Особенности и признаки чеховского времени как в прозе А.П. Чехова, так и писателей «чеховской поры»

А.П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни [32. С.56].

Вот и в «Тоске» достаточно нескольких предложений в начале рассказа, чтобы ощутить атмосферу безд, И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. В этом коротком рассказ, Таким образом, рассказ «Тоска» об

1.2 Герой времени в зрелом творчестве А.П. Чехова («Палата №6», «Убийство», «Невеста»)

В творческой жизни А.П. Чехова — в 1890-х — начале 1900-х годов еще заметнее проникновения в эпические его произведения драматического и лирического начал. Обостряется конфликт духовно пробуждающегося человека с действительностью, настойчивее становится проблема самосознания и самоопределения человека, поисков им истины, своего пути в жизни, громче звучат голоса самих героев. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898) [14. С.31-33]. В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903).

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно [23. С.81].

35 стр., 17013 слов

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал

... что «маленький человек» фигурирует в огромном количестве произведений и «путешествует» вместе с ними. Актуальность данного исследования заключается в том, что в любом обществе, базирующемся на неравноправии, на социальных отличиях, рано или поздно ...

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890).

В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также вне словесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра [35. С.59-63].

Произведения А.П. Чехова — исключительно сложный объект анализа и интерпретации. Л. Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». После смерти писателя он также написал: «Он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде… Отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по технике он, Чехов, гораздо выше меня». Он подразумевал сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла человеческая проза, удивлявшая своей краткостью и простотой. Краткость смущала всех. Краткость противостояла тому, что более всего ценили, чем особенно дорожили в те времена — пространному многотонному роману [39. С.8-9].

К началу 90-х годов сформировалась та чеховская манера письма, для которой характерно изображение жизни с точки зрения героя — «как бы без вмешательства автора, без его оценок, выраженных явно». Сам Чехов замечает: «…если я подбавлю субъективности, образы расплывутся, и рассказ не будет так компактен, как надлежит быть всем коротеньким рассказам».

Эта чеховская установка на объективность и сжатость изображения проявляется и в повествовании, ведущемся от автора и представляющим один из функционально-смысловых типов речи, определяемый как рассказ о развивающихся действиях [23. С.78-79].

Рассказы, написанные им в последний период творчества, представляют собой разносторонний анализ российского общества, социальная направленность которого почти всегда очевидна, хотя писатель никогда не нарушает основополагающее художественное единство произведения. Среди этих рассказов и повестей его лучшие создания «Палата №6», «Бабье царство», «Студент», «Три года», «Анна на шее», «Убийство», «Моя жизнь», «Мужики», «Душечка», «Человек в футляре», «В овраге», «Дама с собачкой», «Архиерей» и «Невеста» [30. С.69].

Хотя Чехов заявлял, что сочинение пьес не в его характере, он был наделен острым драматическим чутьем. Сюжеты и диалоги его ранних рассказов подаются скорее в драматическом, нежели в повествов ательном или описательном ключе [31. С.91].

13 стр., 6255 слов

Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». методическая разработка ...

... и могут исчезнуть с лица Земли в ближайшее время. LiveInternetLiveInternet А.П.ЧЕХОВ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с ... продолжает свой путь по базарной площади». Заключение, Краткий пересказ «Хамелеона» Популяция и статус вида Хамелеоны считаются настоящими мастерами маскировки. Несмотря на это, этих животных подобные ...

Чехов посетил остров Сахалин. Сахалин называли «каторжным» островом, потому что там издавна содержали людей, отбывавших каторгу или по окончании каторжного срока живших там на поселении. Именно туда, в этот «ад», о котором мало знали и мало думали в просвещенном культурном обществе и отправился Чехов.

Итогом этой поездки, стоившей Чехову обострения туберкулезного процесса, стала его книга «Остров Сахалин». Строго научная, документальная в своей основе, она явилась настолько острым разоблачением каторжных порядков, что правительство вынуждено было назначить комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных на Сахалине. «Остров Сахалин» был предметом особой гордости Чехова. «Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе, писал он в обычной для него шутливой манере, — будет висеть и сей жесткий арестантский халат. Пусть висит!» В художественном же его творчестве сахалинские впечатления отразились мало, но опыт посещения «каторжного острова» впоследствии так и или иначе сказывался на всем, что выходило из-под его пера. Без ложной скромности Чехов мог сказать, что отныне в его творчестве «все просахалинено» [10. С.74-76].

Как отголосок

В 1892 году А.П. Чехов написал повесть «Палата № 6». Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А.С. Суворину от 31 марта 1892 года: «…Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру» [30. С.18-20].

16 апреля Чехов писал

29 апреля Чехов писал

Рассказ «Палата №6» возник как, Начинается рассказ с ужасного описания больничного двора, который сра, Молодой врач, Андрей Ефимыч Рагин, приехал, Тягостное впечатление усиливается по мере того, как вчитываешься в этот рассказ, знакомишься, Единственным человеком, который может и способен рассуждать, трезво

Громова свела с ума именно жизнь среди нормальных людей. Он заболел манией преследования, ему стало казаться, что его посадят в тюрьму. И Громов действительно попал в тюрьму. Этой тюрьмой для него оказалась палата № 6, где людей действительно не лечат, а калечат и истязают, жизнь там оказывается страшнее, чем в остроге. Но, сидя за больничной решеткой и страдая невыносимо, он не перестает возмущаться, протестовать и не теряет веры в то, что рано или поздно правда и добро восторжествуют: «…воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся».

Иначе Чехов изображает взгляд на жизнь доктора Рагина.

Да, Рагин духовно выше всех, работающих в больнице, Андрей Ефимович любит ум и честность, но он не в состоянии построить умную и честную жизнь вокруг себя лишь потому, что не умеет приказывать, запрещать, настаивать, да и считает, что этого делать не нужно. Такова его философия.

11 стр., 5336 слов

Аргумент к литературному направлению «Он и она». Декабрьское ...

... Чехов в моей жизни», которые были опубликованы лишь в 1940 году. Со своей стороны, Антон Павлович выразил свою трогательную привязанность к Лидии Александровне Авиловой в рассказе «О любви». ... футляре», которая была особенно любима писателем. Проблематика и смысл автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца Главная мысль, заложенная писателем, раскрывает ...

В этом рассказе Чехов противопоставляет взгляды на жизнь Громова и доктора Рагина. Так, в ре

В рассказе противопоставляется два мира: маленький мир палаты №6 и мир всех остальных людей. И есть Рагин, который находится между этими мирами. С одной стороны, он не такой жестокий, как сторож Никита и врач Хоботов, но с другой стороны, он 20 лет не понимал или не хотел понимать, как это жить в палате №6, пока сам не попал в эту палату: « Вот он просидел уже полчаса, час, и ему надоело до тоски; неужели здесь можно прожить день, неделю и даже годы, как эти люди?»

Таким образом, в рассказе «Палата №6» Чехова волнует несправедливость, которая, Другой рассказ этого периода — рассказ «Убийство»,

«Тема для рассказа «Убийство» привезена Антоном Павловичем из Сахалина»,

В рассказе «Убийство» Чехов рисует дикость и невежество российской действительности, страшный мир собственников и стяжателей, ханжей и изуверов, но изображает он эту «темноту, дикость, бессердечие и тупое, суровое, скотское равнодушие людей» внешне объективно и очень сжато. Авторское повествование о событиях подчинено основной задаче — дать точную характеристику психологии и внутренних состояний персонажей, обусловивших их действия, а, следовательно, и развитие событий. Очень тонкий прием здесь — прием сопоставления состояний и настроений персонажей с их конкретными действиями.

В повествовании о событиях, рисуемых в рассказе «Убийство», действие развивается последовательно и стремительно — от экспозиции, вводящей в ход событий и дающей краткую характеристику действующих лиц, через завязку, какой является конфликт между двумя главными персонажами — братьями Яковом и Матвеем Тереховыми, к кульминации (ход убийства и его результаты) и эпилогу (Яков на каторге).

Для сжатого, динамичного изображения этих событий дается постоянное сопоставление внутренних состояний главных действующих лиц и их действий.

Четко сопоставлены активные действия Матвея (пел, как будто хотел взлететь) и его непроизвольные состояния (не хотелось домой, не хотелось спать).

Он чувствует себя хорошо, действует активно и с удовольствием в церкви, во время службы, а в доме брата ему неуютно и неприятно жить.

Далее А.П.Чехов приводит, Повторение глагола не любили — не любил,

Благодаря сопоставлению внутренних состояний персонажей с их действиями и с фактами окружающей жизни четко и лаконично обрисованы главные действующие лица и дана экспозиция будущих событий.

Завязка действия начинается конфликтом между Яковом и Матвеем; сопоставляется стремление Якова к соблюдению устава и порядка с действиями Матвея, нарушающими этот порядок. Конфликт развивается, и в ответ на увещевания Матвея по-разному реагирует Яков и его сестра Аглая: «…он входил в молельную и кричал: «Образумьтесь, братец! Покайтесь, братец!» От этих слов Якова Иваныча бросало в жар, а Аглая, не выдержав, начинала браниться» [5. Т.IX. С.143].

2 стр., 679 слов

Ральф Эмерсон. «Доверие к себе» и «Рассказ о жизни ...

... личности. "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба" Эта "декларация" писалась отнюдь не в подражание Эмерсону: ее форма ... вполне положиться на собственные чувства и склонности и жить жизнью более высокой, чем та, что навязывает ему ... останется саднящей раной национального сознания и национальной совести. ► Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" ...

Активные действия Матвея

Само же убийство (кульминация рассказа) также изображено лаконично и вместе с тем очень точно, конкретно, внешне объективно, как бы с точки зрения действующих лиц. И в этом точном, конкретном повествовании не только о факте, но и о ходе убийства и его результатах сопоставляется внешняя, видимая сторона и внутреннее состояние, и реакция действующих лиц.

Драма началась со столкновения и драки между Яковом и Матвеем, а затем драка привела, сначала, Рассказ воспроизводит субъективное, непроизвольное воспр

А дальше показана реакция Якова на случившееся; для него мучительно не само преступление, а позор, который ожидает его: «…Придут мужики и крепко свяжут руки Якову и Аглае и с торжеством поведут их в волость, а оттуда в город, и дорогой все будут указывать на них…это представлялось Якову мучительнее всего, и хотелось как-нибудь протянуть время, чтобы пережить этот срам не теперь, а когда-нибудь после».

Все действия Якова после убийства направлены, собственно, не на то, чтобы сознательно скрыть преступление, — он понимает, что это невозможно, — а на то, чтобы как-то оттянуть момент разоблачения и позора, и действует он скорее бессознательно, инстинктивно.

В эпилоге рассказа Яков уже не торговец, а бесправный каторжник, сосланный

Характеристика Якова дана через отношение к нему других людей: никто не величал по имени и отчеству, то есть с уважением, как это было прежде, а звали, все вообще, пренебрежительно Яшкой. Перед нами уже не купец, а каторжник, «мёртвый в законе». Его метания, тоска по родине, мучительные мысли приводят его, в конце концов, к осознанию того, что он жил не так; понадобилась ссылка и каторга, чтобы он понял ненужность и дикость своей прежней жизни. Теперь ему хотелось жить и верить просто, то есть быть как все, а не противопоставлять себя людям, как раньше. Вся эта сложная психологическая эволюция Якова дана сжато, через сопоставление внешних видимых действий и непроизвольных, безотчетных внутренних состояний: «…но он все смотрел вдаль, где еле-еле светились бледные огни парохода, и сердце щемило от тоски по родине, и хотелось жить, вернуться домой…», «…и ему казалось, что он, наконец, узнал настоящую веру…».

Таким образом, Чехова волновали те же проблемы, что и писателей его круга, Последний рассказ А.П. Чехова «Невеста», написан в 1903 году

Главная героиня рассказа «Невеста» — Надя Шумина. В рассказе ограничено число действующих лиц, весьма лаконично обрисовано каждое из них. Представляя в начале рассказа тот или иной персонаж, Чехов не забывает указать на связь (большей частью родственную) его с Надей: «бабушка Марфа Михайловна», «мать Нади, Нина Ивановна», сын соборного протоиерея «Андрей Андреич, жених Нади».

Знакомство чит

В первых главах рассказа как бы сжато художественное пространство: действие происходит в провинциальном городе, в доме Шуминых. Но постепенно (и в соответствии с развитием сознания Нади) пространство расширяется, хотя и не детализируется: Петербург, Москва, Россия. Сжато и время: один год, да и тот с пропусками. Однако и время имеет тенденцию к изменению: сжимается «в комочек» прошлое, разворачивается «громадное, широкое будущее». Изменяется от начала к финалу и темп движения времени. Если в первых двух главах оно замедленно, дробно, если зримы его отрезки, повторяющиеся, насыщенные бытовым содержанием: вечер, утро следующего дня, время обеда, снова вечер, ночь, — то с третьей главы заметны временные пропуски (через месяц, летом), которые отнюдь не свидетельствуют об отсутствии «надлежащей разработки», а несут большую содержательную нагрузку: создают впечатление о временной протяженности, когда подготавливались существенные повороты в состоянии героини, перемены в отношениях с окружающими (матерью, женихом, Сашей), созревала готовность отказаться от свадьбы, росло желание уехать. Эти пропуски как бы способствуют убыстрению темпа («Время шло быстро») и тем самым согласуются с усиливающимся мажорным звучанием рассказа. В последней, шестой главе время становится стремительным, измеряется уже не часами, не сутками и даже не месяцами, а временами года: «Прошел май, наступил июнь», «Прошла осень, за ней прошла зима».

16 стр., 7551 слов

Над чем смеется чехов в рассказе смерть чиновника

... вечных, так и насущных проблем. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее ... литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX – начала XX веков. В рассказах Чехова ... дел социальных противоречий не избежать. Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать ...

Перелом в отношении Нади к матери обозначен в рассказе очень четко. Он происходит (в третьей главе) в тот момент, когда Надя особенно остро нуждается в душевном контакте, в материнском сочувствии и совете, а наталкивается на холодность, отчужденность: «Надя почувствовала, что мать не понимает ее и не может понять. Почувствовала это первый раз в жизни, и ей даже страшно стало». Детская доверчивая любовь, привязанность не ушли вовсе, но осложнились реальным пониманием матери как обыкновенной, несчастной женщины.

Резко обозначается разрушение Надиных иллюзий, в глазах которой снижается «высота» духовного мира матери.

«Страшно испугавшись», Нина Ивановна не дает согласия дочери на отказ от свадьбы, уехать из города и оперирует при этом : «Это пройдет. Это бывает. Вероятно, ты повздорила с Андреем; но милые бранятся — только тешатся»; «Давно ли ты была ребенком, девочкой, а теперь уже невеста. В природе постоянный обмен веществ. И не заметишь, как сама станешь матерью и старухой, и будет у тебя такая же строптивая дочка, как у меня». Не столько судьба дочери, сколько собственное положение волнует ее и в этот момент: «Ты и твоя бабка мучаете меня… Я жить хочу, жить» … Она горько заплакала, и показалась Наде «такой маленькой, жалкой, глупенькой» [4. Т.X. С.214].

С этого момента Нина Ивановна редко появляется в рассказе. По мере утраты Надей живого интереса к ней сокращается и место ее как действующего лица.

Жених Н ади — Андрей Андреич — это герой, который также не выдерживает испытания на подлинную духовность, хотя формально он причислен к мыслящей части общества — интеллигенции: «Кончил в университете по филологическому факультету», «играет на скрипке, участвует в благотворительных концертах». Андрей Андреич дан в оценке Саши (быть может, это и хороший, добрый человек, но он не только не нужен России, а даже вреден, приносит ей зло своею праздностью) и в динамичном отношении к нему Нади. Первая стадия этого отношения осталась за пределами действия, развертывающегося в рассказе. Читатель узнает о согласии Нади на брак из ее воспоминаний.

3 стр., 1384 слов

Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова

... героям его прозы поэтому чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя. Из кого же состоит живое «социалистическое вещество» у Платонова? Из романтиков жизни ... В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя — странствующий философ пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и стремящийся найти ...

Постепенно проясняются по крайней мере четыре взаимодействовавших причины ее согласия на брак: привлекательная внешность Андрея Андреича («красивый, с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника»), его чувство к ней, желание близких Нади и мечты ее самой (еще с 16 лет) о замужестве, боязнь остаться старой девой. Однако постепенно вырисовывается и то, что в выборе именно Андрея Андреича («моего Андрея») личное чувство Нади играло не столь активную и решающую роль. Во второй главе есть достаточно ясный намек на иллюзии Нади: уже дав согласие, она невольно убеждает себя в правильности и самостоятельности выбора, ищет в женихе черты, которые как бы дают основание для этого выбора, для любви к нему. Во время бессонницы ею овладевают мысли о том, «как Андрей Андреич стал ухаживать за ней и сделал ей предложение, как она согласилась и потом мало-помалу оценила этого доброго, умного человека» [4. Т.X. С.207].

Между второй и третьей главой проходит более месяца и именно в этот пропущенный отрезок времени подготавливался перелом в духовной жизни героини, составивший кульминацию в развитии действия в рассказе. В Петров день, 29 июня, когда жених и невеста осматривают свою будущую квартиру, перелом этот уже осознается самой Надей. Она замечает «невыносимую пошлость» в убранстве квартиры, олицетворяющем идеал мещанского счастья: блестящий пол, ярко-голубая материя на диванах и креслах, золотые рамы картин, мещанское наивное самодовольство в речах жениха (свою праздность он возводит в степень «знамения времени»), в его мечтаниях, рядящихся в модные одежды: «Пойдем вместе в деревню… будем трудиться, наблюдать жизнь… О, как это будет хорошо!»

Если раньше в молчаливости Андрея Андреича Надя склонна была угадывать ум, глубокомыслие, а в его музыкальных занятиях — артистизм, то теперь она замечает и безделье его, и ограниченность, и слепую инфантильную любовь к отцу, хитрому недалекому, корыстолюбивому человеку. «Люблю я своего батьку… Славный старик. Добрый старик», — повторяет он в разных ситуациях. Надя не рыдает, не ломает рук, о матери не упоминает вовсе, но выражает удивление, как могла она ранее жить здесь: «Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную бессмысленную жизнь…!». И уже не Саша предлагает ей уехать, а сама она говорит ему о своем решении покинуть родной город.

Отношение Нади к Саше тоже динамично. Саша появляется перед читателем в Надином восприятии, как бы представлен читателю ею. «Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце: это Александр Тимофеич, или, попросту, Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять назад». Глазами Нади увидены детали его туалета (поношенные парусинковые брюки, стоптанные снизу, неглажен ная сорочка), его болезненный вид: худой, бородатый, темный, с большими глазами и длинными худыми пальцами (повторяющаяся и варьирующаяся деталь его портрета: «длинные, тощие пальцы», «очень длинные, исхудалые, точно мертвые пальцы» — становится как бы признаком обреченности Саши).

Через сознание Нади даны и некоторые факты его биографии. Неясность для нее (на первых порах) ни самого Саши, ни его судьбы выражена словом «почему-то», констатацией лишь некоторых фактов, без их объяснения, и противоречивым отношением к его внешности и к его духовной жизни. Долгое время его речи кажутся ей смешными, наивными, книжными («как по писаному»), назойливым повторением из года в год одного и того же, шутки «громоздкими и непременно с расчетом на мораль». Лишь присматриваясь внимательнее к жизни окружающих, она улавливает правду в прямых, честных и искренних его высказываниях, испытает неудовлетворенность своим существованием, тревогу ввиду приближающейся свадьбы. А перевернув по его совету свою жизнь, не слепо повторит его путь. В его аскетическом образе жизни, в невнимании к своему здоровью, к бытовым удобствам, в забвении личного счастья чудится ей нечто дисгармоничное, провинциальное, старомодное.

2 стр., 504 слов

«Счастливые и горькие моменты в жизни Андрея Болконского» 10 класс

... людей. Душа Андрея жаждет славы, подобной славе Наполеона, ему хочется совершить подвиг, который был бы важен для жизни других людей. Горько разочарованный в светском обществе, Болконский уезжает в армию, ... людей дела делали князя по - настоящему счастливым. Окончательно пробудила его к счастливой жизни встреча с Наташей Ростовой . Эта юная девочка вызвала в нём « беспричинное весеннее чувство ...

Во время последней встречи с Сашей, И невеста -, Важен в рассказе — весенний пейз

Даль — еще один содержательный символический образ в «Невесте», противостоящий косному, обжитому «здесь» — обыденности, ограниченности существования: «Хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, прекрасная, богатая и святая…». Даль — олицетворение неизвестного, но манящего будущего, дом же бабушки, провинциальный город — «символ обывательской действительности», серости, однообразия праздной, сытой, мертвенной жизни. Емкость этого образа поддерживается повторяющимися конкретными признаками и деталями мещанского существования: жареная индейка, маринованные вишни, мягкая постель (на которой Наде в пору неясной тревоги лежать было «неловко», а перед финальным разрывом — «почему-то было смешно»).

В самом пути

Таким образом, рассказ

Глава 2. «Чеховское время» в творчестве писателей чеховской поры

2 .2 Александр Павлович Чехов. Анализ рассказа «На маяке»

Ярким представителем чеховского времени является, Александр Чехов был первым критиком литературных

Однако к началу 80-х годов роли переменились. Чехов не только будет анализировать произведения старшего брата, давать оценки и советы, он в письмах к нему станет его литературным и духовным учителем.

Ал. Чехов, по характеристике младшего брата Михаила, — «интереснейший и высокообразованный человек, добрый, нежный, сострадательный, изумительный лингвист и своеобразный философ». Таким он и предстает в своих письмах к брату Антону. «Твои письма — писал Чехов, — я причисляю к первостатейным произведениям и охраняю их»; «Ты прекрасный стилист, ты остроумен, ты реален, ты художник»; «Твое поздравительное письмо чертовски, анафемски, идольски художественно. Пойми, что если бы ты писал так рассказы, как пишешь письма, то ты давно бы уже был великим, большущим человеком» [22. С.3-4].

Однако судьба

На свою работу в «Новом времени» (с жалованьем 60 рублей в месяц, не считая построчной платы) он смотрит как на успех, награду после долгих жизненных мытарств. В письме к брату в 1888 году Ал. Чехов подводил первые жизненные итоги:

«Возьми на себя труд проследить мою жизнь. Что она дала мне? До 20 лет порка, замки, лавка, прогулка в казенном саду, как именины, как благостыня, ниспосланная откуда -то свыше. Студенческие годы — запуганность, вечный страх III отделения, подавленность, пивные экскурсии, братья Третьяковы и т.д. И, наконец, — естественник, основательно изучивший химию — никому не нужный… Далее — таможенная служба. Но перед ней еще попытка стать на литературную почву в «Зрителе». Обманутые надежды Палогорычей (П.Е. Чехов), беззаконно — живущие, Мося (дочь от первого брака), мои радости, ее смерть, сумасшедшая поездка на Кавказ и слепота. Последнее ты знаешь. Вся жизнь была не для себя. Годы ушли. Теперь я, после долгих скитаний, нащупал наконец, как мошка усами, дорогу и не сойду с нее…» (Письма Ал. Чехова).

2 стр., 552 слов

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ РЕПИНА «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ

... народа, о стремлении к свободе его лучших представителей — запорожских казаков. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда ... очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. По казацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться ...

Занять независимую позицию в «Новом времени» (к чему призывал его А.П. Чехов) он так и не смог [22. С.5-7].

Временами могло казаться, что занять более видное место в литературе, Все это было сказано очень добродушно, но можно было видеть, что рядом с этим добродушием ск

Печатается Ал. Чехов также в «Петербургской газете», «Осколках», «Историческом вестнике», «Кавказе», «Смоленском вестнике» и в целом ряде других журналов и газет. Некоторое время был редактором специальных изданий «Слепец», «Пожарный», «Вестник Российского общества покровительства животным». Писал под псевдонимами: Агафопод Единицын, Алоэ, Пан Халявский, с 1886 года — А. Седой.

Чехов — автор множества репортерских заметок, очерков, публицистических и научно — популярных статей невероятно широкого тематического диапазона: от пожарного дела и фотографии до опросов лечения алкоголизма и призрения душевнобольных. В 1897 году вместе с психиатром В.В. Ольдероге Чехов совершил поездку по островам Финского залива в поисках места для изоляционной колонии больных-алкоголиков [3. С.51].

Как писатель сложился в 80-е годы, отразив в своем творчестве «безвременья»: интерес