Ф.М. Достоевский «Дневник писателя» за 1877 год. Глава вторая. Еврейский вопрос (выдержки).
Не секрет, что проблема еврейства и его роли в мире и сегодня остаётся одной из актуальных. Это понимают все мыслящие люди на Земле. Многие писатели обращали на неё своё внимание. Тому, кто ещё не читал, стоит прочитать книгу неплохого историка А.И.Солженицына «Двести лет вместе». Известно также, что Ф.М. Достоевского даже Запад и наши отечественные западники признают выдающимся русским мыслителем и провидцем. Вашему вниманию предлагаются выдержки из его работы, малоизвестной в советское время. Выводы может сделать каждый самостоятельно.
«Нет в нашем народе предвзятой, априорной, тупой, религиозной какой-нибудь ненависти к еврею. Я пятьдесят лет видел это. Мне даже случалось жить с народом, в массе народной, в одних казармах; спать на одних нарах. Евреи чуждались во многом русских, не хотели есть с ними, смотрели чуть свысока (и это где же – в остроге!) и вообще выражали гадливость и брезгливость к русскому, к коренному народу! То же самое и в солдатских казармах и везде по всей России. А между тем мне иногда входила в голову фантазия: Ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов – ну во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Не обратили бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем! Не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делали они с чужими народностями в старину? Нет-с, уверяя вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему. Но происходит это от иных причин, в которых виноват уже не коренной народ, а сам еврей!
Видите ли, чтоб существовать сорок веков на земле евреи должны были иметь statusinstatus(вековечно-неизменную идею).
В чём же её суть? Признаки: отчуждённость и отчудимость на степени религиозного догмата, неслиянность, вера в то, что существует в мире только одна народная личность – еврей, а другие хоть есть, но всё равно надо считать, что как бы их и не существовало. «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у бога, остальных истреби или в рабов обрати или эксплуатируй. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту не сообщайся. И даже когда лишишься земли своей, политической личности своей, даже когда рассеян будешь по лицу всей земли, между всеми народами – всё равно. Верь всему тому, что тебе обещано, раз навсегда, верь тому, что всё сбудется, а пока живи, гнушайся, единись и эксплуатируй и ожидай, ожидай». Вот суть этой идеи! Что свой Промыслитель, под именем прежнего первоначального Иеговы продолжает вести свой народ к твёрдой цели – это уже ясно. Да и нельзя представить себе еврея без бога. Они и теперь ждут своего Мессию. Евреи верят, что соберёт он их опять в Иерусалиме и низложит все народы мечём своим к их подножию; что потому -то -де все евреи, по крайней мере в большинстве своём, предпочитают лишь одну профессию, — торг золотом и много что обработку его, и это всё будто бы для того, что когда явится мессия, то чтоб не иметь нового отечества, не быть прикреплённым к земле иноземцев, обладая ею, а иметь всё с собою лишь в золоте и драгоценностях, чтоб удобнее их унести. Я верю, что суть дела существует непременно, особенно в целой массе евреев, в виде инстинктивно-неудержимого влечения. Но чтоб сохранилась такая суть дела, уж, конечно, необходимо чтоб сохранился самый строгий statusinstatus. Он и сохраняется.
Культура крымскотатарского народа
... себе Крым. К середине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг. размежевание национального движения татар ... на татарском языке), крымских евреев, или крымчаков (говоривших на татарском языке), славян, караимов (тюркский народ, исповедующий особое, не признающее ... и в этногенезе, и в диалекте, и в традиционной культуре. В местах депортации крымских татар – Узбекистане, Таджикистане и ...
Чем вреден еврей? – скажет еврей образованный. Если есть дурные качества в еврейском народе, то единственно потому, что сам русский народ таковым способствует, по русскому собственному невежеству своему, по необразованности своей, по неспособности своей к самостоятельности, по малому экономическому развитию своему. Стало быть, еврейству там и хорошо, где народ невежествен, или не свободен, или мало развит экономически, тут-то, стало быть, ему и лафа! Вместо того чтобы поднять уровень образованности, породить экономическую способность в коренном населении, вместо того еврей, где ни поселяется, там ещё пуще унижал и развращал народ, там ещё больше приникало человечество, ещё больше падал уровень образования, ещё отвратительнее распространялась безвыходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние. Спросите коренное население: что двигало и двигает евреев? Получите единогласный ответ: безжалостность; «двигали ими столько веков одна лишь к нам безжалостность и одна лишь жажда напиться нашим потом и кровью». Они всегда всегда умели водить дружбу с теми, от кого зависел народ!
Если уж указывают на Европу, на Францию, например, то вряд ли и там так безвреден был statusinstatus. Конечно, там христианство и идея его там падали и падают не по вине еврея, тем не менее, нельзя не указать и в Европе на сильное торжество еврейства, заменившего многие идеи еврейскими. О, конечно, человек всегда и во все времена боготворил материализм и наклонен был видеть и понимать свободу лишь в обеспечении себя накопленными изо всех сил и запасёнными всеми средствами деньгами. Но никогда эти средства не возводились в высший принцип как в нашем 19-м веке. « Всяк за себя и только за себя и всякое общение между людьми единственно для себя», — вот нравственный принцип большинства теперешних людей, и даже не дурных людей, а напротив, трудящихся, не убивающих, не ворующих. А безжалостность к низшим массам, а падение братства, а эксплуатация богатого бедным, о, конечно, это было и прежде и всегда, но не возводилось же на степень высшей правды и науки, но осуждалось же христианством, а теперь, напротив, возводится в добродетель. Стало быть, не даром царят там повсеместно евреи, не даром они движут капиталами, не даром же они властители кредита и не даром, повторяю это, они же властители всей международной политики, и что будет дальше – известно и самим евреям: близится их царство, полное их царство. Наступает торжество идей, перед которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды, чувства христианские, национальные и даже народной гордости европейских народов. Наступает материализм, слепая плотоядная жажда личного материального обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами — вот всё, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей. Засмеются и скажут, что это вовсе не от евреев, Конечно, не от одних евреев. Но евреи приложили тут своё влияние.
Традиции и менталитет народа в государстве Венгрия
... королева Беатриче, была итальянкой, благодаря чему в Венгрию проникло немало элементов культуры этой страны. Очень часто в разных источниках ... вызвало новую волну эмигрантов (преимущественно ими были сербы и евреи), которые внесли свой вклад в дальнейшее экономическое и культурное ... поэтому сразу после смерти короля начался долгий период смут. Лишь в начале XIII века, при короле Андраше II, был ...
Наши оппоненты скажут, что богата только верхушка еврейства, что девять десятых евреев бедны и даже нищие. Но что это означает? Не значит ли это именно, что в самом труде евреев (то есть огромного большинства их), в самой эксплуатации их есть нечто неправильное, ненормальное, нечто неестественное, несущее само в себе свою кару. Еврей предлагает посредничество, торгует чужим трудом. Капитал есть накопленный труд, еврей любит торговать чужим трудом! Но всё это пока ничего не изменяет. Зато верхушка евреев воцаряется над человечеством всё сильнее и твёрже и стремится дать миру свой облик и свою суть. Евреи всё кричат, что между ними есть и хорошие люди. Но мы говорим о целом, об идее жидовской, охватывающей весь мир вместо «неудавшегося» христианства…
Говорят, что я враг этого «несчастного» племени. Напротив я именно говорю и пишу, что «всё, что требует гуманность и справедливость, всё, что требует человечность и христианский закон – всё это должно быть сделано и для евреев». Конечно, мне приходит на ум и такая фантазия: «Ну, что если пошатнётся каким-нибудь образом и от чего-нибудь наша сельская община, ограждающая нашего бедного коренника-мужика от стольких зол, — ну, что если тут же, к этому освобождённому мужику, столь неопытному, столь не умеющему сдержать себя от соблазна, и которого опекла доселе община, — нахлынет всем кагалом еврей – да, что тут: тут мигом конец его: всё имущество его, вся сила его перейдёт назавтра же во власть еврея, и наступит такая пора, с которой не могла бы сравниться пора крепостничества, но даже татарщина».
Мы и в интеллигентном еврее видим весьма часто такое же безмерное и высокомерное предубеждение против русских. О, они кричат, что любят русский народ; один так даже писал мне, что он скорбит о том, что русский народ не имеет религии и ничего не понимает в своём христианстве. Понимает ли что в христианстве этот высокообразованный еврей? Самомнение и высокомерие есть одно из самых тяжёлых для нас русских, свойств еврейского характера.
Да смягчатся взаимные обвинения, да исчезнет всегдашняя экзальтация этих обвинений, мешающая ясному пониманию вещей!»
Хочется напомнить читателю, что сравнительно недавно, видимо, ознакомившись с этими мыслями великого русского писателя, придворный (смотрящий) еврей современной России Чубайс, прекрасно понимающий их справедливость и не имеющий аргументов для их опровержения, сказал: «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Его представление о русском как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывает у меня желание разорвать его на куски».
Историография русского церковного искусства
... в нескольких капитальных трудах. "Исследование о русском иконописании" (СПб., 1849. Кн.1-2) И.М. Сахарова явилось следующим шагом в изучении истории русского церковного искусства. В центре ... явлений. В соответствии с особенностями предмета историография русского церковного искусства имеет два раздела: древнерусское искусство и церковное искусство XVIII-XX вв. В каждом разделе выделяется ...
Трудно не согласиться с Достоевским, наблюдая сегодняшний мир.
Смирнов И.П., литератор,