Проектирование этнокультурного центра

Дипломная работа

Каждый уголок нашей большой страны, будь то край или область, город или деревня имеют собственный неповторимый колорит, архитектуру, традиции… Так и Вологда обладает своей особой атмосферой, духом провинциального купеческо-ремесленного центра. Время оставило свой след как во внешнем облике, так и в укладе жизни вологжан, но и теперь уникальность и необыкновенная красота города притягивает множество туристов.

Для нашего города стоит важная задача сохранения неповторимого облика («Такой город в России один…»), памятников истории и культуры, традиционных ценностей Русского Севера. Люди, которые непосредственно занимаются сохранением и созиданием зтих материальных и нематериальных ценностей являются хранителями важных знаний для последующих поколений. Обучение мастеров народных промыслов и знатоков фольклора — долгий и кропотливый процесс, связанный с нравственным развитием людей и образом их жизни. Особого внимания требует объединение вологжан разного возраста, которые занимаются народным искусством для души, не профессионально.

Туристическая отрасль в нашем городе имеет большие перспективы. Развивается гостевой бизнес, появляются новые туристические объекты, но не наблюдается роста малого предпринимательства, мастерских по изготовлению настоящих изделий народных промыслов. Туристам предлагают доступные сувениры, сделанные не на территории области, а вологодское прикладное искусство менее доступно. Даже «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» [1] подчеркивает проблему нехватки качественной туристической продукции, а также специалистов для её создания. Вследствие этого возникает потребность в поддержке ремесленников нашего города и области, в создании комфортных условий для их деятельности, а также популяризации народных промыслов — работы студий, мастер-классов.

В среде этнографов высоко оценивается роль Вологды и Вологодской области в сфере сохранения и возрождения традиционной народной культуры. В городе существует несколько учеждений, связанных с традиционной народной культуры, объединяющих в своих стенах опытных этнографов и начинающих любителей, для кого это всего лишь хобби, способ самовыражения и проявления творчества. Все они располагаются в исторических зданиях и не обладают необходимым составом помещений, а также материально — технической базой. Поэтому актуально создать площадку, отвечающую требованиям пользователей, главной целью которой станет объединение творческих коллективов, мастеров, исследователей не только из нашего города и области, но и со всей России.

6 стр., 2631 слов

Структура культуры. Народная, элитарная и массовая культура

... субкультур «основной» (общей, традиционной) культуре общества. Под субкультурой понимается целостное образование внутри господствующей культуры, отличающиеся от последней специфическими ... и инкультурации индивидов, культура акцентирует различия между стратами и утверждает иерархии и, таким образом, содействует доминированию и субординации определенных групп и классов. Благодаря культуре ...

Оптимальным местом для объединения таких функций станет квартал в границах улиц Чернышевского — Энегльса — Гоголя и набережной VI армии. Это место не только имееет в своей застройке памятники архитектуры, обладает своей атмосферой, но и располагается на берегу реки Вологды, откуда открывается живописные виды на все основные достопримечтальности — Соборную горку, ансамбль Вологодского кремля, Пречистенскую набережную.

Для формирования комфортного пространства проектируемого объекта, автору предстоит проанализировать специфику организации рабочего процесса существующих учреждений, связанных с традиционной народной культуры. Постараться перенести фольклорно-этнографическую семантику в архитектурное решение.

1. Теоретическое обоснование

1.1 Обоснование выбора объекта проектирования 1.1.1 Традиционная народная культура в современном обществе

Русский Север обладает богатой историей, уникальной архитектурой, глубокими традициями народной культуры. Учёные — этнографы и собиратели фольклора донесли до наших дней огромное количество произведений устного народного творчества. Глубинные корни имеют народные промыслы и ремёсла. Жизненные основы наших предков раскрывает философия и русская художественная литература.

Неудивительно, что устоявшиеся веками традиции, так или иначе, остаются частью современной жизни. Сохранению традиционной народной культуры (материальной и нематериальной) способствуют профессиональные этнографы, фольклористы, мастера народных промыслов, ремесленники. Благодаря усилиям любителей и энтузиастов растут масштабы фольклорного движения в России.

Особенность занятий традиционной народной культурой заключается в интеграции знаний и умений, которые получает человек. Например — народное пение и пляска связаны с созданием традиционного народного костюма, изучением народных обычаев, нравственных устоев. В целом для увлечённых музыкальным фольклором людей не стоит задачи готовиться к выступлению на концертах — происходит объединение для проживания значимых событий народного календаря.

Существует немало проблем в этой сфере как экономических, так и гуманитарных. Происходит сокращение расходов в сферах образования и культуры, в том числе связанных с народным традиционным творчеством. Нет популяризации народной культуры, мало информации доносится до широких слоёв населения, не формируется привлекательный образ фольклорного движения. Средства массовой информации и шоу-бизнес зачастую выполняют отрицательную роль, представляя эту сферу в искажённом эстрадном виде, что формирует дурной вкус у зрителя.

Учитывая огромное значение традиционной народной культуры и возрастающий интерес к ней, необходима государственная поддержка и создание условий для обучения, развития малого бизнеса и т.д. Этнокультурный центр должен стать местом объединения и общения мастеров — ремесленников, любителей фольклора, где будет создано всё необходимое для разнообразной деятельности людей разных поколений. Необходимо создание объекта, органично вписанного в архитектуру Вологды, достойного и привлекательного для горожан и гостей города.

1.1.2 Структура существующих учреждений, связанных с традиционной народной культурой

В Вологде существуют учреждения, связанные с традиционной народной культурой (Рисунок 1).

Это государственные бюджетные организации (исключение — дом-театр Петрушки).

К ним относятся не только музеи, но и образовательные учреждения для разных возрастных групп. Сами пространства музеев используются для проведения мастер-классов и занятий различных студий, поскольку и народные праздники, и ремёсла существуют именно в виде живого общения, занятости всех участников в процесс, как это и было прежде.

Рисунок 1. Расположение существующих учреждений, связанных с традиционной народной культурой 1 — Начальная общеобразовательная школа №10; 2 — Детская музыкальная школа №4; 3 — Студия раннего развития детской художественной школы; 4 — Школа традиционной народной культуры; 5 — Губернаторский колледж народных промыслов; 6 — Областной колледж искусств (музыкальный колледж); 7 — Учебный корпус № 11 ; 8 — Областной научно-методический центр культуры; 9 — Художественный отдел Вологодского кремля; 10 — Студия “Вологодские росписи”; 11 — Музей кружева; 12 — Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной Палисад»; 13 — Дом-театр Петрушки

Для изучения особенностей существующих центров была сформирована проектная команда, состав которой представлен в таблице 1.

Таблица 1. Формирование проектной команды

Члены проектной команды Цели и задачи сбора информации Методы сбора информации
1. Специалисты существующих центров традиционной народной культуры Выявить особенности данного центра. Составить список функций, помещений Беседы Анкетирование
2. Участники студий в центрах традиционной народной культуры Выяснить потребность в определенных функциях, особенности использования тех или иных помещений Наблюдение Фотофиксация Анкетирование Изучение аналогов
3. Зрители Выявить потребности Анкетирование Изучение Интернет-ресурсов

Для исследования социально-функциональной модели учреждения традиционной народной культуры были проанализированы несколько существующих объектов, функциональные модели которых представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Функциональные схемы существующих учреждений традиционной народной культуры А — Учебный корпус № 11 ; б — Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной Палисад»; в — Областной научно-методический центр культуры

Функции рассматриваемых учреждений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Функции рассматриваемых объектов

Название объекта Функции
Экспозиционная Образовательная Творческая Зрелищная
Учебный корпус № 11 ; Различные предметы быта, привезенные из фольклорных экспедиций Направление обучения «Этномузыколо-гия» 1. «Молодежная фольклорно-этнографическая студия» 2. Студия традиционного мужского пения Концерты, фестивали
Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной Палисад» Интерьеры дома — постоянная экспозиция; временные выставки вологодских мастеров Лекции 1. Мастер-классы 2. Студии: — традиционного пения «Исады» — традиционного костюма — роспись по дереву — резьба по дереву — традиционная вышивка Концерты, творческие вечера
Областной научно-методический центр культуры Выставки мастеров центра Лекции; курсы повышения квалификации Студии: — Традиционного пения — Традиционного костюма — Кружевоплетения — Вышивки — Художественной росписи Концерты, творческие вечера

Пользователей рассматриваемых учреждений можно распределить на 3 категории по уровню погружения в процесс (таблица 3).

Таблица 3. Характеристики посетителей учреждений, связанных с традиционной народной культурой

Уровень погружения Характеристика
Профессионал Работает или получает профильное образование в рассматриваемом учреждении. Преподает в студиях, проводит мастер-классы. Организует или участвует в выставках и зрелищных мероприятиях
Любитель Посещает студии пару раз в неделю. Посещает мастер-классы. Посещает или участвует в выставках и зрелищных мероприятиях.
Зритель Посещает мастер-классы, выставки и зрелищные мероприятия

В ходе исследования выбранных объектов — визуального осмотра, бесед и анкетирования (Приложение 1) пользователей этих объектов, были выявлены основные проблемы:

  • Здания, в которых находятся учреждения, в большинстве — исторические, изначально не предназначенные для размещения объектов подобного назначения
  • Помещения небольшие
  • В одном помещении сочетаются несколько функций — следствие нехватки помещений в здании
  • Плохая акустика в помещениях для репетиций, музыкальных занятий. Отсутствие специализированного зала для хора

В ходе бесед с преподавателями направления «этномузыкология» были выявлены проблемы учебного корпуса № 11 :

  • Вход в зал со стороны сцены — неудобства во время концертов
  • Неосвоенность некоторых помещений (буфет не функционирует, хотя запланирован)
  • Учебных, репетиционных помещения находятся далеко от актового зала
  • Отсутствие специализированных помещений гримерных; для хранения личных вещей (костюмов, музыкальных инструментов)

Также помимо недочетов в планировке, были выявлено и следующие социальные проблемы:

  • Учреждения не имеют качественной рекламы своей деятельности, отчего возникает неосведомленность горожан и туристов о существовании некоторых организаций.
  • Информационные ресурсы учреждения традиционной культуры не доступны для заинтересованных лиц (получение данных только с получением разрешения)

Подытоживая полученную информацию, можно сказать, что существующие учреждения традиционной народной культуры в г. Вологде активно функционируют, пользуются интересом у горожан и гостей города. Но их основной проблемой можно считать то, что здания приспособленынет специализированного здания, отвечающего как требованиям его пользователей, так и современным строительным нормам.

Представляется актуальным строительство объекта — этнокультурного центра, который объединил бы не только функции, выявленные в уже существующих учреждениях, но и стал бы площадкой для совместного пребывания, общения заинтересованных людей. Важно учесть специфику народной культуры — открытость, доступность для людей, которую необходимо соблюдать в социально-функциональной модели и в архитектурно-планировочном решении.

1.1.3 Теоретическое обоснование архитектурного решения

В основу деятельности этнокультурного центра (далее — центра) предлагается заложить принцип цикличности и ритма в жизненном укладе наших предков. Годовой цикл труда, праздников, обычаев представляется в виде круга (Рисунок 3).

Содержание работы в центре должно соответствовать этому подходу.

Рисунок 3. Народные праздники в годовом цикле

Виды и формы деятельности, осуществляемые в центре можно распределить по функциям:

  • Научно-образовательная:
  • Лекции, семинары, занятия в студиях;
  • Работа научно-методического центра, в т.ч. сбор этнографических материалов в экспедициях;
  • Библиотечные фонды.
  • Музейно-выставочная:
  • Постоянная экспозиция;
  • Временные выставки.
  • Творческая:
  • Занятия в студиях;
  • Мастер-классы.
  • Музыкально-образовательная:
  • Занятия в студиях;
  • Мастер-классы.
  • Зрелищная:
  • Народный театр;
  • Детский кукольный театр;
  • Реконструкция обрядов;
  • Концерты;
  • Фестивали;
  • Праздники.
  • Коммуникативная функция:
  • Фольклорные вечерины (посиделки);
  • Фестивали, праздники;
  • Творческие встречи.
  • Коммерческая:
  • Кафе традиционной кухни;
  • Товары мастеров;
  • Товары для творчества;

Все вышеперечисленные функции можно отнести к взаимосвязанным этапам познания и творчества:

  • Аккумуляция — получение, накопление и систематизация знания.
  • Креация — процесс создания материального творчества.
  • Трансляция — демонстрация результатов творчества.

Полученные компоненты формируют концепцию работы современного этнокультурного центра (Рисунок 4).

Их взаимосвязь и последовательность формируют жизненный цикл проектируемых объектов.

Посещение центра планируется людьми, по-разному вовлеченными в его работу. Что позволяет распределить посетителей по уровню погружения (Рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение видов предполагаемой деятельности и помещений для их осуществления в зависимости от уровня погружения

На основе проведенного анкетирования были выявлены потребности в следующих пространствах:

  • Центр ремесел
  • Концертный зал
  • Лавки мастеров и магазины товаров для творчества
  • Выставочное пространство
  • Кафе традиционной народной кухни
  • Образовательный центр

По содержанию, направленности и характеру деятельности некоторые из них можно объединить в одном здании. Таким образом, предлагается сделать центр состоящим из 3 объектов:

  • Школа искусств «Основа» — объект детского дополнительного образования с уклоном в изучение традиционных ремесел и музыкального фольклора. Преобладающая функция — научно-образовательная. Этап «Аккумуляция»
  • «Дом ремесленника» — мастерские для профессионалов и занятий студий традиционных ремесел и промыслов.

Преобладающая функция — творческая. Этап «Креация».

  • Культурно-зрелищный центр «Солнцеворот» — пространство для реализации идей и демонстрации творческих достижений. Преобладающая функция — зрелищная. Этап «Трансляция».

2 Обоснование выбора территории

1.2.1 Анализ расположения территории в структуре города

Выбранная для проектирования территория располагается в центре г. Вологды, в границах улиц Чернышевского, Энгельса, Гоголя и Набережной VI армии (Рисунок 6).

Квартал имеет визуальные связи с противоположным берегом реки Вологды (Приложение 2).

Выбранная для проектирования территория располагается в центре г. Вологды, в границах улиц Чернышевского, Энгельса, Гоголя и Набережной VI армии (рис. 5).

Квартал имеет визуальные связи с противоположным берегом реки Вологды (прил. 2).

Согласно карте функциональных зон (Рисунок 8) территория обозначена как существующая зона объектов здравоохранения.

Рисунок 8. Фрагмент карты функциональных зон г. Вологды

Территория была исследована по следующим направлениям:

  • Анализ инфраструктура
  • Анализ транспортно-пешеходных связей
  • Градостроительный анализ
  • Ландшафтно — экологический анализ

1.2.2 Анализ инфраструктуры

Территория находится в пешеходной доступности от центральной части города, поэтому имеет доступ к располагающимся там объектам инфраструктуры. Имеется связь с историческим и культурным центром города, богатым музеями и памятниками. Рядом расположены организации социального обеспечения. В следствии деградированности и запущенности территории, там располагаются различные организации, привлекаемые сюда невысокой стоимостью арендной платы — офисы, шиномонтаж. Пересечение улиц Чернышевского и Гоголя представляет собой более культурную часть — в исторических зданиях расположены магазин цветов (дом №17) и Литературная резиденция «Дом дяди Гиляя» (дом №15), а через дорогу — небольшой отель «Библиотека».

Строительство этнокультурного центра должно привлечь в рассматриваемый квартал и его окрестности различные коммерческие и туристическо-ориентированные организации. Необходимо вывести из него функции, неактуальные для исторического центра.

Рисунок 9. Расположение объектов инфраструктуры в радиусе 300 м от территории

1.2.3 Анализ транспортно-пешеходных связей

Рисунок 10. Схема транспортно-пешеходных связей

Проведя исследование транспортно-переходных связей, представленных на рисунке 10, было выявлено, что основными проблемами данной территории являются:

— Неудобные пешеходные коммуникации. На территорию сложно попасть — если вовремя не перейти на нужную сторону улицы Сергея Орлова на правом берегу реки, пройти к месту можно будет только на перекрестке Чернышевского — Гоголя. Эта проблема может быть решена в ходе реконструкции набережной.

— В связи с тем, что новый мост был спроектирован выше старого, съезд на улицу Чернышевского досыпан, что создает перепад высот. Поэтому, чтобы спустится с моста на тротуар, нужно преодолеть хоть небольшую, но проезжую часть и ступеньки (имеется небольшой пандус) (Рисунок 11).

Также имеются ступеньки для спуска на Набережную VI Армии (Рисунок 12).

Рисунок 11. Съезд с Октябрьского моста на улицу Чернышевского

Рисунок 12. Набережная VI Армии

  • Плохое состояние тротуаров по ул. Чернышевского и отсутствие зеленых насаждений между транспортом и пешеходами некомфортно для пешеходов.

— Улица Чернышевского и сам Октябрьский мост (части федеральной трассы М-8) являются загруженными в часы пик, что неблагоприятно с точки зрения экологии, транспортной сети города. Эта проблема, возможно, будет решена в ближайшие годы в связи со строительством новых мостов и окружной дороги.

  • Самой неблагополучной можно считать ул. Энгельса: неудовлетворительное состояние асфальта на дороге и отсутствие тротуаров создает конфликт между пешеходами и автомобилистами (Рисунок 13).

Рисунок 13. Ул. Энгельса

1.2.4 Историко-градостроительный анализ

Выбранная для проектирования территория, согласно генплану Вологды 19 в. входит в состав исторического квартала №144 зареченской части города. Подробный историко-культурный анализ представлен в приложении 2.

К началу 19 века уже существовал дворянский особняк Манаковых. В то время большая часть застройки представляла собой частные деревянные дома с огороженными участками. Появились каменные здания свечного завода, епархиального училища, детского приюта, купеческий особняк Минаковых — позже телеграф и военный госпиталь. Начало процесса освоения территории представлено на рисунке 14.

Рисунок 14. 144 квартал в 19 веке.

век в отечественной и мировой истории запомнился несколькими войнами. Это оставило след и в истории квартала — большую часть важной нам территории заняли здания госпиталя и различных учреждений военного ведомства.

По улице Чернышевского появились школа, детский сад, библиотека. Наблюдается рост количества частных домов в северной части квартала, что отражено на рисунке 15.

Рисунок 15. 144 квартал в 20 веке.

В настоящее время территория не так активно застраивается, хотя большая её часть пустует после ликвидации госпиталя в 2009 году. Наблюдается сочетание частных жилых домов и различных обслуживающих организаций, офисов, расположенных в исторических постройках, что мы видим на рисунке 16.

Рисунок 16 .144 квартал в 21 веке.

Проведя историко-генетический анализ — узнав историю зданий, расположенных на территории квартала, выясняем, что здесь сочетается как исторически сложившаяся жилая функция, так в разное время промышленная, образовательная, административная, оздоровительная и военная функции.

В данный момент улицы Энгельса и Гоголя являются тихими — здесь нет большого потока машин, преобладает исторически сложившаяся жилая застройка. Улицы Чернышевского и Набережная VI Армии, наоборот, ориентированы на город, являются «лицом квартала» — на них расположены коммерческие и административные организации. Функциональный анализ застройки в данный момент представлен на рисунке 17.

Рисунок 17. Функциональный анализ застройки

Прошедшие века оставили на территории богатое наследие из традиционной для города архитектуры, впрочем, некоторые из объектов поистине уникальны и ценны. Так как территория располагается в исторической части города, здесь находятся объекты культурного наследия, поэтому тут действуют градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия. Фрагмент проекта зон охраны представлен на рисунке 18.

Рисунок 18. Фрагмент проекта зон охраны

1.2.5 Экологический анализ

Рисунок 19 — Экологический анализ

Территория находится на берегу реки Вологды и находится в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, что показано на рисунке 19.

Согласно Статье 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, в границах водоохранных зон запрещаются:

  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. [2]

Поскольку улица Чернышевского и Октябрьский мост являются частью федеральной трассы М8, а также связывают два берега реки Вологды, по ним проходит большое количество транспорта. Автомобили загрязняют атмосферу и создают шум.

2. Архитектурное решение

2.1 Градостроительное решение

В первую очередь необходимо демонтировать дисгармоничные аварийные постройки: гаражи, здание бывшего военного управления, обозначенные на рисунке 20.

Рисунок 20. Проектное решение для существующих зданий

В дипломных работах прошлых лет уже разработано проектное решение для зданий по адресам набережная VI армии 109, 111 и 113 [3].

Планируется сохранить эти функции и в данной работе.

Территория проектируемого объекта располагается в центре квартала и имеет неправильную форму. Для обеспечения транспортных связей с прилегающими улицами, а также по требованиям пожарной безопасности, имеются сквозные проезды. Имеются 2 парковки.

Со стороны улицы Чернышевского — для посетителей центра, не намеренных долго пребывать в нем и для клиентов расположенных рядом организаций. По улице Энгельса расположена парковка для персонала. Схема генплана представлена в приложении 4.

Главный вход располагается на набережной VI армии между домами 109 и 111.

По периметру квартала предлагается возвести одно- и двухэтажные дома туристически-ориентированных организаций, таких как турфирмы, магазины, лавки мастеров, кафе традиционной кухни.

Главные объекты этнокультурного центра расположены в центре квартала и формируют площадь для проведения различных праздников, фестивалей, народных гуляний. Для обеспечения приватности школа искусств отделена от неё проездом, но в то же время, благодаря своему архитектурно-планировочному решению, раскрывается в эту сторону.

Здания связаны между собой и существующими пешеходными путями. Деревянный настил в некоторых местах служит транзитным путем, а в других образует зоны для отдыха с различными местами для сидения. Для проведения мероприятий в разные сезоны предусмотрены многофункциональные площадки, также связанные тротуарами с основными блоками.

Между строением бывшего свечного завода и первой линией зданий по набережной VI Армии планируется устройство площадки для размещения на ней аттракционов, оборудования для подвижных игр. Её положение обусловлено соблюдением расстояния от шумных участков до жилых зданий.

2.2 Функционально-планировочное решение

Проектом предусмотрена подробная разработка главных объектов этнокультурного центра: школы искусств, комплекса ремесленных мастерских и культурно-зрелищного центра.

  • Школа искусств «Основа» включает в себя:

Фойе и гардероб

Учительскую

Классы на 15 человек для проведения занятий по:

  • Музыке
  • Свободнокистевым росписям
  • Керамике
  • Реконструкции традиционного костюма, вышивкам
  • Ткачеству

Зал на 100 человек для

  • Концертов
  • Театральных постановок
  • Выставок

Внутренний дворик для занятий на открытом воздухе и отдыха детей

Основные характеристики строения:

  • Этажность — 1 этаж
  • Площадь застройки —
  • Общая площадь здания — 512,5 м 2
  • Общая площадь входной группы —
  • Общая площадь классов —
  • Общая площадь для внеклассного пребывания —
  • Количество учащихся — 180 человек.

Рисунок 21. СФМ школы искусств «Основа»

2. «Дом ремесленника» включает в себя:

Входную группу и гардероб

Мастерские на 15 человек с возможностью изменять пространство помещений с помощью трансформируемых перегородок:

  • Кружевоплетения
  • Ткачества
  • Пошива традиционной одежды
  • Традиционных росписей
  • Резьбы по дереву
  • Берестоплетения
  • Керамики

Индивидуальные мастерские

Помещение для неформального общения, чаепитий

Смотровая площадка в башне

Основные характеристики строения:

  • Этажность — 2 этажа и башня
  • Площадь застройки —
  • Общая площадь здания —
  • Общая площадь входной группы —
  • Общая площадь аудиторий мастерских —
  • Общая площадь для неформального общения
  • Количество посетителей

Рисунок 22. СФМ «Дома ремесленника»

3. Культурно-зрелищный центр «Солнцеворот» включает в себя:

Кассы

Вестибюль и гардероб

Театральный зал на 225 человек, особенностью которого является сцена, находящаяся в одном уровне с первым ярусом кресел. Это подчеркивает характер представлений — близость к зрителю, интерактивность.

Подсобные помещения сцены и выход на наружную сцену

Кафе традиционной кухни

Буфет

Фойе с возможностью разграничения пространства с помощью трансформируемых перегородок. Варианты использования: проведения мастер-классов, лекций, выставок, вечорок и других праздничных мероприятий.

Библиотека и методический отдел

Репетиционные помещения, находящиеся недалеко от зала.

Основные характеристики строения:

  • Этажность — 2 этажа и башня
  • Площадь застройки —
  • Общая площадь здания —
  • Общая площадь входной группы —
  • Общая площадь аудиторий мастерских —
  • Общая площадь для неформального общения
  • Количество посетителей

Рисунок 23. СФМ культурно-зрелищного центра «Солнцеворот»

2.3 Технико-экономические показатели

Технико — экономические показатели этнокультурного центра представлены в таблице 4.

Таблица 4. Технико-экономические показатели этнокультурного центра

Технико — экономические показатели
Наименование Примечание
Площадь участка 3,5 га
Площадь застройки
Количество этажей:
  • Школа искусств «Основа»
1
  • «Дом ремесленника»
2

— Культурно-зрелищный центр «Солнцеворот»

2
Высота этажей 3300 мм
Строительный объём здания:
  • Школа искусств «Основа»
2562,5 м 3
  • «Дом ремесленника»
  • Культурно-зрелищный центр «Солнцеворот»
11862,8 м 3
Общая площадь здания:
  • Школа искусств «Основа»
512,5 м 2
  • «Дом ремесленника»

— Культурно-зрелищный центр «Солнцеворот»

1947,7 м 2
Плотность застройки (BCR)
Коэффициент плотности застройки (FAR)
Количество парковочных мест

3. Инженерно-техническое решение

3.1 Конструктивное решение

3.1.1 Основные характеристики пожарной безопасности комплекса

Блок А:

Класс ответственности здания — II

Стадия долговечности — II (50-100 лет)

Степень огнестойкости здания — III

Класс функциональной пожарной опасности здания — Ф2.1, Ф2.2

Блок Б:

Класс ответственности здания — II

Стадия долговечности — II (50-100 лет)

Степень огнестойкости здания — III

Класс функциональной пожарной опасности — Ф4,1

Класс конструктивной пожарной опасности здания — С1

Блок В:

Класс ответственности здания — II

Стадия долговечности — II (50-100 лет)

Степень огнестойкости здания — III

Класс функциональной пожарной опасности — Ф4,1

Класс конструктивной пожарной опасности здания — С1

3.1.2 Описание конструктивного решения этнокультурного центра

Описание конструктивного решения культурно-зрелищного центра «Солнцеворот» представлено в таблице 5.

народный этнокультурный строительный комплекс

Таблица5. Описание конструктивного решения культурно-выставочного центра «Солнцеворот»

Элемент Конструкция
Элементы конструкции здания
Фундамент Столбчатый фундамент стаканного типа
Между колоннами ленточный фундамент
Колонны I 3ОП по ГОСТ 8420-97
Балки [ 3ОШ2 по СТО АЧСМ 20-93
Большепролётные клееные деревянные блоки
Перекрытия Ж/б плиты серии ИЖ 756 t=220 мм
Наружные стены t = 330 Пенобетон ГОСТ 21520-89 на цементно-песчаном растворе; утеплитель «Пеноплекс» t=70 мм
Внутренние стены t=300 мм Пенобетон ГОСТ 21520-89 на цементно-песчаном растворе
Купол Полуарки из большепролётных клееных деревянных балок. Поверху: фальцевая кровля из цинк-титана по деревянной обрешётке; поликарбонат
Кровля Плоская неэксплуатируемая
Лестницы Монолитная по стальным косоурам
Перегородки t=80 мм Из гипсокартонных листов Шифр М8.12/06 t=125 мм Из гипсокартонных листов Шифр М8.12/06 t=205 мм Из гипсокартонных листов Шифр М8.12/06
NAYADA-SmartWall WG5
Двери наружные Металлические ГОСТ 24698-81
Двери внутренние Деревянные ГОСТ 6629-88
Витражи Индивидуальные
Лифт Вертикальный подъёмник Е07 Easy Move
Наружная отделка
Наружные стены Фасадная доска планкен; штукатурка
Внутренняя отделка
Полы Паркет
Наливные полы
Керамическая плитка
Потолок Подвесной
Стены Штукатурка
Керамическая плитка

Описание конструктивного решения «Дома ремесленника» представлено в таблице 6.

Таблица 6. Описание конструктивного решения культурно-выставочного центра «Солнцеворот»

Элемент Конструкция
Элементы конструкции здания
Фундамент Ленточный из бутовой кладки — износ 35%. Укрепление — цементация кладки, устройство железобетонной обоймы
Балки Деревянные балки — износ 30%. Обработка балок антисептиком, установка дополнительных балок.
Перекрытия Деревянные по несущим деревянным балкам — износ 40%. Очистка и антисептирование древесины, укрепление новыми балками
Наружные стены t = 800мм Кладка из керамического кирпича по известково-песчаному раствору — износ 25%. Укрепление стен поясами и стяжками, усиление перемычек, карнизов и простенков
Внутренние стены t=520 мм Кладка из керамического кирпича — износ 45% Укрепление стен поясами и стяжками, усиление перемычек, карнизов и простенков, устройство новой кладки
Кровля Скатная фальцетная — износ 35% Замена покрытия, системы водостока
Лестницы Сборная железобетонная лестница — износ 30%. Бетонирование повреждённых мест пластобетоном
Перегородки Деревянные с заполнением из отштукатуренной дранки — износ 70%. Заменить на t=80 мм из гипсокартонных листов Шифр М8.12/06
NAYADA-SmartWall WG5
Двери наружные Деревянные глухие двери — износ 40%. Замнить на металлические ГОСТ 24698-81
Двери внутренние Деревянные глухие, также остеклённые — износ 60%. Заменить на деревянные по ГОСТ 6629-88
Окна Оконные блоки с двумя раздельными переплётами с одинарным остеклением — износ 60%.Установка дерево-алюминиевых стеклопакетов по ГОСТ 23166-99
Лифт Лестничный подъёмник V64
Внутренняя отделка
Полы Окрашенный деревянный пол — износ 50%. Демонтировать старое покрытие, уложить линолеум
Керамическая плитка — износ 70%. Демонтировать и уложить новую
Потолок Известковая побелка — износ 80%. Сделать подвесной потолок
Стены Декоративная отделка стен: штукатурка, окраска, керамическая плитка — износ 60%. Замена старых элементов отделки новыми

Описание конструктивного решения школы искусств «Основа» представлено в таблице 7.

Таблица 7. Описание конструктивного решения школы искусств «Основа»

Элемент Конструкция
Элементы конструкции здания
Фундамент Ленточный
Перекрытия Ж/б плиты серии ИЖ 7546 t=220
Наружные стены Пенобетон ГОСТ 21520-89 на цементно-песчаном растворе, облицовка кирпичом
Внутренние стены t=200 мм Пенобетон ГОСТ 21520-89 на цементно-песчаном растворе, облицовка кирпичом
Кровля Скатная фальцетная
Перегородки t=80 мм Из гипсокартонных листов Шифр М8.12/06
Двери наружные Металлические ГОСТ 24698-81
Двери внутренние Деревянные ГОСТ 6629-88
Витражи Индивидуальные
Внутренняя отделка
Полы Наливные полы
Линолеум
Керамическая плитка
Потолок Подвесной
Стены Штукатурка
Обои
Керамическая плитка

3.2 Безопасность и экологичность проекта

3.2.1 Мероприятия по охране окружающей среды

Проектируемый объект располагается в центре города на берегу реки, рядом с историческим центром. До 2009 года там располагался военный госпиталь. Следовательно, на территории имеются антропогенные и природные элементы окружающей среды. К антропогенным — созданным человеком относятся здания бывшего медучреждения, элементы благоустройства. Их реконструкция важна для сохранения облика города. К природным элементам относятся: атмосфера, гидросфера, литосфера и шумовая среда. Для этих составляющих существуют нормативы, помогающие поддерживать их в таком состоянии, чтобы не нарушать целостность их существующих связей с городом.

Для поддержания исторической среды окружающей застройки, применяются стилистические особенности городской архитектуры 19 века: скатные кровли, небольшое количество окон, наличие деревянных элементов или резьбы.

На выбранном под проектирование участке территории располагается здание бывшего свечного завода, гаражи для спецтехники и административные здания. По проекту зон охраны историческая постройка определена как здание, обладающее признаками объекта культурного наследия, хозяйственные постройки — как современные постройки, нейтральные к объектам культурного наследия.

В соответствии с градостроительными регламентами в границах зон охраны объектов культурного наследия, проектное решение предполагает:

  • снос дисгармоничных построек;
  • реконструкция и капитальный ремонт объектов культурного наследия;
  • сохранение исторических красных линий и линий застройки;

строительство новых зданий высотой до 10 м до карниза и 13,5 м до конька кровли от существующей отметки поверхности земли

использование при строительстве как традиционных, так и современных материалов;

— Вне зданий планируется мероприятия по благоустройству: создание тротуаров для транзитных путей, зон отдыха, площадок для проведения различных праздников, мастер-классов. Для сохранения экологического и градостроительного облика территории, при проектировании учитываются требования по сохранению природной среды, ландшафта, культурного слоя, озеленения и благоустройства.

Важное требование при проектировании при разработке проекта — сохранение и улучшение экологии места. Это не только сокращение попадания вредных веществ в атмосферу, гидросферу и литосферу, но и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов.

Атмосфера

Так как рядом с территорией проходит магистральная улица общегородского значения, являющаяся частью федеральной трассы М8, в воздух попадают выхлопные газы от автотранспорта. Для очищения воздуха, насыщения его кислородом, а также для поддержания зеленого каркаса города, планируется по возможности сохранить ценные породы деревьев (береза, ель), уже произрастающих там. Вырубленные сорные кустарники и менее ценные породы деревьев (тополь) планируется возместить посадкой новых растений.

Шумовая среда

Защита от шума и вредных выбросов от автотранспорта с магистральной улицы Чернышевского обеспечивается посадкой нескольких рядов деревьев и кустарников. Помимо этого возможно, что с развитием транспортной сети города и строительством кольцевой окружной дороги, количество транспорта рядом с территорией уменьшиться.

Литосфера

Охрана земельных ресурсов — это в первую очередь правильное благоустройство территории. Для этого при мощении тротуаров и различных зон пребывания людей используются аутентичные материалы, отличающиеся экологичностью и гигроскопичностью. Это позволяет насыщать почву влагой и кислородом, препятствовать её загрязнению.

Гидросфера

Согласно статье 65 Водного кодекса РФ [2] на территории, попадающей в водоохранную зону водного объекта необходимо обеспечить твердое покрытие на дорогах и стоянках. Во избежание загрязнения реки сточными водами, в объекте необходимо предусмотреть ливневую канализацию.

Ливневая канализация, предусмотренная в генплане (Приложение 4), не только препятствует сбросу загрязненной воды в реку, но и препятствует скоплению на территории талых и дождевых вод, которые не только могут привести к заболачиванию, но и губительны для фундаментов зданий.

Отвод воды со скатных кровель существующих зданий производится в воронку под водосточной трубой (Рисунок 24).

Такая технология препятствует образованию луж рядом со зданиями, обеспечивая комфорт пешеходов и защиту фундамента строения от лишней влаги.

Рисунок 24. Воронка под водосточную трубу

В ходе строительства необходимо очистить территорию от бытовых и строительных отходов, сказывающихся на экологической составляющей.

Для дальнейшей эксплуатации планируется установка контейнеров заглубленного типа (Рисунок 25).

Они отличаются более эстетичным видом, крышки со специальными механизмами препятствуют раздуванию отходов ветром, технологии вывоза позволяют избежать лишнего шума и распространения запаха. Расположение площадки для хранения ТБО представлено на генплане в приложении 3.

Рисунок 25. Контейнеры заглубленного типа

3.2.2 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности комплекса

Пожарная безопасность комплекса этнокультурного центра обеспечивается как для его территории в целом и зданий в частности. Нормативный документ — СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений [4].

Для обеспечения пожарная безопасности территории необходимо соблюдать противопожарные разрывы (не менее 6 м между зданиями класса С0).

В разрывах запрещается складирование различных материалов и оборудования.

Дороги и проезды должны быть всегда свободны для обеспечения доступа подарных расчетов к месту возгорания. Ширина проезда для данного типа сооружения должна быть не менее 4,2 м.

На территории должны быть установлены пожарные гидранты. Они необходимы для забора воды для пожаротушения. Проектом предусмотрены подземные гидранты. Все вышеперечисленные мероприятия отражены на генплане (Приложение 4).

Обеспечить пожарную безопасность здания на стадии проектирования необходимо с помощью объемно-планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений обеспечить. Необходимо организовать быструю эвакуацию всех групп людей, беспрепятственного доступа пожарной бригады к очагу возгорания, исключить риск возгорания соседних зданий. Для этого в ходе строительства необходимо соблюдать все мероприятия, предусмотренные проектом, соблюдать технику безопасности на строящемся здании, иметь средства пожаротушения для спасения людей и материальных ценностей. В ходе эксплуатации готового объекта необходимо следить за техническим состоянием средств пожарозащиты, не допускать изменений проектного решения без разрешения контролирующей организации.

Так как во вновь возводимых зданиях применяются деревянные конструкции, для них необходима обработка специальными огнезащитными составами которые позволяют перевести древесину слабогорючий (Г1), трудновоспламеняемый (В1) и умеренноопасный (Т2) умеренной дымообразующей способностью (Д2) строительный материал. Позволяет обеспечить класс пожарной опасности К0(30) и К0 (45) деревянных строительных конструкций.

Таким образом, получаем класс конструктивной пожарной опасности зданий С0, степень огнестойкости — I. Минимальное расстояние до соседних зданий принимаем равное 6 м. По классу функциональной пожарной опасности здание можно отнести к Ф 2.1 и Ф 2.2.

Для обеспечения быстрой эвакуации людей в здании зрелищного комплекса предусмотрена ширина лестничных маршей 1,35 м. Ширина лестничных площадок не менее ширина марша. Этажи здания должны иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Допускается предусматривать не более 50 % внутренних лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, без световых проемов типа Н2 или Н3с подпором воздуха при пожаре. Лестничная клетка типа Л2 допускается в здании до 9 м.

Необходимое время эвакуации непосредственно из здания класса конструктивной пожарной безопасности С0 с залами и высотой до 17 м — 5 минут. Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м. Ширина дверей, ведущих на лестничные клетки, должна быть не менее ширины марша лестницы. Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Расчетное время эвакуации людей из здания определяется по расчету времени движения потоков людей через эвакуационный выход от наиболее удаленных мест размещения людей. План эвакуации приведен в приложении 5.

Ход расчета приведен в СНиП 2. II — 80 [5].

При расчете весь путь разделяется на участки длиной l i и шириной δi .

Расчетное время эвакуации определяется по формуле 1.

(1)

гдеt р — это расчётное время эвакуации; н.э — это время начала эвакуации (интервал от возникновения пожара до начала эвакуации)

t 1 — время прохождения коридора;

t 2 — время прохождения лестничной клетки;

t 3 — время прохождения фойе;

t 4 — время прохождения дверных проёмов;н.э = 1.

  • Рассчитываем время прохождения первого участка — фойе 2 этажа по формуле 2.

(2)

где l 1 — длина этого участка пути, м;

V 1 — значение скорости движения людского потока по горизонтальному пути. Это значение зависит от D — плотность людского потока (м/мин), рассчитываемое по таблице 8.

Плотность людского потока D 1 на первом участке пути, м22 , следует определять по формуле 3.

(3)

где N 1 — это число людей на данном участке (15 человек);- средняя площадь горизонтальной проекции человека (принимаемая равной 0,1 м2 );1 — длина участка эвакуации (9 м);

δ 1 — ширина (4 м)

Следовательно,

Таблица 8 — Плотность людского потока (м/мин)

Плотность потока D, м 22 Горизонтальный путь Дверной проем интенсивность q, м/мин Лестница вниз Лестница вверх
Скорость v, м/мин Интенсивность q, м/мин Скорость v, м/мин Интенсивность q, м/мин Скорость v, м/мин Интенсивность q, м/мин
0.01 100 1 1 100 1 60 0.6
0.05 100 5 5 100 5 60 3
0.1 80 8 8.7 95 9.5 53 5.3
0.2 60 12 13.4 68 13.6 40 8
0.3 47 14.1 16.5 52 15.6 32 9.6
0.4 40 16 18.4 40 16 26 10.4
0.5 33 16.5 19.6 31 15.6 22 11
0.6 27 16.2 19 24 14.4 18 10.6
0.7 23 16.1 18.5 18 12.6 15 10.5
0.8 19 15.2 17.3 13 10.4 13 10.4
0.9 и более 15 13.5 8.5 8 7.2 11 9.9

Находим значение скорости движения людского потока на горизонтальном пути V 1 исходя из полученного D1 .

V 1 = 100 м/мин.

Отсюда находим

2. Рассчитываем время прохождения второго участка — лестницы по формуле 4.

, (4)

где l 2 = 7 м2 определяется по формуле 5 для всех участков пути после первого

(5)

гдеδ i , — ширина рассматриваемого участка пути, м;

δ i-1 — ширина предшествующего участка пути, м; i — значения интенсивности движения людского потока по рассматриваемому пути, м/мин; i-1 — значение интенсивности движения людского потока по предшествующему участку пути, м/мин;

Получаем V 2 = 68 м/мин.

Необходимо проверить, выполняется ли условие

Для этого значения q max следует принимать равными:

  • Для горизонтальных путей — 16,5 м/мин;
  • Для дверных проемов — 19,6 м/мин;
  • Для лестницы вниз — 16 м/мин;
  • Для лестницы вверх — 11 м/мин;

Условие соблюдается

После этого считаем:

3. Рассчитываем время прохождения третьего участка — фойе 1 этажа по формуле 6.

, (6)

где l 3 = 15,2 м

Получаем V 3 = 100 м/мин

Условие соблюдается

Отсюда

4. Рассчитываем время прохождения четвертого участка — дверных проемов по формуле 7.

, (7)

где δ д.п — ширина дверного проёма (принимаем равной 1,2 м)

q д.п — пропускная способность 1 метра ширины дверного проёма.

Условие соблюдается

Отсюда:

  • Определяем расчетное время эвакуации

6. Сравниваем результат расчёта с таблицей 5 СНиП 2. II — 80.

Полученное значение (1,74 мин) соответствует требуемому времени эвакуации (2 мин) из выставочных и других залов при площади помещений менее 5 тыс. м 2

3 Экономическая часть

3.3.1 Теоретические основы ценообразования на продукцию инвестиционно-строительного комплекса

Ценообразование в строительстве — процесс образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке.

Теоретические основы ценообразования в строительстве приведены в таблице 9.

Таблица 9. Теоретические основы ценообразования в строительстве

Факторы, влияющие на установление цены 1. издержки на изготовление и сбыт продукции; 2. конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения на товар фирмы; 3. ценовая политика фирмы. 4. первые два фактора учитываются при ценообразовании. Третий фактор реализуется в зависимости от ценовой политики фирмы.
Цели ценообразования 1. обеспечение определенного размера прибыли; 2. обеспечение определенного объема продаж; 3. сохранение текущего положения строительной организации; 4. вытеснение конкурентов; 5. внедрение новой продукции на рынок; 6. достижение лидирующих позиций в показателях качества.
Этапы ценообразования 1. определение спроса; 2. оценка издержек и установление нижнего предела цены; 3. анализ цен и характеристик товаров конкурентов; 4. выбор методов ценообразования и оценка верхнего предела цены; 5. разработка ценовой политики; 6. установление цены на продукцию фирмы на конкретный период.
Особенности ценообразования в строительстве: 1. Строительные объекты уникальные. Каждое здание имеет свои габариты, площадь, этажность, материалы. 2. В строительной отрасли цены устанавливаются на отдельные виды СМР, поскольку в работе могут принимать участие несколько подрядчиков и субподрядчиков, продукцией которых являются отдельные виды СМР. 3. На стоимость СМР влияют применяемые в строительстве технологии и оборудование. Так как у различных организаций может быть разная стоимость на одинаковые виды работ, при определении стоимости строительства закладываются усредненные нормативные расценки, которые учитывают сложившиеся цены на стройматериалы, уровень заработной платы и распространенные строительные технологии. 4. Строительство имеет продолжительный производственный цикл, поэтому стоит учитывать фактор времени при ценообразовании в строительстве. 5. Необходимо отслеживать цены на стройматериалы и трудовые ресурсы, поскольку их изменение влияет на себестоимость строительной продукции. 6. Окончательная цена на строительную продукцию является компромиссной между проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, поскольку каждый из них преследует свои цели.

3.3.2 Определение стоимости работ по строительству этнокультурного центра в г. Вологде в базисном и текущем уровнях цен

Для определения стоимости работ по строительству проектируемого объекта используется документ «Укрупненные нормативы цены строительства НЦС 81-02-2014» [6]

Определение стоимости объектов, входящих в комплекс этнокультурного центра, приведено в таблице 10.

Таблица 10. Определение стоимости объектов, входящих в комплекс этнокультурного центра, приведено в таблице

Наименование объекта проектирования Количество единиц Норматив цены строительства в уровне цен на 01.01.2014, тыс. руб Стоимость с учетом поправочных коэффицентов, тыс. руб Норматив цены строительства в уровне цен на 01.01. 2017 г., тыс. руб
1 06-01-001-02 Дом культуры (чел) 200 457,33 91466*1,03= 94209,98 94209,98*1,1= 103631
2 06-05-001-01 Клуб (чел) 100 221,74 22174*0,94= 20843,56 20843,56*1,1= 22927,9
Итого по общественным зданиям: 126558,9
Объекты транспортного хозяйства и связи
33 08-04-001-01 Обычная (нескоростная) автомобильная дорога категории V (покрытие щебень) 1 полосная (км) 0,435 км 7000,98 3045,43*0,97= 2954,1 2954,1*1,1= 3249,5
44 08-08-001-02 Тротуар с покрытием из искусственной тротуарной плитки (100м 2) 480 м 2 247,11 1186,13*0,97= 1150,5 1150,5*1,1= 1265,6
55 12-03-001-01 Прокладка линии уличного освещения с воздушной подводкой питания неизолированным проводом по ж/б опорам — АС 25/4,2 (км) 0,455 км 811,24 369,11*0,89= 292,37 292,37*1,1= 321,61
Итого по объектам транспортного хозяйства и связи: 4836,71
Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения
7 13-04-003-06 Бесканальная прокладка трубопроводов теплоснабжения при условном давлении 1,6 Мпа, температуре 115°С, в мокрых грунтах с погрузкой и вывозом грунта на автотранспортом, стальные трубы в битумперлитовой изоляцией диаметром 250 мм (км) 0,228 км 20662,36 4711,02*1,02= 4805,24 4805,24*1,1= 5285,76
8 14-15-002-05 Внешние инж. сети канализации из полиэтиленовых труб, разработка мокрого грунта с погрузкой в автотранспорт, полиэтиленовые трубы диаметром 200 мм и глубиной 2 м (км) 0,228 км 2965,86 676,22*0,99= 669,45 669,45*1,1= 736,4
9 14-14-002-10 Внешние инж. сети водопровода из полиэтиленовых труб, разработка мокрого грунта с покрузкой в автотранспорт, полиэтиленовые трубы D=200 мм и глубиной 2 м (км) 0,228 км 3076,23 701*0,99= 694 694*1,1= 763,4
10 15-01-001-13 Внешние инж. сети газоснабжения из стальных труб, подземная прокладка, разработка грунта с погрузкой в автотранспорт, стальные трубы диаметром 150 мм и глубиной 1,5 метра (км) 0,228 км 1843,32 420,3*0,99= 416,07 416,07*1,1= 457,7
Итого по наружным сетям и сооружениям водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения: 7243,26
Благоустройство территории
11 16-07-002-01 Площадки, дорожки и тротуары из плитое тротуарных по песчаному основанию толщиной 10 см (100 м 2 ) 225 м 2 237,59 534,6*0,99= 529,2 529,2*1,1= 582,1
112 17-04-002-02 Озеленение межквартальных скверов (1 га) 328 м 2 24961,13 818,7*0,97= 794,1 794,1*1,1= 873,6
113 16-05-001-01 Малые архитектурные формы (100 м 2 ) 121 м 2 147,51 178,5*0,99= 176,7 176,7*1,1= 194,4
Итого по благоустройству и озеленению территории: 1650,07
Итого по смете: 140288,94

Сводная смета представлена в таблице 11

Таблица 11. Сводный сметный расчет стоимости строительства

Наименование глав, объектов работ и затрат Единица измерения Общая сметная стоимость
1 ГЛ1 Подготовка территории строительства 1,5 % от стоимости строительства по гл. 2 — 3 1974,3
2 ГЛ2 Основные объекты строительства руб. 126558,9
3 ГЛ3 Объекты подсобного и обслуживающего назначения 4 % от соответствующих граф гл. 2 5062,3
4 ГЛ4 Объекты энергетического хозяйства 10 % от соответствующих граф гл. 2 — 3 13162,12
5 ГЛ5 Объекты транспортного хозяйства и связи руб. 4836,71
6 ГЛ6 Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения руб. 7243,26
7 ГЛ7 Благоустройство и озеленение территории руб. 1650,07
8 ИТОГО по гл 1-7 160487,66
9 ГЛ8 Временные здания и сооружения 1,1 % от стоимости СМР по гл. 1 — 7 1765,36
10 ИТОГО по гл 1-8 162253
11 ГЛ9 Прочие работы и затраты 1,5 % от стоимости СМР по гл. 1 — 8 2433,8
12 ИТОГО по гл 1-9 164686,8
13 ГЛ10 Проектные и изыскательские работы, авторский надзор 1,5 % от стоимости СМР по гл. 1 — 9 2470,3
Всего по сводному сметному расчету: 167157,1

Стоимость строительства — 167157,1тыс. руб.

Sобщ=3411 м 2

Стоимость 1м 2 = 167157,1/3411= 49 тыс. руб

Заключение

Разработанный автором проект этнокультурного центра сочетает в себе бережное отношение к традициям, современные технологии, активные формы взаимодействия людей.

Учитывается то, что наряду с изучением архаичных пластов фольклора будут использоваться и более поздние формы, присущие старинной городской жизни. Городской народный костюм, ремёсла, обычаи, песни органично впишутся в деятельность этнокультурного центра. Сосредоточение в одном месте фольклорных коллективов, народных мастеров, этнографов, а также разнообразные функции, событийность, интерактивность — важные факторы для привлечения туристов.

Выбор места проектирования объекта связан с центральностью расположения, близостью к исторической части города, а также учитывается, предусмотренное генпланом Вологды, строительство центра современных искусств.

Положенная в основу концепция из трех компонентов задают динамику в работе комплекса. Это не только последовательность из этапов — познания, творчества и демонстрации результатов труда, но и процесс обучения человека — от школьных основ до профессионализма.

Школа искусств «Основа» — статичная форма, как отражение процесса обучения. Скатные крыши дают возможность вписаться в контекст среды. Художественный образ культурно-зрелищного центра «Солнцеворот» отражает один из основных мотивов в народной культуре — образ солнца, колеса, непрерывного движения и цикличности жизненных процессов. Поэтому и его функциональное наполнение многофункционально, а структура — трансформируема. «Дом ремесленника» расположен в историческом здании, изначально обладающем генными признаками объекта производства промысловых товаров. Его устоявшаяся планировочная структура влияет на происходящие в нем процессы — мастерские располагаются там постоянно. Проходят мастер-классы по традиционным ремеслам.

Результаты строительства этнокультурного центра в г. Вологде:

  • Создание комфортного места для занятий, работы и отдыха людей разного возраста
  • Повышение интереса к народной культуре у вологжан и гостей города
  • Организация работы нового туристического интерактивного объекта
  • Создание дополнительных рабочих мест
  • Производство качественной сувенирной продукции вологодскими мастерами
  • Ревитализация части территории квартала в границах улиц Набережная 6 Армии — Энгельса — Гоголя — Чернышевского.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/tsentr-sovremennogo-iskusstva/

1. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — Введ. 01.01.2017 // Правительство Вологодской области. — Режим доступа: #»902385.files/image047.jpg»>

Приложение 2

Визуальные связи

Приложение 3

Историко-культурный анализ застройки квартала

№ дома Историко-культурная ценность Архивное фото (при наличии) Время постройки Историческая справка (при наличии) Градостроительные данные Текущее состояние
Ул. Чернышевского (Большая Архангельская)
3 Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия 2000-е гг. 1913-15 гг. В советское время был соединен между собой с домом №5; там располагались детский сад и школа (№ 11 до 1954).

1990е — начало 2000х — бухгалтерия детсадов. Бывшая начальная школа №17(?) [8]

2х — этажный деревянный дом УТРАЧЕН (Снесен в 2010х)
5 Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия 2000-е гг. 1913-15 гг. 2х — этажный деревянный дом УТРАЧЕНЫ (Снесены в 2010х)
7 Современные дисгармоничные постройки, разрушающие сложившуюся архитектурную среду, поддающиеся адаптации. 2000-е гг.
Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия 2012 г. 3х-этажный оштукатуренный кирпичный дом с мансардой (которая является 4 этажом) Новый дом
9 Современные дисгармоничные постройки, разрушающие сложившуюся архитектурную среду, поддающиеся адаптации. 2000-е гг. Начало ХХ в. 2х — этажный деревянный дом Удовлетворительное
11 ОКН, состоящий под гос.охраной в категории «региональный» Конец ХХ в. 1867 г. Построен Копыловым К.А. Полукаменный 2-х этажный дом с красивыми вырезными наличниками на окнах. Удовлетворительное: В ходе «реставрации» утрачен резной декор фасада
К Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия Конец XIX в. Кузнечно-каретная мастерская, которая принадлежала Копылову К.А ему, но в 1919 году передана 12-му строительному управлению [8]. Одноэтажная хозяйственная постройка из керамического кирпича Деградирующее: Нарушение целостности несущих конструкций
11А 2000е 2х-этажное нежилое здание из керамического кирпича Новое здание
13 ОКН, состоящий под гос.охраной в категории «региональный» Конец ХХ в. Середина XIX века Дом, в котором в 1867-1869гг. жил, находясь в ссылке, революционный демократ Н. В. Шелгунов «Одноэтажный на каменном фундаменте, обшитый тесом дом. На уличный фасад выходят три прямоугольных окна, обрамляемые нишами с полукруглыми завершениями с тимпанами, украшенными «солнцем». На углах здание украшено лопатками, расчленёнными филенками. Задняя часть дома с хоз. помещениями — двухэтажная характерная для такого типа зданий. Типичный дом бывшего ремесленника или разночинца. Классическая схема, хорошие пропорции, изящество деталей придает ему большую художественную и историко-архитектурную ценность» [7] Почти разрушен
15 ОКН, состоящие в категории «выявленный» 2 пол. ХХ в. 1913 (?) г. Дом Зернова — в нем был магазин фото-аптекарских товаров, в настоящее время — детская библиотека. Деревянный одноэтажный с мезонинами Хорошее
17/64 ОКН, состоящие в категории «выявленный» 2 пол. ХХ в 1910 г Построен владельцем аптекарского магазина Набдзерским. По другой версии, это дом Александра Павловича Черноглазова. С 1911 г. принадлежал В.М. Воробьёву. В период Великой Отечественной войны с 1942 по 1948 год здесь размещались райком КПСС, райисполком Молотовского района гор. Вологды. ДО 1959 года здесь был облпрофсовет. В 60-70-х гг. на первом этаже размещалась аптека №2 горздравотдела, на втором этаже — Дом научно-технической пропаганды и Северо-Западное книжное издательство [8]. 2х — этажный деревянный дом Хорошее
ул. Гоголя (Калашная, Владычная слобода, Героев авиации)
48/14 Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия 2 пол. XX в. 2х — этажный деревянный жилой дом Удовлетворительное
50 Современные постройки, вписывающиеся или поддерживающие историческую среду 2000е 2х-этажный жилой дом из красного кирпича, обшит сайдингом Хорошее
52 ОКН, состоящий под гос.охраной в категории «региональный» 2 половина XIX века Перенесен с ул. Комсомольской, 18. «Вариант традиционного вологодского дома 2 пол. 19 века (сруб «в обло»), сохранивший первоначальную планировку, угловые диагональные печи. Своеобразие облика создается сильно вынесенным, украшенным резьбой карнизом с выкружкой и традиционным балконом уличного фасада, имеющим массивные 4х-гранные столбы, украшенные накладными розетками.…» [7] Хорошее
56 Современные постройки, вписывающиеся или поддерживающие историческую среду XX в 2х-этажный жилой дом из красного кирпича, обшит сайдингом Хорошее
58 Здания, не обладающие признаками ОКН — рядовая историческая среда Конец XIX — начало XX вв Одноэтажный деревянный жилой дом Хорошее
60 Здания, не обладающие признаками ОКН — рядовая историческая среда Конец XIX — начало XX вв Одноэтажный деревянный дом Удовлетворительное
62 Здания, не обладающие признаками ОКН — рядовая историческая среда №60 на переднем плане и №62 — на заднем (1927 г.) Конец XIX — начало XX вв. 2х — этажный деревянный жилой дом Сгорел в 2016
ул. Энгельса (Златоустинская)
2 Здания, не обладающие признаками ОКН — рядовая историческая среда XIX в. Сер. XIX в. — Детский приют. С 1917 г — военвед Одноэтажный деревянный жилой дом Удовлетворительное
Современные дисгармоничные постройки, разрушающие сложившуюся архитектурную среду, поддающиеся адаптации 2 пол. XX в. До 2009 г. — Корпус военного госпиталя Одноэтажное административное здание из силикатного кирпича Деградирующее:нарушение целостности стен (добавлены контрфорсы), износ фундамента, выбитые стекла
Современные дисгармоничные постройки, разрушающие сложившуюся архитектурную среду, поддающиеся адаптации 2 пол. XX в. До 2009 г. — Корпус военного госпиталя Одноэтажное административное здание из силикатного кирпича Деградирующее: Выбитые стекла
4 Одноэтажная хозяйственная постройка из силикатного кирпича Хорошее
6 Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия XX в. Одноэтажный деревянный жилой дом Хорошее
8 2х — этажный деревянный жилой дом Хорошее
10 Современные постройки, вписывающиеся или поддерживающие историческую среду XX в. Одноэтажный деревянный жилой дом Хорошее
12 Конец XIX — начало XX в. Дом А.А. Богданова. Одноэтажный дом с мезонином, кирпичный, обшитый деревом, жилой дом Хорошее
Набережная VI армии (Златоустинская, Армейская набережная)
109 Объект, облажающий признаками ОКН, предлагаемый к постановке на учет в категории «выявленный» Начало ХХ в. Сер. XIX в. Купеческий особняк Черняевых 1862 г. — Телеграф. 1872 г. — Лазарет батальона 1891 г. — приют «Серебряные ясли» 1941 г. — терапевтическое отделение госпиталя 2х — этажное каменное здание в стиле классицизм Деградирующее: выбиты стекла, местами нет окон
111 ОКН, состоящий под гос.охраной в категории «региональный» Начало ХХ в. 1770е Дворянский особняк Манаковых, дворянский клуб. 1889 г. — епархиальный склад и магазин С 1948 и поныне — военная комендатура и прокуратура Вологодского гарнизона Здание сочетает в себе классическую композицию с элементами барокко в оформлении. Классическое каннелированные пилястры вместо капителей завершаются завитками, во фризе классические триглифы чередуются с раковинами-розетками — элементами барокко. Барочная железная балюстрада на крыше утрачена в XIX в. Под окнами — полотенца, характерные для раннего классицизма. Более интересен интерьер парадного зала, в котором сохранилась печь с лепными украшениями и ниши с пирамидами, увенчанными вазами [7]. Хорошее
113 Объект, облажающий признаками ОКН, предлагаемый к постановке на учет в категории «выявленный» 1 пол. ХХ в. Начало XX в. 1902 г. — епархиальное женское училище 1941 — 2009 гг. главный корпус военного госпиталя 3х — этажное каменное здание в стиле классицизм Деградирующее: выбиты стекла, сползла штукатурка
Постройки, находящиеся внутри квартала и не имеющие четкой нумерации Территория военного госпиталя Территория не используется и зарастает. Постройки разрушаются.
А Объект, обладающий признаками ОКН, предлагаемый к постановке на учет в категории «выявленный» Начало ХХ в. Конец XIX в. 1896 г. — епархиальный свечной завод 1941 — 2009 гг. — инфекционное отделение госпиталя 2х — этажное здание из керамического кирпича с мезонином и ныне утраченной башней Деградирующее: выбиты стекла; утрачена башня
Б Начало ХХв. Начало XX в. 1902 г. — баня — прачечная при училище 1941 — 2009 гг. — магазин Одноэтажное здание из керамического кирпича с более современной пристройкой из силикатного кирпича Деградирующее: выбиты стекла
В Современные постройки, нейтральные по отношению к объектам историко-культурного наследия 2 пол. XX в Середина XX в. — 2009 гг. — хозпостройки, гаражи для медтехники Одноэтажные хозяйственные постройки из силикатного кирпича Деградирующее: нарушение целостности несущих конструкций, износ фундамента, отсутствие крыш, выбитые стекла, на крышах растут деревья, общее запустение территории
Г Здание бывшего военного управления 2х — этажное нежилое здание из силикатного кирпича Деградирующее: выбиты стекла

Приложение 4

Генеральный план

Приложение 5

Схема эвакуации культурно-зрелищного центра «Солнцеворот»

Схема эвакуации. 1 этаж

Схема эвакуации. 2 этаж