Жанры вокальной музыки

  • Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.
  • Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.
  • Оборудование

    Ход урока

    1. Организация учащихся

    2. Формулирование темы и цели урока

    3. Изучение нового материала. Беседа по теме урока. (сопровождается прослушиванием музыкальных фрагментов: Ах, мой милый Августин, романс Белой акации гроздья душистые, Ф.Шуберт Баркаролла, С.Рахманинов Элегия, Э.Григ Заход солнца, русская народная песня Заплетися плетень , серенада Мне не забыть тебя, Песня из к/ф «Приключение электроника » «Крылатые качели»).

    4. Физкультминутка

    5. Итог беседы

    6. Разучивание новой песни «Крылатые качели»

    7. Оценивание учеников

    8. Домашняя работа

    1. Организация учащихся .

    • Долгожданный дан звонок ,

    Начинается урок.

    Здравствуйте ребята! Садитесь!

    2. Формулирования темы и цели урока

    «Жанры вокальной музыки»

    -Главным жанром вокальной музыки является песня . Почему? Как Вы думаете? (ответы детей) . Потому, что песня неразлучна с человеком. Что бы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ, послушаем его.

    Рассказ «Ах, мой милый Августин!»

    (один из учеников читает рассказ)

    Давным–давно жил в городе Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…Где Августин, там радость и веселье, где радость и веселье, там Августин.

    Но однажды в город пришла страшная беда по имени чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по – прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы?.

    3 стр., 1290 слов

    Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма

    ... сочинения — романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. ... одна из главных особенностей «русских песен» Гурилева — использование изящного вальсового ритма ... заниматься музыкой под руководством отца, а затем брал уроки фортепиано и теории музыки ...

    Как то раз, усталый Августин возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где – то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Проплелся он еще немного по каким – то колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма, чем не место для сна, да и ветер не дует, и проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал на кладбище, и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью.

    Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге домой он сочинял песню. В которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил её. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

    Вместе с маленьким певцом эту песню запела вся Вена. И в конце концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми слабовольными.

    А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

    Стоит в городе Вене на площади памятник Августину, и звучит по сей день веселая песенка «Ах, мой милый Августин»

    • Почему рассказ называется «Памятник песне»?(ответы детей)

    — Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на певческую и инструментальную , плясовую , народную и авторскую . Вспомним, чем они отличаются друг от друга (Ответы делей) (Слайд 2)

    3. Изучение нового материала

    «Заплетись плетень»

    частушка. (Слайд 3)

    Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии. Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый, задорный.

    Слушание частушек в исполнении учащихся.

    У рояля три педаля,

    Ролики катаются.

    Как же эти пианисты

    Без руля справляются.

    А у скрипки корпус хлипкий,

    Даже гвоздик ей не вбить.

    Скрипачам и остаётся

    Только музыку любить.

    У кларнета ножек нету,

    Потому он и кларнет.

    А частушка есть частушка,

    Потому, что не сонет

    романсу. (Слайд 4)

    Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные переживания.. Поется о любви, о счастье.

    Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс.

    (Слушание романса)

    серенада. (Слайд 5)

    Слушание Серенады./четкий ритм, зажигательная мелодия/

    элегия(Слайд 6)

    Это очень давний жанр. Ещё в Древней Греции элегией называли траурное, скорбное пение в сопровождении духового инструмента гобоя. Сегодня Элегией называют лирическую песню о любви с грустным оттенком.

    7 стр., 3465 слов

    Песни в творчестве Бетховена. Соотношение традиций и новаторства ...

    ... у него обострилось влечение к излюбленному жанру романтиков – песне (песни на тексты Гёте, обработка шотландских песен, цикл «К далекой возлюбленной»). В фортепианных сонатах заметно тяготение к менее крупным формам ( ... вокальное письмо Гайдна и Моцарта очень удобно и рационально. В хоровых сочинениях венских классиков главным образом используются смешанные составы, изложение, как правило, ...

    «Заход солнца»

    Плавно, как лебедь во влаге прозрачной

    Тихо, качаясь, плывет наш челнок.

    О, как на сердце легко и приятно,

    Нет в нем и тени минувших забот.

    баркарола(Слайд 7)

    Баркарола в переводе с итальянского языка обозначает песнь лодочника. В 17 веке в итальянском городе Венеции были распространены песни лодочников, которые на таком необычном для города транспорте перевозили людей по Венецианским каналам с одного места на другое. Плавно раскачиваясь от мерных ударов весла, лодка медленно скользила по воде, отсюда и характер песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к природе, красота окружающего мира.

    «Венецианская ночь»

    4. Физкультминутка, Головами покачаем, носиками поболтаем,, И зубами постучим и немножко помолчим., Плечиками мы покрутим и про руки не забудем,, Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,, Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем.

    шлягер. (Слайд 8)

    Шлягерами называют песни или мелодии, пользующиеся популярностью в какое – то определенное время. Этот жанр наиболее распространенный в современном искусстве. Песня из к/ф «Приключение электроника » «Крылатые качели»

    5 .Итог беседы

    6. Разучивание песни(Слайд 9)

    — Ребята именно эту песню сегодня на уроке мы с вами разучим. Послушайте его еще раз и скажите, как может называется эта песня? Какие слова вам помогли найти такое название ? О чем эта Песня? Какая она эта песня(спокойная, грустная , веселая)? И кто исполняет эту песню?

    После того ка дети послушали песню отвечают на вопросы.

    • На экране вам даны слова песни 1 куплет и припев , запиши в тетради.

    После того как дети запишут 1 куплет и припев песни , включается песня дети смотрят в тетрадь и пою песню .

    7. Оценивание учащихся

    • Ребята молодцы ! 2-3 куплеты мы свами запишем на следующем уроке. За урок «5», «4»,…….

    8. Домашняя работа.