Душевная теплота

Учитель выбирает свою профессию сердцем, и для меня это не просто профессия, а смысл жизни. Я работаю в школе, а следовательно, я живу школой, я живу для школы. Этой работе нельзя отдавать лишь частичку себя: она требует полной отдачи, без остатка. Каждый день, каждый час, каждую минуту я стремлюсь к самосовершенствованию, чтобы быть достойной высокого звания «Учитель», чтобы быть достойной своих учеников, их любви и уважения.

Проработав с младшими школьниками более 20 лет, я убедилась, что учителем может стать лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления перед красотой нашего мира; кто, полюбив всем сердцем маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни и поможет ребёнку сделать самое важное открытие.

В переломе веков очень многое зависит от того, что творится в душах современников. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье», — эта мысль великого педагога В.А.Сухомлинского мне кажется особенно актуальной.

Главное в общении с детьми – заметить в ребёнке всё лучшее, развить его, поощрить его творчество, зажечь ту искорку, которая ведёт к знаниям.

Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу, резким словом, равнодушием. От грубого слова огонёк жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонёк не загорится (а зажечь его вторично, трудно).

В своей практической работе я придаю большое значение формированию у ребят интереса к изучаемым предметам: умения и желания нестандартно мыслить, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения. На мой взгляд, секрет создания условий для проявления и развития творческой личности прост и сложен. Главное — развивать хорошее, а не искоренять плохое. Согласно теории Л.С.Выгодского, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

5 стр., 2078 слов

Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками

... с заключительной частью произведения. Начнём знакомство необычно. Заглянем в конец. Прочитайте последние 4 слова произведения. (… чем должен жить человек …) тема нашего урока: «Чем должен жить человек…» Учитель: ... тяжелую корзину с шишками. Она доверчива: ... сердце, умеет думать ... к произведениям искусства. Воспитательные: Помочь раскрытию истины о том, что человек становится по-настоящему счастлив лишь ...

Я считаю, что если моя педагогическая деятельность будет направлена на развитие и воспитание младшего школьника, то каждый мой ученик, а впоследствии выпускник станет самодостаточным, а затем – успешным.

По моему глубокому убеждению, методы, принципы, формы работы с учениками сами по себе не могут быть хорошими и эффективными, если учитель не проводит через них своё доброжелательное, заинтересованное отношение к учащимся. Множество нитей, связывающих учителя и ученика, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, благодаря им учитель устанавливает в детском коллективе дух оптимизма, сотрудничества и вселяет в каждого школьника веру в свои силы.

Я уверена: школа должна приносить радость детям. А радость без успеха не бывает. Как много нужно приложить сил, отдать души, прежде чем увидишь эту радость. Кто может подсчитать, сколько внутренней энергии, душевных сил, человечности, глубокой любви к детям отдаёт учитель, находясь рядом с ними.

Учителю как никому другому, необходимо тонко чувствовать индивидуальность каждого ребёнка, обладать не только талантом преподавателя, но и природным даром воспитателя.

Путь человека похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли. Его движение не надо направлять и организовывать. Не требуется указывать цветку размеры его стебля и количество лепестков на нём. В

естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Нам остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар и его красота. Учитель подобен садовнику, чутко реагирующему на изменения каждого растения в своём саду. У него нет цели вырастить одинаковые растения по заданному образцу. Он прислушивается к каждому живому лепестку своих растений и обеспечивает сообразно их природе развитие.

Самое главное для учителя – способность видеть и чувствовать детскую душу. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка есть своя струна. Она звучит на свой лад, и, чтобы сердце ученика отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. В этом я вижу смысл Золотого правила дидактики Яна Каменского о природосообразности.

Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям.

Всем сердцем я стремлюсь, чтобы мои ученики на пути из детства во взрослую жизнь не растеряли свои уникальные способности, поистине сверкающие драгоценности, которыми преисполнены их детские души: восприимчивость, чуткость, наивность, непосредственность, живость ума и чистоту сердца.

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. А учителю, прикасаясь к детской душе, надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. В этом и заключается моя педагогическая философия.