4. Постановка целей и задач исследования
- Цель: Определить смысловую и композиционную роль
эпизода посредством применения УУД;
- Задачи: выявить ведущие мотивы эпизода,
- Сгруппировать их и проанализировать
- Определить место эпизода в структуре
произведения.
- Определение авторской позиции: на чьей стороне
автор?
5. Гипотеза
Эпизод – часть художественного произведения,
обладающая относительной самостоятельностью и
законченностью, но он неотъемлемая часть всего
произведения.
- Рассматриваются 3 гипотезы:
1.Данный эпизод непосредственно связан с авторским
замыслом и помогает его понять. Поскольку в
произведении идет речь о двух поколениях, эпизод
отражает их взаимоотношения.
2. В ссоре поколений виноваты «отцы».
3. В ссоре поколений виноваты «дети»
6. Выбор методики исследования
- 1.Мотивный анализ.
Это метод филологического анализа, основанный на
выделении мотивов (микротем) и изучающий функции
выявленных мотивов.
2.Сравнительный метод
Взгляд на литературное произведение как органическое
целое. Эпизоды воспринимаются не как сумма отдельных
элементов, а каждый из них реализуется лишь в
отношении к другим элементам и образует структуру всего
текста.
7. Отработка УУД
- Учащиеся работают в группах, у каждой группы
распечатанный эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и
дети», а также набор цветных маркеров, при помощи
которых визуализируются фрагменты текста.
- Развивать способность отрабатывать исследовательскую
позицию, самостоятельно формулировать гипотезы,
достигать цели в учебной деятельности.
8.
- Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он
ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что
с каждым днем оно будет становиться все больше и больше.
Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым
дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно
Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части ...
... вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным. Приезд Штольца в дом Обломова (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова “Обломов”) Анализ эпизода «Приезд Штольца в дом Обломова» из романа И.А. ...
прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно
радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их
кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости, а
тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная
тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над
ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий
осудил бы его. У него, у сорокачетырехлетнего человека,
агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные
слезы; это было во сто раз хуже виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в
дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так приветно
глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в
силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего
воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой… <…>
9. Учащиеся выделяют повторяющийся мотив одним цветом, что позволяет наглядно представить художественное пространство эпизода
- Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую
беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое
разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно
будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он,
бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам
молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и
свое слово в их кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости,
а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога,
все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он
узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его. У него,
у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались
слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в
это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него
всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с
темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою
грустию, с этою тревогой… <…>
10.
11. Выявляется причина
- Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую
беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно
сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым
днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть,
напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал
над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам
молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и
свое слово в их кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости,
а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная
тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним,
если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы
Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича
... глаз. Николай Кирсанов — человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие ... жить, ни во что не веря. Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор ...
его. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина,
навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже
виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в
это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него
всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с
темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою
грустию, с этою тревогой… <…>
12.
- Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые
он ясно сознал свое разъединение с сыном; он
предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться
все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,
зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к
разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда
ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.
13.
- Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые
он ясно сознал свое разъединение с сыном; он
предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться
все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,
зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к
разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда
ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. <…
> Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем,
14. Цветовое обозначение
В каком пространстве происходит действие.
- Что не пускало Николая Петровича в дом.
- Какое событие вызвало грусть.
- Как Николай Петрович пытается решить проблему
взаимоотношений
- А как молодое поколение.
средства художественной изобразительности
15. выводы
- Этот эпизод несет важную смысловую нагрузку в тексте: он
отражает причину, степень и последствия
разъединенности двух поколений. (Подтверждается
гипотеза №1)
- Причина- молодое поколение отвергает старшее
поколение и идет на конфликт. Молодое поколение не
ищет путей сближения (Опрвергается гипотеза №2)
- Старшее поколение ищет пути сближения (подтверждается
гипотиза №3)
- Степень – родной дом становится чужим.
- Последствия – разъединение близких людей.
16. Метод диагностики образовательного результата
- Учащиеся получают домашнее задание: по итогам
проделанной исследовательской работы, следуя ее
этапам, написать домашнюю письменную работу: «Анализ
эпизода»
- Критерии оценки работы:
- выделения мотивов,
- анализ микротем,
- определение места и роли эпизода,
- формулировка авторского замысла,
- Речевое оформление работы