Начало XVIII века в России ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Бесспорно, что глубокие реформы затронули все сферы жизни общества. В своем исследовании мы остановимся на изучении и внимательном рассмотрении проблемы влияния таких реформ на положение женщин в российском обществе. Бесспорно, что изменения носили неоднозначный характер. Однако никто не станет оспаривать известный исторический факт, что положение русских женщин коренным образом изменилось. Самым главным является то, что царь действительно выводит в свет женщин из высшего света. По его указу в России стали устраиваться ассамблеи. Ассамблеи — общественные собрания, заведенные для развлечения и забавы и, одновременно для обсуждения различных деловых вопросов. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать на таких мероприятиях. Понятно, что, прежде всего это было нужно для распространения в стране западноевропейских обычаев и образа жизни. Вскоре присутствие женщин и молодых девушек на ассамблее становится обязательным. Это положило началу обязательного изучения и употребления иностранного языка, правил этикета.
Женщины в эту эпоху получают больше свободы собственной публичной репрезентации, но в то же время они были поставлены в жесткие рамки служения государству. Стоит заметить, вовлекая женщин в общественную жизнь, Петр не позволил им получить доступ к политическим институтам и государственной службе.
Однако именно реформы ПетраI открыли дорогу самому яркому и необычному феномену- женскому правлению в России, которое продолжалось большую часть XVIIIвека. Бесспорно, что до Петра такое явление было немыслимо и недопустимо.
Именно возникновение нового отношения к женщине в обществеи привело к появлению совершенно особого типа женщин, готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни. Всем известны имена этих ярких представительниц, которые оставили незаменимый след в истории. Это Екатерина II, Е.Р. Дашкова, графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина. Нельзя не отметить и появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс Е.А. Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А. Волковой, Е.С. Меныпиковой. Вот так зарождалась женская литература, автобиографическая и мемуарная проза. Какой вывод можно сделать? Все эти моменты свидетельствовали о появлении ярко-выраженного женского самосознания. К чему это привело?
В XVIII веке формируется общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Феминизм — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В более узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Некоторые сторонники феминизма критикуют сложившиеся общественные отношения с неравенством полов, выступают в защиту прав и интересов женщин.
Мораль и её роль в жизни современного общества
... Мораль в современном обществе Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в ...
Синонимом является термин «эмансипация женщин». Эмансипация — освобождение от зависимости и ограничения, от угнетения, предрассудков. Равное положение женщин и мужчин.
Да, русские женщины за один только XVIII век прошли значительный путь. Благодаря реформам ПетраI знатные женщины выходят в свет, появляется женское образование при Екатерине II, происходит приобщение прекрасной половины к элитарным формам культуры. Тем не менее, внимательно изучив работы многих ученых и исследователей, приходится констатировать некоторый парадокс. Специфика русских процессов реформирования (они ориентированы, прежде всего, на военные и политические вопросы) такова, что женщины по-прежнему, несмотря на столь яркое явление, как женское правление, оставались отрезанными от общественных и политических событий, и, прежде всего от ветвей власти. К тому же и женщины, получившие образование, не оказались востребованы обществом, женское образование являлось лишь демонстрацией престижа. Это иллюстрирует четкую привязанность «женского вопроса» к историко-культурным реалиям конкретной эпохи. Вот в чем я вижу основную проблематику своего исследования. И на сегодняшний день эта проблема является очень актуальной.Оттого рассмотрением и изучением этой проблематики в контексте исторических событий мы и займемся в своей работе.
Для того, чтобы в полной мере раскрыть представление о социальном статусе женщин в России в XVIII веке, мы будем проводить анализ по трем направлениям. женщина россия эмансипация культурный
Во-первых, рассмотрим ее социальную роль в системе общественных отношений и политике.
Во-вторых, внимательно изучим положение женщины в семье.
В-третьих, уделим особое внимание роли женщины в культуре и образовании.
Каждый из данных этапов нашего исследования, мы будем анализировать как с точки зрения нормативного, так и достигаемого статуса. Как мы поняли, изучив работы некоторых авторов, предписанный, т. е. нормативный статус определялся сословным положением женщины и традициями, сформированными в Российском обществе исторически. Достигаемый же статус непосредственно отражал активность женщины в отношениях.Общественное мнение по вопросу социальной роли женщины, её места в семье представлено в разнообразных письменных источниках. Очень интересно будет познакомиться как с некоторыми историческими документами, так и с произведениями публицистического или дидактического характера. Известно, что статус женщины, ее роль на том или ином этапе общественного развития во многом определяется характером самого общества, уровнем развития его материальной, а так же и духовной культуры. Значит, повторюсь еще раз, что проблема определения положения женщины в обществе требует разъяснения с позиций многофакторного анализа взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Постоянный интерес к данной проблеме выразился в появлении новой отрасли социального знания, так называемого гендерного анализа. Хочется заметить, что в его основе находятся параметры, связанные с вопросами женской эмансипации и отражением последней в общественном сознании.
Розвиток Музики на Україні у XVII-XVIII — Культура — ...
... партесний концерт. Народні ліричні пісні набувають популярності не лише в Україні, але й поза її межами. Про високий рівень ... більш ніж 200-літньої традиції ство-рення духовних пісень в Україні стало видання "Богогласника" (Почаїв, 1790—1791 рр.). Збірник ... Туреччини і Угорщини. Протягом століття велась боротьба за визво-лення Правобережної України, яка завершилася в кінці XVIII віку возз'єднанням її ...
Никто не станет оспаривать тот факт, что показателем культурного уровня любого общества является положение и роль, которую играет в нем женщина. Проблема эмансипации женщин актуальна и в современном мире. Вот почему первостепенное значение для нас имеет изучение культурно-исторических корней. Стоит отметить, что исследовательский интерес к истории женского вопроса в России продиктован как научными задачами, так и потребностями современного состояния гендерной культуры в стране.Никто не станет оспаривать тот факт, что положение женщины в обществе зависит от целого ряда условий, которые возникают под влиянием национальных традиций, религии, уровня экономического благосостояния всего общества. Я считаю, необходимо отметить и тот факт, что на положение женщины обязательно влияет и принадлежность ее к тому или иному социальному статусу.
Наше исследование особенностей положения женщины в России в XVIII веке, позволяет сделать следующий вывод: причины интереса к женскому вопросу в Российской империи возникли как результат изменения самого общества, так и влияния эпохи Просвещения, а также идей Великой Французской революции 1789 года.
В своей работе мы должны попытаться выявить и рассмотреть все особенности изменения положения российской женщины на протяжении XVIII века.
Культурологический подход в исследовании позволяет рассмотреть положение женщины на фоне широкого социально-исторического аспекта с применением аксиологического и герменевтического принципа.Как это можно растолковать? Как мы уже с вами выяснили, женская эмансипация (точнее, начало или зарождение явления в Российской Империи), является одним из важнейших этапов формирования специфической гендерной культуры. Аксиологический принцип исследования позволяет представить основу гендерной культуры в качестве ценности, исключительно важной для бытия женщины и мужчины, семьи, и даже, нации.
Герменевтический принцип утверждает целостный подход при анализе положения женщины на основе культурно-исторического метода, преемственности культурных традиций.
Что мы смогли выяснить, изучив целый ряд источников?
Именно изменение социокультурных ориентации и способствовало кардинальному пересмотру позиционирования женщины в системе социальных отношений.
Обязательно хотелось бы отметить, что в последнее время российские ученые использовали новые методологические подходы, которые позволяют трактовать все перемены в статусе женщины как результат социальных изменений жизненного уклада. Анализ научной литературы выявил, что широкого системного исследования по данной проблематике не обнаружено, что и обуславливает актуальность нашей работы.
Историография проблемы:
Начало изучения и накопления фактического материала о положении женщины в российском обществе было положено русскими учеными в конце XVIII — начале XIXвека (П.П.Паллас, И.И. Лепихин).
«Последний летописец» Н.М. Карамзин
Историк Н.И. Костомаров в своих работах подробно освещал имущественно-бытовую сторону повседневной жизни российской женщины.
Хореографическое искусство конца XVIII — XIX веков
... лирические танцевальные поэмы, предвосхищая открытия романтического танца. В 30-50-х годах. 19 века ... Объектом исследования является становление и развитие хореографического искусства XVIII – XIX веков. Предметом исследования выступает ... сверхъестественным и экзотическим, их привлекала культура дальних стран и седая древность. ... балетов, где со сценами реальной жизни контрастируют картины грёз и ...
Автор исторического эссе Б.А. Романов в своем труде « Люди и нравы Древней Руси » (историко-бытовые очерки (XI — XIII вв.) М., 1957, показал повседневную жизнь российской женщины: горожанки, крестьянки, дворянки. Он в основном опирался на покаянные книги и летописи.
Социально-правовой статус, изменение роли в семье, особенности быта русских женщин раскрыты в монографиях Л.Н. Пушкаревой « Женщина в русской семье (X — XX века) // Русские. М., 1999.
Изучение места женщины в дворянской субкультуре стало одним из предметов исследования Г. А. Носовой «Традиционные обычаи русских», М., 1999.
Автор показывает процесс вхождение женщины в общественную жизнь в период петровских реформ.
С.М. Соловьев в своих трудах останавливался на роли женщин из высших сословий в общественной жизни, считал закономерным появление «российского матриархата».
Н.П. Цимбаев в своей работе представил комплексное исследование социально — политических отношении в истории России периода правления Екатерины II. Для нашего исследования особенно ценным является глава, посвященная изучению процесса развития семьи и демократизации семейных отношений различных категорий населения на протяжении XVIII в. Цимбаев Н. И. Золотой век Екатерины. М., 1996.
Большую помощь для нашего исследования оказали работы Ю.В. Лотмана. В своей монографии « Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства» (XVIII — начало XIX вв.) СПб., 1999 ученый подробно рассказывает о нравах и традициях русских людей в этот период истории, показывает и определяет роль женщины в общественной жизни.
Мне хочется отметить, что на современном этапе развития общества некоторые ученые, обращаясь к изучению женского вопроса, использовали новые методологические подходы.Все перемены в статусе женщины трактовались как результат социальных процессов и динамических изменений жизненного уклада женского населения.
Итак, стоит отметить, что во многих работах ученых, историков, литераторов мы видимотражение изучения некоторых основных аспектов положения женщины в Российской Империи, однако, как показывает анализ научной литературы, системного исторического исследования по данной проблематике за весь указанный периодне предпринималось, что и обуславливает актуальность этой проблематики.
Предмет исследования:особенности изменения положения российской женщины различных социальных слоев на протяжении XVIII века.
Объект исследования:русская женщина как отдельная социокультурная общность с ее правовым статусом в семье и обществе.
Хронологические рамки исследования относятся к периоду всего XVIII века. Начало века ознаменовано правлением ПетраI(1682-1725), Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна(1730-1740), Елизавета Петровна( 1741-1761), Петр III(1761-1762), Екатерина II Великая(1762-1796), Павел I(1796-1801).
Целая программа реформирования в политической, социальной и культурной сферах жизни обусловила и перемены в жизни женщин разных слоях общества.
Целью исследования является комплексное изучение эволюции статуса российской женщины различных сословий в системе общественных и семейных отношении в социально-культурном аспекте на протяжении XVIII века.
Повседневная жизнь древних греков в классическую эпоху
... женщины в древнегреческом обществе. Объект исследования, Предмет исследования, Структура работы: Работа состоит из трех глав. В первой главе внимание уделяется особенностям повседневной жизни древних греков. ... жизни античного человека. Поэтому, исследование и самого античного полиса можно считать актуальным. Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают друг на ...
Для достижения указанной цели предлагается решить следующие задачи:
- выявить особенности изменений положения русской женщины XVIII века;
- рассмотреть систему общественных представлений и изменение
статуса женщины в политической и общественной жизни России в данный исторический период;
- охарактеризовать изменения, произошедшие в положении женщины, благодаря включению ее в образовательный процесс;
- проанализировать социокультурные факторы, приведшие к изменениям в системе семейно-имущественных отношений женщин различных социальных слоев;
- охарактеризовать влияние женской эмансипации на культурную жизнь Российской империи;
- проследить влияние литературы на становление женского самосознания.
База исследования. Я хочу заметить, что в первую очередь в работе были использованы нормативные источники. Именно изучение таких документов, законодательных норм о владельческих, наследственных и распорядительных правах, позволило выявить роль императора и государства, основные направления политики, которые повлекли и изменение статуса женщины различных сословий. Особенно ценными для нас представляются законы и нормативные акты, собранные в Полном собрании законов Российской Империи. Мы познакомились с рядом законодательных актов, которые были призваны регулировать имущественную сферу семейных отношений. Ряд постановлений, касающихся развития женского образования, позволяют проследить изменение модели поведения и жизненных приоритетов представительниц высшего сословия.
Большой исторический интерес представляет руководство по воспитанию и образованию представителей обоего пола « Юности честное зерцало», изданное Петром I в 1717 году.
Изучение и систематизация данного материала позволили получить более четкое представление об эпохеXVIII века, собрать нужный документальный базис для выполнения своего исследования.
Методология исследования. Данное исследование проведено в соответствии с принципами историзма и объективности. В работе использовались сравнительный и аналитический методы, а также — психологической интерпретации текста.
Научная новизна исследования. В своей работе мы постарались изучить и систематизировать материал по заданной теме, предприняли попытку провести историографический анализ с учетом методологии исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть использована при разработке методических материалов за курс средней и высшей школы.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Давайте обратимся непосредственно к своему исследованию. Нам необходимо погрузиться в исторические источники и постараться для начала воссоздать атмосферу эпохи XVIII века.
Каковы женские лица той эпохи? Ведь XVIII век знал имена женщин-императриц, женщины — президента Российской Академии наук, женщин-писательниц, артисток, светских дам. А также женщин, поражавших общество своей высокой духовностью, нравственностью и самопожертвованием…
Глава 1.изменение статуса женщины в политической и общественной жизни в России
1.1 Российская женщина в петровскую эпоху
Не для кого не секрет, что до петровского времени русская женщина вела теремной, т.е. закрытый образ жизни. Из этого факта следует, что женщина в России была изолирована от всех социальных процессов, лишена всяких гражданских прав. Петр I пытался изменить такое веками сложившееся положение и потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе такое же место, как и в Западной Европе.Царь — реформатор повелел подданным приводить своих жен и дочерей на увеселительные ассамблеи. Петр Iлично следил, чтоб все подобные мероприятия обязательно проходили с участием женщин. Здесь прослеживается прагматическое начало, столь свойственное деятельности императора. На ассамблеи следовало вывозить молодых девушек, дабы они имели возможность составить себе партию в более свободном порядке, нежели это было принято ранее. Можно сказать, что в этом проявлялась забота Петра о государственной пользе, так как, по его мнению, семья, созданная не по согласию, живет плохо и, главное, бездетно.
Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души
... поэзия Ахматовой - это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями XX века. А еще, по словам О. Мандельштама, Ахматова «принеслав русскую лирику ... с каждой новой любовью в ее жизни. Другая ипостась лирической героини - это женщина-поэт. Она воспринимает свой талант не как подарок, а как крест, который должна нести на ...
На ассамблеях женщина могла не только демонстрировать свою красоту и наряды, но, самое главное, она усваивала уроки по выработке стиля европейского поведения и новых норм светской жизни.Теперь считалось обязательным для девушки из высшего света умение танцевать европейские танцы, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, читать и писать, соблюдать светские правила поведения (этикет).«Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает Немкам и Француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущества», — пишет Ф.В.Берхгольц в своем дневнике. Как мне кажется, такие преобразования царя-реформатора позволили русским женщинамобрести новый социальный статус в жизни общества. Во-первых, впервые в законодательстве затрагивается вопрос женского образования. Специальным указом Петр I предписывает: неграмотных дворянских девушек, которые не умеют написать хотя бы свою фамилию, не венчать. Так император положил начало женскому просвещению. Указом от 31 января 1724 года Петр I обязывает все женские монастыри заниматься попечительством об образовании детей сирот, обедневших дворян. В том документе говорится следующее: « Монахиням в служении нищих равное же определение , также и монахам своего пола, также несколько монастырей определить, где всех сирот обоего пола принимать, обоих сортов, то есть без призрения после родителей оставшихся и подкидышей, которых воспитывать мужского до 7 лет, а потом отсылать в школы определенные; а женского пола обучать грамоте, также следующим навыкам: пряжи, шитья, плетению кружев (для чего надлежит выписать из Брабандии сирот, которые выучены в монастырях)».
Обязательно следует указать на то, что при Петре I значительно изменилось положение женщин благодаря расширению их имущественных прав. Рассмотрев некоторые нормативные документы, мы пришли к выводу, что после слияния дворянства и боярства произошло оформление высшего сословия, а так же, уравнение двух видов собственности (поместья и вотчины).
Соответственно, произошли изменения и в законодательных нормах. В результате по указу царя 1714 года женщина высших сословий получала возможность наследования всего недвижимого имущества своего супруга. Расширение имущественных прав женщин в семье связано с ограничением распорядительных прав мужа на ее приданое.Вслед за этим были изданы указы, которые запрещали мужьям совершать сделки от своего имени, затем обязательным стало наличие на документе собственноручной подписи женщины. В 1715 года женщина обретает право самостоятельно распоряжаться своим приданым, хотя все сделки совершались лишь с согласия мужа.Отсюда следует, что гарантией материальной стабильности женщин стала неприкосновенность приданого, а также и отсутствие материальной ответственности по долгам супруга. Это тоже был очень важный момент для укрепления их благополучия. Изучив некоторые исследования имущественных прав женщин, стоит отметить, что новое законодательство обеспечивало полное наследование имущества супруга для вдовы, имеющей детей. Вдовы с детьми имели обширные распорядительные права по обмену, сдаче, продаже или завещанию полученного имущества.При этом государством была гарантирована поддержки для представительниц высшего света при неисполнении противоположной стороной условий договора.Таким образом, величайшей заслугой реформы в законодательных нормах, стала возможность наследования движимого и недвижимого имущества мужей и отцов, женам и дочерям. Отмена запрета замужества в течение года после смерти супруга при наследовании имущества и разрешение вступать в повторный брак для вдов, не имеющих детей без имущественных потерь, предоставляли женщинам высших сословий более широкие возможности по устройству своей личной жизни.На какие важные перемены в положении женщины стоит обратить внимание? Специальными указами 1700, 1702 и 1724 г.г. Петр Iзапретил насильственную выдачу замуж. Законодательно предписывалось, чтоб обручением и венчанием был шестинедельный период « дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха идти не похочет», то « в том быть свободе». Родители не должны были настаивать на браке без желания сторон. Постепенно, благодаря реформам Петра, у женщин высшего сословия формировалась особая система ценностей, мировоззрения, которая отличалась от представительниц других сословий.
Виссарион Белинский — История России в рассказах для детей. ...
... четко, опрятно и красиво отпечатанных компактно (сжато): это большая выгода и для покупателей. История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой… Впервые – «Отечественные записки», 1841, т. XIX, № 11, ... «Газете прений» ( франц .). – Ред . На выход VI части «Истории России в рассказах для детей…» в первом издании критик откликнулся рецензией в № 1 «Отечественных записок» за 1841 ...
Доподлинно известен тот факт, что Петр I установил обязанность для жен отправляться вместе с мужьями во внешнеполитические поездки. Понятно, что такая возможность для женщины окунуться в общественную жизнь положительным образом повлияла на представление о роли и месте в жизни.Подводя итог этой главы, хочется отметить, что все же большинство русских женщин, лишь за небольшим исключением амбициозных представительниц высшего сословия, были ограничены в возможности проявления своих талантов в таких важнейших сферах, как административная деятельность, внешняя политика, экономическое управление, военное дело. Но иногда некоторые женщины оказывали влияние и на эти сферы, они воздействовали на мужей, отцов, сыновей, братьев, пытались склонить на различные действия и поступки, обсуждали их успехи и неудачи на службе. Попросту вмешивались не в свои дела.Какой вывод мы можем сделать? Изучив и рассмотрев социально-политическую модернизацию в контексте женского вопроса, хочется отметить, что в период петровской эпохи мы видимположительную динамику в отношении расширения личных прав и упрочения социального статуса женщиныв жизни русского общества.
Театр классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в культуре ...
... классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм. В своём реферате я расскажу о зарождении. Этих направлений в европейской культуре и более подробно рассмотрю их отражение и развитие в культуре России. ...
1.2 Изменение статуса русской женщины в середине XVIIIвека
Изучив многие источники, можно сделать следующий вывод: одним из самых ярких достижений петровской эпохи является последующее женское правление в России, продолжавшееся большую часть XVIII века. Во главе государства становится женщина. Бесспорно, до правления Петра Iтакое явление было фактически немыслимым. Почему в последствие оказалось возможным? Петр I не имел наследников мужского пола, поэтому он спровоцировал передачу престола женщине, своей жене Екатерине. Он постоянно подчеркивал исключительную роль Екатерины « как великой помощницы» в его трудах»Такой вариант власти оказался удобным и для гвардии, главной политической силы в стране. От женщины ожидали уступчивости. Давайте познакомимся с рассуждениями Р.С. Уортмана, в которых он предполагал, что только « женщины могли на подсознательном уровне представляться новой элите, возведенной на вершины власти рукою царя-реформатора, одновременно абсолютно верными западному наследию Петра и в то же время избавлять от страха перед возвращением разрушительной энергии Петра».
Екатерина I полностью подходила на роль императрицы. Красива, умна, обходительна, часто выступала в качестве заступницы за провинившиимся перед царственным супругом, предана политике Петра, она ассоциировалась с петровским переустройством России. Обратимся вновь к работе Р.С. Уортмана, в которой он пишет: «Монархиня сочетала в себе верность петровской модели героизма и жертвенности (пример — поведение Екатерины во время Прутского похода — ей приписывали авторство плана действий, благодаря которым Петр избежал плена после поражения под Прутом. — О.М.) с элегантностью и вкусом, символизирующим теперь высшие ценности Запада».
Курляндская Анна Ивановна 1730 — 1740 гг. правления. Время царствования этой императрицы означало для русских людей засильем немцев во всей системе государственного управления. Были проведены в жизнь некоторые важные требования дворянства. Какие общие черты присущи женщинам-правительницам? Во-первых, деятельная энергия, честолюбие, умение принимать самостоятельное решение, желание находить компромиссы. Многие исследователи подчеркивают, что русские императрицы XVIII в. были воплощением консервативного правления последней стадии абсолютизма.Они постарались сохранить свое положение в стабильной системе постоянно манипулируя взаимоотношениями знатных родов, распределяя почести и используя интригу и страх.Понятно, что это чисто женский способ правления.С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию Эпохи Просвещения. Императрица придавала огромное значение развитию русской культуры, науки и образования.В 1755 году по велению Елизаветы Петровны был открыт первый в России Московский университет. А в 1758 была создана Академия художеств в Петербурге.Именно при ее царствовании произошел реальный прогресс в области женского образования. В 1754 году основывается несколько государственных школ для девочек. Повсеместно начинают открываться частные пансионы, которые, бесспорно, сыграют величайшую роль в образовании детей обоих полов. Роль женщины в обществе значительно возросла. Стоит отметить, что хотя Елизавета Петровна и ее окружение с большим уважением относились ко всем петровским преобразованиям, следовали им, поддерживали все созданные им учреждения, но очень боялись возвращения такого времени. «Они выиграли от успешного петровского акта завоевания и не имели повода жаждать другого такого акта», — говорил Каменский А.Б.
Культура России второй половины XVIII века
... которые использовались в книгах. Приступим к рассмотрению русской культуры во второй половине XVIII столетия. Архитектура. Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве ... и проводимому в Царицыне строительству. С 1768 по 1773 год Баженов возглавлял Модельный дом, где и велась работа над проектом нового Кремлёвского дворца, ...
Да, многие исследователи поддерживаются той точки зрения, что императрица придерживалась политики отца. При ее правлении была отменена смертная казнь, восстановлена роль Сената, расширены льготы некоторых слоев населения.
Хочется выделить, что женщины как императрица Анна Иоанновна (1730-1740), так и Елизавета Петровна (1741-1761) в своем правлении следили за соблюдением обрядов православной церкви, старались удержать процесс распада традиций. Однако, и такая своеобразная эпоха женщин- императриц, где из забав, развлечений формировались предпосылки и механизмы дальнейшей модернизации, оставила незаменимый след в истории России. Стали предъявляться особые требования к культурному уровню женщин. Обязательным стало знание языков, умение поддерживать разговор в обществе, чтение книг. Что еще необходимо дополнить? Во время Елизаветы Петровны в моду вошел театр, который стал формой социальной активности, а также сферой приложения организаторских и творческих способностей представительниц высшего света. В спектаклях и балетах принимали участие и знатные дамы. Своим талантом славилась княгиня К.Ф. Долгорукова, у которой был известный домашний театр. Именно она своей деятельностью породила дух соревнования между дамами из высшего света.В 1756 году в России организован первый публичный театр. И почти сразу в обществе преклонение перед женщинами-актрисами, почитание их профессионального таланта и личностных достоинств.
Какой вывод мы можем сделать в этой главе? Именно в середине XVIII века многие дамы из высшего света проявляли интерес к изучению основ наук, истории, философии и права.
Внимательно изучив некоторые источники, можно отметить, что в целом правление Елизаветы Петровны отличалось стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. Это были уверенные шаги к политике просвещенного абсолютизма, который осуществляла Екатерина II.
1.3 Изменение положения роли женщины в общественной жизни Российской империи во второй половине XVIII века
Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Императрица известна как одна из самых ярких и сильных политических деятелей в истории государства Российского. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма.Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Императрица поставила перед собой цель воспитания нового поколения знатных девушек и возрождения нравственности у них.
Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. Еще до своего вхождения на престол, Екатерина II была озабочена женским образованием и воспитанием. Очень важным она считала приучение детей обоих полов к чтению, так же как и «самостоятельное образование путем чтения». В 1773 году вышло сочинение «Наставление великим княжнам российским», где она лично рекомендовала внучкам книги, обязательные для прочтения. Хочется остановиться на одном важнейшем событии для отечественного женского образования. 5 мая 1764 годупоявился указ императрицы « О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного общества».В этом Указе мы можем прочитать: «дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в младенческих летах препоручать сему от Нас учрежденному воспитанию». Согласно Уставу воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:
- от 6 до 9 лет — девочки изучали языки, арифметику, рисование, все части воспитания и благонравия, танцы, музыку, рукоделие;
- от 9 до 12 лет — изучали то же самое, и еще добавлялась география, история;
- от 12 до 15 лет — добавлялись словесные науки, архитектура;
- от 15 до 18 лет — совершенное знание закона, все правила доброго воспитания, благонравия, светского поведения.
За период правления Екатерины II в Смольном институте воспиталось 1316 дворянок и мещанок.
Обязательно нужно отметить, что у девушек-смолянок воспитывали чувство равенства друг перед другом: «Сироты, бедные и богатые, имели одинаковое право пользоваться прекрасным воспитанием, основой которого служило совершенное равенство. Это была община сестер, подчиненных одним правилам. Единственным отличием служили достоинства и таланты».
У воспитанниц стремились сохранить личную самобытность, непохожесть. Девушкам внушали уверенность в своем благополучии. Из воспитанниц Смольного вышли прекрасные супруги и матери.Неоценима роль Смольного института в развитии женского образования. Помимо того, что улучшилась грамота, сами женщины стали писать в журналы. Во время правления Екатерины IIв Москве и в Санкт-Петербурге были основаны приюты, где воспитывали незаконнорожденных сирот. В этих учреждениях девочек обучали рукоделию. Все исследователи в своих работах отмечают, что именно в период царствования Екатерины II возрастает количество частных пансионов, в которых около 30 % составляли подопечные женского пола.
Мне кажется, что все усилия императрицы и передовой части российского общества, направленные на распространение грамотности среди дочерей дворян, мода на домашнее образование с помощью гувернанток, привели к постепенному распространению и в провинциальной глубинке увлечению чтением, музыкой, театром. У представительниц женского пола расширялся кругозор, происходило переосмысление ценностей, укреплялось чувство собственного достоинства.
Примечательно то, что к концу XVIII века в России появилась женская интеллигенция. В стране можно было насчитать более сотни женщин писательниц, поэтесс, публицисток, артисток, учительниц, художниц. Имена Е.В. Херасковой, А.Ф. Ржевской, А.П. Буниной, Н.П. Сумароковой, П.И. Шереметевой навсегда вошли в историю России. Некоторые дамы высшего света были увлечены изучением основ наук, истории, философии и права. В это удивительное время впервые появляются женщины-профессионалы (гувернантки, артистки), которые получили возможность самим зарабатывать средства и стать независимым. Как тут не вспомнить труды графини М.Г. Разумовской, А.К. Воронцовой, М.А. Нарышкиной.Именно во второй половине XVIII века в России появилась незаурядная личность — Е.Р. Дашкова, образованнейшая женщина эпохи Просвещения, в свои 27 лет владевшая 14 языками. Известно, что 30 сентября 1783 года Екатерина II издает указ, где говорится, что президентом Российской Академии наук назначается княгиня Екатерина Дашкова (первая и единственная женщина).
Княгиня подарила Академии свою прекраснейшую библиотеку, на ее личные средства был основан лучший журнал того времени «Собеседник», был выпущен Российский этимологический словарь. Княгиня Дашкова успешно выполняла возложенные на нее обязанности по одновременному руководству как Петербургской академией наук, так и Российской академией. Какое же образование получила эта женщина, если смогла достичь таких карьерных высот? Вот что пишет она: «Мы учились четырем языкам: по-французски говорили бегло; один статский советник давал нам уроки итальянского языка; а господин Бекетов занимался с нами по-русски, — впрочем, тогда только, когда мы удостаивали его своим вниманием (кроме того, учились по-немецки).
В танцах мы делали большие успехи и несколько умели рисовать». Прекрасное образование для того времени, но сама же княгиня дает ему следующую оценку: «При таком модном внешнем образовании кто бы мог, — пишет она, — усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить ум? Решительно ничего». Вот, оказывается, по мнению Дашковой, что хотели получить многие девушки из высшего сословия, а не только знание иностранного языка и умение декламировать. Они нуждались в более качественном образовании, возможности получить профессиональные навыки, развить свою эрудицию. Не случайно, именно с именем княгини Екатерины Дашковой связывают и развитие женской эмансипации в России во второй половине XVIII века. Еще раз хочется обратиться к известным трудам Е. Лихачевой: «На протяжении всего царствования Екатерины две самые образованные личности во всей России были женщины — сама императрица и княгиня Дашкова. Эти две исключительные личности, озарившие путь более и более многочисленным им подобным, отметили всю политическую, общественную и культурную историю страны».
Бесспорно, что именно эти две выдающиеся личности оказали неоценимую услугу для развития прав женщин на получение образования в России. Хочется упомянуть еще об одном довольно значимом эпизоде. 18 мая 1780 года в Петербургскую академию наук впервые поступило заявление от женщины, госпожи М. Фагонорус, пожелавшей сдать экзамен и получить разрешение на право преподавания. Это была довольно необычная ситуация. Решение было принято верное: « не следует делать различий между мужчинами и женщинами, которые избирают для себя профессию просвещения молодежи».
Так женщины стали посетителями университетских лекций. С новой стороны они предстают перед современниками, которые начинают ценить у представительниц прекрасного пола и интеллект. На что еще хотелось бы указать в своем исследовании? Екатерина II была одаренным организатором. Это отмечают все историки и ученые. Она смогла привлечь к решению проблем внешней и внутренней политика целый ряд талантливых государственных деятелей. Например, деятельность генерал-поручикаБецкого И.И. , направленная на призрение брошенных детей обоего пола заслуживает истинного уважения. Его заслугой было учреждение 1 сентября 1763 года в Москве «Воспитательного Дома с особенным госпиталем для неимущих родительниц». Он пишет: «… приносимые в сей Воспитательный Дом обоего пола младенцы принимаемы должны быть.»
« С таким же крайним рачением и порядком, как мужской так и женский пол воспитывать быть должны. Пренебрежением этого не меньше было бы несправедливо, сколько и не благорассудно и вредно; почему при воспитании этом, наблюдая пристойность пола, обучаемы быть могут таким же образом, по возрасту их лет». И.И. Бецкий указывает и на порядок воспитания мальчиков и девочек: « от 7 до 11 года как мальчики, так и девочки ходят по одному часу на каждый день в школу, учатся читать и первым основам веры… мальчики обучаются вязать чулки, колпаки и сети, привыкают к садовой работе; а девочки упражняются в пряже, в вязании, в плетении кружев и прочего. От 11 до 14 лет мальчики, по силе своей и по состоянию, лен, шерсть чистят, чешут и приготавливают, а девочки ткут, делают пряжу и прочее…Девоски по очереди стряпают, хлеб пекут, моют. Гладят. Шьют и в прочих домашних работах упражняются. По часу в день и мальчики и девочки обучаются писать и цифре …».
Мы привели в своем исследовании выписку из этого документа совсем не случайно. Ведь это является первым признанием того, что девочки должны получать образование наравне с мальчиками. Из этого документа нам становится ясно, что кроме сирот И.И.Бецкой предлагает брать на воспитание и обучение бедных детей обоего пола из разных чинов. Показательно, что 22 марта 1764 года был указ генерал-поручика Бецкого «О воспитании юношества обоего пола», где предлагает создать «воспитательные училища для обоего пола детей…». Этот государственный деятель понимал, что обществу нужно поколение новых людей, а для этого их нужно сначала вырастить и правильно воспитать.
Обязательно нужно указать и подробнее остановиться на особой деятельности, как возможности самовыражения и включения в общественную жизнь русским женщинам в этот период истории. Речь идет о благотворительности. Патронирование учреждений, оказание помощи нуждающимся стало общественным занятием женщин высшего сословия.
Стоит отметить, что благотворительность признавалась похвальным видом деятельности. Женщины организуют самостоятельные дамские благотворительные общества и попечительства, организуют для девушек из третьего сословия курсы рукоделия, помогают сиротам. Годы правления ЕкатериныII очень часто называют золотым веком Российской империи. В государстве установился порядок, выросло благосостояние людей, но сама императрица не имела кровных связей с царствующей династией. И вот такая ситуация спровоцировала появление самозванцев, претендующих на престол. Мы поведем речь об одной молодой даме, которая называла себя дочерью Елизаветы Петровны. Княжна Тараканова отличалась не только незаурядной красотой, но имела блестящее образование, разносторонние знания в совершенстве владела французским, немецким, английским, итальянским языками. Современники указывали на то, что молодая дама имела к тому же прекрасное воспитание, а также интересовалась искусством и живописью, замечательно рисовала и играла на арфе. Вот такая удивительная женщина оказалась втянута в авантюру, пыталась занять место на российском престоле. Мы не станем оценивать ее действия, просто отметим незаурядный ум и силу характера молодой женщины.
Хочется упомянуть об удивительной женщине, графине Е.М. Румянцевой, которая не только занималась воспитанием детей, ведением хозяйства, но учредила ткацкую фабрику для изготовления чулок и ковров, улучшала работу конского завода, выгодно приторговывала имениями.
Давайте подведем промежуточный итог. Императрица ЕкатеринаII вошла в историю как одна из самых ярких, неординарных политических деятелей в истории российского государства. Выдающейся ее заслугой является то, что она положила начало женскому образованию в России. В государстве появляется женская интеллигенция. Российские аристократки получили право на участие в общественной жизни страны, заниматься благотворительностью.
В своем исследовании по изучению особенностей положения женщины России на протяженииXVIII века мы сможем подвести некоторые итоги и сделать следующие выводы. По нашему мнению, причины усиления интереса к женскому вопросу нужно искать как во внутренних особенностях развития российского общества, так и во влиянии идей Просвещения, идей равноправия женщин. Возможно, оказали влияние и образы женщин, участниц Великой французской революции. К глубокому сожалению, эти изменения затронули небольшую часть русского великосветского общества. Но все же изменения в сознании людей уже произошли, поэтому мы и можем говорить о повышении общественного статуса женщины. Пусть на первых порах только в высшем свете, но постепенно и в других слоях населения.
Глава 2. Изменение статуса женщины в семье на протяжение XVIII века
2.1 Изменение положения женщины — крестьянки в семье в Российской империи
Стремительная петровская эмансипация статуса русской женщины коснулась только представительниц высших сословий. О жизни простой русской женщины XVIII века мы знаем непростительно мало. На память сразу приходят слова русских классиков о тяжелой женской доле. Бесспорно, что крестьянки по-прежнему оставались бесправными и занимались тяжелой работой в поле и дома. Многие исследователи отмечают, что русской традиционной культуре присуще главенство женского начала. Обратимся к работе В.И. Мильдона, где он утверждает: « что в России женщина может быть охранителем мужа, а шире, и самой жизни — это не столько пережиток матриархальных отношении, сколько устойчивая практика.
Это еще раз подтверждает, что в непубличной сфере, дома, в своей семье, очень часто русская женщина играла первостепенную роль. Именно здесь производились и распределялись предметы первой необходимости, рождались и воспитывались дети, возникали эмоциональные связи и отношения. Все заботы и хлопоты по хозяйству, по уходу и воспитанию детей ложились на плечи женщин. Исконно это были обязанности жен и матерей. Из истории всем известно, что функционирование традиционного крестьянского уклада было обусловлено рядом социально-экономических факторов. В основе лежала семейная форма хозяйства, которая строилась на гендерном разделении труда. Поэтому брачно-семейные отношения являлись системообразующими для всего крестьянского общества. Священность института брака прослеживается в нормах и этике: «Без мужа, что без головы; без жены, что без ума».
Церковные установления XVIII по-прежнему поддерживали идею главенства мужа в семье, однако и не отрицали авторитета матери.Законы государства и церковь защищала честь женщин и их достоинство, родня(семья женщины), могла найти управу на мужа, если он обижал жену. Реформы Петра I отменили некоторые варварские законы, по которым мужья могли продать жену, заточить ее в монастырь, нанести увечья. Император пытался изменить положение русской женщины. Специальными указами он установил брачный возраст для девушки в 17 лет, такжезапретил насильственную выдачу замуж.Тем не менее, в крестьянской среде брак чаще всего зависел от семейных и хозяйственных обстоятельств жизни. Нередки были и неравновозрастные браки. Чаще всего невесту выбирали из семьи равной по достатку. Крепкое здоровье, физическая выносливость украшали невесту, а уж потом женихи обращали внимание и на нравственные качества. По традиции родители старались сначала выдать замуж старшую дочь, младших хуже одевали, строже воспитывали. Как правило, жена приходила в семью мужа. С выходом замуж девушка приобретала новый статус «молодухи», оставалась в нем до рождения первого ребенка. И только после рождения ребенка происходил полный переход крестьянки во взрослое состояние. Они чаще всего жили нераздельными семьями, состоящими из нескольких поколений. Раздел был экономически не выгоден. Да и внутреннее разделение труда в больших семьях организовать легче. Мужчинам вместе было проще справляться с тяжелой работой. А вот женщинам приходилось сложнее, совсем не легко сохранять лад в большой семье и совместно вести дом.
Незавидная жизнь выпадала на долю «молодух», младших снох и невесток.
Самую тяжелую работу выполняли молодые женщины, при этом с их мнением по тому или иному вопросу обычно никто не считался. А сколько незаслуженных упреков и обид нужно вытерпеть: «Работать — что заставят, а есть — что поставят». Бывало, однако, и так, что и «молодухи» не всегда отвечали покорностью. Они пытались отстаивать свои права на сносную жизнь: подавали жалобы, убегали из дому к родителям, известны случаи, когда просто прибегали к колдовству, для того, чтобы «уморить» своих обидчиц. Такова была жизнь и нравы в русской деревне.
Все важнейшие дела решали на семейном совете, который состоял из взрослых мужчин семьи. Из женщин только «большуха» (жена или мать главы семьи) имела право участвовать в нем. Она и заправляла всем хозяйством и домом, ходила на базар, распределяла обязанности, выделяла продукты для повседневного и праздничного стола.Вот отчего женщина-крестьянка не могла почувствовать себя полноправной хозяйкой.Вся жизнь и быт крестьянской женщины были жестко регламентированы.Крестьянская экономика с ее низкой продуктивностью оказывала непосредственное влияние на репродуктивную функцию женщины. В среднем крестьянка рожала по 7-8 детей, некоторые даже 10-11 раз.
Даже в самых бедных семьях радовались рождению первого ребенка, независимо от его пола. Однако в крестьянских семьях больше ждали появления на свет мальчика, так как с его появлением увеличивался земельный надел, а значит и благосостояние семьи. На младенцев мужского пола смотрели как на будущих кормильцев, в то время, как девочку воспринимали как разорительницу (наряды, приданое).Народная мудрость гласит: « сын дом держит, а дочь за дверь смотрит». Но когда в семье появлялись только мальчики, это тоже было не в радость: « не на кого будет и в беседе полюбоваться».
Изучив ряд источников, мы смогли убедиться, что рождение и воспитание детей традиционноявлялось важнейшим предназначением женщины-крестьянки на протяжении всего VIII века.
Несмотря на нововведения Петра I, в которых он стремился изменить жизнь русской женщины, на протяжении всего XVIII века в крестьянских семьях муж обладал безраздельной властью над женой. Побои и издевательства над женщинами были обычным делом. А сколько разнообразных обязанностей вменялось женщине: работа по дому, уход за домашними животными, огородом, полевые работы, промысловые и традиционно женские занятия, рукоделие, работа на господина. Много и тяжело приходилось трудиться русской женщине-крестьянке на протяжении всего века. Да еще при этом выполнять основное свое предназначение: рожать и воспитывать детей. Понятно, что при таких обязательствах женщина неотлучно проживала в своей деревне, не имела времени на отдых, узок был круг ее интересов. Значит, напрашивается вывод, что ограничение личной свободы женщины-крестьянки закреплялось не только законом, но и традиционной хозяйственной деятельностью.
Что же касается семейного имущества, то супруги-крестьяне находились в совладении, это касалось и в отношении приданого. После смерти главы семейства, тягло, то есть работа по выполнению государственных и барских повинностей, могла быть переложена на семью умершего, как на жену, так и на детей. Это касалось и наследства. Но на практике чаще всего основная часть общесемейного имущества переходила родственникам мужского пола.
Поэтому вдовам приходилось просить помощи и защиты. Очень часто в жизни выходило, что реальная доля дочерей в наследстве умершего крестьянина зависела от наличия у них братьев. Имущественные права женщин в крестьянских семьях XVIII века определялись долей труда, вложенного в общее хозяйство, а также обстоятельствами, связанными с уплатой податей помещика или в казну. После смерти мужа жена имела право сама возглавлять хозяйство. Однако если вдова желала жить самостоятельно, то она, как нетяглый член, получала только минимальную часть имущества, необходимую для своего существования. На таких же условиях обеспечивалось существование одиноких теток, сестер, племянниц, выделившихся из семей в результате их раздела.
Развод в крестьянских семьях был очень редким явлением.
Основным поводом служила супружеская неверность, однако и церковные и общинные власти, так же как и владельцы крестьян предпочитали не разводить супругов, а подвергнуть их физическому или иному наказанию и заставляли «проживать совместно». Физические недостатки, тяжелые болезни, избиение жены не являлись поводом для расторжения брака. От полнейшего равнодушия к своим проблемам и жалобам, женщины становились покорными и послушными, но порой терпению наступал предел, и женщина могла ответить насилием на насилие, решиться на убийство или, что было гораздо чаще, на самоубийство, пускались «в бега».
Тяжела была повседневная жизнь русской крестьянки, но в ней находилось место и праздникам. Календарные, религиозные, семейные праздничные дни скрашивали тяжелые трудовые будни крестьянок, наполняли радостью, облегчали жизнь. Может быть, именно поэтомурусские крестьянки оставались главными хранительницами вековых обычаев и традиций.
К концу века ситуация изменилась и для представительниц низшего сословия. Во время царствования Екатерины II открывались специальные училища для девочек низшего сословия. Выпускницы данных учреждении получали качественное образование и овладевали мастерством. Однако в жизни роль простой женщины-крестьянки чаще всего сводилась к ведению хозяйства, поэтому получать образование не было особой необходимости. Примечательно, что, начиная с 1776 года, в России стали организовываться народные училища, где крестьянские женщины имели право получать низшее образование. Не для кого не является секретом тот факт, что очень незначительное число девушек воспользовались такой возможностью. К сожалению, семья считала, что женщине это в жизни не пригодится, да и владельцы крестьян были заинтересованы в том, чтоб крестьянское образование не выходило за узкие рамки элементарного обучения. Поэтому обучение предполагалось проводить в особых сословных школах по курсу начальной ступени общего образования. Это означало, что доступ к средним и высшим ступеням образования для крестьянских девушек был ограничен.
Главные цели, которым должно было служить просвещение крестьянства, состояли в собственной его пользе, охране владельческих интересов и в результате достижении общественного и государственного блага, опирающегося на смягченные нравы и просветленный разум многочисленного класса подданных.