Описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача — познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение — сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.

Работа с текстом

«Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня».

И.Б.Порто.

1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

(Зимние пейзажи Крымова).

(Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7 . Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова — живопись полутонов).

(Описание).

(В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.

Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие.

11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

15 стр., 7249 слов

Сочинения по картинам крымова

... художника Крымова, его удивительную способность заполнять полотно светом. Автор показал зрителю зрелищность зимних красот природы. Крымову удалось показать обыденную жизнь крестьян того времени. Картина необыкновенно правдива. Таково и сочинение ... Васнецова приступил к изучению живописи. Со временем картины Крымова приобретают материальные очертания. Мастерство художника отшлифовано, сила и красота ...

  1. Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).
  2. Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд. (Качественные : уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Относительные : зимних, провинциальногo. Притяжательные : крымовской). Прилагательных какого разряда больше? Почему?

    Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника — живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).

  3. Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором текста? (Причастие).

    Какова их роль в тексте? (Причастие обозначает временный признак по действию, именно оно позволяет воспроизвести грань между днем и вечером).

    Вспомните, какие виды причастий вам известны? Назовите суффиксы причастий.

    Выпишите причастия в два столбика (действительные и страдательные), разберите их по составу.

    Сформулируйте правило правописания Н и НН в суффиксах причастий.

  4. Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание приставки. (Прекрасно пре- = очень).
  5. Выпишите прилагательное неожиданными , объясните правописание приставки не-.

12. Особенности синтаксиса.

  1. Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?

    (Предложения с причастными оборотами, сложные предложения, предложения с однородными членами).

  2. Выпишите причастные обороты с определяемыми словами, сформулируйте правила постановки знаков препинания.

    (Пейзажей, созданных Крымовым в этот период; занесенные снегом домики; домики, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца).

  3. Зачитайте примеры сложных предложений.
  4. Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).
  5. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).
  6. Жанр текста.

    Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника).

  7. Обобщение.

    Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

Работа с картиной

(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку).

1. Рассматривание картины.

4 стр., 1940 слов

По картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс) описание

... имея своей армии, которая как правило верно и Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс) Юлий Клевер является известным художником пейзажистом конца 19 столетия. Имеются корни ... праздник красоты и восхваления природы. Облака вверху картины придают таинственность и загадочность всему пейзажу. Кажется, что человек, писавший эту картину, верит в чудеса. Заходящее солнце убаюкивает всю ...

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).

4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).

5. Работа с черновиком — создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:

Что с первого взгляда привлекает в картине?

Какие признаки наступающего вечера вы видите?

(Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).

7. Работа над черновиками по вариантам:

I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

II вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

III вариант: Опишите деревушку.

Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола…)

9. Палитра художника.

(Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой,

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

16 стр., 7587 слов

По картине крымова «зимний вечер» (6 класс)

... небо зеленоватое. Такой пейзаж мы обычно наблюдаем именно в январе. Краски картины холодные — художник таким образом передает январскую стужу. Короткое сочинение На картине ... деревья. Они четко прорисованы темными красками, так как еще не успели получить новые наряды. Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине ... Видно, что художник написал картину с большой любовью. Для 6 класса Эти бедные ...

10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

11. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», — говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

  1. Н.П.Крымов — художник-пейзажист.
  2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени).

  3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

  4. Палитра художника.
  5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Выбор жанра

Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе

Подведение итогов

«Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение…»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.