Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе. Реагируя на изменения в обществе, меняется и система образования.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что развитию творчества детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Проблемой развития детского творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская, Б.М. Теплов и др.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творчества в разных видах деятельности: творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); исследования воображения дошкольников (О.М. Дьяченко, Г.Ю. Кириллова, Е.Е. Кравцова, Е.А. Лустина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Сапогова и др.).
Хотя проблема развития творческого воображения нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях, но на практике слабо осуществляется. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать воображение ребенка. В результате, творческое воображение развивается в основном стихийно и поэтому не достигают высокого уровня развития.
Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы, т.к. развитие творческого воображения, формирование творчески активной личности закладывается в детстве и определяет последующее развитие личности человека, его успешной творческой деятельности.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... музыкальной работы с детьми. В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии ...
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и практически проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект – процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Формирование творческого воображения будет более эффективным процессом, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- повысить компетентность педагогов по вопросам творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и внедрить комплекс занятий по изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Уточнить понятия «воображение», «творческое воображение»;
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплексные занятия по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, гипотезой исследования и задачами использовались следующие методы:
- теоретические – анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические – экспериментальные методы изучения воображения детей старшего дошкольного возраста, наблюдения за детьми в процессе занятия, экспериментальное определение компетентности воспитателей, анализ результатов деятельности.
Этапы исследования (педагогический эксперимент):
- первый этап – констатирующий: изучение и анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, гипотезы, задач, методики экспериментальной работы;
- второй этап – формирующий: реализация психолого-педагогических условий (проведение педагогического эксперимента;
- проверка гипотезы исследования;
- разработка комплекса игр, упражнений по формированию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста);
- третий этап – обобщающий: обработка и систематизация материала, полученных результатов, оформление исследования.
Экспериментальная база исследования осуществлялась в МДОУ детский сад комбинированного вида № 308 «Звездочка», г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 24 ребенка и 7 педагогов.
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития творческого воображения
Выделяют философский, психологический и педагогический подходы к проблеме развития творческого воображения. Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [32, с. 96].
Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как научную, раскрыли сущность и основные черты. Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [32, с. 97].
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...
... данной теме. 2.Изучить процесс развития творческих способностей 3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия е возникновения и организации 4.Провести опытно-экспериментальную работу подтвержающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ ...
Воображение не есть сама действительность, но в тоже время оно не может существовать без самой действительности, без питающей ее среды. И в тоже время воображение задает программу жизнедеятельности человека, оно порождает замысел. Как считал К. Маркс, даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. То есть, приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности, ее будущий результат, который еще в начале деятельности человека имелся в его представлении, т. е. идеально. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы [18, с. 312].
Помимо философии воображение изучается психологией и педагогикой. В настоящее время существует много подходов к определению воображения, творческого воображения. Исходя из этого, мы сочли необходимым рассмотреть вопрос о том, что представляет собой воображение и творческое воображение. Логика нашего исследования предполагает обратиться к словарям, для того, чтобы рассмотреть эти термины.
Таблица 1
Определение воображения в словарях
1 Педагогический словарь Воображение (фантазия) — психический процесс,
заключающийся в создании новых представлений,
мыслей и образов на основе имеющихся знаний и
опыта. В. выражается в мысленном построении
программы поведения, когда неясен путь решения
возникшей проблемной ситуации. 2 Психологический словарь Воображение — способность человека к построению
новых образов путем переработки психических
компонентов, приобретенных в прошлом опыте. 3 Философская энциклопедия Воображение — фантазия способность человеческого
сознания создавать образы, не имеющие
непосредственных аналогов в действительности.
Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности». В таблице 2 рассмотрим определения воображения ученых, исследовавших его сущность, дающиеся в литературе. Как отечественные, так и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».
Таблица 2
Определение воображения в литературе
ФИО педагога Определение воображения
1 Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного
отражения, и поэтому воображение деформирует
представления ребенка о реальности, не давая взамен ему
ничего нового, а лишь искажая картину самой
действительности» [32, с. 125].
2 Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения
действительности, заключающуюся в создании новых образов
и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение
Воображение и творческая деятельность человека
... работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы ... непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят ...
он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного
будущего, придающий его деятельности целеполагающий и
проектный характер» [18, с. 317].
3 Л. С. Выготский «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же
формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а
строит какие-то новые ряды из прежде накопленных
впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение
наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в
результате этой деятельности возникает новый, раньше не
существовавший образ, составляет, как известно, самую основу
той деятельности, которую мы называем воображением». 4 Л. С. Рубинштейн «воображение связано с нашей способностью и
необходимостью творить новое. При этом воображение — это
отлет от прошлого опыта, преобразование его, это
преобразование данного, осуществляемое в образной форме»
[18, с. 318]. 5 Л. С. Коршунова при помощи воображения человек отображает реальную
действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных
сочинениях и связях. Воображение преобразует
действительность и создает на этой основе новые образы.
Рассмотрев и проанализировав определения понятия «воображения», дающиеся в педагогическом, в психологическом и философском словарях, а также определения воображения, встречающиеся в работах современных педагогов и ученых, исследовавших его сущность, мы взяли за основу высказывание Л.С. Выготского о том, что: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштейн С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности». Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека»[8].
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. В связи с этим мы считаем необходимым уточнить, что такое творческое воображение. Разные авторы определяют их по-своему.
Таблица 3
Мнение разных авторов о творческом воображении
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста ...
... с периодами развития изобразительной деятельности. Творческое воображение детей активно развивается при условии включения его в активные формы деятельности и, прежде всего, художественно-творческую. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Развиватьтворческое воображение можно ...
Автор Определение творческого воображения 1 А. Осборн описывал творчество как направленное воображение,
скомбинированное с намерением и усилием. 2 Р.С. Немов «воображение является основой наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать
задачи без непосредственного вмешательства практических
действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни,
когда практические действия или невозможны, или затруднены,
или просто нецелесообразны» [19, с. 78]. 3 А.В. Петровский «Творческое воображение, предполагает самостоятельное
создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и
ценных продуктах деятельности» [2, с. 46].
Рассмотрев и проанализировав определения творческого воображения, дающихся в работах современных педагогов и ученых, исследовавших его сущность, мы взяли за основу высказывание А.В. Петровского: «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
В заключении обратим внимание на тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
1.2. Особенности развития творческого воображения детей
дошкольного возраста
Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психо-физического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Курсовая работа развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
... курсовой работы – «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста рассмотреть методы диагностики уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
По мнению ученых, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Но в то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил И.В. Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
- зрелость – подчинение воображения уму интеллекту[27].
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
- До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
- В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
- В 6 – 7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметноманипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).
Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает
репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.
Сказок как один из методов развития творческого воображения детей ...
... Скучаю». методы и приемы развития творческого воображения 1. Они лучшим ... Интересным способом работы со сказкой является составление «Коллажа из сказок » метод развивает фантазию Сказка "Гуси – ... первое время ребенку может понадобиться ваша помощь, а через некоторое ... сказке животные , домашние и дикие, поменялись звуками, которые они издают. Получилось весело и необычно. Суть игры состоит в том, что у ...
Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детейдошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах:
а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи
б) возникновение воображаемого плана ее реализации[13].
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...
... о развитии мотивационно-потребностной и оперативно-технической сторон деятельности. Они находятся в диалектическом единстве. В деятельности взрослых художников они не противоречат друг другу. Поэтому невнимание педагогов ко второй стороне изобразительной деятельности (оперативно ...
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе, как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение;
— Формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни[6].
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...
... препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Рисование как изобразительная деятельность развивается постепенно, проходя этапы, ...
Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Л.С. Выготский, связан с усвоением речи[6].
Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез начинают бояться выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» — вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для целенаправленного процесса развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста необходимо определить приоритетные психолого-педагогические условия. В таблице 4 раскроем этимологию слова «условие».
Таблица 4
Этимология слова «условие» Источник Понятие Определение понятия Словарь русского Условия Данные требования из которых языка С.В. следует исходить [22, c. 684]. Ожегова Современный Условия эффективности Субъективные и объективные словарь по деятельности педагога требования и предпосылки, реализуя педагогике которые он добивается достижения
цели в своей работе при наиболее
рациональном использовании сил и
средств [26, с. 700].
Из двух приведенных определений мы остановимся на определении условия, которое дано в современном словаре по педагогике: «Субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые он добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств». Мы считаем, что развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет проходить успешнее, если будут учтены следующие приоритетные психолого-педагогические условия:
- целенаправленно осуществлять подготовку педагогов ДОУ через использование разнообразных форм методической работы;
- разработать и внедрить комплекс занятий по изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим первое условие. Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет к педагогам новые требования, связанные с компонентами готовности к профессиональной деятельности. В России переход на компентностно – ориентированное образование был нормативно закреплен в 2000 году в правительственной Программе модернизации Российского образования до 2010 года. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединиться к базовым принципам организации единого Европейского образовательного пространства, в том числе – по компетентностному подходу предоставления результатов образования. Исходя из этого, мы сочли необходимым рассмотреть вопрос о том, что предоставляет компетентностный подход.
Введение самого термина «компетентностный подход» связывают с именем Дж. Равена. Основное противоречие, на которое обращают внимание исследователи компетентностного подхода, заключается в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога и требований, предъявляемых к нему в педагогической деятельности [35, с. 11]. Мы за основу взяли следующее определение: «Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [35, с. 12].
Отмечая особую роль профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, следует сначала выяснить, что в педагогической практике и науке понимается под компетентностью. С этой целью мы обратились к литературе. Оказывается в литературе существует отождествление понятий «компетентность» и «компетенция». В современном словаре иностранных слов компетенция (лат. добиваться, соответствовать, подходить) трактуется как: круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знание, опыт в той или иной области [1, с. 602]. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение компетенции: «Это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [22, с. 594].
Дж. Равен определяет понятие компетентность как: «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия, в конкретной предметной области, и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». Дж. Равен приводит 37 видов компетентностей, подчеркивая, что сущность всех видов заключается в том, что они являются «мотивированными способностями», проявляющимися в личностно значимой для субъекта деятельности, причем ценностный аспект является решающим при определении компетентности [39, с. 19].
Активное участие в разработке теории компетентности приняли российские ученые. А.В. Хуторский определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. А компетентность А.В. Хуторский определяет как степень присвоения компетенции, т.е. владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности [39, с. 28]. Н.М. Борытко определяет компетентность как способность, умение действовать на основе полученных знаний, а компетенцию как меру включенности человека в деятельность [39, с. 29]. Г.Д. Бухарова рассматривает компетенцию как синтез когнитивного, предметнопрактического и личностного опыта, и как способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения. А также обобщенные способы выполнения действий. Компетентность рассматривается Г.Д. Бухаровой как интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [39, с. 30].
В коллективной монографии авторского коллектива Челябинского педагогического университета «Компетентная модель дошкольного образования» дается следующее определение понятие компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных задач в той или иной области благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Здесь же уточняется, что компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то каким образом компетенция проявляется в деятельности [35, с. 5]. Изучив мнения ученых о «компетентности» и «компетенции» мы разделяем подход авторского коллектива Челябинского педагогического университета, который определяет компетенцию как набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – как качество владения, то каким образом компетенция проявляется в деятельности.
На основании исследований о «компетентности» и «компетенции», мы отметили, что все исследователи единодушны в том, что компетентность не сводится к знаниям (хотя и основывается на них), что она в психологическом плане выражает готовность к деятельности и что формируется она также в деятельности. Как уже говорилось, к современному педагогу предъявляются новые требования, связанные с компонентами готовности к профессиональной деятельности. Как важный компонент модели современного педагога выделяют профессиональную компетентность. Обзор психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, показывает, что к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» выделяется несколько подходов. В таблице 5 показаны подходы разных авторов к определению понятия «Профессиональная компетентность педагога».
Таблица 5
Профессиональная компетентность педагога
Автор концепции Определение понятия «профессиональная компетентность» Т.Г. Браже Профессиональная компетентность определяется как
многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и
умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности,
интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение,
отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям
знаний) [3, с. 211]. В.В. Введенский П.К.П. не сводится к набору знаний, умений, а определяет
необходимость и эффективность их применения в реальной
образовательной практике [3, с. 212]. Каджаспиров Владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и
навыков, определяющих сформированность его педагогической
деятельности, педагогического общения и личности педагога как
носителя определенных ценностей. Идеалов и педагогического
сознания [39, с. 160]. Л.Ю. Кривцов Это интегративное качество специалиста, включающее уровень
овладения им знаниями, умениями. Навыками и такими
компонентами профессионального мастерства, как система
профессиональных знаний. Умений, навыков, профессиональных
способностей и профессионально важных качеств личности [39, с.
162]. Н.Н. Лобанова П.К. – ключевое понятие для характеристики педагогической
деятельности, которое определяет уровень педагогической
готовности к деятельности, является фактором сохранения
направленности деятельности. Системообразующим компонентом
п.к. является личностный компонент, в котором на первый план
выдвигаются качества, обеспечивающие решение пед. задач на
уровне социально-нравственности, а приоритетными в структуре
базового компонента явл. психолого-педагогические знания
педагога [39, с. 162]. Л.М. Митина Понятие «П.К.» включает знания, умения, навыки, а также способы
и приемы их реализации в деятельности, развитии (саморазвитии)
личности [39, с. 163].
Е.И. Рогов Автор связывает понятие «компетентность» с понятием
«профессионализм»: Профессионализм – совокупность
психофизиологических, психологических и личностных изменений
происходящих в педагоге в процессе овладения и длительного
выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый,
более эффективный уровень решения сложных профессиональных
задач в особых условиях [39, с. 164]. С.Д. Якушева Уровень развития способностей работника, позволяющий ему
выполнять трудовые функции определенной степени сложности в
конкретном виде деятельности, уровень профессиональной
подготовленности к какому-либо труду [39, с. 159].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что ученые изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют либо термин «профессиональная компетентность педагога» (В.В. Введенский, Т.Г. Браже, С.Д. Якушева, Л.Ю. Кравцов, Е.И. Рогов), либо термин «педагогическая компетентность (П.М. Митина).
Н.Н. Лобанова использует оба термина. При этом все авторы выделяют три компонента в структуре компетентности педагога: образовательный (теоретический), деятельностный (практический) и профессионально-личностный. Мы считаем, что уровень компетентности педагога будет зависеть от сформированности всех компонентов.
Кроме того, в контексте проводимого нами исследования заслуживают внимания, выделяемые в литературе следующие уровни профессионального мастерства:
1. Репродуктивный – это использование в своей деятельности репродуктивного образца, который разработан методистами, учеными.
2. Конструктивный – это сочетание личного педагогического опыта и рекомендации ученых, освоение общепринятых технологий.
3. Творческий – когда на основе имеющегося опыта в процессе экспериментальной работы педагог создает авторскую методику обучения и воспитания, направленную на развитие творческого воображения детей.
Таким образом, на основании изучения исследований мы можем сделать вывод о том, что под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности и достижению творческого уровня развития за счет профессионально-личностного самообразования.
Мы считаем, что для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста необходимо, чтобы педагог достиг творческого уровни профессионального мастерства. На этом основании мы рассмотрим понятие «творческая компетентность».
Возникает вопрос определения творческой компетентности в контексте педагогической деятельности. Работы, посвященные творческой компетентности, практически не представлены в научной литературе. Из них около десятка работ (О.В. Воробьев, Е.В. Вострокнутов, В.Г. Жуков, С.М. Коломиец, Н.А. Пахтусова, Э.Н. Петлякова, А.И. Попов, Н.П. Пучков, Э.И. Сокольникова) посвящено процессу формирования творческих и профессионально-творческих компетентностей у студентов и выпускников профессиональной школы, но практически отсутствует трактовка сущности понятий «творческая компетентность».
Таблица 6
Творческая компетентность педагога
«профессионально-творческая компетентность» Н.А. Пахтусова определяет профессионально-творческую компетентность как
«комплексную характеристику педагога, отражающую его
готовность выполнять эффективную педагогическую деятельность
на творческом уровне и способность к личностному и
профессиональному саморазвитию» [23, с. 46]. В.Г. Жуков под профессионально-творческой компетентностью понимает
«способность успешно действовать на основе знаний, умений,
практического опыта при решении профессионально-творческих
задач и проектов, включающих преобразующие и управляющие
учебные действия» [15, с. 31]. Е.В. Вострокнутов трактует «творческие компетенции как совокупность знаний и
способов деятельности, необходимых для создания,
усовершенствования, оптимизации материальных и духовных
ценностей, удовлетворяющих потребности общества» [5, с. 58].
Мы определяем творческую компетентность как качество личности будущего педагога, отражающее восприятие педагогической профессии как творческой, характеризующееся знанием и овладением способами творчества в различных видах педагогической деятельности (собственно педагогической, культурно- просветительской и научно-исследовательской).
В структуре творческой компетентности будущих педагогов нами выделены мотивационный, когнитивный, креативный, и организационно-деятельностный компоненты. Мотивационный структурный компонент опирается на осознание роли творчества в профессиональной деятельности педагога; вдохновленность творческим поиском; инициативность в преодолении стереотипов; когнитивный подразумевает сформированность у будущего педагога таких качеств как любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, способности к анализу и синтезу; выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, видение иерархии, структурно — системное видение изучаемых областей; способность отыскания причин происхождения объекта или явления, умение определять его структуру и строение; способность воплощать знания в духовные и материальные формы, строить на их основе педагогическую деятельность; креативный – способность к генерации идей, оригинальность, беглость, гибкость, разработанность, нестандартность мышления; изобретательность, готовность к придумыванию, неординарность, самобытность; проницательность, прогностичность, предсказательность; организационно — деятельностный – коммуникативность, решительность, способность взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса и с окружающим миром; способность организовать деятельность других; навыки самоорганизации, самоанализ, самооценка, владение методами рефлексивного мышления. Мы считаем, что творческие компетенции будущих педагогов не сводятся лишь к креативному компоненту, так как без наличия мотивационного, когнитивного и организационнодеятельностного компонентов нельзя говорить не только о творческой деятельности, но и о педагогической деятельности в целом.
На основе вышесказанного, делаем вывод о том, что творческая компетентность педагогов – это приобретенные творческие компетенции, реализуемые в различных видах педагогической деятельности. Процесс формирования определяется нами как качественно новые изменения личности в духовном плане, влекущие за собой успешную реализацию важных и значимых для нее задач. Под формированием творческой компетентности мы понимаем процесс становления и развития мотивационного, когнитивного, креативного и организационно-деятельностного структурных компонентов творческих компетенций педагогов на основе педагогического взаимодействия.
Рассмотрим второе условие. Развитие самостоятельного, творческого воображения, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого дошкольника.
Формирование творческого воображения предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для того чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого воображения, оно должно быть организовано особым образом.
Большое внимание уделяется развитию представлений и работе с ними. При этом у ребенка развиваются следующие умения: воспроизвести образ предмета при реальном его отсутствии, мысленно собирать предмет из отдельных частей, по части представить целое. Хорошим стимулом для развития представлений является работа с рисунками и самостоятельное рисование ребенка. Важной задачей программы является подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно — следственных связей. Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности.
Основу программы составляет комплекс занятий по изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Основные цели данной системы заданий:
1. Развитие творческого воображения дошкольников.
2. Знакомство детей со сложны миром человеческих эмоций, обучение их пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
3. Повышение уверенности в себе.
Перечислим эти упражнения и игры.
Программа занятий:
1. «Кляксы»
Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
2. Рисование «Знакомство с акварелью»
Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
3. Лепка «Несуществующее животное»
Цель: Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.
4. Творческое занятие «Осенний (весенний) ковер»
Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
5. Творческое занятие «Вот я какой»
Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей.
6. Рисование пальчиками.
7. Рисование ладошкой.
Задачи: развитие творческого воображения.
8. «Сегодня мы – волшебники».
Задачи: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.
9. «Животные, которых я сам придумал».
Задачи: учить самостоятельно, выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.
И так, мы выявили, что разработанный нами комплекс занятий по изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста нам подходит, что позволяет нам внедрить его и реализовать на практике нашего исследования.
Выводы по I главе
Проанализировав разные подходы к проблеме определения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, мы взяли за основу определение А.В. Петровского: «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, мы пришли к следующему выводу:
1. Дошкольное воспитание – чрезвычайно важная ступень в развитии ребенка. Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Важным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является то, что выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможности ребенка. Только такая деятельность ведет за собой развитие его способностей.
2. От воспитания детей в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение в школе.
3. Эффективность воспитания и развития детей напрямую зависит от готовности воспитателя к работе ДОУ, т.е. развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству, а для этого необходимо преодоление личностных ограничений в реализации творческого потенциала педагогов и иметь профессиональную компетентность.
Таким образом, теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что: для достижения наилучших результатов необходима профессиональная компетентность педагога, под которой понимается единство теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного самообразования.
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цели и задачи опытной работы
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели опытно – экспериментальную работу. В рамках нашей квалификационной работы эксперимент направлен на создание условий для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно – экспериментальная работа проводилась с сентября 2015 года по март 2016 года. В исследовании принимали участие 12 детей старшей группы «Боровичок» и 12 детей старшей группы «Птички». Сходство данных групп на начальном этапе обеспечивалось равным количеством воспитанников, по 12 человек в каждой группе. Одна из групп впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной. Также в исследовании принимали участие 7 педагогов.
Цель опытно – экспериментальной работы:
- определить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах;
- определить уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу развития творческого воображения в процессе экспериментирования;
- апробировать условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования;
- определить динамику развития творческого воображения.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов исследования. Последовательность этапов, цель, формы и методы исследования представлены ниже. Опытно – экспериментальная работа включает в себя три этапа исследования.
Первый этап опытно – экспериментальной работы – констатирующий.
Цель констатирующего этапа: подтвердить правильность выдвинутой нами гипотезы.
Содержание работы на констатирующем этапе:
1. Сбор материала по теме: «Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
2. Определение уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста:
- сформировать контрольную и экспериментальную группы.
- оценить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
- определить уровень готовности педагогов к работе по данному вопросу.
Методы работы на констатирующем этапе:
- анкетирование;
- беседа с детьми;
- наблюдение и анализ деятельности;
- описание и анализ результатов констатирующего этапа.
Второй этап опытно – экспериментальной работы – формирующий.
Цель формирующего этапа:
- выявление и апробирование педагогических условий, способствующие повышению компетентности и эффективному формированию готовности педагогов по вопросам творческого воображения детей;
- выявление и апробация системы работы с детьми, используя комплексные занятия по формированию творческого воображения детей.
Содержание опытно – экспериментальной работы:
1. Проведение мероприятий с целью повышения компетентности педагогов по данному вопросу.
2. Обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем методики, и ее апробацию с целью выявления эффективности.
Формы, методы опытно – экспериментальной работы:
1. Создание методической системы работы по детскому экспериментированию:
- консультации для воспитателей;
- разработка конспектов занятий;
- комплекс занятий, направленные на развитие творческого воображения и снятия напряжения детей.
2. Апробирование данного плана на базе МБДОУ.
Третий этап опытно – экспериментальной работы – контрольный.
Цель контрольного этапа:
1. Оценить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать результаты формирующего этапа. Основным назначением третьего (контрольного) этапа опытно – экспериментальной работы являлась:
- перепроверка правильности теоретических выводов, их коррекция, уточнение;
- анализ результатов формирующего этапа.
Содержание работы контрольного этапа:
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте. Это необходимо для того, чтобы:
- определить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- проверить и сопоставить результаты контрольного и констатирующего экспериментов;
- подвести итоги опытно – экспериментальной работы.
Формы, методы работы:
1. Диагностика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Подведение итогов опытно – экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 308 «Звездочка» г. Челябинска. Адрес: 454021, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Художника Русакова, д. 5-а. В дошкольное образовательное учреждение № 308 принимаются дети с 2 до 7 лет. Контингент детей составляет 187 детей. В МБДОУ функционирует 14 групп дошкольного возраста, 5 из которых являются группами компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 – комбинированной направленности (для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата и нарушениями эмоционально-волевой сферы) и 6 общеобразовательных.
С целью выявления уровня педагогической компетентности воспитателей в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста педагогам дошкольного образовательного учреждения было предложено заполнить анкету, в которой отражены составляющие профессиональной компетентности по данному вопросу, такие как готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту, знания теоретических, методологических основ, умение применять знания, умения, навыки, способность к самосовершенствованию. Цель анкетирования – выявить компетентность педагога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Перечень знаний, умений и навыков воспитателей:
1. Дайте четкое определение понятия «творчество».
2. Испытываете ли вы затруднения в развитии творческого воображения у детей?
- да;
- частично;
- нет.
3. На каких занятиях вы развиваете творческую деятельность у детей?
4. Какими методами вы развиваете творчество у детей?
5. Какую методическую литературу вы используете по данной проблеме?
6. Какие уроки для творческого развития детей имеют пользу?
Мы попросили работников ДОУ — заведующую, психолога и методиста помочь нам провести диагностику по определению у воспитателей профессиональных знаний, умений и навыков. Каждый раздал педагогам бланки с вопросами и поставил по результатам соответствующие оценки. В результате проведения диагностики были получены следующие результаты.
Таблица 7
Анализ уровня компетентности педагогов
Члены коллектива Оценка Оценка Оценка Средняя
заведующей психолога методиста оценка Венера Яхиевна 3 3 3 3 Елена Васильевна 3 3 3 3 Александра Павловна 3 3 2 2 Марина Александровна 4 3 3 3 Ольга Анатольевна 3 3 2 2 Надежда Михайловна 3 3 2 2 Вероника Алексеевна 3 3 3 3
Использование метода экспертных оценок позволило нам выявить среднюю оценку уровеня профессиональной компетентности у педагогов. В результате анкетирования было выявлено, что у четверых воспитателей не сформированы устойчивые знания и методы работы для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Трое педагогов плохо владеют методами для развития творческого воображения детей дошкольного возраста и не используют накопленный материал. И так, анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что педагоги плохо понимают значимость работы по проблеме развития творческого воображения детей и почти не используют знания в своих работах. Причиной этого они выделяют недостаточность методических материалов по данной проблеме и как следствие отсутствие достаточной подготовки педагогов.
Для диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Дж. Гилфорда и Е. Торренса «Эскизы», которая представлена в приложении. Данные, полученные при проведении данной методики, представлены в таблице 7.
Таблица 8
Изучение уровня развития творческого воображения по методике
«Эскизы»
№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого
воображения 1 Вероника 6 Средний 2 Филипп 6 Средний 3 Артем 6 Средний 4 Дима 3 Низкий 5 Даша 5 Средний 6 Саша 2 Низкий 7 Кирилл 5 Средний 8 Лера 6 Средний 9 Андрей 5 Средний 10 Максим 6 Средний 11 Миша 5 Средний 12 Полина 6 Средний
Таким образом у детей отмечается: 80 % — средний уровень развития творческого воображения; 20 % — низкий уровень развития творческого воображения.
Для оценки эффективности развития творческого воображения нами была выделена контрольная группа, состоящая из 12 детей, где экспериментальная работа нами не проводилась, а данные констатирующего и контрольного среза в той или иной группе позволят судить о правильности выдвинутой нами гипотезы.
Таблица 9
Изучение уровня развития творческого воображения в контрольной
группе
№ Имя ребенка Количество баллов Уровень развития творческого
воображения 1 Саша 5 Средний 2 Таня 4 Средний 3 Оля 5 Средний 4 Вова 6 Средний 5 Вика 6 Средний 6 Катя 3 Низкий 7 Антон 6 Средний 8 Дима 5 Средний 9 Сережа 5 Средний 10 Костя 6 Средний 11 Ксюша 6 Средний 12 Алеша 5 Средний
Таким образом при проведении методики мы получили данные, и определив уровни развития творческого воображения, мы отметили, что в контрольной группе со средним уровнем – 11 человек, с низким уровнем 1 человек.
Данные, полученные при проведении данной методики в экспериментальной и контрольной группах и обобщенные в %, представлены в таблице 10.
Таблица 10
Сводная таблица изучения уровня развития творческого воображения в
группах эксперимента
Группа Уровни развития творческого воображения (%)
Средний уровень Низкий уровень
Э.Г. 80 20
К.Г. 90 10
Полученные данные отобразим в виде гистограммы, позволяющей проследить уровень развития творческого воображения у двух групп 90 80 70
К.Г.
Э.Г. 30 20
20 10 0
Средний Низкий
Рисунок 1 — Сравнительные данные по уровню развития творческих способностей в группах эксперимента
На основании полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что творческое воображение у детей экспериментальной группы развито недостаточно. Анализируя все полученные нами данные, можно утверждать, что в целом дети находятся на среднем уровне познавательной активности и среднем и низком уровне экспериментирования. Большинство детей вообще не знакомы с термином «воображение» и деятельностью экспериментирования. В большинстве случаев в процессе экспериментирования эти дети проявляли заинтересованность и инициативность, но с возникновением определенных трудностей впадали в замешательство и не могли дальше работать. Обследовательские действия детей развиты относительно. Это говорит о необходимости проведения работы по обучению детей обследовательским действиям при помощи создания различных проблемно-игровых ситуаций и внесения необходимых материалов в среду.
В контрольной группе, где с детьми проводилась, хоть и бессистемно, экспериментальная деятельность, показатели развития творческого воображения значительно выше. Все это натолкнуло нас на необходимость анализа организационных, содержательных компонентов экспериментальной деятельности, на выявление факторов, ограничивающих развитие творческого воображения детей, и определение путей их устранения. Как следствие – проверка правильности выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, анализ результатов анкетирования педагогов и анализ диагностики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что мы правильно определили гипотезу нашего исследования.
2.2. Реализация психолого-педагогических условий творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста
Исходя из результатов анализа данных констатирующего этапа работы и гипотезы исследования, в ходе формирующего этапа исследования нами были определены задачи по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
1. Выявление и апробирование педагогических условий, способствующие повышению компетентности и эффективному формированию готовности педагогов по вопросам творческого воображения детей;
2. Выявление и апробация системы работы с детьми, используя комплексные занятия по изобразительной деятельности для формирования творческого воображения детей.
Мы считаем, что для того, чтобы повысить компетентность педагогов и способствовать их готовности по вопросам творческого воображения детей, вопервых, необходимо дать педагогам четкое представление о сущности творческого воображения, его особенностях и области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагогов. Следовательно, залогом успешной реализации определенных нами задач однозначно является грамотная организация методической работы в ДОУ. Вся система работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей ДОУ была разделена нами на этапы. Деление на этапы отражало логику нашего исследования. Нами были определены следующие этапы: мотивирующий, диагностический, тренировочный.
Мотивирующий этап предусматривает создание у педагогов мотивации на:
- повышение уровня удовлетворенности избранной профессией;
- стимуляцию активного саморазвития и активизацию стремления к самообразованию, преодолению собственной инерции;
- обогащение, систематизацию знаний по данной теме;
- обеспечение включения педагогов в практическую деятельность для реализации данной темы.
Мотивирующий этап реализовывался нами посредством семинара «Профессиональная компетентность педагога», цель которого состояла в подготовке теоретической базы, необходимой для обеспечения готовности педагогов для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Семинар состоял из двух частей:
1. Знакомство педагогов с понятием «профессиональная компетентность» и его видами; мотивирование педагогов на дальнейшее профессиональное развитие.
2. Знакомство с понятием «воображение» и его видами; углубление и систематизация знаний у педагогов основных методов обучения детей дошкольного возраста по проблеме развития творческого воображения.
В ходе семинара нами применялись различные формы методической работы.
Таблица 11
Мероприятия, направленные на реализацию первого условия
№ Мероприятия, направленные на реализацию первого условия 1 Лекция «Профессиональная компетентность по проблеме развития творческого
воображения детей дошкольного возраста»
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность»,
видами профессиональной компетентности.
2. Мотивировать на профессиональное развитие педагога.
3. Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень
основных профессиональных компетенций для педагога. 2 Лекция «Психологические аспекты творческого воображения детей»
Цель: формирование представлений понятия о творческом воображении и его
развитии.
Задачи:
1. Анализ понятия «воображение».
2. Виды воображения.
3. Пути развития воображения детей дошкольного возраста.
Диагностический этап в вопросе развития творческого воображения детей был посвящен развитию у педагогов интереса к особенностям своей «Яконцепции» и своего профессионального развития, интереса к причинам своих практических затруднений в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. На диагностическом этапе для исследования уровня развития компетентности педагогов мы применяли такой метод, как анкетирование. Для этого использовали анкету «Каков ваш творческий потенциал?». Цель: выявить профессиональную компетентность педагога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Анкета представлена в приложении.
Тренировочный этап в вопросе развития творческого воображения обеспечивал развитие у педагогов определенных навыков в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Практические занятия были направлены на устранение выявленных недостатков путем организации различных форм психолого-педагогического сопровождения, наиболее подходящих для развития и формирования тех или иных западающих компонентов, устранения выявленных недостатков.
В качестве предполагаемого результата проводимой нами методической работы в ДОУ по повышению профессиональной компетентности предусматривалось владение педагогами:
- умением видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности деятельности детей дошкольного возраста, анализировать, прогнозировать результаты своей деятельности по применению метода работы, проектировать и планировать ее;
- умение отбирать содержание для проведения работы и адаптировать информацию адекватно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста;
- умение организовывать работу по данной проблеме;
- умение создавать эмоционально-положительный климат в детском коллективе, творческую атмосферу в процессе деятельности.
- умением анализировать и критически оценивать полученные результаты освоения дошкольниками деятельности по данной теме с точки зрения эффективности, обобщать их, вносить коррективы.
При реализации второго условия для достижения желаемого результата по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста понадобится выявление и внедрение комплексных занятий по изобразительной деятельности для формирования творческого воображения детей. Они представлены в приложении. Также обозначим их в таблице 12.
Таблица 12
Блок комплексных занятий по изобразительной деятельности
№ Название занятия Цели и задачи Описание занятий
проводимых занятий 1 Рисование Познакомить детей с Побеседовать о красках, их
«Знакомство с особенностями особенностях. Предложить
акварелью» акварельных красок, поэкспериментировать с красками:
развивать фантазию, разводить водой, смешивать цвета,
воображение, делать кляксы, отпечатки и т.д.
самостоятельность 2 «Кляксы» Познакомить детей с «В волшебной стране есть
особенностями необычный город. Дракон Бойся-Бой
акварельных красок, превратил всех жителей в
развивать фантазию, разноцветные облака. Время от
воображение, времени в городе идет дождь, и
самостоятельность капельки разных цветов падают на
землю. Надо «оживить» эти
капельки».
Детям предлагается набрать на
кисточку побольше краски и капнуть
на лист.
«Бесформенное пятно нужно
дорисовать, чтобы было понятно, на