Сергей Васильевич Рахманинов. «Всенощное бдение»

Всенощное бдение — это последняя работа написанная композитором в России, во время первой мировой войны и перед началом разгула страшной революционной стихии, результатом которой стало исчезновение русской православной практики практически на век.

Думаю что в большинстве случаев словосочетание “русская духовная музыка” вызовет ассоциацию с “всенощным бдением” Сергея Рахманинова. Во всяком случае, одну из первых — точно (наряду с его же «Литургией» и подобными циклами П. И. Чайковского).

Конечно, можно возразить, что «самое знаменитое» еще не означает автоматически «самое лучшее»: ведь здесь имеет значение тот факт, что Рахманинов- светский композитор первой величины, имя которого знает весь мир, и в силу этого любое его произведение просто обречено быть более известным, чем подобное, но принадлежащее перу не столь популярному. Но, с другой стороны, А. Д. Кастальский — самый яркий и авторитетный представитель «новой московской школы» церковной музыки — назвал «Всенощную» Рахманинова «венцом московской школы»! Это очень серьезное признание, к которому нельзя не прислушаться.

Наша цель в данной работе это более подробно и детально познакомиться с циклом С.В. Рахманинова; форма, “палитра хора”, основные средства музыкальной выразительности, предпосылки к созданию, всенощное богослужение, опора на церковные догматы — все эти задачи будут рассматриваться, и разбираться в данной работе.

С.В. Рахманинов, потрясённый звучанием собственного сочинения, признался: “Я не думал, что написал такое произведение”.

Предыстория.

“Музыка к Литургии и Всенощному бдению, созданная Рахманиновым в начале прошлого века стала неотъемлемой частью церковной жизни целого поколения русских православных людей, вошла в русское православное искусство наряду с самим первоисточником русского музыкального искусства — знаменным распевом”.

Звонари были артистами

Всенощное бдение

Так же делал попытки склонить C.В. Рахманинова к созданию произведения в сфере духовной музыки и другой крупнейший авторитет в области церковной музыки, А.Д. Кастальский, который, в 1903 году подарил ему одно из своих духовных сочинений с надписью: “ Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А.Д. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова… » Именно к А.Д. Кастальскому C.В.Рахманинов обращался за советом в период работы над Литургией.

26 стр., 12841 слов

Систематизированный комплекс творческих заданий на х музыки в начальной школе

... на уроках музыки в начальной школе». Объект исследования: процесс постижения музыкального произведения на уроках музыки в начальной школе в ходе работы над творческими заданиями. Предмет исследования: система методов творческих заданий на уроках музыки, направленная на ... миром человек [35]. Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во ...

В феврале 1915 года на одной из очередных репетиций синодального хора на пультах появилась новая партитура в синей обложке. Раскрыв ноты, мы увидели надпись : “ С.В. Рахманинов. “Всенощное бдение”. Партитура, как и вообще все ноты синодального хора, была размножена литографским способом и не прошла еще через какое-либо издательство. Нам предстояло первым исполнить это произведение на концертной эстраде”, — вспоминал Александр Смирнов, один из певчих Московского синодального хора.

Работа над “Литургией” и Всенощной C.В.Рахманинова вызывала и у музыкантов ощущение радости. К репетиции приступали с волнением. Обычно перед разучиванием дирижер Николай Данилин один раз проигрывал новое произведение, теперь же он сделал это дважды, сопровождая показ короткими замечаниями: “Послушайте еще раз”, “Это только кажется, что трудно. Трудно исполнять на рояле, а в хоре легко”. Вся подготовка к концертам проходила в атмосфере большого творческого подъема.

Сергей Васильевич Рахманинов сам присутствовал на репетициях, хотя по традиции на спевки синодального хора почти никто не допускался.

“Однажды во время репетиции стеклянная дверь вдруг распахнулась, и в зал вошел медленной уверенной походкой мужчина необыкновенно высокого роста; он прошел средним проходом к первым рядам кресел, сел и, раскрыв точно такую же партитуру, как и у нас, начал слушать. Дирижер не остановил хор, но все догадались, что это Сергей Рахманинов. С того дня аккуратно к началу репетиции являлся и Сергей Васильевич, садился на то же место, внимательно следил за исполнением, одновременно со всеми перелистывал страницы и… безмолвствовал. Лишь один раз вместо С.В. Рахманинова пришла его жена, прослушала всю спевку, а в перерыве читала книгу”, — вспоминает А.Смирнов о репетициях “Всенощной”.

«Литургия Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова была впервые исполнена в 1910 году, в зале Синодального училища. Повторные исполнения проходили в Большом зале Консерватории.

Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве хором Синодального училища. Регент Синодального хора с 1910 года, Николай Данилин, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Впервые он встретил Сергея Рахманинова, еще, будучи студентом училища, и эта встреча впоследствии переросла в близкую дружбу. Игра молодого Рахманинова произвела на Николая Данилина неизгладимое впечатление. Именно с Николаем Данилиным сотрудничал Рахманинов при создании хоровой партитуры “Всенощной”.

В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны).

Несмотря на правило, запрещавшее аплодисменты во время исполнения духовной музыки, слушатели после заключительного аккорда “Всенощной” каждый раз начинали бурно аплодировать.

В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища — там, где проходили все репетиции.

После 1917 года это произведение долгие годы не исполнялось. Одной из первых запрещенную русскую духовную музыку включила в свои концертные выступления капелла под управлением Юрлова. 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Затем это произведение стали ежегодно исполнять в полном объеме в московском храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, правым хором под управлением известного регента Николая Матвеева. Чтобы услышать “Всенощную” С.В.Рахманинова 1 апреля, накануне дня рождения композитора, в храм приходило множество москвичей. ”

6 стр., 2762 слов

Духовная музыка С.В. Рахманинова: концерт для хора «В молитвах ...

... Синодальным хором 12 декабря этого же года в Москве. В концерте уже прослеживаются те особенности письма молодого С. Рахманинова, которые в полной мере воплотятся в более поздних духовных произведениях ... начал общества. Духовная музыка - весьма востребованная область творчества русских композиторов XIX столетия. Сочинений для церкви не писал, пожалуй, лишь А.П. Бородин, крайне редко обращался к этому ...

“ Я — русский композитор

Сегодня Литургия и Всенощная С.В. Рахманинова исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице, Дево, радуйся”. Полностью Литургию и Всенощное бдение Сергея Рахманинова исполняет хор под управлением регента Алексея Пузакова в храме святителя Николая в Толмачах.

Исполнение Литургии Сергея Рахманинова в храме на Большой Ордынке в середине 80-х годов было удивительным событием и церковной и культурной жизни тех лет. Два раза в год на исполнение литургии хором под управлением Николая Матвеева — знаменитого регента — сюда собиралась московская интеллигенция. Постоянно приходил сюда профессор МГУ А.Козаржевский. В этом храме впервые в годы советской власти стали исполнять Литургию Рахманинова. Архиепископ Киприан (Зернов), который здесь настоятельствовал, был ценителем музыки, в молодости — актером. Поэтому не случайно, что именно он решился возродить это произведение Рахманинова к церковному звучанию.

Всенощное богослужение.

Основные церковные службы- Всенощное бдение и Литургия.

Церковные службы выкристаллизовывались на протяжении веков в довольно сложную композиционную систему. Каждый день церковного года посвящается какому-либо празднику: великому (так называемому двунадесятому), среднему и малому (воспоминание святого или иконы).

В связи с этим в службе данного дня совершаются некоторые изменения, требующие чтения дополнительных молитв, отражающих недельный круг церковного календаря. Например, понедельник посвящается воспоминаниям ангельских чинов, вторник — пророкам и Иоанну Предтече. В среду церковь вспоминает предательство Иуды. Четверг посвящается воспоминанию апостолов и святителя Никола Мирликийских чудотворца — день прославления Богородицы, святых мучеников и всех святых, день поминовения усопших.

Девять повседневных служб замыкаются в суточный круг богослужений, который представляет собой логический выстроенный ряд последований вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов (первого, третьего, шестого и девятого) и литургии.

Начинается суточный круг церковных богослужений с вечерни. Так как, следуя библейскому учению, мир был сотворен с вечера (Бытие. 1, 1-5):

В начале сотворил Бог небо и земною., Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною;, И Дух Божий носился над водою…

Суточный круг включает в себя девять служб, которые в свою очередь объединяются по три в разные время суток. Вечернее время состоит из часа девятого, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и часа первого, а полуденное делится на час третий, шестой и литургию. На востоке первый час считается часом восхода солнца, по русскому счислению он соответствует утреннему седьмому часу. Далее, соответственно, третий час будет девятым, шестой — двенадцатым часом дня, а девятый — третьем пополудни.

14 стр., 6983 слов

«Симфонические танцы» С. В. Рахманинова. Программность произведения ...

... Симфонических танцах» используется 4 цитаты, отсылающих к конкретному произведению: Средневековая грегорианская секвенция Dies irae. Знаменное песнопение «Благословен еси Господи» (использованное Рахманиновым ... Рахманинова – ведь это был поздний период его творчества, ... интонациях мотива «Dies irae» (день гнева). Вырастающая на мрачном и ... смерти, Боге и дьяволе. Иными словами, «Симфонические танцы» ...

Богослужебные часы проходят в чтении коротких молитв, символизирующих славословие Богу за дарованы человечеству свет (первый час); воспоминание о Святом Духе, ниспосланном на апостолов в день Святой Троицы (третий час); воспоминание о распятии Иисуса Христа (час шестой) и его смерти (час девятый).

Вечернее богослужение, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней, называется Всенощным бдением. Такое название оно имеет потому, что в древние времена служба начиналась с вечера и заканчивалась утром, то есть всю праздничную ночь верующие проводили за молитвами. В наши дни такая практика богослужения сохраняется лишь в некоторых монастырях, например на святой горе Афон в Греции.

Всенощное бдение состоит из трёх частей: вечерни, утрени и первого часа.

В начале вечерни открываются Царские врата. Священник с дьяконом совершают каждение алтаря (благовонный ладан, источаемый кадилом, символизирует возношение наших молитв к Богу), а открытие Царских врат и каждение алтаря означает явление славы Божией в Сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю после их сотворения.

Восстание! Господи, благослови, Благослови, душе моя, Господа

После каждения храма и пения псалма Царские врата закрываются, храма и пения псалма Царские врата закрываются, храм погружается в темноту. Остаются зажжёнными лишь лампады и свечи — как огоньки жизни на земле, как молчаливые души, обращённые к своему создателю.

протяженное моление

После пения хора псалма “Блажен муж” начинается первая группа стихир, которая так и называется “стихиры на Господи, воззвах”:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; услыши мя, Господи., Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего., Внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи., Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою,, Воздеяние руку моею, жертва вечерняя., Услыши мя, Господи.

В переводе на современный русский язык означает : “Господи, к тебе взываю: услышь меня. Услышь меня, Господи. Внемли голосу моления моего. Когда взываю я к Тебе. Услышь меня, Господи. Пусть молитва моя устремится к Тебе, как благоухание пред Тобою, воздеяние рук моих пусть будет жертвой вечерней. Услышь меня, Господи” .

Далее поются стихиры в честь празднуемого события. Вся первая группа стихир символизирует горестные мысли праотца Авраама после грехопадения, а также о том, что человек на земле не может жить без помощи Божией.

“Премудрость, прости!”

“Свете тихий”

Житие святого епископа Афоногена — наставника христиан города Севастии, жившего во II веке н.э., рассказывает, что впервые эта песнь прозвучала из уст святаго Афонагена, когда язычники вели его на место казни:

Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго,, Святаго, Блаженнаго, Иисуса Христе!, Пришеде на запад солнца, видевшее свет вечерний,, Поем Отца, Сына и Святаго Духа. Бога., Достоин еси во вся времена пет бытии гласы преподобными,, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит.

(Тихий Свет Святой Славы Бессмертного небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, пришедше к концу дня, глядя на закат солнца, воспеваем Отца и сына и Святого Духа, Бога. Достоин Ты быть воспеваемым во все времена голосами верных Твоих, Сын Божий, дающий нам жизнью потом мир и прославляет Тебя).

9 стр., 4302 слов

По основам православной культуры, «Православные праздники»

... праздники. 2.1.Пасха. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. ... храмах «Воскресения Словущего», посвященных празднику Обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме Св. Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник () по обычаю совершается Пасхальная Служба. По времени празднования праздники ... с пением ...

По завершении входа и пения “Свете тихий” диакон возглашает прокимен — стих из псалтири, который несколько раз пропивается хором. Царские врата закрываются. Если всенощное бдение совершается накануне особого праздника (не воскресного дня), то читаются парамеи — особые фрагменты из Ветхого Завета, связанные со смыслом праздника.

“Сподоби, господи”

Накануне особого торжественных праздников после ектении и “Сподоби, господи” совершаются лития и благословение хлебов. Священник и диакон выходят из алтаря и встают близ входа в храм (притвор) в его западной части. Лития — это особо усердное моление о нуждах христиан. Она напоминает древние крёстные ходы верующих первых веков, которые совершались втайне, по ночам — из опасения в преследовании язычников.

Далее поются праздничные стихиры и молитва Симеона Богоприимца “Ныне отпущаеши”. Старец Симеон, оставляя земную жизнь, подарил миру песнопение, славящее младенца Христа. Предание сохранило рассказ, согласно которому старцу было обещано Богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. И вот, когда дева Мария с праведным Иосифом принесли младенца Христа в храм, на сороковой день после Рождества, для посвящения его Богу (чего требовал закон), то по вдохновению Божию пришёл туда и Симеон. Увидев Младенца, он взял Его на руки и произнёс:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,

по глаголу Твоему, с миром;

Яко видеста очи мои спасение Твое,, Еже еси откровение языков,, И славу людей Твоих Израиля.

(Ныне Ты отпускаешь раба Твоего, Владыка, как и обещал когда-то, с миром, потому что увидел глаза мои Того, через Кого Ты приготовил спасение для всех людей: Он — свет для просвящения язычников и слава народа Твоего Израильского.)

В этой молитве, воплощенной в творчестве многих композиторов, и тихая радость от свершения обещанного Богом, и свидетельство о Спасителе, пришедшем в мир, и возвещение о том, что спасение это для всех людей, и благодарность Израильскому народу, давшему миру Богочеловека.

Далее трижды поётся тропарь праздника, после чего священник благословляет хлебы, пшеницу, вино и елей, которые расположены на специальном столике посреди храма.

Это даже напоминает о первохристианских временах, когда для подкрепления сил молящихся всю ночь христиан, священники во время богослужения раздавали им хлеб, вино и елей. Пять благословляемых хлебов напоминают о чуде насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Завершается вечерня словами священника, обращенным к молящимся: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков” , на что хор отвечает: “Аминь” ( истинно, подлинно).

Следующая часть всенощного бдения — утреня . Она начинается с пения хора ангельского славословия Рождеству Христову — “Слава вышних Богу”. Этот Церковный гимн ещё называют “Великим славословием”. В нём звучит хвала и благодарение, мольба о прощении и о помощи на предстоящий день.

12 стр., 5664 слов

Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях

... сейчас именуется "церковной музыкой", т.е. современным пением, которое звучит ныне в наших храмах. Здесь уместно провести следующую параллель: принцип распева настолько удалён от церковной или духовной ... во-первых, есть определённый вид искусства, который живёт и развивается, по его законам, во-вторых, имеет, с точки зрения христианства, языческое происхождение, и, ...

Существует огромное количество “Великих славословий”, созданных вдохновением композиторов. Музыка их самая разная от нежной, тихой, как бы трепещущей в благоговении перед божественной

Беспомощностью в лице младенца Христа, до торжественного- громовой, победной, подобной как бы мощному небесному хору, воспевающему Божественное величие и всемогущество (наиболее известны “славословия” П.Чайковского, С.Рахманинова, П. Чеснакова, А.Струмского).

После “Великого славословия” читается шестопсалмие — есть псалмов (№№ 3, 37, 62, 87, 102, 142), в которых содержатся молитвенные обращения к Богу об очищении людей от грехов, которыми мы оскорбляем Его, несмотря на постоянное Божие “промышление” о нас.

Во время шестопсалмия священник читает особые молитвы о ниспослании людям милости Божией — вначале в алтаре, а затем амвоне. Смиренный выход священника из алтаря на амвон символизирует тихую, уединённую проповедь веры.

Следующая за шестопсалмием великая ектенья во всём подобна той, что совершается на вечерне. Вслед за ней, после возгласа диакона, хор четыре раза поёт стих “Бог Господь и явился нам, благословен Грядый во имя Господне” — этим пением указывается на явление Христа Спасителя людям как Божественного Учителя и Чудотворца.

Затем поётся тропарь праздника и читаются кафизмы — группа псалмов, на которые разделена псалтирь (всего их по 20).

По окончании чтения кафизм и возглашении диаконом малой ектеньи, наступает время самой торжественной части всенощного бдения — полиелия. Через открытые Царских врата духовенство с зажжёнными свечами в руках выходят на середину храма и встаёт перед иконой праздника, установленной на аналое. Хор в это время торжественно поёт хвалебную песнь из псалмов 134 и 135: “Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуйя” 9с древнееврейского слово “аллилуйя” означает также “Хвалите бога”. Это пение напоминает верующим о радостном воскресении Христовом. В храме вновь зажигается полный свет. “Хвалите имя Господне” поётся всегда по нотам или на традиционный распев, предаваемый из поколения в поколение, а потому знакомый присутствующим на богослужении.

“Благословен еси господи”

“отваление ангелом камня”

После малой ектеньи хор поёт антифон 4-го гласа “От юности моея” (кроме всенощных под воскресенье).

Этот антифон предназначен для попеременного пения двумя хорами. Другое название этой песни — степень ( во множественном числе — степенны), что означает “ступень”, так как содержание этих антифонов, или степенных, бралось из псалмов, которые пелись на ступенях Иерусалимского храма, и представляло собой некое восхождение по ступеням незримой лестницы от земли к небу, от скорби к радости.

За пением степенны из алтаря выходит дьякон с евангелием и на амвоне провозглашает прокимен, затем он спускается к священнику, стоящему посреди храма, и тот читает отрывок из Евангелия (по-церковному зачало ), посвящённый празднуемому событию.

“Воскресение Христово видевшее

“Слава Тебе Боже наш, слава Тебе” или “Пресвятая богородице, спаси нас”

14 стр., 6610 слов

Стилевые особенности знаменного пения

... знаменного пения — столповой знаменный распев. Особой протяженностью и торжественностью отличались песнопения большого знаменного распева, созданного распевщиками XVI — начала XVII в. Особенно часто использовались строгие речитативные будничные напевы малого знаменного распева ... и родственное с ним пение "на подобен" старого знаменного распева, сохранявшееся ...

После этого обряда осуществляется помазание верующих. Молящиеся, подходя по очереди к аналою, крестятся, целуют евангелие или икону праздника и подходят к священнику, который специальной кисточкой, омоченной в масло, изображает им на лбу крест. Следует различать, что этот ритуал — не есть миропомазание, как не очень грамотное верующие его называют. Миропомазание — одно из семи таинств Церкви наряду с крещением, исповеданием, причастием, рукоположением в сан священника, таинство брака (венчанием) и соборованием (очищением от грехов накопленных за жизнь).

Это же помазание лишь символизирует собой призвание милости и благословения Божия.

“стихиры на хвалитех”,

“Богородицу и Матери Света в песнех возвеличим”

“Слава Тебе, показавшему нам Свет!”, хор поёт великое славословие “Слава в вышних Богу”

“Ангельский собор”

В нём воспевается Воскресение Христа: изумление небесных сил, плач мироносиц пред Гробом господним, возвещение ангела мироносицам о воскресении Господа, прославление и поклонение Богу- троице, наше благодарение Божией Матери за рождение его Спасителя.

Затем, после произнесения диаконом сугубой и просительной ектеньи, священник стоя в Царских вратах, произносит отпуст, завершающий утреню, на котором упоминаются святые, почитаемые в данном храме или местности, и святые, празднование дня памяти которых начинается вечерним богослужением.

“Взбранной Воеводе победительная…”

Анализ музыкального материала.

“Всенощное бдение”, ор.37 состоит из 15 песнопений, девять из которых являются великолепными обработками греческого (№2, 15), киевского (№4,5) и знаменного распевов (№ 8,9,12,13, 14).

В них нельзя не усмотреть влияния современника композитора, мастера гармонизации древних распевов в стиле народной подголосочной полифонии А.Кастальского. Во Всенощной Рахманинова тоже главенствует подголосочно- полифонический склад фактуры, часто применяется контрастная полифония в одновременном сочетании различных мелодий. В то же время мы нигде не встретим форм фуги, фугато или канона, так любимых композиторами, писавшими хоровую музыку для церкви, со времен Березовского и Бортнянского.

Особо следует отметить бережное отношение композитора к слову, что является самым важным в духовной музыке. При самых сложнейших композиционных и фактурных построениях оно звучит ясно и отчётливо, что, несомненно, отвечает тем требованиям, которые предъявляет церковь к сочинениям богослужебной музыки.

Богослужение Всенощного бдения совершается в вечерние часы суток и состоит из трёх разделов: Великой вечерни, Утрени и Первого часа (обычно читаемого).

Начальное песнопение вечерни “ Приидите, поклонимся ” (№1 ) — образец торжественного гимна лирического характера с ярко выраженным национальным колоритом. Его тема, сочиненная Рахманиновым, по неоднократным утверждениям исследователей творчества композитора, очень родственна тематизму Третьего фортепианного концерта. Мелодический d-moll , пение хора параллельными терциями, октавные удвоения, преобладание мягкого трёхголосного звучания при шестиголосии — всё создаёт яркий обогощённый народнопесенный образ в форме варьированной куплетности.

“Приидите поклонимся”:

Далее следует № 2 Благослови, душе моя , греческого распева, так называемый предначинательный Псалом 103. Стихи псалма обычно сначала читаются канонархом,а затем повторяются хором с припевами. В приходских храмах данный псалом поётся сокращенно. Рахманинов берёт для своей обработки именно те стихи, которые, согласно церковному уставу, священник совершает каждение храма, перед прихожанами раскрывается своеобразное лирико- эпическое повествование о сотворении мира, о его величественной красоте, о “дивных делах Господа”. Форма, напоминающая куплетную, выстраивается из проникновенного соло альта на фоне аккомпанемента мужского хора и припева (“Благословен еси, Господи ”, “Дивна дела Твоя, Господи ”), исполняемого неполным составом хора — женские голоса и тенора (в первом случае), либо только женские, Тембральный контраст между “небесными голосами” женского хора и глубокими, сочными аккордами мужского состава при ясной и прозрачной фактуре рисуют картину необъятной первозданности Вселенной:

3 стр., 1486 слов

По музыке «Духовная музыка в творчестве русских композиторов ...

... духовная музыка Чайковского в контексте русской культуры. Духовная музыка в творчестве композитора, Рахманинова Сергея Васильевича Церковной музыке большое внимание уделял и С.В. Рахманинов. В качестве образца Рахманинов ... русской знаменной музыке, и о её глубинной связи с наследием Осьмогласия, Рахманинов ... художником, а лишь перелагателем древних напевов». Чайковский стал интересоваться историей ...

№3 . “Блажен муж”, греческого распева- первый антифон 1-й кафизмы, претворяет традицию антифонного пения, где запев поручен тёплому тембру альтов и теноров, а припевы исполняются всем хором, как и в номере первом, здесь налицо куплетно- вариационная форма. Камерная по звучанию и умиротворенная по характеру музыка песнопения напоминает жанр колыбельной, особенно своим припевом “аллилуйя ”, раз от раза становящимся всё более насыщенным по звучанию и фактуре, переходящим из сферы тонического созерцания в сферу субдоминантового света (g-moll ):

№4 . “Свете тихий”, киевского распева, с-moll . Из нисходящей мелодии тенора, ведущей основную тему, обрастающей подголосками женских партий хора, выкристаллизовывается главная лейтинтонация песнопения — малая секунда. Своим “баюкающим ” напевом она, переходя из голоса в голос, как и мелодия киевского распева, создаёт картину наступающего вечера, а вместе с ним приходит чувство благодарности Создателю и его Сыну за прожитый день. Как и во втором номере (соло альта), Рахманинов вводит соло тенора, прославляющего Святую Троицу. Этот необыкновенно трогательный эпизод высвечивается композитором особой тональной краской — E-dur ‘ом:

Достоин еси пет быть гласы преподобными

Следующий пятый номер цикла ( №5 )“Ныне отпущаеши ” — молитва св. Симеона Богоприимца. В Евангелии от Луки рассказывается: старцу Симеону было обещано богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. И вот, на 40-й день после Рождества, когда Дева Мария с праведным Иосифом принесли Младенца Христа в храм для посвящения Богу (так требовал закон), то пришёл туда Симеон — по вдохновению Божию. Увидев Младенца, он взял Его на руки и, к удивлению всех присутствующих, произнёс : “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, как и обещал когда-то, с миром, потому что увидели глаза мои Того, через кого Ты приготовил спасение для всех людей: Он — свет для просвящения язычников и слава народа Твоего Израильского ”. Слово “отпущаеши ” в данном контексте значит — “теперь я могу умереть, спокойно оставить земную жизнь ”.

баюкающего утешения

Сольная партия безраздельно царит от начала до конца песнопения. Камерное звучание крайних разделов контрастирует стреттному среднему эпизоду, а заключительный ход басов- октавистов в глубину нижнего регистра и затихание звучности символизируют примирение с жизнью перед уходом из неё. Не случайно высказанное композитором желание, чтобы эта музыка звучала при его погребении. Как пишет А.Кандинский, в дни рождения и смерти Рахманинова его Всенощная исполняется в московском храме “Всех Скорбящих Радосте”.

7 стр., 3261 слов

Сергей Васильевич Рахманинов

... В годы Первой Мировой войны создана «Всенощная» Рахманинова (1915) - большой цикл для хора без сопровождения на темы древних церковных напевов. «Всенощная» оказалась последним крупным сочинением, созданным на ... русские народно-песенные истоки и некоторые элементы знаменного ра с пева. В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор и ...

Завершается вечерня прекрасным гимном Деве Марии (№6 Богородице Дево Радуйся .), содержание которого составлено из слов Архангела Гавриила пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа при благовещении ; “Богородице дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших ”.

В первой части песнопение представляет собой музыку гармонического изложения в F-dur ‘е. Как и в “Блажен муж ”, композитор пользуется приёмом стилизации знаменного напева. Рахманиновская монодия претворяет стилистические признаки знаменного распева через узкий диапазон мелодии в пределах большой терции, плавное движение и симметрию построений.

Диатоника и опевание ступеней основного лада при относительном спокойствии ритма делают авторскую тему практически идентичной древней знаменной:

Благословенна Ты в женах

Утреня отличается от вечерни иным кругом события, которые напоминаются молящимся во время мира, блаженном состоянии первых людей в раю, раскаянии после грехопадения и изгнании, ожидании людьми Спасителя, то утреня напоминает о рождестве Христовом, Его явлении в мир, страданиях и смерти на кресте воскресении из мертвых.

Нотный пример. №6 “Богородице Дево Радуйся” .

Шестопсалмием

В своих воспоминаниях Сергей Васильевич выделяет одно из самых сильных и глубоких впечатлений детских лет — колокольные звоны. Поэтому естественно, что в юности им были сделаны записи звонов, а затем использованы в ранних произведениях.

Жизни за царя

Музыка “Шестопсалмия” строится на неоднократном повторении мелодии знаменного распева, тембрально раскрашенной альтами, а затем вторыми сопрано и альтами. В третьем проведении к ним присоединяется первый тенор, который в проведении к ним присоединяется первый тенор, который в унисонном соединении с альтом создаёт необычайно лёгкий и полётный, парящий “в вышних” сферах звукового пространства, образ (вспомним, что первым, кто нашёл применение этой хоровой краске, был М.И. Глинка, соединивший в унисон тенора и альта в хоре гребцов в опере “Жизнь за царя”).

Вокруг этой темы раскачивается мерный колокольный перезвон. Имитация его создаёт настроение радостного ликования.

Начало звона, его равномерные удары, представляют собой последование четырёх аккордов c-moll’а , четырежды повторяемых: Т — d — VI — VII. Несовпадение соновного напева с тонической гармонией на сильной доле создаёт впечатление двух самостоятельных музыкальных пластов, дополняющих один “колокольный” аккорд, основанный на терцовой вертикали восьмиголосного состава хора, представляющий собой тонический терцдецимаккорд без терции и септимы. “Введение в этом песнопении колокольных звучаний диктовалось требованиями церковной службы — перед чтением шести псалмов Давида звонят в колокола”

Шестопсалмия

Нотный пример. №7 “Шестопсалмие” .

№8Хвалите имя Господне ”, знаменного распева, As-dur . Этот светлый гимн нарождающемуся новому дню сопровождается полным освещением храма, а по сему данная часть богослужения имеет название “полиелея ”.

Достоин еси быть гласы преподобными

Не менее ярок и следующий 9-й хор “Благословен еси, Господи ”, знаменного распева в d-moll ‘е, один из центральных в утрени, называемый по уставу “тропари воскресные, глас 5 ”. Содержание его восходит к евангельскому повествованию о чуде Христова воскресения, поэтому в нём более, нежели в предыдущих номерах Всенощной, сюжетного действа. Рондообразная форма от эпизода к эпизоду варьируется фактурно, тембрально, регистрово и динамически, отражая эмоциональное состояние от испытанного чудесного происшествия. По мере сюжетного развития Рахманинов варьирует знаменный распев, доводя его до яркого образного обобщения. Первое проведение напева (В) — “Ангельский собор удивися ” — торжественно- повествовательного характера поручено тембру альтов в окружении звонких аккордов сопрано и теноров с опорой на VI ступень лада (си-бемоль).

Второй эпизод (В) повествует об Ангеле, сообщившем женщинам, пришедшим ко Гробу Господню: “Спас бо воскрес от гроба ”. Тема знаменного распева звучит уже на тон выше предыдущей в партии тенора, смягчённой унисоном первых альтов и вторых сопрано:

Третий эпизод (B), рисующий образы скорбящих у Гроба женщин- мироносиц, помещён Рахманиновым в ещё более высокую сферу тональности g-moll , а в звучании женского хора наделён образностью мягкой скорби (“Зело рано ”).

Мироносицы жены

Завершается 9-й номер развернутым “слава, и ныне” (первоначальный темп. Почти шепотом.) — это кульминация всего песнопения. От еле слышного звучания мужских голосов, через яркую динамическую “колокольность”, охватывающую диапазон в две с половиной октавы, к затуханию — таков итог выражения радости от свершившегося чуда воскрешения. Созданию разнообразных оттенков эмоционального состояния способствует и обилие тональностей, не присутствовавшее до этого: B — F — a -C — d. Как видим, налицо сфера мажорных построений. Содержание текста и его музыкальное воплощение делают этот номер “поэмой воскресения и победой над смертью”.

Воскресение Христово видевше

Всегда благословяще, поем воскресение Его”:

№11 Велит душа Моя Господа

Эта песнь, посвященная Деве Марии, исполняется пере 9-й песнью канона и чаще именуется “Честнейшую”, потому что после каждого стиха поётся припев — “ Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова роджшую, сущую Богородицу, Тя величаем ”.

“Величальная песнь” Богородице создана С.В. Рахманиновым на собственную тему с соблюдением основных признаков знаменной монодии (аналогично в №№ 3,6, 10) и представляет монументальную куплетно- вариационную композицию. Интенсивное варьирование претерпевают как куплеты, так и все припевы к ним. Круг выбранных тональностей опирается на параллельные — g-moll (стих) и B-dur (припев).

Пред нами предстаёт многогранный образ Богородицы: это и радость Девы Марии от близости бога, и Её краткость, и пророчество о Сыне Божием, которого Она должна родить, и хвала Божьему милосердию.

Нотный пример. №11 “Велит душа Моя Господа” .

№12. Славословие Великое

В основе Славословия положен древний знаменный распев новгородского происхождения. Напев в объеме кварты начинается в партии альтов на фоне “раскачивающихся” гармонических интервалов у тенора: прима — квинт — терция. Как и в Шестопсалмии (№7), здесь ярко ощутимо присутствие двух музыкально — образных пластов: архаической темы напева и сопровождающей её колокольности. В процессе дальнейшего развития тема напева, проходя в разных голосах хора, модулируя в мажорные тональности (теноровое проведение в G-dur’е , сопрановое в B-dur’е, басовое в миксо- лидийском E-dur’e ), окрашивается новым ладовым колоритом, изменяется интонационно и ритмически. Так, например, в ниже приведённом образце показателен приём выразительного ритмического увеличения напевы в высоких женских голосах, удвоенных тенорами, с основной темой альтов:

Несмотря на продолжительность варьирования основного напева, в песнопении без труда можно усмотреть границы трёхчастной формы. Вторая часть отличается тональной неустойчивостью, довольно частыми ладотональными сдвигами и сменой темпов, а также имитациями между хоровыми партиями.. Реприза, означенная словами: “Аз рех: Госоподи, помилуй мя”, возвращает нас в основную ладовую сферу Es- durc-moll .

Боже, Святый крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас

Неторопливое течение музыки С.В.Рахманинова выражает отменой квадратности в построении тактов, что точно соответствует метрической сути церковного напева; отсюда такое органическое использование длительных тактовых протяженностей.

Славословие Великое

Нельзя обойти тот факт бережного отношения к церковному тексту, который так точно отражён С.В. Рахманиновым в авторских ремарках, касающихся артикуляции, характера исполнения и способа звуковедения.

№13 — Днесь спасение

Заключение

Церковные циклы литургии и всенощной создавались после Чайковского многими композиторами, современниками Рахманинова и более поздними, но не одно из них не обладает той силой художественного выражения, которое присутствует во “Всенощном бдении Рахманинова”.

“Всенощное бдение” С.В.Рахманинова можно сравнить с грандиозным симфоническим произведением, созданным для хора. Его пятнадцать частей поражают музыкально- драматургической целостностью. Части объединены не только общностью молитвенного текста, но и чисто музыкальными средствами- древнерусскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные одноголосные мелодии в произведении композитора обрели “вторую жизнь”. Рахманинову удалось выявить их национальное своеобразие и неповторимую красоту. Все песнопения имеют спокойно- созерцательны и в то же время возвышенный характер, их музыкальная природа весьма разнообразна. Это и неспешное эпическое повествование, и романтическая лирика, и колокольные звоны.

Партитура “Всенощной” чрезвычайно сложна для исполнения и, конечно, недоступна обычным церковным певчим. Здесь требуется высокопрофессиональный хоровой коллектив: ведь создавая это произведение, С.В. Рахманинова ориентировался на воистину безграничные возможности Синодального хора.