными качествами, в частности:
умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть трудности, возникающие в реальном мире и искать пути рационального их преодоления;
быть коммуникабельной;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для достижения указанных задач, важное внимание необходимо уделять не только обучению, но и воспитанию детей, раскрытию их духовного потенциала.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит достаточно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения к эстетическому воспитанию как к самому важному средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования ее всестороннего развития.
Приобщение человека к эстетическим идеалам начинается в детстве. Чтобы взрослый человек замечал прекрасное в окружающем мире, имел богатый духовный внутренний мир, необходимо обратить особое внимание на его эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте.
По мнению Б. Т. Лихачева: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Маленький человек входит в радостный, многоголосый и многоцветный мир с множеством форм и свойств. Все окружающее — природа, предметный мир, деятельность человека является источником эстетических переживаний для ребенка. Поэтому в этот возрастной период все яркое, броское, привлекательное воспринимается детьми как прекрасное, и встреча с ним радует ребенка, формируя отношение к миру, которое в дальнейшем превращается в личностные качества.
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... -эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно ...
Эстетическое воспитание как действенное средство формирования личности рассматривается в трудах многих ученых, которые видят в нем большие интеграционные возможности. Общетеоретические вопросы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах Б.Г. Ананьева, H.H. Волкова, Б.Ф. Ломова, Б.Т. Теплова, П.М. Якобсон и др.
Решению проблемы эстетического воспитания младшего школьника способствуют разнообразные методы, приемы, формы работы. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование и т. п.), задачами развития способностей и т.д. Но определяющее значение принадлежит учебным ситуациям, которые разворачиваются в ходе уроков. Школа начинается с урока. От него зависит все: культура, доброжелательность в отношениях между учениками, учителями и родителями. Время вносит коррективы в структуру и типологию урока, в методы и средства обучения, однако авторитет самого урока столь высок и крепок, что не подлежит сомнению даже самых смелых критиков.