Разработка информационной системы для зоомагазина

Дипломная работа

В современном мире, необходимо отвечать всем вызовам, появляющимся в процессе ведения бизнеса.

Наряду с магазинами для человека появились и магазины для животных, зоомагазины. Данный рынок активно развивается, по этому конкуренция на данном направлении велика. Прогресс идёт вперёд и бизнес вынужден, отвечать постоянно изменяющимся требования, к доступности информации. Многие потребители не желают терять время на поход в зоомагазин, и всё чаще пользуются интернет-магазинами. Перед предпринимателями встала задача, внедрения информационной системы по товарам, представленным в зоомагазине. Информация является наиболее важным ресурсом, а внедрение информационных систем, стало необходимым условием, для ведения конкурентно способного бизнеса.

Многочисленные задачи, решаемые с помощью информационных систем, повлияли на разнообразные системам, которые отличаются:

  • принципом построения;
  • правилами обработки информации;
  • вывода информации.

Для успешного написания и внедрения информационной системы необходимо с особым внимание подходить к разработке и описанию модели информационной системы. Облегчает задачу, накопленный на данный момент опыт проектирования информационных систем, он показывает основные сложные моменты, такие как:

  • трудоёмкость;
  • длительность;
  • высокая квалификация специалистов, участвующих в разработке.

Информационная система позволит облегчить ведение учёта, хранения и накопления имеющийся и получаемой информации. Потребность во внедрении таких систем, существует и не у крупных фирм. Для проведения учёта:

  • товара в наличии;
  • поставок товара;
  • продаж;
  • пере сорт товара;
  • брак товара.

Создание информационной системы позволит, сократить время обработки и получения заинтересованным лицам информации, по всем выше перечисленным процессам.

Разработка информационной системы, будет осуществиться с помощью Access(реляционная система управления базами данных), Delphi 7 (интегрированная среда разработки).

Почему именно на Delphi 7, имеется ряд особенностей, которые помогли сделать выбор, такие как:

  1. Очень удобная и доступная среда обработки, в которой имеется быстрый отладчик, который доступен в необходимый момент времени;
  2. Справочная система, позволяет использование в виде контекстного меню, что даёт возможность изучать язык программирования;
  3. Хорошая скорость компиляции;
  4. Имеется возможность работы со вставками;
  5. Нет необходимости в сторонних библиотеках;
  6. Использование компонентной модели программирования, что даёт возможность использовать компоненты, разработанные другими программистами, без использования исходного кода. Позволяет, из выше сказанного, сократить время разработки;
  7. Достаточно быстрый браузер классов, а также вывода подсказки авто завершения кода.

Также рассмотрим Access (реляционная система управления базами данных), стоит отметить наличие VBA, встроенный язык программирования. Данное наличие существенно расширяет возможности исходного варианта улиты, что в свою очередь создаёт удобство в работе. Рассмотрим особенности, которые помогли сделать выбор, такие как:

7 стр., 3387 слов

Защита информации в информационных системах

... от владения конфиденциальной информацией. Защита информации от компьютерных вирусов (защита информации в информационных системах) предполагает средства защиты информации в сети, а точнее программно аппаратные средства защиты информации, которые предотвращают несанкционированное выполнение вредоносных программ, пытающихся завладеть данными и выслать ...

  1. Простой интерфейс, позволяющий создавать собственную базу данных, а также разрабатывать приложения, с помощью втроенных средств;
  2. Процессы позволяющие хранить данные в одном файле, но имеющие возможность распределения их по разным таблицам. К таким данным относятся не только информация помещённая в таблицы, но и другие объекты из базы данных;
  3. Возможность пользоваться большим количеством мастеров, выполняющих основную работу при работе с данными и разработке приложения;
  4. Так как Access, является продуктом Microsoft, то он очень популяре и доступен для использования;
  5. Производитель периодически обновляет продукт;
  6. Очень удобна совместимость с Windows;
  7. Возможность использования пользователями разной подготовленности, как ранее писалось большое количество мастеров, понятный интерфейс;
  8. Возможность по импорту (экспорту) данных имеющихся в разных форматах, таких как таблицы Excel, текстовые файлы, до любой серверной СУБД, благодаря механизмам ODBC;
  9. Встроенный язык макрокоманд.

Все выше перечисленные условия и привели нас к возможности написания информационной системы для зоомагазина, на Delphi 7, с возможностью использования Access.

Предмет исследования

В информационной системе по учёту товаров в зоомагазине необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и внедрить, автоматизированную систему, для удобного поиска товара в магазине;
  • разработать систему, которая с помощью базы данных будет контролировать наличие товара.

Данная система поможет сократить количество ошибок, связанных с пере сортом, проблемами вывода остатков на складе и зале зоомагазина, анализировать срок хранения товаров и как факт выставлять на продажу товары, с более ранним сроком, что поможет существенно сократить расходы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Анализ предметной области

Зоомагазин осуществляет торговую деятельность, с целью получения прибыли.

Торговую деятельность деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

7 стр., 3140 слов

Современные системы хранения данных

... базы данных, люди, различного рода технические и программные средства, связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Реализация функций информационной системы ... внешних систем хранения данных. В сочетании с широким выбором уровней аппаратной защиты (RAID10, RAID5, RAID6) и возможностью разделения системы на виртуальные СХД такие системы являются ...

В магазине представлен ассортимент товаров:

  • мелкие животные;
  • корма;
  • ветеринарные товары;
  • клетки;
  • переноски;
  • средства ухода;
  • игрушки;
  • др. товары для содержания

Для увеличения прибыли было принято решение о разработке и продвижении Информационной системы для зоомагазина.

Информационная система позволит, ускорить получение информации о наличии товара в наличии. Также проще проводить анализ по популярности покупаемых товаров.

Рассмотрим организационную структуру зоомагазина (Рисунок 1) (Таблица 1).

В зоомагазине работают:

  • директор;
  • бухгалтер;
  • консультант;
  • два продавца/фармоцевта(наличие, среднего ветеринарного образования);
  • шофер/экспедитор;
  • уборщица.

В зоомагазине работают два продавца/фармацевта отвечающие за реализацию, консультацию покупателей и правильное хранение препаратов.

Консультант контролируют своевременное пополнение запасов, грамотное оформление витрин (для привлечения покупателей), наличие ветеринарных справок, занимается кормлением и уходом за животными.

Для доставки товаров, животных в магазине работает шофер/экспедитор, занимается доставкой товара, при необходимости выполняет поручения директора.

В магазине присутствует ставка уборщицы, которая следит за помещениями, принадлежащими магазину, также за чистотой в клетках, террариумах, аквариумах.

Бухгалтер работает на удалённом доступе и занимается отражение все операций торговой деятельности.

Координирует и осуществляет контроль, за деятельностью магазина директор. Занимается взаимодействием с контрагентами, продвижение рекламы магазина, распределение денежных потоков предприятия.

Директор также занимается мониторингом данных, о новых кормах, сопутствующих товарах, старается найти более выгодные цены или прочие плюса, для сокращения расходов зоомагазина.

Так как в магазине присутствуют животные, то директор строго контролирует уход, уборку за представленными животными.

Вовремя проводит, все необходимые профилактики по работе климат контролю, так как товар требует специального режима хранения.

Директор контролирует и анализирует действия конкурентов, вовремя отслеживает появления у них новинок, способов стимулирования продаж.

Контролирует своевременное переоформление всех необходимых документов для дальнейшей деятельности. Также в зоомагазине имеется возможность, при крайней необходимости получить консультации у ветеринарного специалиста. Все животные, находящиеся на территории магазина, имеют ветеринарные паспорта, со всеми необходимыми прививками.

 теоретическая часть 1
Рисунок 1 — Структура предприятия

Таблица 1 — Фонд оплаты заработной платы, Конкурент анализ

Чтобы информационная система работала более эффективно, необходимо провести конкурент анализ. Рассмотрим несколько зоомагазинов.

12 стр., 5780 слов

Выставки-ярмарки как инструмент продвижения товара

... рисунок 1.1). Рисунок 1.1 - Основные этапы подготовки и участия предприятия в работе ярмарок и выставок Для участия в выставке, предприятию необходимо чётко определить цели такого участия и правильно выбрать выставку, ... Частным случаем межотраслевых ярмарок являются специализированные ярмарки и выставки. Такие ярмарки специализируются в зависимости от экспонируемых на них товаров и ориентированы на ...

Зоомагазин «Бетховен» (Рисунок 2), имеет целую сеть. Начал свою деятельность в 1993 году, к 2018 году у данной сети, более 70 магазинов в Москве и Московской области. Все магазины оформлены в одном стиле. Торговая деятельность происходит, как самообслуживания, для создания более комфортных условий для покупателей. Ассортимент, более 17 000 наименований в каждом магазине. Представлены зарубежные и отечественные товары, как эконом класса, так и премиум. В сети присутствуют постоянные покупатели, так как сеть предоставляет возможность купить по более низким ценам, в одном месте, самые разнообразные товары для питомцев:

  1. Корма, лакомства;
  2. Клетки, игрушки, наполнители;
  3. Средства по уходу за питомцами;
  4. Поводки, шлейки;
  5. Аквариумы и аксессуары к ним;
  6. Ветеринарные препараты.

В сети развита система скидок на покупки, превышающие определённую сумму, также при этом предоставляется бесплатная доставка до квартиры покупателя. Эти меры способствуют расширению количества покупателей. Благодаря узнаваемости, данная сеть вытесняет не большие зоомагазины, конкурировать с такой большой сетью трудно. Но преимущество не больших магазинов в более эксклюзивных товарах, и манёвренности, т.к. большие сети не поворотливы, им надо время на изменение ассортимента. Также обили товара, при выборе в интернете, приводит к усталости покупателя, что не очень хорошо.

Таблица фонд оплаты заработной платы 1
Рисунок 2 – Сеть магазинов «Бетховен»

Зоомагазин «Четыре лапы» (Рисунок 3), также как и «Бетховен», является сетью. Занимает одно из лидирующих мест на рынке зоотоваров. Имеет около 135 магазинов в 15 регионах России. Четыре лапы работает на прямую с производителями кормов, контролирует качество товара. Так как работает на прямую с производителями, то цены на товары очень умеренные. Также предлагают разнообразный ассортимент зоотоваров. Персонал зоомагазинов имеет ветеринарное образование, что положительно сказывается на консультировании покупателей. Предоставляют возможность заказа товаров через интернет, с последующей доставкой в удобное для покупателя время.

В данной сети разработана система скидок, акций, а также ежемесячные начисления бонусов, при покупках превышающих определённую сумму. Предоставляется бесплатная доставка постоянным клиентам.

Таблица фонд оплаты заработной платы 2
Рисунок 3 – Сеть магазинов «Четыре лапы»

Зоомагазин «Питомец» (Рисунок 4), имеет отличия от двух предыдущих.

«Питомец» кампания предоставляет более комплексные услуги, также является сетью. Все товары только от ведущих производителей. Ассортиментная политика кампании, является очень широкой и разнообразной. Широкий ассортимент отечественных и зарубежных товаров, но также предоставляется живой корм, для экзотических животных, млекопитающих, рыб и др. Также в зоомагазинах «питомец», продаётся живой товар: птицы, грызуны, рептилии, рыбы, собаки, кошки, хорьки, морские свинки, разнообразные хомяки, представлены разнообразные аквариумные растения. Также предоставлений услуг по аква дизайну, консультации специалистов, по правильному оснащению аквариума, выборе рыб, кормов, витаминов для них. Также предоставляется возможность доставки, установки и оснащения аквариума специалистом на дому, офисе. При магазинах открыты пункты ветеринарных клиник, с большим спектром услуг. Также предоставляются услуги грумера (парикмахер для кошек, собак).

22 стр., 10904 слов

Теория проектирования удаленных баз данных

... сравнению с одноранговой сетью. В подавляющем большинстве случаев локальная сеть используется для коллективного доступа к базам данных. 1.1.2 Основные тенденции развития средств удаленного управления Общие положения. Удаленный доступ ... удаленного доступа. Feature Release 1 доступен для обладателей Subscription Advantage. Он включает Service Pack 2 for MetaFrame 1.8, а также набор новых возможностей, ...

Таблица фонд оплаты заработной платы 3
Рисунок 4 – Сеть магазинов «Питомец»

Таким образом, можно сделать вывод, что сеть зоомагазинов осуществляет свою деятельность по розничной продаже товаров, в своём сегменте рынка. Проводит продажу товаров, как эконом, так и премиум класс для животных. Основными конкурентами являются крупные сети такие как: «Бетховен», «Четыре лапы», «Питомец».

Модель зоомагазина

Зоомагазин работает в полном взаимодействие в внешней средой. Покупатели приходят в зоомагазин, знакомятся с представленными товарами, консультируются. Оплата проходит, как картами, так и наличным расчётом, для удобства покупателей. Зоомагазин предоставляет доставку товара, при необходимости, услуга платная.

В магазине представлен огромный ассортимент продукции.

Стеллажи зоомагазина расположены, так что покупателю не затруднительно пройти и ознакомится, с заинтересовавшим его товаром.

Бухгалтер, проводит все необходимы расчёты, по покупке/продаже товара, оплата налогов, оплата аренды, коммунальных платежей, рассчитывает заработную плату, отпуска. Премии, переработки, а также больничные листы.

Директор следит за тем, чтобы оплаты по договорам, выдача заработной платы были своевременными, следит за качеством предоставляемых услуг.

Рассмотрим бизнес-процессы.

Бизнес-процессы представляют собой слаженную систему взаимодействия, с помощью которой происходят процессы продажи/покупке, представляющие ценность для потребителя.

Если рассматривать основные бизнес-процессы зоомагазина, то мы увидим:

  • закупка товара. Происходит закупка необходимого товара у партнёра/поставщика, складирование. Также проходят расчёты с партнёром/поставщиком;
  • продажа товара. Продажа товаров в магазине, возможность доставки;
  • поддержание финансового контроля зоомагазина.

Бухгалтер, чётко контролирует доходы и расходы, готовит отчётность. Генеральный директор со своей стороны, контролирует движение денежных средств;

  • отслеживание качества товара зоомагазина;
  • отслеживание появления новинок на рынке;
  • отслеживание новых акций, для внедрения в зоомагазине;
  • продвижение рекламы зоомагазина.

Пиар-группа продвигает рекламу магазина (Рисунок 5).

11 стр., 5339 слов

Разработка базы данных на языке SQL

... для реализации базы данных была использована СУБД реляционного типа - MS SQL Server. В рамках курсовой работы были поставлены следующие задачи: Анализ предметной области магазин «Канцелярские товары». Проектирование БД ...

1.2 Анализ существующих решений

На данный момент альтернативным решением является разработка информационных систем с помощью программы 1С Предприятие 8.3 (Рисунок 6).

 анализ существующих решений 1
Рисунок 5 – Реклама зоомагазина
 анализ существующих решений 2
Рисунок 6 – Главное окно, 1С Предприятие 8.3

Достоинства при разработке информационной системы в 1С Предприятие 8.3.

  1. Инструменты описания структурных данных (визуальные);
  2. Инструменты для описания программного кода;
  3. Инструменты для описания интерфейса;
  4. Инструменты описания отчётов;
  5. Инструменты для отладки программного кода;
  6. Профилирование.

В её наличии:

  1. Справочная система;
  2. Возможность ролевой настройки прав;
  3. Возможность создания дистрибутивов;
  4. Возможности удалённого обновления приложений;
  5. Возможность ведения журналов диагностики;
  6. Возможность создания Web-приложений и приложений для КПК;
  7. Поддержка коллективной разработки;
  8. Возможность отследить историю изменений.

При всех положительных моментах 1С это огромная эко система и внедрять её необходимо не одним компонентом, а полностью, распространяя на все области бизнеса. Также, при сбое одного компонента происходит разлад системы в целом, что негативно влияет на работу фирмы, и требует дополнительных затрат. Приведённые выше возможности, говорят о том, что 1С не предназначена на программистов с любым уровнем подготовки, необходимы специалисты в данной области. Также не маловажным отличием от написания информационной системы на Delphi 7, с возможностью использования Access, в отличии от 1С это стоимость.

Написание на 1С и дальнейшее её обслуживание, увеличивает расходы, а как мы помним зоомагазин не большой. Также нет необходимости в большинстве функций систем 1С. Delphi 7, с возможностью использования Access, решают узко специализированные задачи, материально фактически не несёт расходов. Решает все поставленные задачи по написанию и внедрению информационной системы, прост в использование, для не подготовленных сотрудников, отвечает всем требованиям приведённым выше.

1.3 Обоснования выбора средств разработки

На данный момент альтернативным решением является разработка базы данных с помощью MSSQL. Рассмотрим данный программный продукт.

MSSQL не является полностью реляционным языком. На это указывают следующие проблемы:

  1. Неопределённые значения;
  2. Повторяющиеся строки;
  3. Указание порядка колонок слева направо;
  4. Использование указателей;
  5. Высокая избыточность.

Вызывает сложность в написании программ, отсутствуют возможности защиты и восстановления информации, ограничения на объём данных, наличие ошибок при установке связей между таблицами в запросах, формируемых визуальными данными. Проведя анализ по данным приведённым выше, выбор был сделан в пользу Access.

16 стр., 7525 слов

Создание и ведение баз данных

... ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, ... данными в базе данных предполагает необходимость существования некоторого лица (группы лиц), на которое возлагаются функции ад­министрирования данными, хранимыми в базе. Классификация баз данных технологии обработки Централизованная база Распределенная база ...

Access – это реляционная система управления базами данных разработанная корпорацией Microsoft, которая также входит в набор компонентов Microsoft Office.

Access отлично подходит в качестве базы данных для небольшого зоомагазина т.к. имеет следующие функции:

  1. Возможность создания таблиц
  2. Возможность создания связей между таблицами
  3. Использование разных видов данных

Немного подробнее о пунктах, «2. Возможность создания связей между таблицами и «3.Использование разных видов данных», а именно Access позволяет использовать разные виды связей (Рисунок 7):

  1. Связь «один к одному» используется, когда одна запись в одной таблице связана с одной записью в другой таблице, и наоборот. Например, с одним специализированным файловым сервером может быть связан только один специалист по ремонту.
  2. Связь «один ко многим» используется, когда одна запись в таблице связана со многими записями в другой таблице. Например, один сотрудник может использовать много активов, в частности компьютер, стул и стол.
  3. Связь «многие ко многим» используется, когда несколько записей в одной таблице связаны с несколькими записями в другой таблице. Например, предположим, что компания владеет большим количеством компьютеров и для их обслуживания привлекаются несколько технических специалистов. Многие технические специалисты отвечают за несколько компьютеров.

Также не стоит забывать о возможности использования разных типов данных (Рисунок 8).

Delphi 7

Delphi 7 – Это интегрированная среда разработки, которая была разработана компанией Borland в 2003 году, назначением Delphi является быстрая разработка приложений, так же стоит упомянуть, что Delphi является объектное ориентированным языком программирования, также Delphi позволяет работать с выбранной ранее системой управления базами данных Access.

Помимо среды разработки Delphi были использованы дополнительные пакеты для разработки, а именно:

  1. Alphacontrols;
  2. Devexpress vlc.

Так же для разработки была использована технология ADO, которая позволяет заменить собой технологию BDE.

ADO – это интерфейс разработки приложений, который используется для получения внешних данных. Был разработан корпорацией Microsoft и используется в Delphi.

 обоснования выбора средств разработки 1
Рисунок 7 — Виды связей
 обоснования выбора средств разработки 2
Рисунок 8 — Типы данных используемые в Access

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проектирование базы данных

Основываясь на всех ранее полученной информации была построенная следующая база данных (Рисунок 9):

10 стр., 4579 слов

База данных для библиотеки

... проприетарным, и у библиотеки нет возможности его приобретения. В связи с этим было принято решение создать новую базу данных, на основе существующей, и ... базе данных и процесса распознавания фрагмента изображения. В четвертой части демонстрируются пользовательский интерфейс и принципы работы с программой. 1. Анализ предметной области Предметная область представляет собой реальную библиотеку на ...

Атрибуты Таблиц:

Категории:

  • код категории (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • название (Название категории, тип данных – текстовый).

Фирма:

  • код фирмы (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • описание (Полное описание фирмы, тип данных – текстовый);
  • название фирмы (Название фирмы, тип данных – текстовый).

Наличие:

  • код наличия (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • наличие (наличие/отсутствие товара, тип данных – текстовый).

Товар:

  • код товара (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • название (наименование товара, тип данных – текстовый);
  • цена (указывает цену за конкретный товар, тип данных – денежный);
  • код категории (внешний ключ, служит для связи с таблицей «Категории», тип данных – числовой);
  • код фирмы (внешний ключ, служит для связи с таблицей «Фирма», тип данных – числовой);
  • код наличия (внешний ключ, служит для связи с таблицей «Наличие», тип данных – числовой);
  • кол-во (Количество товара на складе магазина, тип данных – числовой).

Руководство:

  • код руководства (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • код товара (внешний ключ, служит для связи с таблицей «Товар», тип данных – числовой);
  • руководство (Руководство к товару используется преимущественно для животных, тип данных – текстовый).

Скидки/Акции:

  • код акции (уникальный индификатор/является первичным ключём, тип данных – счетчик);
  • код Товара (внешний ключ, служит для связи с таблицей «Товар», тип данных – числовой);
  • описание (Описание скидки и условия получения скидки, тип данных – текстовый);
  • дата начала (дата начала акции);
  • дата окончания (дата окончания акции).

 практическая часть 1
Рисунок 9 — Схема данных в Access

2.2 Разработка пользовательского интерфейса

Для того что бы разработать интерфейс программы, были спроектированы следующие макеты:

  • макет главное окно (Рисунок 10);
  • макет окна список товаров (Рисунок 11);
  • макет окна товар (Рисунок 12).

    19 стр., 9396 слов

    Технология защиты персональных данных

    ... адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 3) цель обработки персональных данных; 4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; Специальные категории персональных данных. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических ...

Макет Главного окна состоит из:

  • кнопки «Домашние питомцы» — данная кнопка открывает окно список товаров по категории «домашние питомцы»;
  • кнопки «Корма» — данная кнопка открывает окно список товаров по категории «корма»;
  • кнопки «Игрушки» — данная кнопка открывает окно список товаров по категории «игрушки».
 разработка пользовательского интерфейса 1
Рисунок 10 – Макет главного окна

Макет окна список товаров состоит из:

  • кнопки «посмотреть товар» — данная кнопка открывает окно товар по выделенному пользователем товару;
  • кнопки «назад» — данная кнопка возвращает пользователя к главному окну;
  • таблицы «список товаров» — таблица формируется в зависимости от нажатой кнопки, тем самым отсортировывая не интересующий пользователя товар, таблица состоит из таких атрибутов как картинка, название, цена, количество.
 разработка пользовательского интерфейса 2
Рисунок 11 – Макет списка товаров

Макет окна товар состоит из:

  • картинки товара – изображения выбранного ранее товара;
  • название товара – отображает название товара выбранного в окне список товаров;
  • описание – отображает описание товара, либо руководство в случае домашнего питомца;
  • информация о товаре – отображает техническую информацию о товаре, такую как цена, количество;
  • рекомендованный товар – изображения рекомендованного товара с возможностью перейти к товару, при нажатии на изображение.
 разработка пользовательского интерфейса 3
Рисунок 12 – Макет окна товара

Кнопки «назад» — данная кнопка возвращает пользователя к окну список товаров.


1