Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики» Метафора, символ и миф в религии

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

Эссе

Предмет: «О

Метафора, символ и миф в религии

Исполнитель, Майорова Ольга Викторовна

г. Усть -Илимск

2018

Религия всегда полна и окутана миром таинственности. Все, что связано с Богом, отражает совсем иной мир, о котором нам только позволительно догадываться. Для того, чтобы передать представления об этом мире людям служат определенные способы.

Классическим орудием, при помощи которого приводится к пониманию целый ряд элементов и отношений, является метафора. Ее особенность состоит в том, что она может передать сущность без излишнего упрощения путем восприятия ее через схожий образец эквивалентной многосложности. Эти свойства метафоры нашли отражение в религии. Исконное предназначение религиозных символов и мифов – придавать смысл человеческой жизни, вследствие чего человек выходит «за пределы обыденного приобретения и потребления[2, с. 34].

Символы в религиозном мире – это еще один способ доказать, что религия таит в себе очень много загадок.

Наша цель – рассмотреть специфику религиозной метафоры, а также символа и мифа в религии.

1.1 Религиозная метафора

Религиозный язык является системой метафор, основанной на

совокупности образов.

В художественной литературе метафора, изображая реальный мир, прибегает к фантастическим образам. Художественная литература описывает, каким мир мог бы быть. Здесь мир возможный соотносится с реальным миром. Метафоры, посредством которых косвенно описывается Бог в религии, являются моделями Его Имени и Его отношения с человеком [4, с. 22]. Метафорическое описание Бога в религии не является просто частным случаем литературного описания этого мира.

Отличительным качеством религиозной метафоры являются объектно-субъектные отношения.

В языке богословия предметом исследования является Высший Субъект, поэтому метафора здесь играет роль обратной связи. Об этом говорит Э. Юнгель в своей работе «Метафорическая истина». Он считает, что Бог открылся миру при помощи Слова. Это и есть метафорический процесс переноса сущностей. Обращение – это метафорическое событие, которое имеет место в метафорическом языке.

35 стр., 17030 слов

Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются ...

... теория функционирования метафор, исходящая из положения о существовании полифункционального образного языкового поля. Во второй главе уже на частном примере материала пьесы Б. Шоу “Дом, где разбиваются сердца” делается попытка ... пьесой, являющейся объектом нашей работы. Материал для практической части работы отбирался с помощью метода сплошной выборки. Первичный анализ был проведён путём полного ...

Метафора делает речь выразительной. Применительно к религии она лучше дает понять ее суть.

Идея жизни и смерти, непрерывного цикла жизни является одной из ключевых в религии, именно образы мира растений помогают выразить абстрактные понятия веры, добра и зла, смысла жизни, любви.

Человечество с первых дней стремилось познать окружающий мир, в том числе религию, и удобнее всего это делать через образы уже известные. Например, для выражения идеи жизни и смерти, любви, веры служат образы растительного мира. Также наиболее часто употребляемыми являются метеорологические метафоры, которые помогают выразить такие понятия, как наказание, грех через образы грома, молнии, грозы. Через образы физиологической и морбиальной метафоры человек олицетворяет весь мир, что помогает ему в процессе жизни[1, с. 16].

1.2 Символ в религии

Весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл.

Религиозные символы, пожалуй, точнее всего соответствуют исходному значению слова «символ». У них есть особая сила воздействовать на жизнь людей, например, соединяя или разъединяя их.

Религиозные символы позволяют окунуться в божественный мир, прикоснуться к его таинствам. Иконы, являясь религиозными символами, помогают человеку обратиться к ликам святых, вступить с ними в диалог, адресуя свои молитвы конкретным образам.

Вся религиозная деятельность организована в соответствии с определенными символами. Символические действия, устанавливающие личностное отношение между человеком и Богом, – это культ.

Культ представляет собой интерпретацию мифа, при этом отнесение к смыслу происходит посредством действия. Миф является словесной интерпретацией символа. Религиозное таинство – это объективное событие, которое происходит с его участниками[3, с. 49].

Много приходится сталкиваться с символами в религиозной литературе. Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками. Образ агнца является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев).

В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем.

Глубокую символику несут также элементы одеяний священнослужителей, предметы богослужения и религиозных храмов. В процессе развития мировых религий появляются и новые символы, знание которых помогает современному человеку глубже понимать религиозное искусство, которое призвано воспитывать, воодушевлять и вдохновлять людей[5, с. 18].

3 стр., 1043 слов

Образы-символы в поэзии Есенина

... за жизнью людей и природы не иначе как из окна: " Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола") Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А ... век свой весь живем. ("Закружилась пряжа...") К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет ...

1.3 Мифология и религия

В последнее время происходит изменение взглядов на мифы, и они служат способом абстрактного средства выражения мыслей.

В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Между тем, они не были не разделимы, так как мифология существует отдельно от религии. Мифология и религия были единым целым только на самых ранних стадиях развития общества.

Религия является культовой системой, то есть системой обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественными. Любой миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему.

Соотношение мифа и религии дает нам понимание мифа не в том чистом виде, как это было принято понимать раньше – невероятные события и персонажи, которые строятся на фантастической основе. Мифы нравоучительны, как сказки, но их сюжет – это вымышленная канва событий.

Между тем, миф – это система кодов, представленных устойчивыми во времени образами, раскрывающими их смысл на разных уровнях. В таком виде миф абсолютизируется и переходит в область религии.

Религия, как и мифология, апеллирует к фантазии и чувствам, но она не смешивает земное и сакральное. Бытия Бога переживается человеком как откровение. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или осуждаются с высшего, божественного абсолютного критерии[2, с. 35].

Мифом можно считать особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В нем объединились зачатки знаний религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Мифология шире религии. Она возможна без нее. Религия невозможна без мифологии, так как без него она перестает быть массовым сознанием.

Различие между мифом и религией состоит в том, что религия – это всегда утверждение личности в вечности, попытка спасения. Поэтому все религии включают в себя культ, вопросы, точнее, мифы о спасении души, о грехе, оправдании и т.д. Мифические персонажи не ищут спасения или утешения. Они действуют и очень активно: сражаются, мирятся, женятся, рождают детей, устраивают пиры и т.д.

Таким образом, содержание мифов само по себе не религиозно, но, когда миф пытается объяснить причины многих непонятных явлений, он сам становится религиозным.

Метафора, миф, символ – вот те составляющие, которые в религии служат способом понимания мира, природы, общества, человека.

Главный признак религии – вера в сверхъестественные силы и существа.

Религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию.

2 стр., 805 слов

«Советский человек — миф и правда»

... советский человек» — один из тех мифов, которые выдавались за правду. Известный французский ученый, изучавший мифологию индоевропейских народов, Ж. Дюмезиль пишет: «Мифы нельзя понять, если оторвать их от жизни людей, ... литературы А. Куприна, чтобы понять: советская Лениниана - это советская мифология. Ставя вопрос о мифе и правде в образе советского человека, мы как будто делаем противопоставление. ...

Важно понять, что религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях, когда для человека важна не рациональная аргументация, а важность сыграть роль утешения и сострадания. Именно метафора, символ и миф способны убедительно донести до человека религиозное мировоззрение, помочь ему в жизненно необходимых ситуациях и понять структуру божественного.

Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.

Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях один из сложнейших, поэтому только сам человек должен решать чему ему верить.

  1. 1.Каламов С.Х. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2015. – 224 с.

  2. Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 264 с.

  3. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Градарики, 2012. — 22 с.

  4. Писманик М.П., Вертинский А.В., Демьяненко С.П. и др. Религии в истории и культуре. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 430 с.

  5. Радугин, А. А. Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие .– М.: Центр, 2016. – 319 с.